Льдинка (отрывок из рассказа). Динка прощается с детством

19.02.2024

Очень кратко Период первой мировой войны. Девочка помогает многим людям в селе и наказывает виновных в давних преступлениях. Из двух влюблённых в неё мальчиков она выбирает одного и сообщает маме о помолвке.

Прошло несколько лет с тех пор, как семья Арсеньевых переехала в Киев. За это время произошло много событий: умер Никич; арестовали Александра Дмитриевича, осудив его на десять лет одиночного заключения в Самаре с последующей пожизненной ссылкой; с началом Первой Мировой войны ушёл на фронт Василий, жених Мышки; вышла замуж за чуждого семье Арсеньевых человека и уехала на Дальний Восток Алина; закончив гимназию с золотой медалью, поступил в университет Лёня; после семи классов гимназии Мышка закончила курсы медсестёр и устроилась работать в военный госпиталь.

Перешедшая в восьмой класс Динка с Мышкой переезжают на полюбившийся семьёй Арсеньевых хуторок под Киевом. Пока девочкам предстоит жить одним: Марина уехала навестить мужа, а Лёне дали партийное поручение.

На хуторе с нетерпением ждёт свою городскую подружку Федорка. Люди в селе обеспокоены положением на фронте. Друг детства Федорки, Дмитро, пустил к себе жить одинокого солдата, потерявшего на фронте ногу. Федорка беспокоится, что солдат ведёт с Дмитро опасные разговоры о войне. Динка считает, что солдат говорит правильно: за чью землю кладут голову солдаты?

В лесу на месте старой корчмы стоит хата, в которой когда-то жил лесник со своей дочерью. Полученные за рубку леса деньги он готовил в приданое своей красавице дочке, которая вопреки воле отца вышла замуж за бедного сапожника Якова, игравшего на деревенских свадьбах на скрипке. Вскоре у молодых родился сын Йоська, и лесник завещал оставить деньги внуку на учение. Когда мальчику шёл четвёртый год, его мать умерла. Помешавшийся от горя Яков, играя на скрипке, часто переходил на грустные мелодии или на свой любимый вальс «На сопках Манчьжурии». За это люди стали звать его «малахольным» и часто выгоняли с праздника за неподходящую музыку.

Однажды Динка, попав с Федоркой на деревенскую свадьбу, услышала игру музыканта, возле которого стоял испуганный Йоська. Неожиданно музыкант перешёл с весёлой музыки на жалобную, гости закричали, а ребёнок, плача, стал просить отца, чтоб он «грал весёлую, бо выгонят». У девочки сжалось сердце. Она возмущённо выговаривала подруге, что у Якова огромный талант, как люди смеют его оскорблять, видя его горе и плачущего мальчика?

Динка узнаёт страшную весть: осенью скрипача убили. Первые богатеи села, братья Матюшкины, узнав, что у Якова есть деньги, оставленные дедом Йоське, зарубили музыканта топором. К тому времени Яков нанял сыну студента-репетитора, живущего неподалёку. Когда мальчик вернулся домой с занятий, он нашёл умирающего отца, который рассказал ему, кто убийцы. Студент заявил в полицию, но вскоре его нашли мёртвым в лесу. Убийц не нашли, так как Матюшкины подкупили полицию. Йоську деревенские бабы отвезли в город к тётке Якова, которая вскоре умерла. Где Йоська теперь - никто не знает. Ходят слухи, что он бегает с босяками на базаре. В лес теперь тоже никто не ездит: там ровно в полночь скрипка играет любимый вальс убитого.

Приехав осенью на хутор, Леня с Василием узнали о страшной новости, но домашним решили её не сообщать.

Динка не верит в суеверия и идёт в лес, к хате Якова. В разгромленном домике она видит портрет матери Йоськи. На нём девочка клянётся найти сына умершей.

Федорка рассказывает Динке о своём горе: к ней сватается богатый вдовец, и мать заставляет её выйти за него замуж, хотя она любит Дмитро. Динка обещает помочь подруге отвадить жениха.

Хозяин экономии, возле которой расположен хутор, пан, приветливо здоровается с Динкой. Увидев, что она ездит на лошади без седла, он предлагает ей дамское седло и уроки верховой езды, от которых Динка отказывается.

