Методическая разработка открытого урока: Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч. «Проблема деградации личности в рассказах А

16.02.2024

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками. Рассказ «Ионыч», как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности.

В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.

В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой , Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.

По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.

Внутренняя эволюция наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки...», - размышляет он. И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился.

Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...». И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», он имеет целью лишь одно - «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк.

Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно

Точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость. В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», - говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.

А. П. Чехов - прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование.

Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеивает пошлость людей и мещанство как социальную болезнь.

Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает «о том, что никогда не бывает в жизни», и Котик с «талантом» пианистки, и Иван Петрович с его «негосударственно» и, здравствуйте пожалуйста», - все это привлекло и нравилось Старцеву поначалу. Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отказ. Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного падения. У него появляются мысли о большом приданом, и мысли вроде: «А к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам?..» Вобщем Старцев все больше и больше погружался в пошлую, однообразную жизнь губернского городка. Чтобы ярче показать падение героя, Чехов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». К тому времени героя уже не интересовали окружающие, он снисходил до них только для того, чтобы поиграть в карты. Его любимым занятием стало перебирание денег, полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой теплой среде может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него обыкновенное, духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа «Ионыч».

Другое, не менее привлекательное и правдивое произведение - « ». В котором автор показывает обывательскую жизнь людей. В пьесе сочетаются хороший юмор и . Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах.

Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, оно является центральной в комедии. Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев. Раневская, Гаев, Фирс - все они живут воспоминаниями о былых временах, о том, как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеделанью, они даже не могут принять правильное предложение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада. В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век и наступило время для нового поколения, с прогрессивными мыслями, умных и деятельных людей.

Особенностью А. П. Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повседневное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в русскую литературу.

Цель: Создать условия для осмысления рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, понимания тех изменений, которые происходят в судьбе главного героя; способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.

Оборудование:

  • тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”;
  • раздаточный материал (дифференцированные задания, карточки).

Тип урока: урок-размышление

Эпиграфы:

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

II. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.

На уроке мы будем анализировать рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: “Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”.

Уточним значение слова деградация. (Учащийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.)

Деградация”. [фр. degeneration]постепенное ухудшение, упадок.

Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова: проследить, выяснить, понять. Учащиеся определяют цель урока:проследить путь духовной деградации героя; выяснить, какие изменения произошли с ним на этом пути; понять, почему произошли эти изменения.

Сравните теперь сформулированную вами цель с моей целью урока: проследить путь духовной деградации главного героя рассказа; понять причины превращения доктора Старцева в Ионыча; осознать, что приобрел и что потерял герой рассказа на этом пути.

III. Словарная работа

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

IV. Работа по новому материалу

1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение учащегося.)

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

2. Приступаем к работе над текстом произведения. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференцированные задания, которые распечатаны на каждого ученика.) Выясним, как построено произведение.

“4” Какова композиция рассказа “Ионыч”?

Такой приём называется ретроспектива.

Вспомните, что такое ретроспектива?

(Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.)

“5” В чём смысл такой композиции?

3. Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева.

1) “4” Выделите временные отрезки, которые ознаменовались для героя важными переменами. (“Прошло больше года”, “Прошло четыре года”, “Прошло ещё несколько лет”.)
2) “5” При помощи какого композиционного приёма передаётся эволюция в душе героя?

4. Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём. Я предлагаю вам выполнить это задание, объединившись в группы.

Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева. (Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.)

1-я группа (1-я глава): “Он шёл пешком… (своих лошадей у него ещё не было)…”, “Пройдя девять вёрст и потом ложась спать, он уже не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошёл бы ещё вёрст двадцать”.

2-я группа (2-я глава): (через год) “ У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”, “Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.

И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: “Ох, не надо бы полнеть!”.

3-я группа (3-я глава): “Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:

– Сколько хлопот, однако!”.

4-я группа (4-я глава): (через 4 года) “Уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками… Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

5-я группа (5-я глава): (ещё через несколько лет) “Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову… И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот… В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем”.

5. Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя. (Работа проводится в группах.)

Составляется следующий опорный конспект:

1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”
3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце” , жаль любви, стыдно, успокоился
4 группа (4 глава): спешно принимает больных , ни с кем не сходится , хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”
5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

6. Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?

7. Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития.

  • “4” Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева?
  • “5” Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева?

Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”. (В тетрадях составляется опорный конспект.)

(Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.)

8. Как меняется герой на протяжении рассказа?

  • “4” Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя?
  • “5” Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя?

9. Проследим, по каким направлениям идёт развитие образа доктора Старцева.

Направления, по которым идет развитие образа доктора Старцева:

1) Жизненная карьера.
2) Эволюция вкусов.
3) Роман с Екатериной Ивановной Туркиной.

