Умолчания в рассказе К. Паустовского "Телеграмма"

13.06.2024

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Вконтакте

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ . Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв , не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна , ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга , малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной , старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает , что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ

Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»

Учитель русского языка и литературы: Бардина Светлана Михайловна

Тема: Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»

Цели урока: 1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству К. Паустовского;

познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма».

    Развивать устную речь учащихся, умение анализировать художественное произведение, доказывать свою точку зрения.

    Воспитывать интерес к предмету, уважение и любовь к старшим, к своим одноклассникам.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Дискуссия «Что же за человек Настя?»

Игра «Кто хочет стать литератором»

Метод: живой рассказ учащихся, диалог.

Оборудование: портрет поэта, доклад о биографии писателя, история создания рассказа «Телеграмма», игра «Кто хочет стать литератором?».

ХОД УРОКА:

    Организационный момент.

    Здравствуйте, настройтесь на деловую беседу. Займите свои места.

    Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня у нас в гостях К. Паустовский и его рассказ «Телеграмма». Вспомните, какие произведения этого автора вы читали?

    Молодцы!

    Работа с эпиграфом.

«Нет ничего в жизни, что нельзя было бы передать русским словом»

К. Паустовский.

Как вы понимаете эти слова?

    Знакомство с биографией К. Г. Паустовского.

    Юля А. Приготовила сообщение о биографии писателя.

    Пожалуйста, тебе слово.

    Юля, что ты узнала, когда готовила этот доклад.

    Вопросы есть? Спасибо, молодец! /оценивание/

    Что скажет эксперт, прослушав доклад?

    Знакомство с историей создания «Телеграммы».

    Как же создавался этот рассказ «Телеграмма». С историей создания нас познакомит...

    Спасибо.

    История создания рассказа К. Паустовского «Телеграмма» (подготовленный ученик)

Место действия рассказа - глухая рязанская деревушка Заборье. Здесь глубокой осенью тихо угасает жизнь Катерины Петровны, хранительницы местного мемориального домика, построенного ее отцом - художником. Старушка одинока.

Дочь Настя - в Ленинграде, и редко когда напоминает о себе письмом или денежным переводом. Около Катерины Петровны неотлучно находится дочка соседа - сапожника Манюшка, да изредка появляется старик Тихон, сторож при пожарном сарае. Эти два посторонних человека скрашивают последние горькие дни Катерины Петровны. Когда ей становится совсем плохо, Тихон сочиняет две телеграммы: «Катя помирает» - эту он отправил в Ленинград Насте. «Дожидайтесь. Выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя», - эту он принес старушке.

Но так и не дождалась Катерина Петровна любимой доченьки. Та застала лишь свежий могильный холмик на кладбище. И ведь не черствый, не бездушный человек Настя! В Союзе художников Ленинграда, где она работает, ее ценят именно за чуткость и внимание к людям. Нет. Настя не жестока. Но., ехать к матери так долго и жить в деревне, хоть несколько дней, так скучно. К ней придет прозрение, но это потом.

Тонкий психолог, Паустовский, учитывает, что читатель может познакомиться с рассказом, находясь в самом различном настроении. Чтобы он проник в глубину замысла, писатель сразу создает в рассказе определенное настроение и старается подчинить ему читателя.

Ему было 18 лет, когда, исписав стихами и рассказами несколько тетрадок, он решил:

« Я буду писателем. Задумавшись над этим, он с ужасом понял. Как беден его запас жизненных наблюдений. Это заставило его уйти в люди, в «горьковские университеты».

Десять лет он не брал в руки пера, скитался по стране, встречался со множеством людей, вбирал в себя все, что видел вокруг.

Мы с вами в начале года говорили о своеобразии художественной литературы как вида искусства. Все, что видит художник слова, потом «оседает» в его книгах.

    Анализ рассказа «Телеграмма»

    Сегодня мы выясним, какова же Настя. В чем ее вина, а в чем беда.

Посмотрим на нее глазами автора собственными глазами.

/Содокладчик, оппонент, эксперт, провокатор, ассистенты/

    Пожалуйста, слово докладчику.

    Слово содокладчику.

    Вопрос от провокатора.

    Что скажет эксперт?

    Каково мнение наших ассистентов?

    Закрепление материала. Игра «Кто хочет стать литератором?» по произведению

К. Паустовского «Телеграмма».