Девочка узнаёт его историю. Молодой красивый юноша был охоч до деревенских девушек. Он часто устраивал в экономии гулянья, а понравившуюся девицу увозил на несколько дней, одаривая её после этого хорошими подарками и справляя ей свадьбу. Но однажды пан привёл к себе в усадьбу деревенскую девушку, певшую, как соловей. Он собирался увезти её за границу, чтоб учить музыке. Пан уехал в город за билетами и паспортами, а управляющий имения, его молочный брат, которого ненавидит вся деревня, сказал девушке, чтоб убиралась домой, так как пан женится и приедет с молодой женой. Девушка в отчаянии прибежала к матери, но та решила, что, скорей всего, это правда: не ровня бедная холопка пану. С горя девушка утопилась. Ефим, работавший тогда у пана, слышал разговор управляющего и утопленницы и рассказал пану правду, но негодяй над гробом девушки поклялся, что это ложь. Пан, который верил молочному брату как самому себе, выгнал Ефима с работы. С тех пор все гулянья прекратились, а пан так и не женился.

На одном из городских базаров Динка знакомится с главарём босяков Цыганом. Подросток сообщает ей, что Йоську убили. Девочка обижается на Василия с Лёней, которые не рассказали ей об убийстве. Лёня теперь уже не тот, что был раньше. Он стал взрослым и смотрит на Динку как на ребёнка. Мышка тоже часто становится на сторону взрослых. У девочки остаётся один друг - сосед Андрей.

Динка хочет узнать, что за таинственная скрипка играет в хате Якова. Ночью она отправляется в лес. В полночь раздаётся мелодия знакомого вальса, но Динка чувствует, что это играет не Яков. Догадавшись, что его мотивы мог знать только Йоська, она вбегает в хату, но ей на голову падает кирпич.

Очнувшись, Динка видит рядом с собой Цыгана, Йоську и давно знакомого босяка по кличке Ухо, которого она когда-то спасла от торговок. Поняв, что Динка им друг, Цыган предупреждает её, чтоб никому не говорила о них, и дети решают вместе отомстить Матюшкиным.

В одно утро возвращается из поездки Лёня и приезжает Андрей. Динка рассказывает Андрею про Йоську. Тот обещает Динке помощь и уезжает, не попрощавшись. Лёня недоволен - он хотел узнать, что происходит на заводе «Арсенал», где работают Андрей и его отец, связанный с Мариной революционной работой.

Расстроенная Мышка заводит разговор о матери. С тех пор, как она уехала, нет никаких известий. Динка вспоминает, что сегодня Федорку выдают замуж, и убегает выручать подругу.

Динка пытается убедить жениха, что Федорка ему не пара, но видя, что он настроен агрессивно, выливает на него горшок сметаны. Перепуганную Федорку Динка прячет на хуторе, а пришедшей матери Федорки рассказывает, что её дочь от отчаяния пыталась покончить с собой. Появившийся неожиданно Дмитро заявляет, что договорился с попом, и их с Федоркой обвенчают, несмотря на протест родителей невесты. Мать девушки смиряется, видя дочь счастливой.

Мышка возмущена, что сестра думает обо всём, кроме семьи. Также она недовольна, что Андрей, взрослый серьёзный человек, бросается выполнять любой её каприз. Динка обижается: Андрей - единственный человек, которому она может довериться. Она вспоминает, как когда-то на ярмарке она загляделась на молодую цыганку и решила научиться так танцевать. Всю ночь она провела в цыганском шатре, а Андрей всё время был рядом. Тем временем переполошившиеся домашние заявили в полицию о пропаже детей и всю ночь бегали по ярмарочной площади. Дома Динку напоили горячим чаем и уложили в постель, а ничего не сказавшего Андрея отец сильно избил.

От Марины приходит долгожданное письмо, в котором она сообщает о болезни отца. Марина добивается, чтоб его перевели в тюремную больницу.

Лёня недоволен дружбой Андрея с Динкой. Недоумевающей Динке Лёня напоминает, как однажды она приревновала его к девушке, приносившей им домой запрещённую литературу, и выгнала её. Тогда Лёня сказал Динке, что ему нужна только она. Узнав про Йоську, Лёня приходит в ужас и обещает Динке свою помощь.

Динка в тяжком раздумье: она любит Лёню, но не может предать Андрея. Федорка советует подруге выбрать одного.

Пан решает продать своих коров. Деревенская беднота хочет купить их в складчину, но управляющий не желает их слушать, он собирается продать коров кулакам. Ефим просит Динку поговорить с паном, так как его он слушать не станет.

Пан любезно принимает Динку, но продажей коров занимается его управляющий. Возмущённая Динка говорит пану, что управляющий - убийца, правду знает всё село и мать несчастной. Искренне любивший девушку пан до сих пор не может успокоиться. Он вызывает к себе Ефима, едет к матери утопленницы и выгоняет управляющего, который теперь будет жить с Матюшкиными, братьями его жены.

Пан отказывает кулакам и продаёт коров крестьянам. Он уезжает за границу, перед отъездом подарив Динке дамское седло. Рассерженным Матюшкиным Динка указывает на играющую в лесу скрипку.

