Отношение молодежи к высшему образованию. Социологическое исследование "отношение молодежи к сфере образования" Возможно, вам будут интересны другие публикации

09.05.2024

Пока я не перешёл на последний курс колледжа, я особо не задумывался о том, буду ли учиться дальше. Родители говорили, что буду. «Ну ладно, им наверное виднее», - думал я. И ошибался. Родители советовали то, что было верно в СССР, то есть: главное, чтобы было высшее образование, а какое не важно, да и качество знаний не первостепенно, главное диплом! А сегодня-то как раз первостепенны именно знания. И хотя отправляли они меня в нужное место, на вопрос зачем, отвечали неправильно.

Когда я понял, что со своим средним специальным образованием я промахнулся, я стал возлагать какие-то свои надежды на высшее образование. Однако в голове мысль была и такая: «И без него прекрасно смогу зарабатывать». Когда поступил, был доволен: бюджет да еще и заочный. Круто.

К 20 годам учение уже порядком надоедает, и будь я очником, бросил бы на первой сессии. Но и на заочке я порядком понервничал, и бросить ух как хотелось. И не зря хотелось: понимал, что научить меня тут ничему не научат, а сил и времени потрачу массу. Уже решенные сессии я покупал в ларьке, который стоял напротив универа. Полный комплект решенных задач, написанных рефератов и т.п. Сдавать было гораздо проще с такой помощью, но учиться всё равно не хотелось. Вот какие мысли меня тогда посещали: «Мне УЖЕ 20, и я сам зарабатываю, я сам знаю, что мне лучше, не понадобится мне этот диплом, я буду заниматься бизнесом, а если вдруг понадобится, то пойду и куплю».

Родня давила со всех сторон: не бросай, учись, потом спасибо скажешь. Ну не могли меня убедить взрослые, ведь в 20 лет веришь в свои силы, как никогда. А люди, которые учат меня жизни, родились при социализме, в век промышленности, да еще в прошлом тысячелетии к тому же. И то, что я не бросил учёбу на 2 курсе, - случайность. После третьего семестра, который я закрыл не полностью, решил: ВСЁ! На следующую сессию не поеду. Пусть отчисляют. И в эти пол года, прошедшие между 2 сессиями жизнь меня так помотала, что я понял: мне нужна вышка! К тому же понял и то, какая профессия мне нужна. А то, что я экономлю год или два, решив перевестись, вместо того, чтобы бросить и поступать снова, было очевидно.

Случайно я оказался в чужом городе, среди осени. И имея иностранный паспорт, был вынужден работать там, где устраивали неофициально. В общем стал гастарбайтером. За 6 месяцев я успел поработать на двух автомойках, на двух шиномонтажках, во фрейзерной мастерской, и на стройке. Работал я в это время за копейки, но даже не это произвело на меня большое впечатление. А люди, которые работали там, самый низший класс людей. И вот тогда я понял, что можно прожить жизнь без диплома и без образования, и можно при этом более или менее себя обеспечивать. Но жизнь эта будет проходить на грязной тяжелой работе, в окружении несостоявшихся людей.

Я не считаю получение диплома о высшем образовании необходимым условием успеха. В профессии, которую я выбрал, диплом обязателен, во многих других можно и без него. Самообразование - вот, что важно.

Возраст поступления в ВУЗ, это возраст когда просыпается бунтарский характер. И с этим бунтарским настроем сделать правильный выбор гораздо сложнее.

Эта статья написана мной для родителей, чтобы они, направляя своих детей, понимали, с чем те сталкиваются, как всё воспринимают. И чтобы они старались с одной стороны удержаться от навязывания выбора, а с другой стороны -- не пускали бы всё на самотёк.

А.В. Карманова

ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ

Рассматриваются ценность образования и самообразования, их роль в формировании всесторонне развивающейся личности как человеческого идеала современных молодежных субкультур.

Вот уже более полувека существует социальный стереотип, согласно которому представителям молодежных субкультур присущи крайняя асоциальность и инфантилизм, выражающиеся в равнодушном или даже враждебном отношении к нормам, ценностям и образу жизни доминирующей культуры, а также в отсутствии социально значимых интересов, увлечений и тяги к знаниям. Эта точка зрения появилась, вероятно, из-за ошибочного истолкования внешних проявлений специфического бытия современных молодежных субкультур и нестандартного образа жизни отдельных ее представителей.