1) “4” Как складывается жизненная карьера Старцева?
“5” Каковы мотивы труда Старцева?

2) “4” Как изменяются вкусы героя?
“5” Как характеризуют Старцева приобретённые им “интересы”?

10. Сопоставьте свои наблюдения с первым эпиграфом: “… до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!” (Н.В. Гоголь.)

(Эти слова Н.В. Гоголя, сказанные им в поэме “Мёртвые души” о Плюшкине, можно в полной мере отнести к Старцеву. В финале герой отвратителен. Чехов показывает нравственное убожество, низость своего героя, который растратил все свои лучшие качества. Он утратил свои идеалы, изменил своим привычкам и вкусам и полностью деградировал. Это “мёртвая душа”, которой уже не суждено вернуться к полноценной человеческой жизни. Перед нами безнравственный человек, предмет его поклонения – деньги, вытеснившие живое человеческое чувство, цель жизни – стяжательство.)

11. Как и многие писатели А.П. Чехов испытывает своих героем любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё шанс остаться человеком, пережить бурю чувств и эмоций.

Эпизод несостоявшегося свидания Старцева с Котиком на кладбище является кульминацией всего рассказа, наивысшей точкой напряжения, проверкой героя, неким рубежом.

  • “4” Каким увидел мир доктор Старцев, оказавшись на кладбище?
  • “5” Каков смысл сцены на кладбище в контексте рассказа?
  • “4” Как развивался роман доктора Старцева и Котика?
  • “5” Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны?

Какие начала борются в душе Дмитрия Ионыча?

(Романтическое начало и трезвый, уравновешенный взгляд на жизнь, опасения “как бы чего не вышло”.)

Чем завершилась эта борьба?

(Нет борьбы, спокойное существование больше устраивает.)

12. Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева?
13. Что послужило причиной перерождения героя?
14. Исследуем фон, на котором происходит эволюция героя. Каков фон, на котором происходит эволюция героя?
15. Вместе с героем познакомимся с семьёй Туркиных.

  • “4” Что представляет из себя семья Туркиных?
  • “5”. Почему автор, рассказывая о городе С., подробно описывает жизнь всего одной семьи?

(Автор идёт от частного к общему. Чтобы показать обстановку бездуховности, мещанства, обывательщины, автор, мастерски используя художественные детали, подробно описывает всего лишь одну семью. Но “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции.)

16. Озаглавьте вторую колонку “Город С.” и запишите слова, характеризующие жизнь города С. (Город С.: скука, однообразие жизни, злое невежество, равнодушие, удовлетворённость бездуховным существованием, пошлость.)

17. Как развивались отношения Д.И. Старцева с городскими обывателями?

18. Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

19. Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? Озаглавьте третью колонку “Ионыч” и запишите эти качества. (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

20. Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)

Кроссворд

1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)
2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)
3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)
4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)
5. Жители города С. (Обыватели.)
6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром. )
7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)
8. Одно из развлечений Старцева. (Винт. )
9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)
10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень. )

Учащиеся читают ключевое слово конформизм. Учитель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

21. Сопоставьте ваши наблюдения со вторым эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)

(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)

V. Обобщение

1. В чём состоит идейный смысл рассказа?

(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)

Слово учителя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

3. Прокомментируйте слова третьего эпиграфа: “Самое главное, о чём должен помнить человек, – это звёздное небо над головой и нравственный закон в нём”. (И. Кант, немецкий философ).

(В жизни, кроме материальных ценностей, есть ценности иные, о которых не стоит забывать. Гораздо важнее любовь, дружба, семья, дети, высокая цель в жизни. Не стоит замыкаться в себе, надо свою жизнь наполнить духовным содержанием, уметь видеть красоту окружающего мира, радоваться ей, дарить окружающим свет своей души, нести в себе добро. Звёзды – это символ этих ценностей, о которых должен помнить человек и стремиться к ним.)

И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

VI. Домашнее задание

  • “5” Напишите сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”?”
  • “4” Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

VII. Итог урока

VIII.Рефлексия

Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.

Тема: Деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Цели: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Задачи: 1. Образовательная: изучить рассказ А. П. Чехова «Ионыч» методом целост­ного анализа, дать учащимся понятие о единстве формы и содержания, показать им обусловлен­ность художественной формы произведения его содержа­нием, непосредственно ознакомить их с особенностями ху­дожественного метода писателя, наблюдая вместе с ними посте­пенное углубление характеристики героя, раскрытие основных идей произведения в хо­де развития его действия, понимая значение портретa, монолога, диалога, авторской речи, выявляющей отноше­ние писателя к герою. Сосредоточить внимания на художественных деталях (оригинальность композиционного приёма, живописность пейзажа, меткость эпитета, характерность сравнения) .

2. Развивающая : развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие сп особности, монологическую речь.