Приехавшему Андрею Динка сообщает, что любит Лёню, и они больше не могут встречаться. Андрей уходит, но обещает вернуться, если она его позовёт. Чтобы успокоить расстроенную Динку, Лёня предлагает навестить Йоську.

Мальчики радостно встречают гостей. Лёню интересует, не воруют ли они. Цыган рассказывает, что живут они честно, работая на погрузке. Подобранный ими на базаре Йоська привёл их в подвал разрушенной хаты и взял слово не воровать, предлагая деньги, оставленные ему дедом. Зимой они переедут в город к матери убитого студента, которая относится к ним как к родным. Цыган просит сохранить их тайну, и предлагает помощь, если нужно кого-то спрятать.

Вернувшаяся Марина привозит с собой запрещённую литературу. Она сообщает, что получила письмо от Алины, которая ушла от недостойного человека. Динка с Лёней торжественно объявляют ей о своей помолвке.

Озлобленные кулаки забирают у крестьян купленную корову. Вступившегося солдата, который живёт у Дмитро, они везут в полицию, как бунтаря, поднимающего народ против правительства. Крестьяне отбивают солдата, и Арсеньевы прячут его на хуторе.

Арсеньевы ждут приезда железнодорожника, который должен привезти типографский шрифт для выпуска газеты. Лёня уезжает по поручению партии. Провожающая его на станции Динка замечает, как с поезда сходит человек и встречается с местным полицейским. Послав приехавшего железнодорожника на хутор, Динка пытается задержать шпика, притворившись, что приняла его за родственника, которого давно ждала.

За происходящим наблюдают Цыган и Ухо. Следя за шпиком, они узнают, что на хуторе намечается обыск. Предупреждённые Арсеньевы отправляют солдата и железнодорожника с запрещённой литературой в лес. Ефим наконец-то узнаёт тайну играющей скрипки. Солдат, подружившись с ребятами, остаётся с ними.

Обыск не даёт ожидаемых результатов. Так как неприкосновенность хутора нарушена, Арсеньевы решают вернуться домой. Перед отъездом Динка с Цыганом обдумывают месть Матюшкиным. Переодевшись в саван, Динка стучит в окно убийц, предупреждая о расплате. Вдали слышатся звуки скрипки. Перепуганные Матюшкины зовут священника освятить хату, к которой сбежались всполошившиеся люди. Динка чувствует свою вину, ведь люди так суеверны. Она клянётся, что это было последнее её озорство, и прощается с детством.

