Виды связи слов. Урок "Предложение

02.03.2024

Учитель: Ломакина Г.М.

Класс: 2 –б МБОУ СШ №5 г. Архангельск

Тема: «Связь слов в предложении».

Цель темы : учить детей устанавливать связь слов в предложении

Тип урока : открытие новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

На основе имеющихся знаний систематизировать информацию о предложении; учить детей находить связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.

Познавательные УУД:

общеучебные – Выделять и формулировать познавательную цель, осознанное и произвольное строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексировать способы и условия действий, выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Формировать навыки зрительного ориентирования в пространстве, зрительного и слухового внимания.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД : Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Воспитывать коммуникативную культуру при работе в микрогруппах.

Высказывать свое мнение, уважать мнение других.

Самоопределение.

Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.

Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.

Оборудование:

    Учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

    Печатная тетрадь (часть №1).

    Карточки:

Я"БЛО КО (буквы О закрыты яблочком);

СИ"ВЕ РКО;

- опорныеслова к предложению по теме;

Парная работа;

Групповая работа: осенние листочки со словами (составить предложения );

Оцени себя.

    Карточки для физкультминутки: (изобразить фигуру)

    На стенах магнитные буквы (С, В, Я, З, Ь).

    Осенние листочки для рефлексии (желтые, зеленые, красные).

    Мячик тряпичный.

8. Магнитофон с музыкой для релаксации («Осенняя песенка » П.И.Чайковский)

9 . Мешочки с горохом.

10. Увеличитель.

11. М узыкальная физкультминутка.

12.

Этапы урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

1). Раз, два, три, четыре, пять

Прозвенел звонок опять.

Перерыв кончается,

Работа начинается…

2). Создание психологического и эмоционального комфорта:

Настал новый день. Улыбнулись друг другу и нашим гостям, поздоровайтесь.

3). Наполним лёгкие кислородом - дыхательная гимнастика:

Свежий воздух: вдох - выдох, вдох – выдох порциями, вдох - выдох с задержкой.

4). Сели красиво.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну, которая:

Пришла без красок и кистей,

И перекрасила все листья. (Осень)

И посвятим наш урок этому прекрасному времени года.

Настроимся на работу пальчики:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, прохладный ветерок!

Здравствуй, осенний листок!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Откройте тетради. Записать число и классная работа.

II. Актуализация знаний

Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания ОСЕНИ.

1). Словарная работа:

Небольшой зверек из отряда грызунов с длинными ушами и длинными задними ногами.

Водится и в наших лесах. (З АЯЦ)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (В ЕТЕР)

На Севере холодный резкий ветер, даже и не с севера. (С ИВЕРКО)

Первый месяц осени? (СЕНТЯБРЬ )

Отгадайте загадку:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Я "БЛ О К О )

Какая орфограмма в слове? (буквы закрыты яблочками)

2). Минутка чистописания (подготовка руки к работе ). Мешочки с горохом.

а). Найдите буквы, которые мы выделили из загадок, на стенах класса - магнитные буквы .

Запишите по одной букве . Будьте внимательны.

З В С Ь Я

Посоветуйтесь с соседом и составьте из этих букв слово. Запишите его справа от букв. (СВЯЗЬ)

б). - Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то; какие-то отношения)

СЛОВАРИ: С.И.Ожегов – трактуется слово СВЯЗЬ – отношение взаимной зависимости.

Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники; обучаемся все в СШ №5 г.Архангельска)

Сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира «Связь живой и неживой природы».

в). Назовите однокоренны е слова к слову СВЯЗЬ.

А у меня получились такие слова:

связ но"й свя"з ь связа"ть скрепить связ и"ст

Какое слово надо исключить? (скрепить) Почему? (корень другой)

Спишите, поставьте ударение, выделите корень.

3). Чтобы попасть в мир предложений, нужно прочитать (на магнитной доске) предложение:

Осень – красивое время года

- Что заметили? (нет знака в конце) Какие можно поставить?

Прочитайте его разными способами по цели высказывания.

(повествовательное, вопросительное, восклицательное)

- ЗАПИШИТЕ восклицательное предложение.

А что такое предложение? (слово или слова, связаны по смыслу и выражают законченную мысль)

- Что всегда есть в предложении? (грамматическая основа)

Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья)

Как долго длится жизнь листьев?

4). Игра «МЯЧ». Подберите слова, обозначающие действие листьев .