Вопрос для отборочного тура:

Сколько лет прожил К. Паустовский?

А) 54 В) 76

Б) 75 Г) 78

Поздравляем... , желаем удачи.

Правила игры: Есть три подсказки, два звонка другу, помощь зала.

    Первый вопрос поможет заработать тебе 1 балл.

Жанр этого произведения:

А/ рассказ, Б/ сказка, В/ очерк, Г/повесть?

    Второй вопрос поможет заработать 2 балла.

Пейзаж в начале произведения:

А/ служит для описания места действия,

Б/ контрастирует с состоянием Катерины Петровны,

В/ соотносится с ее состоянием?

    Третий вопрос поможет заработать 2,5 балла.

Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что:

А/ жизнь героини - в далеком прошлом,

Б/ печи не топятся,

В/ в комнате много картин?

    Отвечая на четвертый вопрос, ты сможешь заработать 3 балла.

Тихон солгал Катерине Петровне, потому, что:

А/ решил разыграть ее,

Б/ хотел облегчить ее страдания,

В/ надеялся на приезд Насти?

    Пятый вопрос поможет заработать 3,5 балла.

Настя не поехала к матери после получения ее письма, потому что:

А/ бездушие - ее отличительная черта,

Б/ она была занята устройством выставки,

В/ повседневные заботы оттеснили на 2 план любовь к самому близкому человеку?

    Шестой вопрос и 4 балла.

В сцене похорон Катерины Петровны писатель изобразил молодую учительницу, чтобы:

А/ показать происходящее глазами постороннего человека,

Б/ эта смерть послужила для нее уроком - у нее в городе тоже осталась мать, маленькая и седая,

В/ придать произведению правдоподобие?

    Седьмой вопрос и 4,5 балла.

В этом произведении позиция повествования:

А/ скрыта,

Б/ выражена одним из персонажей,

    Восьмой вопрос и 5 баллов.

На этом игра закончена.

УШ. Отзыв о художественных произведениях К. Паустовского, приготовленные учащимися.

Ребята, кто желает озвучить рецензию к этому рассказу?

9. Итог урока:

Сегодня мы вновь встретились с К.Паустовским. Что взяли для себя на уроке? Какие чувства воспитывает писатель?

X. Домашнее задание.

Ответ на вопрос: Надо быть благодарным к тому, кто дал тебе жизнь.

Какие зарубки на сердце оставляет «Телеграмма»?

Сочинение

В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит трагическая развязка этой истории. Рассказ наполнен символами, деталями, помогающими понять, как автор оценивает героев.

Очень важен в рассказе пейзаж. Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.

Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу — вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, — это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Образу Катерины Петровны противостоит образ Насти. С ней мы знакомимся во второй части рассказа. Она живёт в Ленинграде и работает секретарём в Союзе художников. Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. У Насти Катерина Петровна — единственный дорогой человек. Но работа заставляет забыть о ней.

Настю нельзя, казалось бы, назвать чёрствой, бездушной. Это подтверждает эпизод со скульптором Тимофеевым. Она заботится о том, чтобы он смог организовать выставку. Настя приходит к Тимофееву в мастерскую. Там холодно, чадит керосинка. Но трудности, которые переживает Тимофеев, кажутся совсем несерьёзными, особенно в сравнении с горем одинокой Катерины Петровны. На этом фоне невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «Непонятно, как я ещё не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары». То есть, переживания Тимофеева не столь драматичны, как переживания одинокой старушки.

Истинные ценности начинают открываться, когда в зале на обсуждении выставки работ Тимофеева гремят аплодисменты в честь Насти, вытащившей скульптора из забвения, а Настя в это время читает телеграмму о том, что мать её умирает из-за душевной чёрствости «чуткой» Насти.

Автор прямо не осуждает Настю. Здесь снова на первый план выходят символы. Вот Настя смотрит на скульптуру Гоголя: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх, ты, сорока!». А вот и последняя «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».

Наконец, в третьей части Настя жестоко наказана за невнимание к матери. Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает прощения за свою сухость. Но теперь душа несчастной Катерины Петровны, наконец, успокоилась. Это подчёркивает спокойный, почти зимний пейзаж: «Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую картину».

«Нет оправдания душевной чёрствости», — утверждает Паустовский своим рассказом.

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа - Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом - известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.

Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая - ее дочери Насте, в третьей - история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.

Похожие статьи