В поезде Динка думает о том, что во дворе городской квартиры она может нечаянно встретить Андрея.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МАОУ СШ №4 г. БорИсследовательская работа по литературе на тему:«Способы создания портрета главного героя в повести В. Осеевой «Динка».Выполнила:ученица 6Б классаСоколова МаринаРуководитель:Медведева А.А.2016г. ВведениеНа уроках литературы в 6 классе мы должны научиться анализировать произведения художественной литературы: определять тему произведения и вычленять авторский замысел, прослеживать сюжет и композицию, давать характеристику героям, находить изобразительно-художественные средства, используемые автором. Так как любое художественное произведение может помочь нам, читателям, научиться качествам, необходимым в жизни, или, наоборот, поможет избежать неправильных поступков, а может просто быть полезным с точки зрения исторической информации, мы должны уже сейчас работать с книгой внимательно и осознанно, накапливая читательский опыт - в этом заключается актуальность моего исследования. Осмысленное чтение литературы – залог успешного образования и воспитания, это относится как к программным произведениям, так и к внеклассному чтению.Объектом моего исследования я выбрала полюбившееся мне произведение Валентины Осеевой «Динка». Главной героиней произведения является девочка по имени Динка, именно о ее судьбе рассказывает автор.Для того, чтобы лучше понять, почему при чтении так хочется сопереживать главному герою, я решила сделать предметом своего исследования портретные характеристики главного героя. Следовательно, тема моего исследования звучит, как «Портретные характеристики главного героя повести В. Осеевой «Динка». Портрет героя является важной составляющей анализа произведения, так как через него мы можем понять характер героя, его внутреннее состояние в определенный промежуток времени и то, что хотел донести автор до читателя.Цель работы- рассмотреть, с помощью каких приёмов автор создает портретные характеристики главного героя. Об автореВалентина Александровна Осеева-Хмелёва (1902-1969) - советская детская писательница. В 1940 году вышла первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», 3 части (1947-1951)В 1959 году вышла повесть «Динка», а чуть позднее «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни. ДинкаДинка – главная героиня повести «Динка», автором которой является Валентина Осеева. Полное имя Динки – Надежда Александровна Арсеньева. В первой части книги Динка представлена как восьмилетняя девочка с крепкими загорелыми руками и ногами, темными кольцами жестких, кудрявых волос и синими глазами. Она всегда ходит босиком, считая, что обувь тянет ее книзу. Динка долго помнит обиды, частопо пустякам ссорится со своей тетей Катей. Семья Динки состоит из мамы,тети Кати – младшей маминой сестры, дедушки Никича, кухарки Лины, старшей сестры Алины, Мышки (на самом деле, ее имя – Анжела), и самой Динки. У Динки трудный характер – она упряма и нетерпелива, но настойчива и упорна в достижении поставленных целей. Девочка не боится трудностей. В свои восемь лет она часто гуляла далеко от дома, несколько раз приходила домой с синяками и разбитым носом. Однажды чуть не утонула на Волге, но ее вовремя спас мальчик по имени Ленька. Это послужило началу их дружбы, более того – Ленька уехал с семьей Арсеньевых на Украину и стал названным братом Динки, Мышки и Алины, хотя так и остался Леонидом Славяновым, не приняв новую фамилию. Динка и мышка. Сравнение двух сестерМышка (настоящее имя - Анжела) старше Динки на полтора года, но выглядит очень хрупкой. Мышка худенькая, с бледным лицом, серыми глазами и прямыми белыми волосами. Она уступчива и послушна, очень любит читать. Углубившись в чтение, она забывает обо всем на свете, не видит никого из окружающих. У Мышки нет слуха, она не попадает в такт музыке, когда танцует. С гостями девочка держится вежливо, старается всегда отвечать на вопросы. Мышка всегда спит с полузакрытыми глазами и очень мало ест. Никогда не ссорится с тетей Катей, потому что та считает ее самой послушной из девочек. Мышка предпочитает книги игрушкам и сладостям. Динка младше Мышки, но крепче и сильнее. Глаза у нее ярко-синие, сама Динка загорелая и вредная. Часто спорит с сестрами и с тетей, но не с мамой, потому что уважает ее больше остальных. Читать Динка не любит, но любит, когда ей читают книги с хорошим концом. Динку сложно разбудить, она спит «богатырским» сном, и много ест. Больше всех девочку любят мама и кухарка Лина. Динка любит гулять, сбросив дома сандалии, часто бегает на Волгу, и помогает черным ужам добраться до воды. Ее жизнь полна приключений, больше всего она ненавидит сидеть дома, сложа руки. Какой видят динку другие герои повестиМама Динки считает, что девочка много фантазирует и часто делает все наперекор. Но она очень любит дочь, и верит, что та исправится. Но тетя Катя не согласна с сестрой, она думает, что девочка не фантазирует, а лжет, и нарочно делает не так, как нужно. «Ее просто нужно чаще наказывать», - говорит она. Старшая сестра Алина замечает, что Динка часто делает ошибки, когда что-то пишет, и старается мягко указать ей на это. Алина держится, как взрослая, проводит с младшими сестрами диктанты, чтения и воскресные вечера, где каждый должен рассказать стихотворение. Мышка жалеет сестру, даже когда та злится. Она старается всегда угодить Динке, и думает, что когда сестренка злится и огрызается, в душе она становится несчастной и обиженной. Кухарка Лина очень любит Динку, и всегда защищает ее, даже если та не права. Для каждой шалости девочки она находит оправдание.Дедушка Никич считает, что Динка непослушна и болтлива, но настойчива и трудолюбива. Я же вижу Динку жизнерадостной и немного капризной, но веселой девочкой. Способы создания портретаМы знаем, что создать героев не так-то просто. Мало описать внешность человека, нужно выбрать способы, которые помогут читателю увидеть и понять внутренний мир героя.Для начала разберемся, из чего создается сам образ персонажа. Персонаж создается из нескольких составляющих:1. Портрет;2. Поступки;3. Индивидуализация речи;4. Биография героя;5. Авторская характеристика;6. Характеристика героя другими действующими лицами;7. Мировоззрение героя;8. Привычки, манеры;9. Отношение героя к природе;10. Средства психологического анализа;11. Говорящее имя\фамилия;12. Вещная характеристика. Мы начнем с портрета. Портрет - изображение внешности героя. Через портрет автор часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. ВыводЯ изучила способы создания портрета главного героя. Через подробное изучение создания портрета главного героя я увидела то, что хотел донести до меня автор и рассмотрела, с помощью каких приёмов автор создает портретные характеристики главного героя. В произведении Осеевой «Динка» автор создает портрет главного героя с помощью: авторского описания, сравнения с другими героями, характеристики героя другими действующими лицами, привычек и манер, и индивидуализации речи. Так как любое художественное произведение может помочь нам, читателям, научиться качествам, необходимым в жизни, мы должны уже сейчас работать с книгой внимательно и осознанно, накапливая читательский опыт - в этом заключалась актуальность моего исследования. Это произведение научило меня таким качествам, как жизнерадостность и свободолюбие. Спасибо за внимание!!!