«Общество потребления», которому объявили войну еще битники и хиппи в середине прошлого века, с успехом продолжает функционировать и в настоящее время, порабощая человека и делая его «одномерным» . «Одномерное общество» Г. Маркузе - это «общество всеобщего благоденствия» и тотального отчуждения, образовавшееся в результате «сговора» крупнейших торговых корпораций, военно-промышленного комплекса и государственного аппарата развитых индустриальных стран. Из-за научно-технического прогресса (осуществляемого, в основном, благодаря заказам военнопромышленного комплекса) создается впечатление, что современное общество очень динамично, хотя на самом деле оно статично, т.к. отвергло все альтернативы исторического развития. Оно подавляет индивидуальность, поглощает и делает бессмысленной любую оппозицию, интегрирует все классы и слои населения в один - «потребительский», навязывая людям одинаковые ложные потребности по принципу «предложение порождает спрос». Массовая, «конвейерная» культура, которая заняла прочные позиции в современной жизни и заметно потеснила культуру элитарную, как верно заметил еще Х. Ортега-и-Гассет , является одной из систем манипулирования людьми, которая способствует созданию определенных типов личностей, наиболее приспособленных для функционирования в современном обществе (именно поэтому Г. Маркузе назвал господствующий в настоящее время тип социальности тоталитарным). Эта культура, активно внедряемая в повседневную жизнь через СМИ, не только обедняет язык и речь, отучая человека думать самостоятельно и подходить критически к своему социальному бытию, но и обесценивает в массовом сознании достижения науки и культурный запас человечества.

Не отрицая утилитарную пользу научно-технического прогресса, современный человек подходит к получению знаний преимущественно с прагматических и утилитарных позиций. С наступлением информационной эры наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании рассматривается большинством людей всего лишь как средство или гарант для последующего успешного трудоустройства, а значит -

получения материальных благ все того же «общества потребления». Еще Э. Фромм писал об этом: «Наша система образования повсеместно направлена на то, чтобы напичкать человека знаниями как имуществом пропорционально его собственности и социальному статусу. Минимум знаний они получают как сумму информации, необходимую для выполнения своих служебных функций. И, кроме того, каждый получает еще некоторый пакет “дополнительных знаний” (как предмет роскоши) для возвышения в своих собственных глазах и в глазах окружающих. Школы - это фабрики, на которых производятся пакеты готовых знаний, хотя учителя искренне думают, что знакомят учеников с высокими достижениями человеческого духа» .

Несколько иной подход к знаниям в среде молодежных субкультур, создатели которых, вопреки обществу, живущему по «модусу обладания», провозгласили главной ценностью жизнь по «модусу бытия». Именно о них писал Э. Фромм в своей работе «“Иметь” или “быть”»: «Я не могу оставить без внимания тенденции совершенно противоположного характера, которые наблюдаются в молодом поколении; я имею в виду такие формы поведения, при которых потребление не является способом умножения собственности, а сопряжено с проявлением подлинной активной радости бытия. Я говорю о людях, которые могут совершить утомительное путешествие ради того, чтобы послушать любимую музыку, посмотреть какие-нибудь достопримечательности или встретиться с интересным человеком. Даже если им не хватает серьезности, основательности и целеустремленности, все равно эти молодые люди проявляют смелость “быть” в высшем смысле слова, не задаваясь вопросом, что они от этого будут “иметь”. Они производят впечатление более искренних людей, чем старшее поколение; их политические и философские взгляды часто бывают очень наивны. Но как бы там ни было, они не занимаются постоянной лакировкой своего “я”, чтобы подороже продать себя на рынке бытия. Нередко они поражают взрослых своей честностью, способностью видеть и говорить правду. В политическом и религиозном плане эти юноши и девушки относятся к самым разношерстным группам, многие из них вообще не придерживаются никакой определенной идеологической концепции или доктрины и сами себя причисляют к “ищущим”. Может быть, они и не нашли еще жизненной цели, но каждый из них стремится “быть самим собой”, а не довольствоваться тем, чтобы покупать и потреблять» .

