Готовая презентация интеллигенция в 20 е годы. Школьная энциклопедия

01.02.2024

Первые мирные договоры. Попытка «разжигания» пожара мировой революции. Фактор внешней политики. Коминтерн. Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Решения Генуэзской конференции. Раппальский договор и его значение. Особенность договоров. Полоса признания. Дипломатические конфликты с Западом. Всеобщая забастовка. Противоречия капиталистических стран. Направления внешней политики в 20-гг.

«Строительство коммунизма» - Голод. Были ли времена с похожими событиями. Государство со строгими порядками. Как люди представляли новый дом-государство. Через 10 лет после революции. Жители страны. Война между жителями одного государства за власть в стране. Один большой дом-государство с очень строгими порядками. Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов. Кто будет строить. Разруха. Власть будет принадлежать трудящимся. Один большой дом-государство.

«СССР в 1920-1930 годы» - 28 сентября 1939 г. – договор о дружбе и границе с Германией. Коллективизация. Формирование режима личной власти Сталина. Музыка. Умиротворение Германии Англией и Францией за счет Чехословакии. 3 этапа внешней политики 20х годов. Театр рабочей молодежи. Допускалась три типа хозяйств. Сталин. Особенности. 1927 – 1929 гг. – ухудшение отношений со странами Запада. «Новое искусство». Итоги и результаты.

«Политика НЭПа» - Имущество церкви. Необходимость перехода к НЭПу. Хлебозаготовительный кризис. Ленин тяжело заболел. Новая экономическая политика. Госсектор был малодоходным. Червонец. СНК проводит сплошную национализацию предприятий. Первые советские тракторы. Волховстрой. Продотряд. Военный коммунизм. Комбеды. Людоеды. Годы НЭПа. Опасность. Ленин. Партийная цензура. Экономические мероприятия. Рабочая оппозиция. Продразвёрстка.

«Развитие СССР в 20-30 гг.» - Сущность НЭПа. Борьба мнений. Коллективизация. Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Национально-государственное строительство. Три разных периода культурного строительства. Великий перелом. Итоги и последствия. Политика "экспорта революции". Концессия. Характеристика. Внешняя политика СССР в 20-е гг. Образование СССР. Основные этапы индустриализации. Индустриализация. Формирование сталинского режима.

«Культура СССР 20-30 годов» - Сорокин П.А. Массовое обязательное обучение грамоте. Итоги ликбеза. Украинская хата. Формирование умений работать с дополнительной литературой. Культурная революция. И. Репин. Реформа русского правописания. Развитие точных и естественных наук. Наука под идеологическим прессом. Илья Репин. Генетик Н. И. Вавилов. Переход ко всеобщему начальному образованию. Создание социалистической системы народного образования.

Октябрь 1917 г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры. Путь развития отечественного искусства был нелегкий и противоречивый. Наряду с бесспорными достижениями были ошибки и просчеты.

Одним из самых сложных периодов в истории отечественного искусства являются 20-е годы. Это начало поисков, время существования самых различных группировок со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Это период широкого развертывания просветительства.

Дореволюционная Россия была страной с величайшей художественной культурой, подарившей миру великую литературу, музыку, живопись, замечательное народное творчество. Но вместе с тем была предельно низкая грамотность масс, поэтому в первые послереволюционные годы одной из самых главных задач было обучение народа грамоте, приобщение простых людей к театру, музыке и другим видам искусства.

Однако усиливавшаяся борьба с инакомыслящими в очень большой степени затронула интеллигенцию, крестьянство, духовенство, которые испокон веков были носителями профессионального и народного искусства. Многие достижения культуры прошлого оказались разрушенными полностью или частично. Были стерты с лица земли храмы, на долгие годы заглохло древнерусское пение, многие крупнейшие деятели искусства оказались за пределами России. За рубежом оказались и многие художественные ценности, в том числе выдающиеся экспонаты Эрмитажа: Боттичелли «Поклонение волхвов», Перуджино – триптих «Распятие с Богоматерью, святыми Иоанном, Иеронимом и Марией Магдалиной», Рафаэль «Святой Георгий», «Мадонна Альба», Тициан «Венера перед зеркалом» и многие другие.

В 20-е годы ожили передвижнические традиции, т. к. художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного широким массам.

Живопись, скульптура, архитектура.

Разнохарактерные и противоречивые явления русской культуры начала ХХ века – символизм, «мирискусственичество», кубизм, конструктивизм, футуризм, кубофутуризм и пр. – не исчезли с началом новой эпохи, они нашли продолжение в новых художественных объединениях. Так, традиции «Мира искусства» продолжили художники общества «Жар-цвет», в которое вошли М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, М. Волошин и др. Традиции «Бубнового валета» продолжили художники, вошедшие в объединения «Бытие» и «Нож» (Новое общество живописцев). Среди них – П. Кончаловский, Н. Машков и др. Они использовали приемы примитивизма, лубка, писали, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Группы «4 искусства» и ОМХ (Общество московских художников) объединяли мастеров старшего поколения. Среди членов «4 искусства» - Петров-Водкин, Кузнецов, Сарьян, Фаворский, наиболее активные члены ОМХ – Лентулов, Фальк, Рождественский, Грабарь, Герасимов и др.

