Становление систематики презентация. Что такое систематика

17.01.2024


Еще в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале он делил животных и растения просто - на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые. Еще в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале он делил животных и растения просто - на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые. Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему бездну уже известных сведений о живых организмах.


В средние века развитие сельского хозяйства. И накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различныx классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах - расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков. Такие системы были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных еще не существовало - здесь царил полный разнобой. В средние века развитие сельского хозяйства. И накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различныx классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах - расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков. Такие системы были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных еще не существовало - здесь царил полный разнобой.


Основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми. Основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.


Первую естественную классификацию создал Ч. Дарвин. В ее основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства. Первую естественную классификацию создал Ч. Дарвин. В ее основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.


Основная единица классификации - это вид. Под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию. Все наши домашние собаки, несмотря на их внешние различия, относятся к одному виду - Собака.


Близкие, сходные семейства объединяют в отряд, отряды - в класс, классы - в тип для животных или отдел для растений, типы - в подцарство, подцарства - в царство. Близкие, сходные семейства объединяют в отряд, отряды - в класс, классы - в тип для животных или отдел для растений, типы - в подцарство, подцарства - в царство.


Всего различают пять царств живой природы: - Прокариоты (клетки их лишены ядра), Вирусы (имеют неклеточное строение), а также Грибы, Растения и Животные - эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром. Всего различают пять царств живой природы: - Прокариоты (клетки их лишены ядра), Вирусы (имеют неклеточное строение), а также Грибы, Растения и Животные - эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром.


Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям среды, давали начало все новым и новым формам. Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям среды, давали начало все новым и новым формам. Изучение биологического разнообразия еще не завершено. Ученые продолжают открывать неизвестные науке виды.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Биология"

Готовые презентации по биологии содержат различную информацию о клетках и о строении организма целиком, о ДНК и о истории эволюции человечества. В данном разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на урок биологии для 6,7,8,9,10,11 класса. Презентации по биологии будут полезны как учителям, так и их ученикам.




Начало развитию естественных наук в целом положили труды величайшего философа древности Аристотеля (гг. до н.э.). Титул «отца ботаники» принадлежит его ученику, другу и последователю Теофрасту (гг. до н.э.).


Теофрасту принадлежит первая классификация растительного царства. Он разделил все растения на четыре основные группы: деревья, кустарники, полукустарники и травы. В их пределах он выделил подчиненные группы: культурные и дикорастущие растения, наземные и водные, вечнозеленые и листопадные, цветущие и нецветущие и т.д.




В эпоху Аристотеля и Теофраста древнегречес- кая философия достигла наибольшего расцвета. С потерей Грецией государственной независи- мости условия для прогресса науки заметно ухудшились. Прагматичная культура Древнего Рима внесла мало нового в познание мира растений.


Попытку синтеза всех знаний о мире предпринял замечательный римский натуралист и писатель Плиний Старший (23 – 79 гг. н.э.), трагически погибший при извержении Везувия. Его перу принадлежит грандиозная 37-томная энциклопедия «Естественная история» («Historia naturalis»), в которой он впервые сопоставил греческие названия растений с латинскими.


Медицинская ботаника берет начало с работы «Materia medica» древнеримского врача и ученого Диоскорида (I в. н.э.). Диоскорид описал около 600 лекарственных растений и снабдил их иллюстрациями, что очень облегчало определение. Этот труд на протяжении полутора тысяче- летий оставался в Европе главным источником сведений о лекарственных растениях.


Длительный период средневековья был неблагоприятен для развития естественных наук. Хранителями знаний оставались некоторые монастыри с их собраниями древних манускриптов. 7 книг о растениях Альберта Великого (13 век). Относил растения к существам одушевленным, но с примитивной душой. Впервые отметил различия однодольных и двудольных растений.


Заметное влияние на развитие ботанических знаний в Европе оказали страны арабского мира. Абу Али Ибн Сина (Авиценна,) Аль-Бируни ()




Прогресс описательной ботаники в это время был обусловлен тремя основными причинами: 1) возникли и активно пополнялись коллекции первых ботанических садов; 2) появилась гербаризация как эффективный метод документации растений; 3) получило распространение книгопечатное дело.




