Выполняя с большим или меньшим успехом некоторый минимум социальных функций, «неформалы» провозгласили принцип «ценностной аномии» - неприятия декларируемых «обществом потребления» ценностей, целей и средств их достижения. Современные молодежные субкультуры созданы индивидуалистами,

имеющими потребность творить, выражая и утверждая свое собственное жизненное кредо всеми доступными способами. Поэтому в центр мировоззрения был поставлен поиск себя и своего места в этом мире, а также переустройство и улучшение последнего в соответствии со своими идеальными представлениями о том, каким ему следовало бы быть. В связи с этим на первый план выдвигается идеал прогрессивно и гармонично развивающейся личности, выходящей за рамки «одномерности» и не участвующей в «крысиных бегах» современного мира с его темпом жизни, все более ускоряющимся ради самого ускорения. Такую личность, помимо творческого подхода ко всему, что вписывается в область его интересов, отличает постоянное стремление к познанию как окружающего мира, так и самого себя, желание приобщиться к богатому культурному пласту человеческой цивилизации. Отсюда большая тяга к знаниям, особенно - выходящего за рамки научного (в том числе и эзотерического). Чаще всего «неформалы» интересуются гуманитарными и общественными науками - философией, психологией, историей человечества, историей культуры и религий. Нередко они самостоятельно изучают иностранные языки и фольклор; многие интересуются политической ситуацией в современном мире, знают и любят художественную литературу.

Необходимо заметить, что ценность формального (официального) образования и образования неформального (самообразования) в молодежной среде варьируется в зависимости от того, к какой субкультуре принадлежит человек. И хотя представители многих субкультур обращают внимание, в общем, на одни и те же области знания, направленность субкультуры, ее специфика в целом задает основное направление личностных интересов, расставляет акценты, определяет приоритеты личностного развития, «обязательные» и «факультативные» области знаний и искусств для освоения. Например, психологией и философией живо интересуются практически во всех молодежных субкультурах.

Согласно Т.Б. Щепанской , любая молодежная субкультура обязана своим возникновением некоей идее, которая служит объединяющим принципом, первоэлементом в сообществе личностей, ее разделяющих. Ее творцами, помимо самих «неформалов», могут выступать философы, поэты, писатели, художники, музыканты - «генераторы» идеологии и создатели альтернативной картины мира той или иной субкультуры, либо просто те выдающиеся во всех смыслах личности, чьи идеи и творчество нашли живой отклик в умах и сердцах представителей молодежных субкультур либо послужили непосредственным толчком к их возникновению.

В 1950-1960-е гг. прокатилась первая волна молодежного протеста, всколыхнувшая весь мир. Битники, «новые левые», хиппи, йиппи выразили свое недовольство существующим мироустройством. Их идеологами и кумирами были В. Райх, Т. Роззак, Ч. Рейч, Р. Миллс, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, Г. Гессе, Дж. Керуак, К. Кизи, Г. Снайдер и др.

К хиппи близки субкультуры «толкиенистов» и «ролевиков», а также сообщества, занимающиеся эт-ноисторической реставрацией: «индеанисты», «кель-

ты», «викинги», «родноверы» и клубы военноисторической реставрации. На знании истории, этнологии, этнографии, культурологии, мифологии, религиоведения и языков - пусть даже и вымышленных (например, таких как «кертар» - эльфийский язык, придуманный Дж.Р.Р. Толкиеном), большей частью и основаны данные субкультуры. «Индеанисты» в своем быте, и особенно во время летних слетов «пау-вау», воссоздают быт, традиции, обряды и обычаи североамериканских индейцев. Они изучают их историю, культуру, мифологию и т.д. Почти тем же самым занимаются и «кельты», и «викинги». Объединяющиеся в общины «родноверы» стараются не просто вернуть славянским народам их родную веру - славянское язычество, но и пытаются переосмыслить ее применительно к современным реалиям (именно поэтому некоторые общины «родноверов» и называют себя иногда неоязычниками). Помимо возрождения язычества родноверы занимаются также изучением родной истории, культуры, быта, обычаев, традиций, фольклора, языка. Для толкиени-стов центральной идеей, объединяющей людей в данное сообщество, является созданный Дж.Р.Р. Толкие-ном мир «Средиземья», основанный на староевропейской мифологии. Субкультура «ролевиков» основана не столько на мире Толкиена, сколько на мире фэнтэзи вообще, а также фантастике и истории.

К молодежным субкультурам также можно отнести и группы, которые занимаются самодеятельной исследовательской деятельностью и которые, кстати, тоже близки к хиппи: диггеры (исследователи подземных коммуникаций в крупных городах), кладоискатели и «черные археологи» (занимаются поиском кладов, утерянных древних реликвий), а также спелеологи (самостоятельно исследуют пещеры), поисковики и черные следопыты (разыскивают, реставрируют и коллекционируют оружие и атрибутику времен Второй мировой войны).

