Фундаментальные потребности (По Вирджинии Хендерсон). Основные потребности человека 14 основных потребностей пациента модель хендерсон

25.01.2024

Понятие модели сестринского дела

Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.
Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.
На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.
В каждой модели по разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода.
Модели сестринского ухода называют концептуальными поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.

Велико значение теории сестринского дела для научной, образовательной и практической деятельности,
В основе теории сестринского дела лежат основополагающие понятия, которые определяют сущность сестринской практики. К ним относятся:
пациент как один из объектов деятельности сестринского персонала;
источник проблем пациента;
направленность сестринского вмешательства;
цель ухода;
способы сестринского вмешательства;
роль сестры;
оценка качества и результатов ухода.
Каждое из этих понятий представлено и описано в работах теоретиков сестринского дела, и хотя эти понятия присутствуют во всех теориях сестринского дела, их толкование и способы взаимодействия между собой существенно различаются.
Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.
Сегодня не существует единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей.
В связи с вышеизложенным предлагаем обзор некоторых моделей сестринского дела.

Модель В.Хендерсон

Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В.Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Таблица 3.6-6

Продолжение таблицы 3.6-6

Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере:

Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении, в течении трех дней у него нарушен сон.
При первичной оценке состояния пациента, медицинская сестра должна выяснить причину нарушения сна (неудобная постель, непроветриваемое помещение, храп соседа по палате, беспокойство перед обследованием или операцией).
Планирование ухода за пациентом предусматривает; обучение упражнениям по расслаблению, проветривание помещения перед сном, прогулки перед сном, перевод пациента в другую палату.
Сестринское вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости насколько это возможно

Модель Д. Орем

Модель предложенная Доротеей Орэм в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.
Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников.
Таблица 3.6-5

Продолжение таблицы 3.6-5

Применение модели Д.Орем в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере:

Пациент находится на лечении в травматологическом отделении с диагнозом перелом костей левой голени, пациенту наложен гипс.
При первичном обследовании пациента медицинская сестра может предположить, что пациент не в состоянии сразу передвигаться на костылях без посторонней помощи.
В данном случае, имеется нарушение равновесия между некоторыми универсальными потребностями пациента и его возможностями осуществлять самоуход (активно двигаться, посещать туалет, принимать душ), то есть пациент нуждается в посторонней помощи.
Планирование сестринского ухода будет в рамках частично компенсирующей и обучающей систем. Пациент сможет самостоятельно удовлетворить универсальные потребности в воздухе, пище, жидкости, но он нуждается в помощи при передвижении для удовлетворения других универсальных потребностей. Медицинская сестра планирует обучение пациента безопасным навыкам передвижения, чтобы предупредить риск повторной травмы.
Сестринское вмешательство направлено на восстановление равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Медицинская сестра частично помогает одеваться и раздеваться пациенту, одновременно она обучает его безопасному перемещению на костылях, а также новым умениям и навыкам, позволяющим со временем одеваться и перемещаться самостоятельно.

Модель М. Ален

Модель Мойры.Аллен в настоящее время считается основной теоретической моделью, которая названа по имени автора. Она появилась в начале 70-х годов, когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи.

Таблица 3.6-7

Продолжение таблицы 3.6-7

Применение модели М.Аллен в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере:

Пациент поступил в терапевтическое отделение с диагнозом гипертонический криз, в сопровождении жены и двух сыновей. При обследовании медицинская, сестра отмечает у пациента избыточную массу тела, пациент обеспокоен своим состоянием.
При первичной оценке состояния пациента медицинская сестра собирает сведения о пациенте и его семье. Какие проблемы со здоровьем и заболевания были в семье раньше, как семья решала эти проблемы, какими средствами при этом пользовалась, какой был вклад каждого члена семьи в решение этих проблем. Кроме этого он дает описание своей повседневной жизни, т.е. работа, питание, физические упражнения, семья.
Планирование сестринского ухода. Медицинская сестра вместе с пациентом определяет существующую у него проблему - ту, что явилась причиной его госпитализации, определить приоритеты и отношение членов семьи к определенным сферам деятельности. Данная проблема долговременная и предстоит длительный период, в течении которого придется направить все усилия на преодоление причин, вызвавших проблему.
Пациент и его семья должны это понять и осознать. Пациент должен использовать потенциальные возможности свои и своей семьи для того, чтобы разработать план действий.
Сестринское вмешательство предусматривает следующее:
- образ жизни пациента (как заболевание может отразиться на профессиональной деятельности);
- стресс (если сменить место работы не представляется возможным);
- диета и контроль за массой тела;
- физические упражнения;
- вредные привычки - курение.

Ознакомившись с несколькими моделями из множества существующих мы видим, что единой модели на сегодняшний день не существует.
Практикующие сестры во многих странах одновременно используют несколько моделей, причем выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.
Осмысление уже разработанных моделей помогает выбрать те, которые пригодны для конкретного пациента.
Модель сестринского ухода помогает акцентировать внимание медицинской сестры при обследовании пациента, постановки диагноза и планирования сестринского вмешательства.

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В.Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.

В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать, отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Таблица 1.