3 . Воспитательная : вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;

Методы: эвристический, проблемный, лингвистический анализ текста.

Формы работы: беседа, работа в парах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.

Эпиграфы: (на доске)

Ход урока:

    Вступительное слово. .

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Все это приводит к гибели человека в человеке, и об этом мы будем с вами говорить сегодня на уроке, анализируя рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор.

Сообщение ученика «История создания рассказа »

    Определение темы урока.

(сл.6) Тема: «………………………человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Как видите, в определении темы есть пропуск. Понятно, что речь на уроке пойдет о человеке, о главном герое рассказа. Но вот что с ним происходит? На этот вопрос нам предстоит ответить и заполнить пропуск.

3. Постановка цели урока.

Цель:

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

А) творческое задание «Кто передаст сюжет более кратко?»

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой? (да). Так какова цель нашего урока?

( Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.)

Для этого обратимся к композиции

    Актуализация знаний. (проверка знания и понимания текста)

«Найдите соответствия»

    Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений.

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности - от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании - дви­жение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх - к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз - к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы по­казать постепенное превращение интеллигента в обывателя, докто­ра Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, по­терявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

Вернемся к теме урока. Я думаю, теперь вы сможете сформулировать ее. Что же происходит с главным героем на протяжении рассказа? (Духовная деградация)

Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью.

(Беседа)

Как развиваются отношения Старцева и Котика?

Выстроим цепочку из ключевых фраз.

«Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»

«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»

«Она восхищала его…»

На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»

«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»

«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»

«Сколько хлопот, однако!»

«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»

«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»

«А хорошо, что я на ней не женился»

«Огонек все разгорался в душе…»

«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»

Вывод

В) Анализ эпизода.

- Проблемный вопрос: Символом чего выступает кладбище?

Просмотрите приведенные мною ключевые фразы из текста и попробуйте ответить на проблемный вопрос.

«Казалось, что здесь было светлей…»

«сонные деревья»

«так хорош и мягок лунный свет»

«нет жизни»

«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»

«веет прощением, печалью и покоем»

«кругом безмолвие»

«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»

«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»

«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»

«луна ушла, и вдруг все потемнело»

«- Я устал…»

(Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!)(черный фон, выход: «Я устал…» жить(?)

Вывод:

Что же помешало Старцеву и Катерине Ивановне быть вместе?

Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого чело­века в стяжателя, довольствующегося тусклой, обы­денной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

    Проблемное задание.

Что же является причиной этой духовной деградации?

(Беседа. Устный монологический ответ. Лингвистический анализ текста).

А) Среда .(Семья Туркиных)

Рассказ о семье Туркиных.

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья

жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин,

Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал

любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых

генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна,

худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно

читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка,

играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь

свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои

таланты весело, с сердечной простотой <…>» (X, 24). Однако при более

близком знакомстве с ними становится понятным, что всё это позёрство, что

это всё «призраки жизни», омертвевшие формы жизни. Иван Петрович

Туркин, пригласивший к себе в гости Старцева представляет его своей жене

затейливым языком: «Я ему говорю, что он не имеет никакого римского

права сидеть у себя в больнице…» (Х, 25) Это даже не язык, а мозаика из

фрагментов различных речевых жанров и стилей. Туркин вообще не имеет

фразами, давно утратившими своё нормальное значение и первоначальную

естественную форму: «большинский» вместо «большой», «недурственно»,

«покорчило вас благодарю» (Х, 28).

Не только речь Туркина состоит из слов-«призраков», но и его

поведение. 1) Например, при первой встрече с Ионычем Вера Иосифовна

говорит игриво при муже: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив,

это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не

заметит» (X, 25). Это совершенно пустые слова. 2) Пустые романы пишет и

читает Вера Иосифовна (Х, 26). 3) Все гости Туркиных ведут себя также

игриво, позёрски. Когда Вера Иосифовна читает свой пустой роман, все

слушают «с очень серьёзными лицами». 4) Позёрски играет на рояле

Екатерина Ивановна: «села и обеими руками ударила изо всей силы, и опять,

и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному

месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь

рояля» (Х, 27). Все стали поздравлять Екатерину Ивановну и говорить, что

она играла как никогда прекрасно. 5) Глупейший фарс устраивает Иван

Петрович Туркин со своим лакеем Павой, исполняющим мизансцену из

какой-то трагедии, не понимая того, что он изображает. И опять: «все

захохотали» (Х, 28). Старцев попал в мир призраков, бессмысленных слов,

музыки, поступков.