III. Постановка учебной задачи и темы:

1). Работа над предложением (на карточке напечатаны слова для доски)

КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬ, РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯД, РАННЯЯ

Можно ли эту группу слов назвать предложением?

Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)

- ТЕМА урока : будем устанавливать СВЯЗЬ слов в предложении.

- Составьте предложение (в парах – на карточках).

Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение?

(вставили предлог, исправили окончание слова)

Запишите предложение в тетрадь (можно с комментированием):

Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

Какое слово показывает наше отношение к листьям?

Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)

Значит, оно по цели высказывания повествовательное .

По интонации невосклицательное .

- Наша цель: формировать умение, как установить связь слов в предложении? (по смыслу и с помощью вопросов)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (изобрази фигуру). Под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песенка».

IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

ПРОВЕРИМ? Разбор предложения. Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)

Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?

С помощью чего? (вопроса)

Поставим вопросы от главного члена предложения – подлежащего:

НЕТ

Поставим вопросы от главного члена предложения - сказуемого.

КРАСУЮТСЯ (когда?) осенью…

Стрелкой установите связь.

КРАСУЮТСЯ (в чём?) в нарядах…

Установите связь между второстепенными членами предложениями.

ОСЕНЬЮ (какой?) ранней….

В НАРЯДАХ (каких?) разноцветных….

Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.

Слова в предложении связаны по смыслу.

С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте прочитать предложение. (При чтении значок ставится над каждым словом.)

Состав предложения менялся? (нет )

А что менялось? (интонация)

Слова в предложении связаны по интонации .

Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы )?

Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.

Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 37 . Прочитайте вывод.

ВЫВОД: Слова в предложении связаны по:

- ФОРМЕ - СМЫСЛУ - ИНТОНАЦИИ

- МЫ поставили перед собой цель : чему мы должны научиться на уроке? (ХОРОМ читают на карточке)

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ …..

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ….

- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)

IV. Закрепление знаний и способов действий:

1). Работа по карточкам в группах. Работа с деформированным предложением.

- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун - ветер подул и рассыпал листики. Каждая из групп должна сложить свое предложение.

(Каждая группа получает листики разных цветов. Составление предложения по опорным словам, написанных на них.)

а) В ЗОЛОТИСТЫЕ ПЛАВНО ЛИСТИКИ ОСЕННЕМ КРУЖАТСЯ ВОЗДУХЕ

б) КОВРОМ ЛИСТЬЯ ПЁСТРЫМ УСТИЛАЮТ ЗЕМЛЮ

в) ЛИСТОЧКИ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ БАГРЯНЫЕ ЖАЛОБНО

- Выделите грамматическую основу в ваших предложениях. Найдите словосочетания. Прочитать предложения.

ФИЗУЛЬТМИНУТКА музыкальная, проводит ученица.

2). Прочитайте ВСЕ предложения, которые мы составили и записали.

Осень – красивое время года! Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.

Плавно кружатся в осеннем воздухе золотистые листики. Пестрым ковром листья

устилают землю. Жалобно багряные листочки шуршат под ногами.

Какая красота кругом!

Что получилось у вас? (текст ).

Какова главная мысль нашего текста? (осень)

- Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени или ваше отношение к осени. Запишите понравившегося предложения.

3). Осенью есть период, который называют Бабье лето…

Что такое «БАБЬЕ ЛЕТО»?

«Только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно» (народная пословица). Бабье лето в природе - это период по-летнему тёплой погоды в преддверии настоящей осени. По народным приметам, в средней полосе России бабье лето начинается 14 сентября , на день Симеона - летопроводца. В разных странах и губерниях нашей страны бабье лето называют по-разному. В словаре В.И.Даля написано, что бабье лето - Марфино лето - начинается в Семен-день (14 сентября) и заканчивается на Аспосов день (21 сентября ), или в день Воздвиженья (28 сентября).
В период бабьего лета заканчивались полевые работы, устраивались праздники. Женщины превращали лён в нити и ткали. Считалось, что во время бабьего лета нужно со всеми
помириться и уладить имеющиеся конфликты .
В старину говорили, что на
бабье лето даже собаки добреют. Радуга на бабье лето предвещала долгую и тёплую осень…. (Материала много в интернете)

4). Печатная тетрадь №1 (если позволит время).

Осень - долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что – то свое. Осень – это не только краски, но и особые звуки и запахи.

V. Итог урока

Что вы чувствовали, когда слушали?