«No future!» - провозгласили панки в Великобритании в 1976 г., а чуть позже - и во всем западном мире. На фоне общественной стагнации и мирового экономического кризиса, потери жизненных ориентиров у большинства выпускников школ (выходцев из семей не только рабочего, но и среднего классов, примкнувших к панкам) отношение к официальному образованию было крайне негативное. Школа расценивалась не как учреждение, в котором можно было чему-нибудь научиться, а как система подавления индивидуальности, формирующая угодный властям тип социальности. Спустя много лет субкультура панков претерпела значительные изменения. На смену грязному телу, причудливым одеждам и прическам подчеркнуто «эпатажного» вида, ставшим средствами демонстрации активного неприятия господствующего жизненного уклада и стремления к разрушению связанных с ним ценностей пришли новые, гораздо более действенные формы и методы социального протеста - в том числе с использованием интеллектуальных приемов и средств, призванных служить делу борьбы за создание нового, справедливого общества. Как следствие значительно возрос интерес к информации, не имеющей прямого отношения к любимой музыке (панк-року). В наше время панки все больше интересуются политическими событиями; их волнуют даже проблемы классового

самосознания. Сегодня музыка стала для них скорее дверью в мир дальнейшего образования, а не конечным, замкнутым на себе самом результатом и самоценностью. «Я в панк-сцене с 1982 года, - заявлял Крейг О’Хара, - и убежден, что это очень эффективный и веселый способ узнать о том, что происходит в мире, научиться менять что-то вокруг себя (если это возможно), пытаться практиковать индивидуализм и нонконформизм в формах, которые наиболее способствуют позитивному развитию личности. Панки постоянно изменяются и активно производят информацию, а наличие общих точек зрения по конкретным вопросам подобно жидкой ртути... Для тех, кто становится частью движения (а это не обязательно молодые люди), этот начальный протест превращается в силу, побуждающую к образованию и личному развитию» . Современными панками активно изучаются классика анархизма и труды современных представителей этого направления, при этом особо подчеркивается то, что для наиболее полного понимания теории анархизма просто необходимо свободно ориентироваться в праве, экономике и философии. В особом почете такие идеологи, как М. Штирнер, П.Ж. Прудон, Р. Штаммлер, П. Эльцбахер, Н. Хомский, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.

Субкультура «готов», которая вышла из панка и на заре своего появления (примерно 20 лет назад), называлась «новые романтики», особый упор делает на творчество без границ и отсутствие каких бы то ни было стереотипов в процессе самовыражения. Культовые авторы у современных «готов» - Э. Райз, Г. Лавкрафт и маркиз Де Сад. «Готы», веря в вечную жизнь после прекращения физического существования, более других склонны к изучению и практике оккультизма.

Центральной идеей субкультуры «металлистов» является личность Воина, Невозмутимого Стоика, Неуязвимого Героя - Властелина Действительности . Поэтому именно Фридрих Ницше находится на самом почетном месте в списке культовых философов. Не менее любимые авторы - Г. Лавкрафт, А.Ш. Ла Вей, М.А. Булгаков, Дж.Р.Р. Толкиен, а также классики мировой художественной литературы (от античности и до наших дней). «Металлисты», в силу специфики своей субкультуры, являющейся практически всемирной и основанной на музыке как основном средстве коммуникации, пожалуй, в наибольшей мере по сравнению с представителями других молодежных субкультур уделяют внимание изучению иностранных языков. Помимо самого «рокового» английского и чуть менее распространенного немецкого самым настоящим высшим пилотажем считается знание скандинавских языков - норвежского (и даже старонорвежского), финского, шведского и т.д., а также других древних и мертвых языков (например, латыни). Кроме изучения языков, философии и психологии, «металлисты» открыто заявляют о своей любви к классической музыке, которую считают предшественницей металлического рока, тогда как последний провозглашается ими не просто прямым потомком первой, но и даже ее современным эквивалентом. «Хорошим тоном» считается умение профессионально играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Субкультуре скинхэдов «повезло», пожалуй, меньше всего. На заре своего появления в Великобритании, в 1960-х гг., скинхэдами называли себя подростки из рабочих семей, боровшиеся за права своего класса против капитализма, любившие музыку «ска» и «реггей», а также футбол. Их девиз: «Сражайся за свой класс, а не за свою расу!» Их главными ценностями были учеба, честный труд и хорошее времяпрепровождение с друзьями. Во второй половине 1970-х гг. часть скинхэ-дов влилась в панк-движение, из которых лидеры профашистски настроенных сообществ начали вербовать себе сторонников. Новое движение продолжали называть скинхэдами, от первоначальных идей которых в данной субкультуре к настоящему времени уже ничего не осталось. Сами скинхэды «старой школы», которые не исчезли и продолжают существовать до сих пор по всему миру, называют своих тезок «бонхэдами» -«пустоголовыми», имея в виду их расизм и неоправданное насилие, обусловленные главным образом тем, что в него вливаются агрессивно настроенные подростки, не только не желающие ничего добиваться своим умом или трудом, но и огульно обвиняющие во всех своих неудачах и неблагополучии свого общества других людей, как правило - с другим цветом кожи или тех же «неформалов». Однако справедливости ради надо заметить, что лидеры скинхэдов-неофашистов - в отличие от рядовых членов возглавляемых ими группировок - далеко не глупые, а подчас и весьма образованные люди, неплохо ориентирующиеся в современной философии и гуманитаристике.

