«Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Ефименкова Л

16.06.2024
  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия

    Тема:

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

    Цель:

    Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

    Задачи:

    Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

    Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

    Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

    Формировать и развивать УУД

    Оборудование:

    нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

    Ход занятия

    1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

    1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

    Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

    Основная часть

    Откройте свои тетради и запишите число.

    (Снег+сугроб)*Д.п

    (Снег+пурга) *Р.п

    Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

    Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

    Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

    3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

    Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

    Упражнение на подбор окончаний с Логошей

    С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?

    4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

    Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

    5. Гимнастика для глаз

    М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

    6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

    Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

    Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

    Слова для справок:

    Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.

    Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

    Какие знания мы с вами закрепили?

    Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

    7.Физминутка

    8.Площадь рассказов

    Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.

    Зима, стояла, суровая.

    Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

    Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

    Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

    Итог:

    У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?

    Комфортно ли вам было?

    Что было сложного?

    Что нового узнали?

    Что было сложного?

    прислала

    Кулагина Е.Г.

    Учитель-логопед

    Сегодня мы получим полезную информацию об имени прилагательном в испанском языке (Nombre adjetivo). Прилагательное испанского языка разделяется на две большие подгруппы:

    • качественные имена прилагательные (calificativos ):
    • относительные имена прилагательные (relativos ):

      el plan anual (годовой план),
      la región agrícola (сельскохозяйственный регион),
      el día estival (летний день)

    Эта группа прилагательных по своему значению схожа с прилагательными русского языка. Они обозначают качество, свойства и признаки предмета или явления, которое описывают.

    Качественные прилагательные имеют 3 степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.

    Например:

    Относительные имена прилагательные

    Эта группа также указывает на признак предмета, но при этом обязательно указание на его отношение к лицу, явлению, действию или еще одному предмету.

    Эти прилагательные образуются от уже имеющихся названий предметов, действий или явлений, через которые они выражают признак. Они могут указывать на:

    • материал, из которого сделан предмет (férreo — железный);
    • обстоятельства времени, места… (madrileño — мадридский);
    • отношение к лицу или животному (felino – кошачий);
    • отношение к предмету или понятию (marítimo – морской)
    • отношение к действию или понятию (corriente – текущий).

    В современном испанском языке часто используют предлог de + существительное , вместо одного прилагательного, если говорят о материале, из которого изготовлен предмет: la caja de cartón (картонная коробка) вместо la caja cartonera .

    Особенность испанских прилагательных состоит в том, что качественных прилагательных намного больше, чем относительных. И, плюс ко всему, в испанском языке отсутствуют притяжательные прилагательные, такие как мамин, бабушкино, отцовский и тому подобное.

    Согласование имен прилагательных с существительными

    Прилагательное испанского языка всегда около себя имеет существительное, которое оно описывает. Имя существительное в большинстве случаев стоит перед именем прилагательным. Также прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Прилагательное, согласуясь с существительным в роде, имеет такое же окончание, как и существительное (не считая некоторых исключений, о них немного позже).

    Если существительное женского рода, тогда у прилагательного будет окончание – а . При существительном мужского рода будет стоять прилагательное с окончанием – о . Их называют прилагательными двух окончаний.

    Например:

    el papel blanco (белая бумага)

    la mesa blanca (белый стол)

    Прилагательные одного окончания характеризуются окончанием на любую согласную или гласную кроме – о . Их окончания не меняются в зависимости от рода существительного.

    Например:

    el libro común (общая книга)

    la causa común (общая причина)

    el papel verde (зеленая бумага)

    la mesa verde (зеленый стол)

    la casa grande (большой дом)

    el país grande (большая страна)

    Все прилагательные с конечным суффиксом –ista относятся к прилагательным одного окончания:

    socialista (социалистический)

    idealista (идеологический)

    Прилагательные, которые указывают на национальность, оканчиваясь в мужском роде на согласную, и прилагательные, которые оканчиваются на — an , — on , — or , в женском роде добавляют окончание – а :

    Например:

    el periódico inglés (английская газета)

    la revista inglesa (английский журнал)

    el baile andaluz (андалузский танец)

    la canción andaluza (андалузская песня)

    От положения прилагательного относительно имени существительного (перед или после) может меняться смысл всего выражения.

    Это относится к таким прилагательным:

    Испанский вариант слова

    Перевод в положении перед существительным

    Перевод в положении после существительного

    недавно приобретенный

    недавно сделанный

    несчастный

    обыкновенный

    грустный

    определенный

    известный

    Например:

    un buen hombre (добрый человек)

    un hombre bueno (хороший человек)

    un triste empleado (обыкновенный служащий)

    un empleado triste (грустный служащий)

    Следует помнить, что если указанные прилагательные сочетаются с наречием или каким-либо другим словом, то в этом случае они независимо от выражаемого смысла стоят после существительного. Правильно будет сказать Juan es un hombre muy bueno (Хуан очень добрый человек). Вместо фразы Juan es un muy buen hombre .