Какие виды работ особенно понравились на уроке?

Эти виды заданий помогут развивать нашу речь, формировать умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей.

Эту тему урока мы продолжим изучать и дальше, а тему «Осень» мы расширим при написании сочинения завтра и при изучении темы «Люблю природу русскую. Осень» на уроках литературного чтения.

- Вспомни цель урока, которую мы ставили перед собой?

Оцени свою деятельность по алгоритму (карточки на партах):

Я научился… Я познакомился... Я узнал…

Я справился … Я ставлю себе отметку…..

Спасибо всем за работу. Дома расскажите о нашем путешествии родителям.

V I . Рефлексия учебной деятельности :

В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег…. И есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды из различных цветов красок – листопад. УСТРОИМ наш листопад!

Возьмите листок на столе у учителя (крепят на доску ):

Если вам было интересно и легко, то ЖЕЛТЫЙ,

Если вам было немного сложно, то ЗЕЛЕНЫЙ,

А если было трудно, то КРАСНЫЙ.

VII. Д/З 1) Стр.37, правило, упр. 45.

2) Понаблюдать с родителями за красотой осени, подышать ее запахом.

Спасибо за работу на уроке!

Слово может существовать само по себе. Например, в словарной статье. Однако при использовании слова нужно уметь связывать его с другими словами.

Все слова в предложении соединяются между собой по смыслу и грамматически. Такую связь создают союзы, порядок слов, окончания и предлоги. Связь бывает двух видов: сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь предполагает соединение равноправных слов: дождь и снег; то мороз, то оттепель.

Эта связь нужна для распространения предложения однородными членами: Я сел на пень и стал смотреть на цветы и деревья .

Подчинительная связь основана на выделении главного и зависимого слов: большая помощь , сидеть на берегу, прочитал вчера. Так из словосочетаний образуются предложения.

Не являются словосочетаниями предлоги со словами: между нами, около школы, напротив аптеки. Ряды однородных членов или обособленные члены предложения, а также грамматическая основа. От подлежащего и сказуемого можно задать вопросы к другим словам.

Например, в предложении «На нашей очень шумной по обычным дням улице стояла тишина» есть словосочетания разных типов: согласование (на нашей улице, на шумной улице, по обычным дням), управление (стояла на улице, стояла по дням), примыкание (очень шумной).

По главному слову словосочетания бывают глагольными, именными и наречными.

По зависимому слову можно определить характер смысловых отношений между словами: определительные (отвечают на вопросы «какой?», «чей?», как определения), объектные (вопросы косвенных падежей, как дополнения), обстоятельственные (вопросы наречий).

При согласовании главное и зависимое слова согласуются друг с другом в роде, числе и падеже: мой друг, моего друга, моему другу, о моем друге.

Узнать этот вид связи легко, нужно всего-навсего задать вопросы: «какой?», «чей?», «который?». На такие вопросы отвечают чаще всего прилагательные и местоимения, числительные и причастия. Все они зависят от имени существительного: на синем льду , птичий хор , своим пеналом , другой дом , первый раз , решенная задача .

При управлении главное слово командует зависимым словом и заставляет его стоять в форме какого-либо падежа. Изменяя главное слово, мы не можем изменить падеж зависимого (думаю – думает – думал – буду думать – думай о себе). По главному слову управление бывает глагольным (иду по тропе) или именным (нежен со мною).

Зависимым словом является существительное с предлогом или без него (предложное или беспредложное управление). Вопросы, которые задаем от главного слова, выраженного чаще глаголом, чем существительным, называются вопросами косвенных падежей. Хотя к некоторым словам можно поставить и смысловой вопрос. Но надо помнить, что зависимое слово – это изменяемое слово: писал другу, думает о маме, пение птиц, рассказ писателя, шел к тебе, искать вас, богат озерами, немного книг.

Примыкание основано на особых условиях. Зависимое слово примыкает к главному, являясь неизменяемой частью речи, и отвечает на смысловые вопросы (как, где, когда, куда, откуда, зачем, почему). Примыкают наречия (бежать быстро), деепричастия (сидел наклоняясь), неопределенная форма глагола (поехал учиться, желание рисовать), притяжательные местоимения его, ее, их (его ручка ).

Итак, если вы хотите без труда определять вид связи в словосочетании, научитесь выделять словосочетания из предложения, быстро находите главное слово, ставьте от него вопрос и обращайте внимание на части речи.