Сформировавшаяся, таким образом, в большинстве современных молодежных субкультур потребность в постоянном самообразовании зачастую является стимулом для получения и официального специального образования и даже пробуждает интерес к занятию наукой. Так, например, из среды толкиенистов, «роле-виков» и этноисторических реставраторов вышло немало людей, получивших высшее образование по историческим специальностям, а впоследствии и защитивших кандидатские и докторские диссертации. Естественно, это происходит не во всех субкультурах и не со всеми ее представителями. Речь в данной статье идет в основном о «ядре» и «олдовых» - т.е. тех их представителях, которые живут по нормам и ценностям своих субкультур и число которых от общего количества «неформалов» сравнительно невелико. Нельзя, однако, утверждать, что всей «периферии» («пионерам»), численность которых намного больше, не свойственно стремление к самосовершенствованию, поскольку в их рядах не только присоединившиеся к субкультуре в результате моды на нее , но и те, кто пришел вполне сознательно - в результате формирования собственного мировоззрения, своего творческого кредо, собственной жизненной и гражданской позиции.

К официальному (формальному) образованию у неформалов отношение двойственное. С одной стороны, система официального образования расценивалась и продолжает расцениваться ими главным образом как орудие формирования индивидов, мыслящих одинаково и «так, как положено». Лучше всех такие взгляды на официальное образование обобщил Джонни Роттен в одном из интервью: «Да мозги тебе промывают, и все.

Никакого образования. Ничему не учат. Всему сам учишься. А они просто мозги тебе залечивают. Пытаются подогнать под общий уровень. Чтобы в итоге получилась одна общая масса, которой легко управлять. Они не любят личностей. Им не нравится, когда кто-то высовывается... Это они отбили у меня всякую охоту. Они ни к чему не привили мне интереса. Уроки проводили по принципу: чем скучнее - тем лучше. Я считаю, что я с легкостью сдал экзамены именно потому, что вовсе не ходил в эту школу, когда они меня выгнали. Они же ждут от тебя готовый ответ, когда спрашивают: «И что тебе понравилось в этой книге?» Вызубрить просто и не дай бог кого-то критиковать».

Тридцать пять лет назад американский социолог и футуролог О. Тоффлер в своей работе «Столкновение с будущим» назвал хиппи эскапистами, потому что те, по его мнению, просто не желали принять новую технологическую революцию, выводящую общество в постиндустриальную эру. Поэтому, по его словам, хиппи 1960-х и провозглашали возврат к природе, неторопливый образ жизни, погружение в себя, расширение психических возможностей человека. Иными словами, он недвусмысленно намекнул на то, что хиппи являются самыми обычными консерваторами, людьми прошедшей эпохи. Следуя за его мыслью, нетрудно предположить, что и все более молодые молодежные субкультуры с их принципиальным отказом подчиняться современному темпу жизни, ускоряться ради самого ускорения, потреблять ради потребления, иметь сотни знакомых и в то же время не иметь никаких прочных привязанностей и близких отношений, рассматривать людей как средство, но не как цель, не давать себе передышки, чтобы задуматься о смысле собственного существования, также должны были бы быть отнесены к консерваторам.