Основные положения модели

Источник

пациента

В.Хендерсон

Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей.

Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.

Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

При обследовании пациенте медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи.

Цель ухода

Сестринское

вмешательство

Роль медицинской сестры

Медицинская сестра должна ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента в удовлетворении им повседневных потребностей. Краткосрочные и промежуточные цепи, только при экстренных состояниях (шок, лихорадка, кома и т.д.).

Для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие семьи пациента.

Оценить результат и качество ухода за пациентом можно только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.

Роль сестры в модели представлена двояко:

Это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым;

Это помощник врача, выполняющий его назначения.

Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере

Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении, в течении трех дней у него нарушен сон.

При первичной оценке состояния пациента, медицинская сестра должна выяснить причину нарушения сна (неудобная постель, непроветриваемое помещение, храп соседа по палате, беспокойство перед обследованием или операцией).

Планирование ухода за пациентом предусматривает; обучение упражнениям по расслаблению, проветривание помещения перед сном, прогулки перед сном, перевод пациента в другую палату.

Сестринское вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости насколько это возможно

Модель Д. Орем

Модель предложенная Доротеей Орэм в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.

Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников.

Таблица 2.

Основные положения

Источник

пациента

Направленность Сестринского вмешательства

Пациент - единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу.

Если пациент не может со хранить равновесие между своими возможностями

и потребностями

в самоуходе, а потребности

самоухода превышают

возможности самого пациента - возникает необходимость

в сестринской помощи.

Помощь осуществляется

при активном участии

пациента и его родственников.

Направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины:

Причинами дефицита могут быть:

Отсутствие знаний

Неумение выполнять отдельные действия по самоуходу непонимание важности самоухода.

Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:

Определить уровень требований самого пациента к самоуходу;

Оценить возможности пациента удовлетворить эти требования;

Оценить возможности пациента безопасно осу-ществлять самоуход;

Оценить возможности восстановления самоухода в будущем.

Цель ухода

Сестринское

вмешательство

Оценка качества и результата ухода

Роль медицинской сестры

Выявление и обсуждение с пациентом возможности по самоуходу.

Цели по Орем делятся на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные.

Сестринское вмешательство направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение уровня потребностей в нем.

Д.Орем выделяет 6 способов сестринских вмешательств:

Делать что-либо за пациента;

Руководить пациентом, направлять его действия;

Оказывать физическую поддержку;

Оказывать психологическую поддержку;

Создавать среду для обеспечения самоухода;

Обучать пациента и его родственников.

Пациент должен стремиться к самоуходу, хотеть и быть готовым получить сестринскую помощь.

Возможность пациента и его семьи в последую-щем осуществить самоуход.

Медицинская

сестра помогает,

обучает пациента

осуществлять

справиться с последствиями

травмы или болезни.

Применение модели Д.Орем в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере:

Пациент находится на лечении в травматологическом отделении с диагнозом перелом костей левой голени, пациенту наложен гипс.

При первичном обследовании пациента медицинская сестра может предположить, что пациент не в состоянии сразу передвигаться на костылях без посторонней помощи.

В данном случае, имеется нарушение равновесия между некоторыми универсальными потребностями пациента и его возможностями осуществлять самоуход (активно двигаться, посещать туалет, принимать душ), то есть пациент нуждается в посторонней помощи.

Планирование сестринского ухода будет в рамках частично компенсирующей и обучающей систем. Пациент сможет самостоятельно удовлетворить универсальные потребности в воздухе, пище, жидкости, но он нуждается в помощи при передвижении для удовлетворения других универсальных потребностей. Медицинская сестра планирует обучение пациента безопасным навыкам передвижения, чтобы предупредить риск повторной травмы.

Сестринское вмешательство направлено на восстановление равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Медицинская сестра частично помогает одеваться и раздеваться пациенту, одновременно она обучает его безопасному перемещению на костылях, а также новым умениям и навыкам, позволяющим со временем одеваться и перемещаться самостоятельно.

Чтобы жить, быть здоровым и счастливым люди нуждаются в пище, воздухе, отправлении нужд, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребностей. Заболевания вызывают нарушение функций органов или систем, мешают нормальному удовлетворению потребностей, что приводит к дискомфорту.

Потребность – осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека. СД – помощь человеку в удовлетворении жизненноважных потребностей.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека (в настоящее время система не пользуется популярностью). По его теории одни потребности более существенны, чем другие. Автор классифицировал потребности по иерархической системе: от физиологических (низших) потребностей до потребностей психологических, потребностей в самовыражении. Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка. Маслоу изобразил уровни потребности человека в виде пирамиды (в приведённой схеме – в виде таблицы):

Модель Верджинии Хендерсон

Предложена в 1966 г. Модель обращает внимание медсестры на биологические, психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу.