Порядок подробного разбора словосочетания

  1. Найдите главное слово, определите его часть речи.
  2. Указать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  3. Найти зависимое слово, определить его часть речи.
  4. Определить смысловые отношения между словами по зависимому слову (определительные, объектные или дополнительные, обстоятельственные).
  5. Поставить вопрос от главного к зависимому слову.
  6. Назвать тип связи словосочетания.

Образец разбора словосочетания

В маршрутном такси папа молча и задумчиво смотрел в окно, как будто вспоминал детство всего человечества (Ю. Алешковский).

1. В маршрутном такси – главное слово «такси» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «маршрутном» – имя прилагательное. В такси каком? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – это согласование.

2. Задумчиво смотрел – главное слово «смотрел» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «задумчиво» – наречие. Смотрел как? – обстоятельственные отношения, зависимое примыкает к главному – это примыкание.

3. Вспоминал детство – главное слово «вспоминал» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «детство» – существительное без предлога в Винительном падеже. Вспоминал что? – объектные или дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

4. Всего человечества – главное слово «человечества» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «всего» – местоимение. Человечества какого? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – значит, это согласование.

5. Детство человечества – главное слово «детство» имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «человечества» – имя существительное без предлога в Родительном падеже. Детство кого? – дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

Тренировка

Выпишите словосочетания из предложений и определите тип связи.

Время до нашего отлёта тянулось долго-долго. Ещё дольше, чем последний день четвёртой четверти.

Потом красивая девушка принесла нам минеральную воду и конфетки, которые едят в небе, и опять велела всем пассажирам застегнуть ремни.

Посмотрев вдаль, он снова сел в машину, и мы поехали дальше.

В глубине дворика стоял небольшой белый дом. К нему вела выложенная из того же самого камня, что и ограда и ступеньки, дорожка. И по обеим сторонам дорожки росли разноцветные розы.

Самостоятельная работа "Типы словосочетаний"

ВАРИАНТ 1

дома

Широко распростёрлись нижние сучья старой ели, а из-под них, как бы напоказ, выбежало на тенистую лу­жайку целое созвездие красных грибков.

3. Определи тип подчинительной связи: ещё блестели, звенели в вышине, наши голоса, вязал узлы, беспомощные руки, с какого-то времени, так улыбаюсь, совсем невозможно, как-то узнал, её автора.

ВАРИАНТ 2

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Лилово-голубые колокольчики качаются на ветерке, и кажется, это они вызванивают прощальную симфонию летних грёз в немом осеннем лесу.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонная трубка, металлическая банка, за справочником туриста, диковина города, больно вспоминать, катушки ниток.

3. Определи тип подчинительной связи: едва заметна, улыбаться кому-то, та девушка, чувствую запах, физически приятно, стать свидетелем, отметить про себя, другие люди, их слова, установили летом.

ВАРИАНТ 3

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Пройдёт неделя, другая, подует ветерок - и вот уже закружился над землёй золотой, красный, бурый хоровод.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В окнах города, европейское платье, рассказал подробно, гнёзда птиц, суп из рыбы, со стеклянным колпаком.

3. Определи тип подчинительной связи: теряя дыхание, привёз из Турции, доныне бережёт, приятель друга, тебя угостить, вытянула из-за печи, моя косыночка, давно было, их работа, очень жалко.

ВАРИАНТ 4

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Оказывается, прежде чем взять орех, кедровка легонько стукает по нему клювом и по звуку определяет, пустой он или нет.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонными шутками, мышца лица, отцовские коллеги, фото на память, в печной трубе, не без грусти вырвал.

3. Определи тип подчинительной связи: плакать от смеха, все люди, необыкновенно полезный, говорить по-немецки, осыпающейся листвой, вовремя уйти, обещала угостить, с одним рогом, про него говорили, серые глаза.

ВАРИАНТ 5

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

И чудится мне, что полнится воздух тонким, как паутина, золотым звоном уходящей осени.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Гребень петуха, лучи солнца, птица из леса, полосатыми половиками, любовь мамы, заботливо прочистил.

3. Определи тип подчинительной связи: другой для них, хорошо знакомых, после этого открытия, не видна окружающим, пахнет туманом, капли росы, этот хвост, из-за её плеча, сытая корова, очень памятный.