Не углубляясь в вопрос о том, какие плюсы и минусы принесет нам в ближайшем будущем так называемая постиндустриальная эра, можно сказать следующее: отрицая наиболее уродливые ее проявления, неформалы, тем не менее, приняли технический прогресс как таковой, о чем свидетельствует выход представителей практически всех молодежных субкультур в новую область реальности - виртуальную реальность, которую они стали использовать как основной канал коммуникации. В результате у некоторых субкультур появились «дочерние» ответвления -«электрохиппи», «киберпанки», «геймеры» (любите-

ли компьютерных игр) и др. Кроме того, образовались совершенно новые субкультуры, целиком основанные на использовании компьютерных технологий, - такие как хакеры, которые, чтобы отделить себя от компьютерных воров-взломщиков, присвоивших себе это название (ситуация практически повторяет ту, которая сложилась со скинхэдами) в настоящее время поменяли самоназвание на «хэкеры». Представители новых «электронных субкультур» объявили виртуальное пространство свободной зоной, в которой должен действовать единственный закон - свобода без границ в странствиях по электронным сетям с целью общения или получения какой-либо информации, включая преодоление любых препятствий, мешающих этому. Особенно преуспели в этом хакеры-«хэкеры», среди которых, кстати, очень много людей с высшим математическим или техническим образованием (впрочем, уже сам факт владения новыми информационными технологиями на таком уровне предполагает наличие неординарных умственных способностей).

Итак, вопреки существующему стереотипу отсутствие стремления к образованию в молодежных субкультурах (включая «неформалов») в настоящее время не приветствуется. В отличие от прагматического отношения к знаниям и образованию у большинства представителей доминирующей культуры, рассматриваемых там всего лишь как средство для получения материальных благ или общественного статуса, в молодежных субкультурах превалирует ценностный подход к познанию как неотъемлемому элементу саморазвития личности. Поэтому индивиды, не желающие преодолеть свою необразованность и ограниченность, надолго в том или ином «неформальном» сообществе, как правило, не задерживаются.

Совокупность молодежных субкультур можно охарактеризовать как особую, альтернативную культуру, существующую параллельно с доминирующей: она одновременно и воздействует на первую, и перенимает у нее некоторые достижения научно-технического прогресса, стараясь при этом преодолеть отчужденность в отношениях между людьми, «одномерность» их повседневного бытия и инверсии современной «массовой культуры». Как знать, не в этой ли новой, только еще формирующейся и во многом непонятной социальной и культурной среде зреют и главные вызовы, и главные надежды не столь отдаленного будущего?

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. А. Юдина и др. М.: REFL-

book, 1994. 341 с.

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Избранные труды / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2000.

3. Фромм Э. «“Иметь” или “быть”»? / Пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: АСТ, 2006. 317 с.

4. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2006. 287 с.

5. О"Хара К. Философия панка: больше, чем шум. М.: НОТА-Р, 2003. 204 с.

6. Игнатьев А.А. Размышления о «тяжелом металле»: взыскующие исхода и их болельщики (опыт комментария к разговорам с друзьями) //

Вопросы философии. 1993. № 1. С. 3-47.

7. Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар? // Философские науки. 2003. № 5. С. 83-96.

1

В проведённом исследовании предпринята попытка изучения субъективного отношения молодежи к современным социально-экологическим проблемам.Подробно рассмотрены проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения. В исследовании принимали участие студенты 1, 2, 4 и 5 курсов, обучающиеся по специальности «Социальная работа» факультета экономики и управления Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.В работе чётко определены цели и задачи, объект и предмет исследования.Представлен методический инструментарий:авторская анкета «Взгляд на экологические проблемы»; проведен качественный и количественный анализ полученных результатов.Обоснована актуальность формирования в массовом сознании студентов идеи о необходимости сегодняшнего решения социально-экологических проблем на региональном уровне, что обеспечит их успешное решение и на глобальном уровне.

молодёжь.

ценности

природная среда

пути решения

окружающая среда

загрязнение

отношение к окружающей среде

экологическое образование

Экологическая проблема

1. Гринёва, Е.А. От экологического просвещения к экологическому образованию для устойчивого развития: ретроспективный анализ / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8 (часть 2). – С. 434-438.

2. Гринёва, Е.А. Экологическое образование через сердце. Настольная книга для педагога: учебно-методическое пособие / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 105 с.

3. Давлетшина, Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Х. Давлетшина. – М., 2015. – 26 с.

4. Кочетков, Н.В. Определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи // Социальная психология и общество. / Н.В. Кочетков. – 2011. - №1. –С.83-96.

5. Николина, В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: автореферат дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / В.В. Николина. – СПб., 1999. – 28 с.

Библиографическая ссылка

Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20686 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол :
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Затрудняюсь

ответить

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол :
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение :
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это :
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это :
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это :
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это :
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на :
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена :
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем "гражданским браком";
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака :
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия :
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________
Похожие статьи