Период искусственных систем Андреа Чезальпино () В его системе, основанной на дедуктивном подходе Аристотеля, приняты 15 групп.


Фрагменты классификации Чезальпино 1. Деревянистые. Сердце у верхушки семени. Семена чаще одиночные. Quercus, Tilia, Laurus, Prunus и др. 3. Травянистые. С единичными семенами. Семя в плоде одно. Valeriana, Urtica, Gramineae и др. 4. Травянистые. С одиночными сочными плодами. Многочисленные семена в плоде с мясистым вместилищем перикарпием. Cucurbitaceae, Solanaceae, Asparagus, Arum и др. 6. Семена парные, под каждым цветком соединены вместе, так что перед созреванием выглядят как целое. Цветки в зонтиках. Umbelliferae* 10. Семена четверные, 4 голых семени расположены вместе (плод, распадающийся на 4 односемянные части). Boraginaceae, Labiatae 13. Семена многочисленные; цветок общий (апокарпный гинецей). Ranunculus, Alisma и др. 1. Деревянистые. Сердце у верхушки семени. Семена чаще одиночные. Quercus, Tilia, Laurus, Prunus и др. 3. Травянистые. С единичными семенами. Семя в плоде одно. Valeriana, Urtica, Gramineae и др. 4. Травянистые. С одиночными сочными плодами. Многочисленные семена в плоде с мясистым вместилищем перикарпием. Cucurbitaceae, Solanaceae, Asparagus, Arum и др. 6. Семена парные, под каждым цветком соединены вместе, так что перед созреванием выглядят как целое. Цветки в зонтиках. Umbelliferae* 10. Семена четверные, 4 голых семени расположены вместе (плод, распадающийся на 4 односемянные части). Boraginaceae, Labiatae 13. Семена многочисленные; цветок общий (апокарпный гинецей). Ranunculus, Alisma и др.












Карл Линней 3. Предложил бинарную номенклатуру. 4. Разработал половую систему растений на основе числа, соразмерности и положения тычинок и пестиков. Показал, что андроцей и гинецей гораздо более постоянны в своих признаках и имеют большее систематическое значение, нежели венчик, чашечка, соцветие или вегетативные органы.


Классификация растений К. Линнея Систематика высших растений Однотычинковые Двухтычинковые Трехтычинковые Четырехтычинковые Пятитычинковые Шеститычинковые Семитычинковые Восьмитычинковые Девятитычинковые Десятитычинковые Двенадцатитычинковые Двадцатитычинковые Многотычинковые Двусильные Четырехсильные Однобратственные Двубратственные Многобратственные Сростнопыльниковые Сростнопыльникопестичные Однодомные Двудомные Многобрачные Тайнобрачные






Переход к естественным системам Фрагменты ЕСТЕСТВЕННОГО МЕТОДА подлежат тщательному изучению. Это первое и последнее, к чему стремится ботаника. Природа не делает скачков. Все растения проявляют друг другу сродство, как земли на географической карте. К. Линней «Философия ботаники» (1751)




Конец 18 в.: развитие представлений о сродстве как естественной связи между живыми существами. Мишель Адансон (1726–1806). «Семейства растений» (1763): учет максимально возможного числа признаков. Суммировал 65 систем, построенных по отдельным признакам.


Династия Жюссье Садовник Бернар Жюссье (1699–1777) из ботанического сада в Версале. Предложил взвешивать признаки. Его племянник Антуан Лоран Жюссье. Предложил систему «восходящего» типа, соединив классы в единую цепь от простого к сложному. Основные признаки: число семядолей, число лепестков, положение завязи.


СИСТЕМЫ «НИСХОДЯЩЕГО» ТИПА первой половины 19 в. От сложного к простому и от многого к малому Огюстен Пирам Декандоль (1778–1841). Описание всех видов растений (около 60 тысяч). «Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis» «Предвестник естественной системы растительного царства» (1823–1873)


ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ конца 19 в. Распространение дарвиновской теории эволюции естественным образом вело к представлению, что сродство на самом деле отражает генеалогическое родство, общность происхождения, а различия между таксонами характеризуют меру их расхождения, дивергенции в процессе эволюции.


ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ конца 19 в. Энглер в «Syllabus des Pflanzenfamilien» обосновал «принципы естественного расположения» таксонов растений. Главная цель филогенетической системы заключается в отражении родства организмов. Необходимо отличать гомологичные сходства от аналогичных. Выделил примитивные и продвинутые признаки.






ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ второй половины 19 в. Энглер предложил филогенетическую систему восходящего типа. Признаки многоплодниковых считал примитивными, но систему начинал с однопокровных. Признавал первичный полиморфизм цветковых растений. Система Энглера получила широкое распространение в России.


Казуариновые Казуарина прибрежная 1 ветвь с мужскими соцветиями на концах ассимиляционных побегов, женскими соцветиями в средней части ветви и пустыми деревянистыми соплодиями предыдущей вегетации в нижней части ветви; 2 фрагмент верхушечной части сложного мужского соцветия с тремя элементарными мутовчатыми соцветиями; 3 мужской цветок; 4 женское соцветие с длинными нитевидными лопастями рылец; 5 женский цветок; 6 плод с прозрачным крылом.




Cистема покрытосеменных по Н.И. Кузнецову (1922) Большинство систем цветковых растений – монофилетичные, т.е. берут начало от одного предка. Полифилетичная система разрешает происхождение от двух и более предков. Однопокровные Многоплодниковые Первичные голосеменныеБеннетитовые Пятикруговые Трехмерные Пятикруговые Пятимерные Пятикруговые Четырехмерные Проантофиты Эуантофиты





Урок № 34 Дата урока: 02.02.16

Тема урока . Систематика и эволюция.

Цель урока: познакомить учащихся с наукой систематикой, основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации.

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: электронное приложение, учебник, карточки.

Базовые понятия и термины: классификация, систематика, таксоны.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I .Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса.

Проблема, которую нам нужно будет решить, звучит так – Почему многообразие современного органического мира является результатом биологической эволюции? Что изучает систематика?

Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.

– К чему в итоге привел эволюционный процесс?

Итак, в конце XVII в. – начале XVIII в. в биологической науке накапливается огромный фактический описательный материал.

«Ариаднина нить ботаники – система, без которой в ботанике хаос, – писал К. Линней в «Философии ботаники». – Система – вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».

Тема урока «Систематика и эволюция».

    Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

На Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Их надо размещать по группам, иначе в таком разнообразии трудно разобраться. Изучением многообразия животных занимается систематика. Главная ее задача - это распределение животных по группам, то есть их классификация . Основная единица классификации - это вид животных.

Существуют два типа классификации – естественная и искусственная.

Работа с учебником стр. 72

В чём сходство и отличия этих типов классификации?

Работа с приложением

Основоположник систематики – К. Линней.

К. Линней старался систематизировать все. Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной стране имел нескольку названий (см. с. 207 название сурка). Это приводило к ошибкам и вызывало споры.
Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики – такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали.
На самом деле пестик и тычинка – главные части цветка. Они участвуют в образовании плодов и семян.