ВАРИАНТ 6

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Целые тетеревиные стаи пасутся на каменных осыпях да на галечниках, потихоньку склёвывают мелкие камешки.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Стебель мяты, деревянная шкатулка, на бумажной ленте, закатное небо, трудно разглядеть, дом из кирпича.

3. Определи тип подчинительной связи: незадолго до этого, путается теперь, на том берегу, в верхушках леса, вытирая руки, её благоухание, знал его, уверенно пойдёт, бедовый парень, чересчур мало.

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

    формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

    Находим в предложении подлежащее и сказуемое?

    Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

    Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

Выделяя предложения.

В окно заглянуло солнышко весело поёт ручной щегол

Скажите, какое слово подходит по смыслу в одно и в другое предложение.

3. Прочитайте группы слов.

Попробуйте объяснить, почему только одна группа слов составляет предложение.

маленький, щенок, мяч, играть, с

Маленький щенок играет с мячом.

Слова в предложении связаны по смыслу, по форме и по интонации.

4. Прочитайте, выделяя интонацией каждое предложение.

Тает снежок ожил лужок день прибывает когда это бывает

Отгадайте загадку.

О чём говорится в первом предложении? Что говорится о снежке ?

Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?

Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

О чём говорится в этом предложении? Что говорится про гриб?

9. Прочитайте слова. Подумайте, о ком и о чём можно составить из них предложения.

весело, распевать, синицы
заяц, сменить, шубка
солнце, пригревать, землю, весенний

Составьте из данных групп слов три предложения. Запишите их. Главные члены предложения подчеркните.

10. Прочитайте словосочетания. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу и по форме.

Маленький принц, скромные цветы, обрадовался очень, распустились утром.

Подумайте, можно ли из этих словосочетаний составить предложения. О ком и о чём они будут?

Составьте и запишите предложения. Главные члены в предложениях подчеркните.

Предложение можно составить из слов, а можно из словосочетаний.

Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул.
Пыль летит.

Назовите главные члены каждого предложения.

В выделенном предложении укажите связь слов с помощью вопросов.

Запишите так: раскаты (что делают?) ...; раскаты (какие?) ... .

12. Скажите, о ком говорится в предложении.

Важные грачи чинят гнёзда.


Что говорится о грачах? Поставьте вопросы от выделенных слов к тем, с которыми они связаны. Запишите получившиеся словосочетания с вопросами.

13. Прочитайте предложение.

В лесу распустились голубые подснежники.

О чём говорится в этом предложении?
Что говорится о подснежниках?

Запишите словосочетания с вопросами к а к и е? г д е?

14*. Прочитайте, выделяя каждое предложение. Скажите, о чём в них говорится.

Зимние дни миновали, пришла весна, зазеленела трава, ярко светит солнышко, ожил лес, распустились первые цветы.

Запишите предложения. Выпишите словосочетания с вопросом к а к и е?

Начало урока

Котя, котенька-коток,
Котя - серенький хвосток!
Приди, милый, ночевать,
Нашу Машеньку качать!
(В. Рождественская)

Как называется выделенное предложение?

16. Прочитайте слова. Поставьте к каждому из них вопрос и укажите, как оно называется в грамматике.

скворцы, занимать, прошлогодний, квартиры

галки, таскать, в, гнёзда, маленький, веточки

О ком можно составить предложения из этих слов? Составьте и запишите предложения.

17. Составьте и запишите предложения. Главные члены предложения подчеркните.

весна, в, лес, просыпаться, звери

вылезать, из, берлога, медведь

греются, ежи, солнышке, на

18. Прочитайте текст, выделяя предложения.

По болоту рыскали охотничьи собаки, качались камыши, бедный утёнок был ни жив ни мёртв от страха.
(По Г. X. Андерсену)

Объясните значение выделенного выражения.

Запишите текст, расставляя знаки препинания. В каких предложениях слова отвечают на вопросы в таком порядке:
г д е? ч т о д е л а л и? к а к и е? к т о?
ч т о д е л а л и? ч т о?

Письмо по памяти: 19*. Прочитайте стихотворение. Объясните правописание выделенных в словах орфограмм.

В зоопарке на площадке
Много маленьких зверят.
На площадке всё в порядке -
Тут звериный детский сад.
(В. Рождественская, Е. Радина)

Начало урока

20. Прочитайте текст. Назовите слова, которые передают голоса весеннего леса. Как эти слова называются в грамматике?