    Усеченные формы прилагательных

    Иногда случается употребление качественных прилагательных перед существительным в единственном числе. В этом случае следует употреблять усеченную форму прилагательных grande (великий, большой), malo (плохой), bueno (хороший).

    Например:

    el gran hombre (великий человек)

    un buen camino (хорошая дорога)

    el mal libro (скверная книга)

    Прилагательные bueno , malo могут употребляться в усеченной форме только перед существительными мужского рода.

    Описывая качества группы существительных, прилагательное обычно согласуется в роде и числе только с первым существительным из группы:

    En el barrio hay nuevos almacenes, peluquería y cine (В квартале есть новые магазины, парикмахерская и кино­театр).

    Прилагательные испанского языка – это не так сложно, как кажется. Лексическое значение нужно, конечно, заучивать, а вот употребление и согласование с существительными с практикой доходит до автоматизма, и вы легко их употребляете в речи. В изучении любого иностранного языка важна практика его использования в разговоре.

    Ознакомиться с правилами употребления прилагательных можно еще и здесь

    Задание 7.

    Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

    (Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

    а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

    Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

    б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

    Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

    Конспект занятия

    Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

    Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

    II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

    Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

    Какая сегодня погода? (Хорошая.)

    Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

    Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

    Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

    А когда нет ветра? (Безветренный.)

    Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

    Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

    Предварительная работа:

    Усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
    - усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
    - усвоены понятия «единственное и множественное число».
    - проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

    Оборудование:

    Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

    Программное содержание:

    Продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
    - продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;
    - развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
    - закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
    - развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
    - развивать словарный запас детей;
    - формировать навыки общения и правильного поведения.

    Методы и приемы:

    Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
    3. Работа с картинками.
    4. Определение темы занятия.
    5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
    6. Игра «Четвертый лишний».
    7. Физкультминутка.
    8. Игра «Угадай-ка».
    9. Работа с карточками.
    10. Игра «Светофор».
    11. Физкультминутка.
    12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
    13. Антонимы.
    14. Упражнения на релаксацию.
    15. Итог занятия.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

    2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

    Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

    Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
    Как пыхтит тесто?
    Пых- пых- пых…
    Как паровоз выпускает пар?
    Чух - чух - чух…
    Как шипит гусь?
    Шшшшшшшшшш……
    Как мы смеемся?
    Ха- ха- ха……
    Как накачиваем насос?
    Ссссссссссссссссс….
    Как дуем на одуванчик?
    Фффффффффф…..

    

    Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

    Речевая гимнастика:
    Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

    Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

    3. Работа с картинками:

    Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
    какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
    Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
    пианино, пальто.
    Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

    4. Определение темы занятия:

    Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
    существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
    группах.
    Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

    У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
    Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

    6. Игра «Четвертый лишний»:

    Инструкция : назови 4-й лишний, объясни - почему?

    1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
    2. Корова, лиса, собака, тигр .
    3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
    4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
    5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
    6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
    7. Лимон, персик, апельсин, груша .
    8. Репа , чеснок, салат, огурец.
    9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
    10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
    11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
    12. Конь , собака, корова, свинья.
    13. Лиса , заяц, волк, медведь.

    7. Физкультминутка:

    «Вы, наверное, устали?»
    Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали.
    Покрутились, повертелись
    И за парты все уселись.
    Глазки крепко закрываем,
    Дружно до 5 считаем.
    Открываем, поморгаем
    И работать продолжаем.

    8. Игра «Угадай-ка»:

    Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
    Ответьте, про кого мы можем так сказать:
    - крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
    - глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
    - длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
    - красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
    - серый, голодный, злой- Серый Волк.
    - рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
    - толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
    - зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
    - лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
    - дикий, отважный, ловкий - Маугли.

    9. Работа с карточками по вариантам:

    1 вариант: Тигренок

    Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

    2 вариант: Синица

    Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    3 вариант: Цветы цветут

    Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

    Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

    10. Игра «Светофор»:

    Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам:
    Вопросы: какой, какая, какое, какие?

    Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
    Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок.
    Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

    11. Физкультминутка:

    «Вновь у нас физкультминутка»

    Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.
    (наклоны вперед и назад)
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
    И совсем не уставать.
    (рывки руками перед грудью)
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо- влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.
    (вращение головой)
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка
    (садятся за парты)

    12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

    Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

    Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

    13. Антонимы:

    Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

    Большой - маленький
    Толстый - тонкий
    Голодный - сытый
    Тупой - острый
    Твердый - мягкий
    Широкий - узкий
    Короткий - длинный
    Веселый - грустный
    Легкий - тяжелый
    Чистый - грязный
    Добрый - злой

    14. Упражнения на релаксацию:

    Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

    Комплекс упражнений:
    «Роняем руки» - поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
    «Трясем кистями» - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
    «Стряхиваем воду с пальцев» - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
    «Поднимаем и опускаем плечи» - как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

    15. Подведение итогов:

    Что вам понравилось на занятии?
    Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

    Похожие статьи