Учитель (ученики записывают в тетради) . Линней разбил все растения по числу и строению тычинок на 24 класса, классы разделил на отряды, отряды – на роды, роды – на виды.
Под видом он понимал группы организмов, происходящих отобщих предков и дающих при скрещивании плодовитое потомство.
Каждому растению Линней дал видовое и родовое название на латинском языке.
Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной) номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была сделана еще за 100 лет до Линнея (К. Баугин), но Линней первым применил её широко и прочно закрепил в науке.
Из двух слов одно – существительное – обозначает род, а второе (чаще всего прилагательное) – название вида.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый, Клевер красный и Клевер ползучий, Пшеница твердая и Пшеница мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница – названия родов, а золотистый, едкий, красный, ползучий, твердая, мягкая – названия видов.
Раньше шиповник назывался «обыкновенной лесной розой с «новым душистым цветком» – по Линнею он стал Розой лесной. Линней подсчитал, что из шести прилагательных и трех существительных, то есть из девяти слов, можно составить названия для 100 видов.
И если раньше, по словам современников, пользоваться видовыми названиями представляло «величайшее затруднение для па­мяти, языка и пера», то новая система была практичной, удобной и удивительным образом облегчила занятия наукой. Благодаря системе Линнея за несколько десятилетий число известных видов растений увеличилось от 7 000 до 100 000.
Сам Линней знал и описал около 10000 видов растений и свы­ше 4200 видов животных.
Линней провел реформу языка ботаники. Он впервые пред­ложил такие названия частей цветка, как венчик, пыльник, нектар­ник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100 новых терминов.
Но система Линнея, непревзойденная по своей простоте и изяществу, была все-таки искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала их родственных связей.
Линней и сам понимал искусственность своей системы, но считал, что такая система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.
Правда, Линней понимал под естественной системой такую, которая отражала бы порядок природы, установленный «Твор­цом», а не исторический процесс развития организмов, как это по­нимается сейчас.

Так как классификацией занимались сотни систематиков, работающих как на одних и тех же, так и на разных материалах, возникла необходимость установить определенные правила и терминологию.

Самые группы (таксоны), на которые делят в настоящее время царство животных, называют типами . Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от высшей к низшей иерархической группе степень родства между животными, входящими в один таксон увеличивается. В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Самостоятельная работа с карточками

РОД - основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Напр., разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют род кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) - род сосен. Близкие роды объединяют в семейство.

СЕМЕЙСТВО - таксономическая категория. В семейство (иногда сначала в подсемейство) объединяют близкие роды. Напр., семейство беличьих включает роды: белки, сурки, суслики и др.; семейство сосновых образуют роды: сосна, ель, пихта и др. В одних семействах до 1000 родов, в других - немного или только 1 род. Близкие семейства объединяют в отряд (в систематике животных) или в порядок (в систематике растений), иногда сначала в надсемейство.

ОТРЯД - таксономическая категория в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства волчьи, енотовые, куньи, кошачьи и др. образуют отряд хищных. Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд. В систематике растений отряду соответствует порядок.

ПОРЯДОК - в систематике растений и бактерий. В порядок объединяют родственные семейства. Близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд.

КЛАСС (от лат. classis - разряд, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда - сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).

ТИП - таксономическая категория в систематике животных. В типы (иногда сначала в подтип) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., типы хордовых включают классы земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и др. Все представители одного типа имеют единый план строения. Типы отражают основные ветви филогенетического древа животных. Всех животных обычно относят к 16 типам (по мнению разных ученых, типов от 13 до 33). Все типы животных объединяются в царство животных. В систематике растений типу соответствует отдел.

ОТДЕЛ - таксономическая категория в систематике растений. В отделы (иногда сначала в подотдел) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., классы двудольных и однодольных образуют отдел цветковых. Всего в систематике растений выделяют от 14 до 20 отделов.

ЦАРСТВО - высшая таксономическая категория. Со времен Аристотеля весь органический мир подразделяли на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира чаще принимают 4-5 царств: бактерии (в т. ч. цианобактерии, или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные; иногда выделяют еще царство архебактерий. В биогеографии царство - высшая категория флористического и фаунистического районирования.

Международный язык систематики – латинский. Например: Человек разумный (Homo sapiens),

Лягушка леопардовая (Rana pipiens).

Проблемный вопрос: Какую особенность можно отметить и русском и в латинском варианте

названий?

В приведенной ниже таблице такая система классификации проиллюстрирована примерами:

Царство

Животные

Животные

Животные

Животные

Хордовые

Хордовые

Хордовые

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Класс

Костные рыбы

Земноводные

Млекопитающие

Млекопитающие

Отряд

Сельдеобразные

Бесхвостые

Семейство

Лососевые

Лягушковые

Гоминиды

Настоящие лягушки

Форель ручьевая

Лягушка леопардовая

Кошка домашняя

Человек разумный

Научное название

Salmo trutta

Rana pipiens

Felis catus

Homo sapiens

Чем классификация животных отличается от классификации растений?

