Что такое болонская декларация. Текст болонской декларации

29.01.2024

В своем большинстве европейские конвенции, посвященные вопросам высшего образования, относились к 50-м и началу 60-х годов. С тех пор система высшего образования в Европе претерпела кардинальные изменения, в частности на национальных уровнях, произошла заметная диверсификация высшего образования. Увеличилось число частных учебных заведений, заметно возросла и академическая мобильность. В связи с этим возникла необходимость создания общего документа, который бы синтезировал все предшествующие акты. В конце 1992 г. было принято решение о разработке совместной конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО. Цель такой разработки заключалась в том, чтобы в конечном счете заменить конвенции о признании квалификаций о высшем образовании в Европейском регионе, принятые в рамках двух различных организаций, во избежание их дублирования. Было принято решение о создании совместной сети национальных информационных центров по вопросам академической мобильности и признании их Советом Европы и ЮНЕСКО-ENIC (ENIC - это Европейский национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности-Учрежден Советом Европы и ЮНЕСКО. Он назначает центр в каждой стране, а также сеть центров в целом;

NARIC -Национальные информационные центры по академическому признанию, учрежденные Европейским союзом). Таким образом, была предпринята попытка создания модели всемирной конвенции о признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования. Результатом всей этой подготовительной работы явилась Конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, подписанная в Лиссабоне в 1997 г. (Конвенция получила название "Лиссабонской" по месту ее принятия).

Лиссабонская конвенция представляет собой попытку создания модели некоторой всемирной конвенции о признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования. Результатом всей этой подготовительной работы явилась Конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, подписанная в Лиссабоне в 1997 г. Ее главное отличие - переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников. Например, предложены определения таких категорий, как "доступ" (к высшему образованию), "прием", "оценка", "высшее образование", "высшее учебное заведение", "программа высшего образования", "период обучения", "квалификация", "признание" и т.д.

Сорбоннская и Болонская декларации

В 1998 г. В Париже министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, собравшимися по случаю 800-летия Сорбоннского университета, была принята "Совместная декларация о гармонизации системы европейского высшего образования", получившая название "Сорбоннской". В этой декларации констатировалось, что Европе "предстоит период значительных изменений как в системе образования, так и в системе условий труда, диверсификации профессиональных карьер, когда получение образования в течение всей жизни становится необходимым. Мы обязаны предоставить нашим студентам и всему обществу в целом такую систему высшего образования, при которой они могли бы полностью реализовать свои возможности. Европа, открытая для всех, -вот цель, к которой следует стремиться".

Сорбоннская декларация явилась политическим подтверждением необходимости глобализации высшего образования. На конференции в Париже присутствовали представители многих университетов мира. В декларации призывалось "признать в международном масштабе уже сложившуюся практику получения высшего образования трех ступеней-3 года первой ступени (бакалаврнат), 5 лет второй ступени (магистратура) и 8 лет третьей (получения докторской степени)". Декларация также провозгласила цель скорейшей "гармонизации" европейского высшего образования. Идея "гармонизации" в Сорбоннской декларации связывалась с построением системы европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней (но не с содержанием или структурой учебных планов), для чего необходимо принять общие определения дипломов и циклов обучения.

Сорбоннская декларация, призвав создать общее "европейское пространство высшего образования", явилась попыткой министров образования крупнейших стран - членов ЕС дать новый стимул

европейской интеграции. Декларация была открыта для присоединения всех остальных стран - членов Союза и других европейских стран

Болонская декларация содержит семь ключевых положений:

1.Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2.Введение двух циклового обучения: до степенного и после степенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3.Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4.Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5.Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6.Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7.Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.



Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук.

Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

ВЫВОДЫ.

Из всего вышесказанного можно сделать следующее прогностическое умозаключение: а не утратит ли Украина традиционное «качество» подготовки специалистов, перейдя на европейские стандарты образования? Сможет ли она обеспечить «количество» студентов – все имеют равные права на высшее образование – «качеством» талантливых преподавателей, экспериментальным оборудованием и методологическим обеспечением при том уровне финансирования, которое осуществляется в данное время из бюджета? Не станет ли Украина, которую «оставили на пороге Европы», поставщиком талантливых молодых специалистов на европейский рынок труда, в то время как сама испытывает острый дефицит работников инженерных специальностей?

Болонский процесс включает множество моментов, в ключе которых проводятся реформы. Это и создание единой методологии, и повышение мобильности студентов и преподавателей, приведение образования в целом к единому образцу, и обеспечение студентов первыми рабочими местами. Однако болонский процесс имеет множество недочетов, таких как высокие материальные требования к студентам, сложности приведения уже устоявшихся веками особенностей получения научных степеней к единому образцу. Недостатки болонского процесса вызывают массу недовольств, как в студенческих массах, так и среди преподавателей и ученых. Создаются многие студенческие организации, высказывающие протест болонской системе в связи с проблемами проведения реформ.