Приложенные файлы

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшаяДинка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. (По В.А. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» .

Комментарий к цитате. Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. С их помощью пишущий показывает читателю значимость обособленных и уточняющих членов предложения, вводных слов, обращений и междометий.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: .

15.2

«Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл» . В.А. Осеева в тексте показывает силу настоящего искусства. Настоящее искусство способно передать душевное состояние людей, их чувства, эмоции, и помогает человеку отвлечься от проблем. Искусство преображает людей.

Аргумент 1

Портрет, на котором молодая женщина изображена как живая. Глаза (предл…)

Аргумент 2

Когда Яков заиграл на скрипке, Динка увидела, как он изменился, стал улыбаться. Портрет тоже изменился. Тревожная атмосфера в комнате изчезла, поэтому страх Динки прошел. (24-26)

Вывод:

Искусство может изменить человека, раскрыть его душевные качества. Поможет пережить трудные моменты в жизни.

2 вариант

1. Введение.

«Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл». Смысл финала текста я понимаю следующим образом. Порой, настоящее искусство заставляет растаять чувства, спрятанные в глубине души. Музыка всегда была надёжной опорой для человека. Так и в произведении Осеевой Валентины, мелодия скрипки помогла девушке, главной героине, почувствовать себя уверенно и понять, что страх исчезает. В доказательство своих слов мне хотелось бы привести аргументы из текста.

2. Аргументы.

  1. 1) Бывает такое, что нас может поразить совсем неживой предмет с живыми сердцем и душой. В такие моменты мы останавливаемся около него, будто онемевшие от какого-то чуда, и уже не можем оторвать глаза. Динка была поражена портретом Катри, словно ожившим на ее глазах (предложения 8-14)
  2. 2) Музыка скрипки душевно расположила хозяев дома и гостью. Помогла им разрушить тревожную атмосферу в комнате. Изменилось душевное состояние Якова, и Динка перестала испытывать страх (предложения 7, 15, 16, 24-26)

3. Вывод.

Настоящее искусство способно поменять мнение человека, окунуть его в события прошлого, показать реальность, предложить развитие будущего. Музыка помогает человеку ощутить разные эмоции и боль разочарования, и радость победы. Не зря с древних времён люди начали воспроизводить звуки, которые с течением времени преобразовались в произведения искусства.

15.3Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство».

Валентина ОСЕЕВА. Динка

[отрывок]