Условие этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей:

1) нормально дышать

2) употреблять достаточное кол-во пищи и жидкости

3) выделять продукты жизнедеятельности 1 уровень

4) двигаться (или поддерживать нужное положение)

5) спать, отдыхать

6) самостоятельно одеваться, раздеваться

7) поддерживать T o C тела, выбирать соответствующую (напр., погоде) одежду

8) соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде 2 уровень

9) обеспечивать свою безопасность и не вредить другим людям

10) поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение

11) отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой

12) заниматься любимой работой 3 уровень

13) отдыхать, принимать участие в развлечениях, играх

14) удовлетворять свою любознательность (помогает нормально развиваться)

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст…) не в состоянии осуществлять уход за собой.

Цель ухода: удовлетворение 14 фундаментальных потребностей. Способы сестринского вмешательства: сестринский уход связан с лек. терапией, с процедурами, назначенными врачам. При этом обязательно участие самого пациента и его родственников.

2. Оказание помощи беременной женщине, находящейся в сознании, с полной закупоркой дыхательных путей.

В некоторых случаях спасатель не может охва­тить пациента за талию своими руками (избыточная масса тела пациента, бере­менность). В таких ситуациях попытайтесь удалить инородное тело так называе­мыми грудными толчками.

Если пострадавший в сознании:

1) встать сзади пострадавшего и расположить свои руки у него под мышками и вокруг грудной клетки;

2) пальцы левой кисти сжать в кулак и поместить его в области средней трети грудины,

3) охватить свой кулак другой рукой

4) делать толчки в грудную клетку до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей, или пока пострадавший не потеряет сознание.

Если пострадавший без сознания:

1) встать на колени лицом к пострадавшему и поместить свои руки, как для непрямого массажа сердца

2) сделать 5 нажатий (толчков) на грудину на глубину 5-6 см; толчки на гру­дину должны быть медленными, но четкими, отрывистыми;

3) открыть рот пострадавшему, прижать его язык к нижней челюсти, попытать­ся пальцем, согнутым крючком, удалить инородное тело;

4) открыть дыхательные пути пострадавшего (запрокинуть голову и поднять под­бородок) и сделать 2 полных дыхания.

5) повторять грудные толчки до восстановления проходимости дыхательных путей или прибытия «скорой помощи».

Если пострадавший теряет сознание во время выполнения спасателем брюш­ных или грудных толчков, следует бережно опустить его на пол, попросить кого-нибудь вызвать «скорую помощь» и выполнять все этапы до тех пор, пока не вос­становится проходимость дыхательных путей, или прибудет «скорая помощь».

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Источник проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей (см. рис. 3-3).

По табл. 6-1 видим, на чём основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана эта модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в СШАбыли ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей. (Модель NANDA, по которой работает сестринский персонал в Северной Америке с конца 80-х годов, включает в себя потребности всех уровней.)

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определённых обстоятельств (болезнь, младенческий и/или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

Таблица 6-1. Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон

Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
Первый уровень (физиологические потребности) Нормально дышать; потреблять достаточное количество пищи и жидкости; выделять из организма продукты жизнедеятельности; двигаться и поддерживать нужное положение; спать и отдыхать
Второй уровень (потребность в безопасности) Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду; поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду; соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде; обеспечивать свою безопасность и не опасность для других людей
Третий уровень (социальные потребности) Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение; отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой
Четвёртый уровень (потребность в уважении и самоуважении) Заниматься любимой работой; отдыхать, принимать участие в разнообразных развлечениях, играх; удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенёсший тяжёлую утрату, может испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Направленность сестринского вмешательства. Несмотря на то что В. Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса (в 60-е годы такой вид сестринской практики, как сестринский процесс, ещё не сложился окончательно в сегодняшнем понимании этого термина), она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «Только в состоянии очень высокой зависимости пациента, такого, как кома или состояние полной прострации, у сестры име-

ются оправдательные мотивы для принятия решения (не обсуждая этого с пациентом), что для него в данном случае является благом» . По мнению В. Хендерсон, сестра должна постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство.

Цель ухода. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании). Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.

Сестринское вмешательство. В. Хендерсон считает, что сестринский уход должен быть связан и с лекарственной терапией, и с процедурами, назначаемыми врачами, при этом для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие членов семьи пациента.

Оценка качества и результатов ухода. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.

Роль сестры представлена В. Хендерсон двояко. С одной стороны, сестра - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно независимо, с другой - это помощник врача, выполняющий его назначения.

Похожие статьи
  • Русско эльфийский алфавит

    Во многих известных книгах и фильмах персонажи говорят на вымышленных языках. Обычно их речь ограничивается несколькими репликами. Однако для написания этих реплик профессиональные лингвисты придумывают новый полноценный язык, на котором можно...

    Диктанты 
  • Кровавые битвы второй мировой

    Вторая мировая война была самой масштабной и кровопролитной за всю историю человечества. В результате ее развертывания произошли колоссальные перемены в политической, экономической и даже культурной жизни мирового сообщества. Сейчас можно с полной...

    Математика
  • Примета: прикусить язык Что значит когда прикусил язык

    Прикусить язык во время обеда или заговорившись - пустяк. Многие люди так делают. Но немногие знают, что действительно это означает. Прикушенный язык обычно предупреждает о том, что вскоре случится беда. Расшифровать значение приметы - дело...

    Физика