Для Украины основными проблемами является недостаточная материальная обеспеченность учебных заведений, т.е. нехватка учебников, методических изданий, компьютерной техники; сложность перехода в системе получения научных степеней. В ходе проведения социологического исследования выяснилось, что студенты недостаточно проинформированы об особенностях системы, по которой они учатся, также вызывает недовольство несоответствие украинской болонской системы западному образцу. Однако большинство студентов считают необходимым внедрение болонской системы, скорее всего это связано с перспективами трудоустройства в странах Европы.

Таким образом, осуществление Болонского процесса требует его приспособления к национальным системам образования; видна необходимость заключения дополнительных международных договоров отражающих материальную сторону реформ. Первоочередными задачами для Украины является увеличение доступной информации о болонском процессе, разработка принципов образования адекватных европейским, однако с учетом национальных особенностей.

Обобщая вышесказанное, следует сделать следующий вывод: креативный, творческий подход к обучению студентов очень трудно реализовать в условиях современного общества – это требует огромных капитальных затрат, творческих личностей в среде педагогов, а также самого главного – желания учеников стать творцами собственных жизней, что возможно только тогда, когда в обществе возникнет спрос на творческие, оригинально мыслящие личности. Без таковых личностей реформация в обществе затруднена, оно обречено на вечное отставание. Поэтому проблема выбора типа обучения превращается в один из основных критериев способности этого общества выжить и сохранить себя как социокультурный феномен в исторической перспективе.

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы, и использованы на пользу, как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

2. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

§ Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

§ Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

§ Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.



3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно - трансфертной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов.

Краткая информация об академических кредитах:

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

ВведениеECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

В частности, академическая мобильность предполагается следующее:

· Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

· Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

· Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом. Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеряемого со всей протяженностью жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.


Заключение

В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

Несмотря на это, российское высшее образование фактически осталось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон, по сути, является эклектическим, в нем реализована своеобразная смесь традиционной российской системы образования с англо-американской. Введя бакалавриат и магистратуру, закон, тем не менее, оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "дипломированный специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

В целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели искренне убеждены, что отечественная система подготовки дипломированных специалистов является лучшей в мире, любое вмешательство в сложившиеся традиции губительно. Такое отношение объясняется не только действительными успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и малой информированностью о реальном положении дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира "железным занавесом" и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

Инициаторами выхода вузовской России из самоизоляции и вхождения в международное пространство высшего образования выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2006 годов был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество статей на эту. Министерство образования России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное письмо от 28.11. 2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе".

В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болонской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.


Список использованной литературы

1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - Изд-во Логос - М.: 2004, 208с.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.

3. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004

4. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. - № 9. – С.103-108.

5. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.

6. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизацияевропейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому дляобеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международнойконкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет.Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержкикрупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выборастудентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширитьмобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими наработу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимыхкритериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценкедеятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развитияучебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программобучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Переход к двухуровневой системе образования в России обусловлен, в первую очередь, вхождением в состав государств-участников так называемого Болонского процесса, по итогам которого в Болонье в июне 1999-го года была подписана конвенция о переходе всех европейских государств к единой сфере высшего профессионального образования. Такая система имеет множество преимуществ для России. Во-первых, приведение системы высшего образования к европейским стандартам позволит существенно повысить престиж, конкурентоспособность и востребованность российского образования на мировом уровне. Во-вторых, двухуровневая система открывает новые перспективы для учащихся, и это связано с приведением образовательных программ к европейским стандартам . Однако переход к двухуровневой системе требует разработки и реализации правовых аспектов, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями.

выделим без детализации основные проблемы, рассмотренные в рамках вопросов перехода к двухуровневой системе образования в сфере высшего профессионального образования:

1. Кардинальное изменение существующей системы высшего профессионального образования, фактически слом существующей системы, который безболезненно пройти не может. В целом, объективно говоря, современная российская система образования превратилась в форменную профанацию на всех своих уровнях, за исключением отдельных ее частей, не изменяющих картины в целом. Старая система образования в современных условиях - не востребована, она могла существовать только в рамках советской экономической и политической системы, а в условиях товарно-сырьевого перекоса в экономике современной России она превратилась просто "в процесс деревообработки: на входе дубы, на выходе липа".

2. Непонимание и фактически неготовность системы высшего профессионального образования к переходу на требования Болонского процесса. Требуется кардинальный слом системы образования с условием сохранения того лучшего и отвечающего современным требованиям к процессу обучения и формирования профессиональных навыков, что было наработано за предшествующие годы в данной сфере, при этом следует повсеместно распространять и внедрять передовой образовательный опыт, как наработанный в ведущих ВУЗах России, так и зарубежный.
При этом следует заметить, что направление слома существующей системы должно быть направлено в область увеличения роли научных исследований, а особенно реализации результатов этих исследований на практике, в экономике, социальной сфере и технологиях. Особую роль в этом плане приобретает тесное научное и практическое сотрудничество, как в самой России, так с научными центрами зарубежом, причем российские ВУЗы должны сами проявить инициативу.