Хорошие и плохие концы книг

Окончив занятия с Никичем, Динка наскоро позавтракала и пошла в комнату. Она вспомнила, что обещала Леньке поискать «Пещеру Лихтвейса».
«Надо посмотреть в той пачке, что привезла мама», – думает она.
Книжки, аккуратно сложенные, лежат на этажерке около пианино. В комнате никого нет.
Динка усаживается на полу около этажерки и кладет на колени несколько книжек.
–«Толстой, – читает она. – «Бог правду видит, да не скоро скажет». Интересно, про что это? Заглянуть или не заглянуть? Может, лучше не надо…
Динка смотрит на книжку боязливо и недоверчиво. Кто знает, какая это книга… Может, у нее плохой конец и все герои умирают или еще что-нибудь с ними случается. Тогда будешь долго ходить как потерянная и все будешь думать, думать, а помочь все равно ничем нельзя.
Динка осторожно листает страницы – первую… последнюю… «Наверное, с плохим концом, – думает она, – лучше не читать…»
У девочки много неприятностей из-за таких книг.
Один раз, когда она была еще маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала ее детям. Все плакали. Динка тоже плакала. Сначала тихо, а потом, когда умерла Ева, она вскочила, затопала ногами и хотела разорвать книгу. Алина и Мышка изо всех сил пытались успокоить ее, мать гладила ее по голове и говорила, что всем жалко добрую девочку Еву и все плачут над ней, горе часто выражается слезами, но зачем же так злиться и рвать книгу? Чем виновата сама книга?
Динку с трудом уложили спать в тот вечер и по секрету от нее договорились завтра, во время чтения, отправить ее с Линой на прогулку. Но вышло иначе. Утром Динка забралась к матери в комнату, вытащила оттуда злополучную книгу и убежала с ней в дальний угол двора. Там она бросила книгу на землю и, топча ее ногами, в ярости кричала:
«Вот тебе! Вот тебе за Еву!»
Арсеньевы жили тогда в городе, и на дворе было много детей. Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом:
«Тетенька! Динка книжку бьет! Ужасти, как она ее треплет!»
Матери дома не было. Катя и Лина выбежали во двор. Книга с растерзанными страницами валялась на земле, а Динка, низко опустив голову, сидела с ней рядом. Вокруг, молчаливые и испуганные, стояли ребятишки со двора. Катя молча собрала разбросанные страницы и крепко взяла Динку за руку:
«Пойдем!»
Но Динка не шевельнулась. Тогда Лина, онемевшая от удивления, вдруг пришла в себя и разразилась громкими упреками:
«Да что же это ты содеяла здесь, страмница эдакая, а? Ведь книга-то не своя, а на время даденная! Это какие же деньги матери теперь платить за такую книжищу, а? Ох, ты ж бессовестное дитё! Нет, чтобы какую махонькую книжонку взять, дак она эдакую библию, прости господи, стащила!»
«Пойдем!» – сердито повторила тетка и дернула Динку за руку.
Маленькая детская рука беззащитно натянулась, но Динка не встала. Жалкая фигурка ее не выражала никаких желаний, не было в ней и сопротивления.
«Ах ты Мазепа, Мазепа…» – укоряла Лина.
Из кучки ребят выдвинулся слюнявый Егорка и, вынув изо рта пальцы, важно пояснил:
«Она тую книгу ногами топтала».
Машутка, подскочив сзади, дала ему крепкий подзатыльник;
«А ты молчи, черт!»
«Пойдем домой, Дина!» – уже мягче сказала Катя. Девочка подняла голову и посмотрела на нее пустыми, словно выцветшими глазами, потом повернула голову к Лине. Липа не вынесла ее взгляда:
«Крохотка ты моя! Ведь сама не своя стала! Иди ко мне, дитятко ты мое выхоженное!»
Лина схватила девочку на руки и, вытирая своим передником грязные щеки Динки, быстрыми шагами пошла с ней к дому.
«Да провались она пропадом, книга эта самая! Своими деньгами не поскуплюсь, а мытарить ребенка не дам! Бумага – она и есть бумага, а дитё напугать недолго, – бормотала она на ходу, чувствуя себя единственной защитницей Динки. Теплые руки девочки, доверчиво обнимавшие ее шею, усиливали это материнское чувство. – Таскают в дом всякую баламутку, а ребенок отвечай! – ворчала Лина и, прижимая к себе девочку, переходила на тихое воркованье. – Глазочек ты мой синенький, былиночка моя! Да мы их всех с энтой книгой!.
Не бойся, не бойся! А Лина сейчас кисельку сладенького дасть! Хошь кисельку-то?»
«Не-ет», – капризно тянула Динка.
«А чего хошь? Изюмцу коль дам?»
«Я спать хочу. У меня голова болит…» – заплакала Динка.
Тетка шла сзади, вглядываясь в лежащую на плече Лины знакомую вихрастую голову Динки, и на душе у нее было тревожно. Она понимала, что поступок с книгой – это не обычный каприз и не баловство.
«Это такой характер, упрямый, настойчивый… Вот разозлилась на книгу и порвала ее! Ну что я могу сделать? Наказать? Но она и так наказана – ревет, и голова у нее болит», – думала Катя, испуганная и озадаченная поступком Динки.
«Уложи ее спать», – сказала она Лине, так и не решив, как надо поступить с провинившейся девочкой.
Динка охотно легла в постель и заснула крепким сном здорового ребенка. Но, по мере того как она спала, в Кате росло раздражение:
«Безобразие! Устроила такую пакость и спит как ни в чем не бывало!»
Сестру она встретила выговором:
«Не знаю, о чем ты думаешь, Марина, таская из библиотеки эти книги! Можно потерять голову с твоими ангелочками!
Вот, полюбуйся!» – Она бросила на стол разбухшую и растрепанную книгу.
