&9. Составление схематического плана участка местности

02.03.2024

Задание 1-го уровня сложности

Алгоритм работы :

2.В соответствии с текстом, составьте план, используя все предложенные условные знаки.

3.Распределите все знаки на 3 группы.

4. Займитесь самопроверкой своей работы, используя атлас.

Текст.

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой выбежали из школы по тропинке. Их цель: смешанный лес. Но пока от школы по обе стороны тропинки росли заросли колючего шиповника. Преодолев заросли шиповника, они увидели, что тропинка превратилась в грунтовую дорогу. Пробежав по грунтовой дороге, они увидели препятствие в виде обрыва. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. На окраине сада нежно журчал родничок, недалеко от которого стоял колодец. Напившись водицы, Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге. Посмотрев на план, они убедились, что там находится озеро Анаксимандра. На озере и решили отдохнуть. Отдыхая на песчаном берегу озера, они увидели, что здесь стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидел, что она называется Масштабово.

Линейные знаки

Площадные знаки

Точечные знаки

Оцениваем себя:

1-я отметка – за правильный набор условных знаков – их всего 12 (11-12 знаков – отметка «5»; 9-10 знаков – «4»; 6 - 8 знаков – «3»; 5 и менее – «2». _________

2-я отметка – за правильное распределение знаков по группам (без ошибок –«5»; 1-3 ошибки – «4»; 4-5 ошибок –«3»; 6 и более ошибок – «2»)___________________________

Задание 2- го уровня сложности

Работали ученики___________________________________

Алгоритм работы :

1.Внимательно прочитайте весь текст от начала до конца.

Успехов Вам, ребята!

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой выбежали из школы по тропинке, длиной 40 метров на север. Их цель: смешанный лес. Но пока от школы по обе стороны тропинки росли заросли колючего шиповника. Преодолев заросли шиповника, они увидели, что тропинка превратилась в грунтовую дорогу. Пробежав по грунтовой дороге 50 метров дальше на север, они увидели препятствие в виде обрыва, тянущегося с запада на восток на 90 метров. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. На западной окраине сада нежно журчал родничок, недалеко (в 10 метрах западнее) от которого стоял колодец. Напившись водицы, Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге на север 60 метров. Посмотрев на план, они убедились, что там находится озеро Анаксимандра. Там и решили отдохнуть. Отдыхая на песчаном берегу озера, они увидели, что здесь на востоке стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на северной окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке (на северо – западе) стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидел, что она называется Масштабово.

Оцениваем себя :

1-я отметка

2-я отметка

3-я отметка

Задание 3- го уровня сложности

Работали ученики___________________________________

Алгоритм работы :

1.Поработайте с численным масштабом, т.е. переведите его в именованный.

1.Внимательно прочитайте весь текст от начала до конца.

2.В соответствии с текстом, составьте план, используя все предложенные условные знаки и масштаб.

3. Займитесь самопроверкой своей работы, используя атлас и эталон правильного выполнения работы.

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой решили отправиться в деревню Масштабово, находящуюся недалеко от смешанного леса, который по рассказам местных жителей находился где - то на севере. Выбежав из школы, ребята увидели тропинку и побежали 60 метров на северо -восток. И тут перед ними показалось большое болото, которое было не очень топким и поэтому ребята перейдя его сразу повернули на северо – запад и опять по тропинке пробежали 50 метров. А дальше они увидели препятствие в виде обрыва, тянущегося с запада на восток на 90 метров. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. Но здесь ребята не стали задерживаться. Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге на северо-восток 70 метров. И, к, сожалению, оказались у домика лесника, находившегося на опушке хвойного леса. Но Вася и Катя не стали расстраиваться и продолжили поиск, опять развернувшись на северо –запад и по тропинке через 80 метров увидели озеро Анаксимандра. Там и решили отдохнуть. Отдыхая на северном песчаном берегу озера, они увидели, что здесь на востоке стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на северной окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке (на северо – западе) стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидели, что она называется Масштабово. Ура! Достигли желанной цели.

Оцениваем себя :

1-я отметка – правильно записан численный и нарисован линейный масштабы(«5» - оба верны; «4» - верен линейный масштаб; «3» - верен численный масштаб; «2» - оба неверно записаны)______________________________________

2-я отметка – верно нарисованы все расстояния (отметка по количеству правильных расстояний, их всего 5)._____________________________________________

3-я отметка (для самых продвинутых учеников) – правильно определены и нарисованы объекты по сторонам горизонта._____________________________________

geoschool 1. ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10.

Составление плана местности.