Так, постепенно узнавая членов этой семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Читателю сразу становится не по себе в обществе этой «умной, интересной, приятной семьи», в мире праздности, скуки, застойности их жизни и никчёмности существования. Закономерно возникает вопрос: если таковы самые талант­ливые люди во всем городе, то каков же должен быть город? За Туркиными - губернский город, они его олицетворение, та среда, которая обступает Ионыча, на­ступает на него под барабанные звуки игры Котика на рояле. Не утрачивая реальных житейских и бытовых масштабов и очертаний, семья Туркиных как-то незаметно вырастает до боль­шого обобщения, до символа, не теряющего при этом образной конкретности. Это своеобразный мирок - со своим собственным театром, конферансом, литературой, музыкой и даже трагедией, низведенной до кривляния лакея перед расходящимися по домам гостями.

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходи­мости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплод­ные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Жители города С. как будто спокойны, лишены каких-либо преступных поползновений, доброжелательны. Между тем их существование настолько одно­образно, скучно, обыденно, что оно несовместимо с понятием «жизнь».

Вывод: Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала.

Б) Внутренний конфликт.

Но одна лишь среда не может так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства. Проанализируем эпизод первого посещения Старцевым семьи Туркиных.

1) отношение к чтению романа Веры Иосифовны

«Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, – читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».

2) отношение к игре Котика

Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему .

и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.

3) отношение к шуткам Ивана Петровича

Умри, несчастная!

И все захохотали.

«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.

«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.

Вывод: внутренний конфликт изначально присутствует .

В конце рассказа Старцев сознательно противопоставляет себя про­винциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» - считать получен­ные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает день­ги, полученные от больных.

    Заключение.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека. Показывая эволюцию Старцева от молодого врача-общест­венника, живого и эмоционального человека, до ожиревшего, пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенчиками кажется не человеком, а языческим богом, Чехов разоблачает, таким обра­зом, и среду, оказавшую на Старцева тлетворное воздействие, и его самого. Рассказ «Ионыч» - не грустная история о том, как «среда заела», но беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопро­тивляться окружающей обывательской среде и перестал быть че­ловеком.. Виновата в этом среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумев­ший противостоять обывательскому окружению. Его губит стремление к сытости и покою, подавля­ющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота.. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.

Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает?(Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком).

Сочинение

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х годов XIX века. Эта эпоха была бедна крупными историческими событиями и даже стала называться “застойными временами”. Поэтому в творчестве писателя отразились и разочарование в спасении и обновлении России, и переосмысление системы духовных ценностей. Вся художественная деятельность Чехова - призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Голос внутренней свободы, а не попытка найти истину звучит практически в каждом его произведении. Писатель пишет просто и ясно, совсем не так, как Достоевский и Толстой. Эта оригинальная особенность отразилась не только на языке рассказов и повестей, но и на сюжете его произведений. У Чехова они, как правило, развертываются спокойно, плавно и четко. В его прозе нет внешнего конфликта между героями, энергичной и ожесточенной борьбы или рокового стечения обстоятельств. Мастерство Чехова - это искусство больших обобщений в малой форме. Он показывает жизнь не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев, а в миниатюре, учитывая все штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении характеров людей, - одна из ведущих особенностей чеховского стиля.
Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует “маленьким людям” и т.д.
С конца 80-х годов начинается второй период творчества А. П. Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, как “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы общественного значения, прозревающие и деградирующие герои). В этих “серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях, сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. Здесь писатель критически изображает общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т.д. Герои большинства этих произведений относятся к среднему социальному слою. Это врачи, учителя, студенты, чиновники и меньше - помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность. Автор не концентрирует особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его частью этой среды. Чехов исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя. Именно в этот период творчества появляются такие известные рассказы, как “Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная история”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие другие.
Аня - главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.
В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы помочь нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”. Ради своих родных она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось невозможно. Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете. Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из “забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее...”. Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо: “Подите прочь, болван!”. Теперь она живет как хочет, в роскоши, в ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой - ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой автор завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество, она потеряла способность искренне чувствовать, любить. “Анна на шее” - это история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся главным богатством человека.
Важным для Чехова является способность остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой способности залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня рассказа.
Рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа “Ионыч”, Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев - молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии (“... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия), заурядна, типична.
И это - лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: “Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен...
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а “языческим богом”, А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом - главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей...
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

Сочинение

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч».

В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.

Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни. И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе — Туркиными.

Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» — самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами. Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».

Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» — как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте…

Чехов не спешит обвинять своего героя. Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это?

Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души. Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично». Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение.

Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно. Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…»

Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом. В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты…

Котик отказала герою — у нее были грандиозные планы на будущее. После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции — оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, — думая лишь о своем желудке и кошельке.

Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить. Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…»

И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне — это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата — у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию.

Название рассказа полностью отражает степень деградации героя — из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
Похожие статьи
 
Категории