Скрипят жуки и кузнечики барабанят дятлы, свистят маленькие дрозды-белобородки лают лисицы кашляет козуля воет волк ухает филин жужжат шмели и пчёлы
(По В. Бианки)

Выпишите предложения о птицах. Подчеркните главные члены предложения.

21. Объясните правописание пропущенных в словах орфограмм. Найдите существительные и укажите их число.

за...ц, поменять, шу...ка
поб...жать, звонкие, руч...и
луга, покрыть, тр...ва
ожить, сонный, лес

Из каждой группы слов составьте предложение.

Устно с помощью вопросов установите связь между словами.

Запишите предложения. Подчеркните главные члены.

В последнем предложении укажите стрелками связь слов.

О б р а з е ц. Заяц поменял шубку, ... .

22. Прочитайте текст, выделяя каждое предложение.

Пришла весна в лес деревья надели зелёный наряд звонко поют птицы на полянке расцвели яркие цветы

Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

В каждом предложении подчеркните главные члены.

Из последнего предложения выпишите словосочетания и укажите в них связь слов. (Образец в задании 21.)

23. Прочитайте слова.

стакан тарелка посуда

Каким из этих слов можно заменить два других?

Что можно сказать о произношении и обозначении на письме безударных гласных в этих словах?

Словарные слова: стакан

24*. Прочитайте словосочетания.

Скажите, как каждое слово называется в грамматике.

Маленький щенок, грызть косто...ку; рыжий котёнок, умывать мордо...ку; серенький воробей, прыгать по доро...ке.


Составьте из словосочетаний предложения.

Запишите предложения, подчеркните главные члены, укажите связь между словами.

Начало урока

25. Прочитайте.

спрятался куст

Подумайте, какое слово надо добавить, чтобы связать в этом словосочетании слова. Как называется в грамматике это слово?

Составьте и запишите с этим словосочетанием предложение про зайку. Подчеркните предлог вместе с существительным, к которому он относится.

26. Прочитайте группу слов. Является ли она предложением?

скоро наш класс пойти экскурсию

Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Запишите предложение, главные члены подчеркните. Стрелками укажите связь слов в предложении.

Предлоги служат для связи слов.

27. Прочитайте словосочетания. Составьте и запишите из них предложение.

Распустились в лесу, нежные ландыши.

Подчеркните предлог с существительным, к которому он относится. Стрелками укажите связь слов в предложении.

28. Вспомните правила, по которым пишутся пропущенные в словах орфограммы.

У 6ело...ки родились 6ельч...та мать кормила их м...л...ком скоро у 6ельч...т откроются гла...ки потом у малышей прорежутся зу...ки

Прочитайте текст, выделяя каждое предложение. Что содержат эти предложения (сообщение или вопрос)? Как они произносятся (с восклицательной или невосклицательной интонацией)? Как называются эти предложения?

Запишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные орфограммы.

Письмо по памяти: 29*. Выразительно прочитайте стихотворение.

Уж тает снег. Бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
(А. Плещеев)

Объясните правописание выделенных орфограмм. Запишите стихотворение по памяти.

Начало урока

30. Прочитайте стихотворение.

Я с утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
... берёзку и... мох,
... малину, ежевику,
... ежа и... ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
(Н. Матвеева)

Вставьте пропущенные предлоги. Прочитайте стихотворение ещё раз.

Скажите, изменился ли смысл стихотворения.

Выпишите существительные вместе с предлогами. Предлоги подчеркните.

31. Прочитайте слова. Объясните правописание пропущенных орфограмм

б...рега р...ки растет
белоствольная бере...ка

Составляют ли эти слова предложение? Какой предлог можно добавить, чтобы получилось предложение?

Запишите предложение и подчеркните предлог.

32. Прочитайте предложения. Объясните правописание пропущенных в словах орфограмм.

Р...бята играют на б...регу р...ки. Они бросают друг другу м...чи. Малыш... строят дома из песка.

Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.

Подчеркните предлоги вместе с существительными, к которым они относятся.

Письмо по памяти: 33*. Прочитайте стихотворение.

Запишите стихотворение по памяти.

Подчеркните предлоги. В первом предложении стрелками укажите связь слов.

Начало урока

34. Рассмотрите рисунки.



Устно составьте рассказ о том, что произошло на улице. Придумайте к рассказу заглавие.

Прочитайте выразительно стихотворение.