Вечером, когда дети заснули, сестры допоздна обсуждали этот случай.
«Да, я, кажется, сделала большую глупость… Она еще слишком мала для такой грустной книги», – каялась мать.
«Но зачем же вообще читать такие книги, даже и старшим детям? Зачем это нужно, чтоб они сидели перед тобой и плакали? Почему не читать им сказки, какие-нибудь веселые стихи, наконец…» – волновалась младшая сестра.
«Подожди… Я читаю и сказки и стихи, – нетерпеливо прервала ее Марина. – Но этого мало. Они должны знать, что в жизни бывает много горя и несправедливостей. И если они плачут, так что хорошие слезы. Значит, они понимают, жалеют, они будут бороться против этих несправедливостей Я же воспитываю их, Катя, на этих книгах!»
«Воспитываешь? – Катя насмешливо улыбнулась и подвинула к сестре растрепанную книгу. – Вот, пожалуйста, наглядный результат твоего воспитания!»
«Ну, это Динка… – улыбнулась Марина. – Она еще мала». «Мала? Ну, знаешь… Будь это мой ребенок, так я бы как взяла ремень да вздула ее один раз…»
Щеки Марины вспыхивают ярким румянцем. «Конечно, тебе, видно, кажется идеалом воспитания плетка нашей мачехи, – горько напоминает сестра, – а я вот даже кричать на ребенка не могу, я не могу и не хочу видеть испуганные лица, я не хочу, чтобы меня боялись! Они должны бояться не меня, а своих поступков, которые могут оттолкнуть меня от них… И зачем ты врешь. Катя, что ты будешь бить своего ребенка? Ты и пальцем не тронешь его, потому что тебе всю жизнь помнятся мачехины побои. Нет! Ты не будешь бить, но ты вырастишь его таким эгоистом, Катя…»
«Ну конечно, я выращу эгоистов, а ты замечательных людей! Ну, не будем спорить! Давай лучше подумаем о Дине… Что это за поступок, по-твоему? Озорство, шалость, просто желание побезобразничать?»
Катя выжидающе смотрит на сестру. Марина задумчиво качает головой:
«Нет, Катя, это не шалость. Это отчаяние! Динка еще не умеет владеть своими чувствами. Она не хочет примириться со смертью Евы! Она протестует, кричит, топает ногами, но Ева все-таки умирает! И Динка набрасывается на книгу. Она считает ее виновной в этом плохом конце…» – медленно, словно думая вслух, разбирает поступок Динки мать.
Но Катя не верит. Она считает сестру безнадежной фантазеркой.
«Ну предположим, – говорит она. – Но в этом «отчаянии» Динка порвала книгу. Так, может, все-таки надо наказать ее?»
«Да она сама себя накажет. Я объясню ей, что она не умеет слушать, кричит, рвет книги – значит, ее нельзя пускать на чтения. Вот и все! Она прекрасно поймет…»
«Значит, она на твоих чтениях больше не будет?» – настойчиво переспросила Катя.
«Пока не будет». «Как это "пока"?»
«Ну, пока не научится владеть собой», – спокойно пояснила старшая сестра.
«Ну, посмотрим! В общем, я думаю, это ненадолго, она найдет какой-нибудь выход…» – насмешливо улыбнулась Катя.
На другой день Марина объяснила Динке, почему она не должна больше приходить на чтения. Беседа была тихая, спокойная; растрепанная книга лежала тут же, и Динка помогала матери собирать и подклеивать страницы.
«А теперь иди, – сказала ей мать, когда страницы были подобраны. – Мы будем читать».
Динка ушла, но потом вернулась и стала около двери. Она не рвалась в комнату, не просила, не плакала. Но с тех пор как только Алина и Мышка усаживались около матери, Динка усаживалась за дверью и, приоткрыв щелочку, жадно ловила мамин голос.
Когда в комнате раздавался смех, она тоже тихонько смеялась, а когда Мышка начинала шмыгать носом, девочка отходила подальше. Потом снова возвращалась и, приоткрыв щелку, испытующе смотрела на лица. Иногда, забывшись, она просовывала в дверь свою лохматую голову и, стоя в таком неудобном положении, слушала.
«Мама, она мешает!» – недовольно говорила Алина. «Пустим ее», – просила Мышка. «Рано еще», – вздыхала мать.
Один раз мать читала очень грустную повесть о мальчике, которого отдали из приюта в деревню к очень злой женщине. Динка сидела на порожке и слушала. Она сидела тихо, размазывая на щеках слезы, и только в самых грустных местах повести молча ударяла себя кулачком в грудь.
«Пустим ее…» – как всегда, попросила Мышка.
«Попробуем… Диночка, ты уже научилась хорошо слушать?» – опросила мама.
«Научилась, – серьезно ответила Динка. – Но только мне лучше сидеть на порожке, потому что я иногда ухожу за дверь и что-нибудь меняю». «Как это?» – удивилась мать.
«Ну, просто я сама все меняю… Плохие у меня сразу умирают, а хорошие ходят гулять и все самое вкусное едят, и я там с ними… мед-пиво пью, по усам течет», – задумчиво сказала Динка.
«Но ведь ты плакала сейчас, – напомнила мать. Она была совершенно озадачена тем «выходом», который нашла для себя Динка. – Почему же ты плакала?»
Динка вздохнула:
«Я не успела переменить, он уже умер».
Видимо, придуманные ею самой «хорошие концы» все же не удовлетворяли ее, она предпочитала, чтобы это сделал сам автор книги, и, если бывало, что все кончалось хорошо, она хватала у матери книжку и, прыгая с ней по комнате, кричала:
«Мед-пиво пьем! Мед-пиво пьем!»
С тех пор как только Динка во время чтения, поднималась и уходила за дверь, Мышка тихо говорила:
«Пошла уже… варить мед-пиво…»