Работа с приложением

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Ответить на вопросы в конце параграфа стр. 73

1. Определите количество а) особей, б) видов и в) родов животных, перечисленных в данном списке:

    Лисица обыкновенная 7. Кот барханный

    Медведь бурый 8. Дрозд черный

    Ворона серая

    Саламандра пятнистая

    Медведь белый

    Сельдь атлантическая

2. Биологическая задача.

Известный систематик Карл Линней разделил все растения на 24 класса по числу тычинок и характеру пестиков в цветках. Последний 24 класс он назвал «тайнобрачные растения». К нему были отнесены мхи и папоротники. Объясните, почему эта группа растений была названа тайнобрачной? Какие ошибки были допущены Линнеем в классификации?

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание

У р о к 3 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ Цели: рассмотреть деятельность ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея на систему органического мира. Задачи: о б р а з о в а т е л ь н а я: рассмотреть основные этапы становления теории эволюции; показать сущность и значение работ К. Линнея по систематизации органического мира; продолжить основных биологических понятий; вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять; р а з в и в а ю щ а я: формирование в о с п и т а т е л ь н а я: патриотическое воспитание – показать роль отечественных ученых в становлении теории эволюции. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, проблемное изложение. Планируемые предметные результаты: ученик должен и м е т ь п р е д с т а в л е н и е: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.; з н а т ь: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде; у м е т ь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. Междисциплинарные связи: история, география. Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология. Образовательные ресурсы: таблицы «Классификация растений», «Уровни организации живой природы»; карточки. С ц е н а р и й у р о к а I. Актуализация знаний.

Проверка изученного материала: фронтальный опрос учащихся по вопросам в конце главы 1. Вопрос 3 выносится на отдельные карточки в виде таблицы «Уровни организации живой природы». Поэтому при характеристике уровней (вопрос 2) можно ограничиться их перечислением. В карточках вторая колонка должна быть пустой. Двое учащихся заполняют эту таблицу во время фронтального опроса. Уровни организации живой природы Название уровня БИОСФЕРНЫЙ Компоненты, составляющие уровень Совокупность всех биогеоценозов; включает все явления жизни на Земле. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов ПОПУЛЯЦИОННО­ ВИДОВОЙ БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ Совокупность организмов разных видов и царств во взаимосвязи с факторами среды их обитания Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитании, в котором формируются популяции Отдельная особь определенного вида, способная к развитию как живая систе­ ма – от момента зарождения до прекращения существования Отдельная клетка Молекулы веществ – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов ОРГАНИЗМЕННЫЙ КЛЕТОЧНЫЙ МОЛЕКУЛЯРНЫЙ Вопрос 4 рассматривается письменно у доски. В конце урока 2–3 учащихся сдают тетради на проверку таблицы «Основные свойства живых систем». Проверка сформированности биологических понятий проводится по

карточкам: Популяция – это … Биогеоценоз – это … Обмен веществ – это … Карточка 1. Дайте определения: Клетка – это … Ткань – это … Орган – это … Организм – это … Карточка 2. Дайте определения: Наследственность – это … Изменчивость – это … Онтогенез – это … Карточка 3 (для учащихся с низким уровнем знаний). О каких определениях идет речь? 1. Один из основных структурных, Филогенез – это … Саморегуляция – это … функциональных и ее живая самовоспроизводящих элементов живой материи, элементарная система – это … 2. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства – это … 3. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, – это … 4. Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца, – это … 5. Историческое развитие организмов, эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем – это … II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели. Показать необходимость сведений о систематизации биологических знаний. III. Открытие новых знаний.