Гусь стоял на возвышении,
Регулировал движение.
И сказал он: «Ага-га!
Нарушаешь, га-га-га?
Всем мешаешь, га-га-га?
Что моргаешь, га-га-га?
Иль не знаешь, га-га-га,
Что бежать по мостовой
Не положено!»
(Э. Мошковская)

Объясните знаки препинания в конце каждого предложения.

35. Прочитайте начало рассказа и придумайте его продолжение.

Принесли дети из леса д...мой ёж...ка. Побежал ёж по пуш...стому к...вру. Увидела его кошка. Прыгнула она на колючего ёж...ка.

Объясните пропущенные в словах орфограммы.

Обратите внимание, всегда ли предлог стоит перед существительным, к которому он относится.

Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги вместе с существительными, к которым они относятся.

36. Прочитайте текст. Объясните правописание выделенных орфограмм.

Приходит весна лес просыпается от зимнего сна оживает каждое дерево весенние соки наполняют почки скоро появится первая зелень

Запишите текст, расставляя знаки препинания.

В последнем предложении стрелками укажите связь слов.

37*. Вспомните правила, по которым пишутся пропущенные в словах орфограммы.

над, р...ка, парил, ястре...
пуш...стый, утята, плавать, у, берега

Составьте и запишите из слов предложения. Подчеркните главные члены, стрелками укажите связь слов.

Начало урока

38. Прочитайте предложения из сказки П. Бажова

«Серебряное копытце». Объясните значение выделенного слова.

Кокованя с утра на работу ходил. Дарёнка в избе прибирала . Мурёнка мышей ловила. Вечерами старик рассказывал волшебные сказки. Дарёнка любила стариковы сказки.

Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены. Из четвёртого предложения выпишите словосочетания с вопросами к о г д а? ч т о? к а к и е? и стрелками укажите связь слов в предложениях.

39. Прочитайте текст, выделяя предложения.

Пошла Рукодельница к колодцу за водой опустила девочка ведро на верёвке верёвка оборвалась упало ведро в колодец
(В. Одоевский)

Скажите, почему девочку звали Рукодельницей.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Назовите предложение, которое состоит только из главных членов.

В каких предложениях слова отвечают на вопросы в таком порядке:
чт о с д е л а л а? к т о? к у д а? з а ч е м?
ч т о с д е л а л о? ч т о? к у д а?

40*. Прочитайте рассказ, выделяя каждое предложение.

Три серых котёнка увидели мышку они бросились за ней мышка прыгнула в банку с мукой котята - за ней мышка убежала из банки вылезли три белых котёнка

Как можно озаглавить рассказ?

Запишите заглавие. Письменно ответьте на вопросы:

Кого увидели три серых котёнка? За кем они бросились?
Куда прыгнула мышка?
Что сделали котята?
Что сделала мышка?
Какие котята вылезли из банки?

В разделе на вопрос что значит указать связь слов в предложении? заданный автором распространить лучший ответ это Подлежащее, сказуемое-главные члены предложения... .
Теперь про связь слов в предложении:
1. Согласование-тёмная аллея, аллея-главное слово, начнём его изменять, будет менятся и форма зависимого слова аллея: тёмной аллеи... тёмным аллеям, ну ит. д. , т. е. у главного и зависимого слова полное согласие в роде, числе и падеже;
2. Управление-такой тип связи, прикоторым главное слово может менять свою форму, а зависимое всё равно будет оставаться в определённом падеже, например: читать книгу-читать-нач. форма глагола, главное слово, читать (что?) книгу, книга стоит в В. п. , теперь меняем форму главного: читал книгу (прош. время глагола 3л. ед. ч. а у сущ. -В. п.) , читаем книгу (глагол в наст. времени, 2 лица, мн. числа, а сущ. в В. п.) ну ит. д.... или, например, словосоч. дырка от бублика (сущ в И. п. +сущ в Р. п) , начинаем изменять-дырки от бублика (сущ в Р. п+сущ в Р. п.) дырку от бублика (сущ в В. п+сущ в Р. п.) дырке от бублика (сущ в Д. п+сущ в Р. п.).. ну ит. д. главное слово ведёт себя как хочет, а зависимое не меняется
3. Примыкание-данный вид связи узнать легко-зависимым словом всегда будет НЕИЗМЕНЯЕМАЯ часть речи, их всего три: инфинитив (т. е. глагол в начальной форме), наречие, деепричастие: хочу (что делать?) читать (глагол 1лица ед числа+инфинитив) ; сделать (как?) быстро (глагол+наречие)

Похожие статьи