***

Солнце золотило склоненную голову Динки. Вокруг нее на полу в беспорядке валялись книги.
«Пещера Лихтвейса… Пещера Лихтвейса…» – тихо повторяла про себя Динка. Ей очень хотелось принести Леньке эту книгу. Но «пещера» не попадалась. Взамен нее внимание девочки приковывали другие книги, с интересными названиями.
Но кто знает, какие это книги? Например, «Гуттаперчевый мальчик»?..
Динка долго держала в руках эту книжку, ощущая тянущее беспокойство за судьбу «гуттаперчевого мальчика», потом, отложив ее в сторону, снова занялась поисками «Пещеры Лихтвейса». Но в это время в комнату вошла Мышка.
– Что это ты роешься тут? – с испугом спросила она. – Разве можно класть книги на пол? И руки у тебя, верно, грязные…
Динка показала руки. Мышка придирчиво и обиженно ткнула пальцем в темное пятно на ее ладони:
– А вот, вот!..
– Это ничего! Это сухая грязь… Не толкайся… Это же просто пыль, пыль! – защищаясь, кричала Динка. – Отстань от меня, какая… Гогша!
Динка не могла простить сестре ее дружбу с Тогой и, сердясь на нее, называла ее «Гогшей».
Но, когда дело касалось книг. Мышка становилась яростной.
– Ну и пускай я буду Гогша! А ты уходи! Не трогай!
Разбросала все! Зачем сама полезла? Лучше мне сказала бы! – чуть не плача, кричала она.
– Ну, дай сама! – не желая с ней ссориться, согласилась Динка. – Мне нужно «Пещеру Лихгвейса», – с трудом выговорила она.
Мышка сразу насторожилась.
– Я не знаю такой книги, – с удивлением сказала она.
– Ну, тогда, может, она на чердаке есть, в папиных книгах? – спросила Динка.
– Нет… Я там все знаю. Там уже я только одного Фореля не читала да еще всякие инженерные книги, а то все… – в недоумении протянула Мышка и, сморщив лоб, переспросила: – Как называется? Какая пещера?
– «Пещера Лихтвейса», выпуск пять копеек, – пояснила по складам Динка.
– Выпуск пять копеек? Ой, подожди… Я один раз купила такую книжку. Это, может быть, Нат Пинкертон? – озабоченно спросила Мышка.
– Нет, я же тебе говорю: «Пещера Лихтвейса». Но если у тебя ее нет, так давай хоть Нат Пинкертона! – соглашается Динка и, чтоб вызвать сочувствие сестры, добавляет: – Это для одной сироты!
– Да у меня давно уже нет этой книжки, я ее сейчас же выбросила. Мама сказала, что такую гадость противно взять в руки!
– Да, мне тоже не очень понравилось. Там все какое-то ненастоящее… Но этот мальчик хочет все-таки почитать!
– Не надо! Я лучше дам ему другую книжку, настоящую. Я поищу что-нибудь хорошее, – пообещала Мышка.

Прочитала впервые эту книгу еще в детстве и перечитывала многократно, никогда не надоедало, хотя уже прекрасно знала, что же произойдет дальше – образы были настолько живыми, вызывающими сочувствие и симпатию, что хотелось возвращаться к этим героям снова и снова…

Действие повести разыгрывается еще до Октябрьской революции. Семья революционера Арсеньева, вынужденного постоянно скрываться и менять место жительства, живет на даче, мать – Марина – каждое утро уезжает в город на службу, а на попечении ее младшей сестры Кати остаются три девчонки: Алина, Мышка (это прозвище дано средней из сестер за ее тихий и робкий характер) и, наконец, сорвиголова Динка, с которой у Кати сплошная головная боль. Эту девочку невозможно удержать дома, она все время убегает и возвращается с разбитыми коленками, Динка постоянно с кем-нибудь дерется, доказывая свою правоту.

Случается так, что после одного из конфликтов со своими обидчиками неугомонная девчонка едва не тонет, ее спасает сирота Ленька, живущий у своего хозяина – владельца баржи, который просто истязает мальчишку. С этого момента у Динки появляется надежный друг и защитник, который в то же время раскрывает домашней девочке глаза на жизнь простых, бедных людей, которым нередко не на что даже хлеба купить. Ленька во многом сдерживает Динкино стремление сразу кидаться в драку, она набирается у товарища некоторой житейской мудрости, одновременно и Динка рассказывает Леньке о том, что читала и слышала в своей семье и о чем неграмотный мальчик не имеет понятия.

Прекрасная книга, одна из наиболее запомнившихся из детства. Я их всех так полюбила – и Динку, и Леньку, и мудрую и мужественную Марину, и тихоню Мышку, эта история осталась со мной на всю жизнь.

Видео обзор

Все(5)
Динка

Похожие статьи