Составление плана местности полярной съемкой.

Подготовительный этап

    Вспоминаем: понятие «ориентирование», основные и промежуточн6ые стороны горизонта, азимут.

    Повторяем приемы определения направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба.

    На планшете в верхнем левом углу вертикально проводят стрелку «Север- Юг». Внизу указывают масштаб.

    Каков порядок составления и оформления плана местности?

Ход работы:

    Определите свое место нахождения по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам из одного места - места наблюдения.

    Определите с помощью компаса основные стороны горизонта и направлений на окружающие объекты, а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов.

    Полученные результаты занесите в таблицу, и с помощью условных знаков объекты обозначаются на плане.

Наблюдаемый объект

Расположение по отношению к месту наблюдения

Расстояние до объекта

Северо-запад

Северо-восток

На заметку!

Азимут. Или как пользоваться компасом на местности.

Составление плана местности по описанию.

Ход работы:

    На листе бумаги, с краю обозначьте стрелкой направления «север-юг». На планах местности север соответствует верхней рамке.

    Прочитайте текст описания местности.

    Обратите внимание на расстояния, указанные в тексте. Выберите масштаб. План не должен быть очень мелким.

    В ходе выполнения работы обращайтесь к образцу плана местности в атласе. Размер условных знаков должен соответствовать масштабу. Изображения знаков должны соответствовать общепринятым и быть выполнены аккуратно.

    Сначала начертите план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту и начертите окончательный цветной вариант.

Описание территории.

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.

Составление плана местности по описанию

Дано описание территории.

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.

Нужно составить план местности по описанию.

Ход работы:

1. Оформление работы.

– вверху – название работы «План местности»

В верхнем левом углу листа – вертикальная стрелка, показывающая направление «север – юг»

В правом углу надписывают масштаб:

например, в 1 см – 500м (переводят его в численный 1: 50000)

3. Разбить текст на части и выполнить задание по примеру.

Выполняемые действия

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги.

Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.

Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу.

В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают ещё 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад.

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.

В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.

Из центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление её течения.

На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес.

Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого – смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.

В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

Предположим, вам требуется составить план местности. Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по . Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками. Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.
  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки. Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.
  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку. Она течёт от дерева к мосту и далее к кустарнику. После этого линии визирования можно стереть.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес. Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности

Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Перед принятием решения о строительстве какого-либо хозяйственного объекта, о прокладке дорог, о размещении земель необходимо иметь изображение данной местности. Его можно иметь в виде рисунка или фотографии. Они сделаны обычно с поверхности Земли, поэтому на них не всегда видно, какие размеры и формы имеет этот участок, одни предметы заслоняют другие. Изображение местности может быть в виде , на которых местность показана сверху, однако на них не все предметы похожи на их действительный вид на местности, не все предметы местности можно определить (отдельно стоящее дерево, куст, ключ, мельница). На аэрофотоснимках нет названий , населенных пунктов, трудно здесь определить и деревьев, из которых состоят леса. Наиболее удобным и полным способом изображения местности является план.

Планом местности называется чертеж, который изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде. На нем показывают, чем занята местность, какие на ней размещены объекты. По плану местности можно определить взаимное расположение этих объектов, расстояние между ними, данного места и многое другое.

Значение плана местности огромно. Он верный помощник человека при изучении природы, ведении хозяйства, для туризма и при обороне страны. В сельском хозяйстве план местности необходим для размещения сельскохозяйственных объектов, определения размеров пашен, сенокосов, пастбищ. По планам устанавливают место строительства хозяйственных объектов, зданий, прокладки дорог, путей сообщений, линий электропередач. Все эти объекты сначала намечают на плане местности. Такие планы имеют все аварийные службы. Они позволяют быстро приблизиться к месту аварии.

План местности, так же как и , - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Но план отличается от .

На плане изображают небольшие участки местности, поэтому их вычерчивают в крупных масштабах, например, в 1 см - 5 км. На картах же показаны значительные участки местности - материк, государство, мир в целом. И вычерчивают их в более мелких масштабах: в 1 см - 1 км, или в 1 см - 100 км, в 1 см - 250 км.

При построении планов кривизну шарообразной поверхности Земли не учитывают и считают, что участки поверхности являются плоскостью. При построении же карт кривизна земной поверхности всегда учитывается.

Планы являются очень подробным изображением местности, вплоть до отдельно стоящего дерева. На картах изображены только большие объекты: крупные реки, озера, горы, города. На плане Москвы четко видны многие улицы, а на карте Москва обозначена звездочкой.

Похожие статьи
 
Категории