1. Становление теории эволюции. Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого. Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма. Таких этапов на сегодняшнем уроке рассмотрим два (запись схемы учителем на доске): 1. Додарвиновский: «античный»; «метафизический». 2. Дарвиновский. 2. «Античный период». Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад. «Античный период» (Аристотель, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций) – в этот период была разработана идея единства всей природы («лестница живых существ» Аристотеля), начинающаяся минералами и заканчивающаяся человеком. Но идея этой лестницы была далека от идеи развития; высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. В основе рассуждений о единстве природы лежали представления о движении материи. Причины же по­ разному толковались представителями разных философских школ. Это все не позволило объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному. Чтобы более ярко проиллюстрировать следующий период, предложите ученикам решить проблему: – Представьте себе огромное книгохранилище, в котором нужно установить в нем порядок. Каким образом вы будете классифицировать книги? – По какому признаку вы будете объединять их в группы: а) по цвету обложки; б) по формату; в) по алфавиту; г) по году издания? Классификация книг по формату удобна для их хранения на полках разной высоты, но неудобна для читателя, интересующегося книгами на определенную тему. Все более обогащаясь фактами, появлявшимися в ходе прогресса естествознания, биологические знания привели в конце XVIII в. к

формированию эволюционного учения. 3. «Метафизический период» (XVII–XVIII в.). К. Линней – создатель бинарной номенклатуры, ему принадлежит идея иерархичности таксонов. (Обратить внимание учащихся на искусственность его системы.) Он допускал естественное возникновение разновидностей, но был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Вид он рассматривал как стабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов. В Р о с с и и: М. В. Ломоносов («О слоях земных») закладывает основы современной науки. Изменения в неживой природе рассматривал как непосредственную причину изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм он судил об условиях их существования в прошлом. К. Ф. Вольф, изучая развитие эмбрионов у птиц и почек у растений, высказал идею постепенного развития гетерогенного из гомогенного путем новообразования структур. IV. Закрепление. Совместная формулировка вывода. Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о развитии, эволюции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей – чтобы быть пожираемыми кошками, а всей природы – чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж. Б. Ламарком. V. Рефлексия. Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата. Домашнее задание: с. 12–14; вопрос в конце текста пояснить. К вопросу 4 найти примеры.

Дополнительная информация В первом издании основного труда К. Линнея «Системы природы» было лишь 13 страниц. Если бы мы сегодня попытались описать все известные виды растений, животных, микроорганизмов, уделив каждому виду по десять строк, то эти описания заняли бы 10 000 книг по 2335 страниц. В основу классификации было положено не родство организмов, а сходство по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Объединив растения по числу тычинок, по характеру опыления, Линней в ряде случаев получил совершенно искусственные группы. Так, в класс растений с пятью тычинками он объединил морковь, лен, лебеду, колокольчики, смородину и калану. Из­за различий в числе тычинок ближайшие родственники – брусника и черника – попали в разные классы. Зато в другом классе (однодомных растений) встретились осока, береза, дуб, ряска, крапива и ель. Но, несмотря на эти очевидные просчеты, система Линнея сыграла огромную роль в истории биологии, так как она помогла хоть как­то ориентироваться в огромном многообразии живых существ. Ж. Кювье – основатель палеонтологии. Являлся сторонником описания видов (их наименование и классификация). Ему принадлежит «Теория катаклизмов», в которой он утверждает, что на Земле все время происходят катаклизмы. Они ведут к исчезновению (локальному) живых организмов и на этих участках Бог создает что­то новое или то же самое. Признавал влияние условий существования на живые организмы. Считал, что виды не изменяются. Ж. С. Илер – ему принадлежит идея об изменяемости органической природы. Признавал единый план строения органического мира. Является автором теории гомологов. В этой теории он говорит о сходстве в строении частей тела у животных. Сходные органы могут отличаться по анатомии, но их расположение будет одинаковым (плечо – предплечье). Принципы: – принцип взаимосвязи органов (гомологичные органы всегда располагаются одинаково относительно смежных частей тела,

развиваются из одних и тех же зачатков, что говорит об общности происхождения). – принцип балансировки (орган достигает своего полного развития за счет недоразвития другого органа или смежного с ним). Например, у жирафа длинные шея и конечности, а туловище короткое. При помощи этого принципа можно объяснить происхождение рудиментарных органов и атавизмов. Он считал, что многообразие органического мира определяет среда обитания. Ныне живущие животные происходят из непрерывной цепи поколений вымерших животных.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История развития эволюционных идей Курс Общая биология 9 класс