Желая обрести вечную молодость и бессмертие, человечество далеко зашло – мы научились убирать дефекты организма на генном уровне, создавать новые органы и конечности и даже клонировать организмы. Можем ли мы зайти еще дальше в погоне за бесконечным апгрейдом? Есть только один способ проверить – дожить до этого времени. 19 сентября на BiohackingConferenceMoscowодиниз способов раскроет Валерия Прай...

Саммит HR-Директоров создает панорамную картину процессов, происходящих в сфере управления человеческим капиталом, предоставляет прекрасные возможности для встречи и общения с HR-коллегами. Уже 20 лет представительная аудитория вице-президентов и директоров по управлению персоналом, руководителей HR-направлений и корпоративных университетов, а также экспертов в области HR и организационного разви...

19 сентября международная компания Smile-Expo проведет Biohacking Conference Moscow – здесь вы узнаете, как улучшить свое здоровье и продлить жизнь с помощью новых технологий. Ивент соберет известных биохакеров, медиков, ученых, спортсменов, а также изобретателей, которые своими разработками помогают людям держать свой организм в тонусе в любое время. Спикеры и их разработки: что покажут на конфе...

Дата: 19-20 сентября 2019г. Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт:www.pcg-event.com Система HR-аналитики в России становится зрелой и осознанной. Многие компании уже выявили для себя...

Дата проведения: 7 октября Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Главные вопросы по подбору персонала. Четыре мастер-класса. Один день. Программа модулей п...

Дата проведения: 8-9 октября 2019 Место проведения: Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com ТОП-3 ПРОБЛЕМ ПОДБОРА: ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ Кажется, испробовано все. Или нет? Если «вс...

Дата: 30-31 октября 2019 Место: г. Москва Организатор: Люди и Коммуникации Сайт: www.pcg-event.com Компания «Люди и коммуникации» представляет единственный форум на рынке российских HR-конференций, полностью сфокусированное на адаптации персонала. Мы учли запрос делегатов предыдущего мероприятия и предлагаем коллегам две параллели: для производственных и непроизводственных компаний. Вы обсудите с...

14-15 сентября в городе Москва впервые пройдет Всероссийский форум профессий #СделайШагвБудущее, который посетят 3000-5000 старшеклассников, абитуриентов и их родителей. Цели форума: помощь молодым специалистам в познании новых профессиональных областей; расширение знаний о возможных карьерных траекториях; предоставление необходимой информации для выбора будущей профессии. На форуме Вас ждет: вы...

Уже этой осенью состоится первый Всероссийский практический HR-форум «Организационный дизайн 2019. Оргпроектирование как драйвер развития компании». Он будет проходить 11 сентября в Москве, в отеле H ...

Ежегодный Форум&Выставка журнала «Штат». Лучший профессиональный нетворкинг по теме оценки персонала. В течение двух дней – ключевые тренды и лучшие практики. Искусственный интеллект в HR: новые инст...

Срочно! Дистанционное обучение больше не может быть таким, какое оно сегодня! Ежедневный опыт сотен компаний показывает – люди развиваются, им нужны новые программы! И мы знаем, где их взять! Приходи...

"ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 2019. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ" - крупнейшее в России и СНГ мероприятие по инструментам оценки персонала и практикам в сфере оценки и развития, с участием международных экспертов - Форум&Выс...

Мы рады сообщить вам, что уже этой осенью в 8-й раз состоится всероссийский Саммит по мотивации персонала «C&B Russia Summit 2019. От глобальных трендов к маленьким победам». Он будет проходить 12 – 13 сентября в Москве, в отеле Hilton Garden Inn Красносельская. Сколько компаний вы знаете, которые перестали развиваться, чьи рыночные позиции падают, а сотрудники совсем не замотивированы? С каждым...

8 июля началось зрительское голосование Премии Trainings 2019, в результате которого мы узнаем имена финалистов. Премия Trainings - первая в России и СНГ профессиональная награда для специалистов рынка HR. Награда вручается на протяжении 19 лет, и за это время её получали многие талантливые, известные и опытные бизнес-тренеры, эксперты в области HR, передовые компании, работающие на рынке HR и не...

Рассказывает Екатерина Муромцева, генеральный директора "СТС Групп". Ежегодно в Москве увеличивается число предпринимателей, выбирающих запуск бизнес по франшизе. Прирост составляет до 15%, в прошлом году показатели били рекорды. По словам Алексея Фурсина, главы московского департамента предпринимательства, в столице действует более 11,5 тысяч франчайзинговых объектов. Это на 19% больше в сравнен...

Похожие статьи
 
Категории