I этап развития эволюционных идей – – учения античных философов философ Гераклит Эфесский (VI–V вв. до н. э.) «Вселенная никогда ни кем не создавалась, она существовала всегда, в ней нет ничего неизменного – все движется, изменяется, развивается»

I этап развития эволюционных идей – – учения античных философов Эмпедокл, V в. до н. э. Древнейшая теория эволюции «в самом начале на свет появились разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединились между собой в самых невероятных сочетаниях (пример, кентавры – мифические полулюди - полукони). Позднее все нежизнеспособные комбинации погибли»

II этап – мрачного застоя, развития креационизма Господство христианской церкви в Европе привело к насильственному насаждению метафизического мировоззрения в науке «постоянство, неизменность и изначальная целесообразность всей природы, т.е. полное соответствие организма или органа выполняемым функциям, т.е. цели поставленной творцом при его создании»

III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Английский философ Френсис Бэкон (1561-1626) закладывает основы экспериментального подхода в научных исследованиях совершают основополагающие открытия в строении человеческого тела (Х VI- Х VII века) Андреас Везалий (Италия) Уильям Гарвей (Англия)

Открытие существования микромира Роберт Гук Англия III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе 1635-1703 Нидерланды Италия

Экспериментально опровергли возможность самозарождения живых организмов III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Франческо Реди (1626 – 1697) Лаццаро Спалланцани (1729 – 1799) Луи Пастер 1822 - 1895

Р. Гук, Д. Дидро, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. Гёте, К. Рулье, Ш. Боннэ - сторонники изменяемости органического мира Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция (1707 – 1788) … Организмы, имеющие общих предков, претерпевают изменения под воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития Однако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы

Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция, (1707 – 1788) … Организмы, имеющие общих предков, претерпевают изменения под воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Чарльз Лайель, Англия, (1797 – 1875) … роль организмов в истории земной коры и связь между развитием органического и неорганического мира Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития Однако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы

* Основные задачи эволюционного учения – поиск решения проблем: Сущность и причины эволюции Причины целесообразности устройства организмов Причины многообразия органического мира Причины сходства и различий между разными видами Причины одновременного существования низших и высших организмов

Биология на рубеже Х VIII века была лишена стройной концепции эволюции, но развитие естественных наук подготовило почву для создания первых эволюционных теорий

Система органического мира Карла Линнея. Вид – элементарная единица живой природы. Выделил главный признак – свободное скрещивание особей одного вида. Ввел основные единицы систематики: вид, род, семейство, отряд, класс. Возможно естественное возникновение разновидностей, но виды неизменны. (!!!) Классификация растений и животных носила искусственный характер, т.к. основывалась на 1-2 признаках и не отражала подлинного родства группами организмов. (!!!) Предложил бинарную номенклатуру. (!!!) Описал около 10 тыс. видов растений, около 4,5 тыс. видов животных. Впервые поместил человека в отряд Приматов.

Карла Линнея по праву называют отцом систематики Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний

Эволюционные идеи Жана Батиста Ламарка (1744-1829). 1. Движущие силы эволюции – врождённые способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обитания 2. Направления эволюции – постепенное усложнение от низших форм к высшим (градации – ступени; отклонения от градаций – наличие низших и высших форм одновременно) 3. Результаты эволюции – возникновение приспособлений у живых организмов к условиям обитания и видообразование 4. Механизм эволюции – изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование организма, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослаблении того или иного органа и наследственное закрепление у данной особи. 5. Единица эволюции – отдельный организм

Пример эволюционных изменений по Ламарку

Оценка эволюционого учения Ж.-Б. Ламарка. Плюсы. Минусы.

Д./З.: Праграф № 41, Записи по тетради, таблица «Оценка учения Ламарка», Составить список научных открытий и технических достижений человека в конце Х VIII и начале Х I Х веков.


Похожие статьи