Уже в первые месяцы советской власти правительство приняло ряд важнейших декретов: 17 июня 1918 года - «Об охране библиотек и хранилищ», 26 ноября 1918 года - «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях». Были подписаны декреты о национализации Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и др. (1918г.). Был опубликован декрет «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление плана монументальной пропаганды. Стали создаваться памятники героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам. Примерами могут служить памятники Радищеву (автор Шервуд), установленный перед Зимним дворцом в Петрограде, Достоевскому (автор Меркулов) на Цветном бульваре в Москве, Дж. Гарибальди (работа Зале) в Петрограде у Московской Заставы и др.

В тяжелые для страны годы гражданской войны и иностранной интервенции самым мобильным, оперативным видом изобразительного искусства была графика и, особенно, плакат . Плакат быстрее всего откликался на события, печатался большими тиражами на разных национальных языках. Так, первый плакат «Царь, поп и кулак» (1918 г.) вышел сразу на 10 языках. В годы гражданской войны развиваются два типа плаката политический и сатирический. В жанре политического плаката работал Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов). Его плакаты «Ты записался добровольцем?» и «Помоги» справедливо стали классикой советской графики. Самым известным автором сатирического плаката был Дени (Виктор Николаевич Денисов). Его плакаты глубоко сатиричны, иногда полны юмора, сопровождаются стихотворными текстами: «На могиле контрреволюции», «Кулак-мироед», «Учредительное собрание» и пр. Особое место в жанре плаката тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), где особую роль играли Черемных, Маяковский, Моор. Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новый быт («Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!». «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921 г.

В 1918 году было предпринято массовое издание классиков русской и мировой литературы – «Народная библиотека». В создании иллюстраций приняли участие многие уже известные художники: Кустодиев, Бенуа, Лебедев, Куприянов и др. (Например, иллюстрации Кустодиева к повести Пушкина «Дубровский»).

Революция вызвала к жизни новые формы изобразительного искусства: украшение агитпоездов, агитпароходов, монументальные панно, оформление площадей, улиц, домов. Их исполняли такие мастера, как Петров-Водкин, Юон, Лансере, Бродский и др. Характерна была склонность к метафоре, гиперболе, символике. Примерами могут служить «Большевик» Кустодиева, «Новая планета» Юона.

Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего. Но возможностей для осуществления этих проектов не было.

Архитектор Руднев в Петербурге на Марсовом поле создал памятник «Жертвам революции».

Большое влияние на архитекторов оказали конструктивизм и сходный с ним функционализм. Основная идея конструктивизма – сознательное конструирование окружающей человека среды. Роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутую полезность своих построений. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня 3 Интернационала».

Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, некоторое время работавшим у нас. «Советский конструктивизм» представлен в проекте Дворца труда в Москве тремя братьями Весниными (гигантский комплекс, соединяющий Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры и пр.) Из осуществленных проектов можно назвать московские Дома культуры, Дворец культуры Московского автозавода, здание Московского телеграфа и др. Одним из интересных архитектурных сооружений этой поры является Мавзолей Ленина архитектора Щусева (1-ый проект – 1924 г., 2-ой – 1930 г.).

Функционализм – направление в архитектуре 20-х годов, требующее строгого соответствия зданий и других сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).

Функционализм возник в Германии и Нидерландах. Он дал обоснованные приемы и нормы планирования жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Это влекло однообразие и схематизм архитектурных форм.

В 1922 году возникла АХРР (Ассоциация художников революционной России), члены которой работали в историко-революционном жанре («Лениниана» Бродского, «Тачанка», «Трубачи Первой Конной» Грекова). В жанре портретной живописи работали Касаткина («Вузовка»), Ряжский («Делегатка», «Председательница»). Лирический пейзаж представлен в творчестве Юона, Осмеркина, Бакшеева.

В скульптуре 20-х годов нужно выделить имя Андреева. Он создал целую серию скульптурных портретов Ленина.

В 1926 г. в Москве воздается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли Голубкина, Матвеев, Андреев, Шадр, Мухина и др.

Литература.

Крах белого движения привел к тому, что сотни тысяч россиян, опасаясь диктатуры пролетариата, власти большевиков, покинули Родину. Среди них внушительный список русских писателей: Л. Андреев, К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Бунин, Г. Гребенщиков, А. Куприн, Д. Мережковский, И. Северянин, В.Немерович-Данченко, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие.

Их жизни часто складывались трагически. Бунин скончался в Париже (1953) в подлинной нужде. Куприн жил в великой бедности, на Родину вернулся глубоко больным и вскоре умер от рака. Его жена в пору блокады покончила с собой. Шмелев последние годы провел в полном одиночестве, испытывал тяжелые

физические страдания, умер в Обители Покрова Божьей Матери недалеко от Парижа. Цветаева также жила в полной нищете и была очень одинока. Вся семья жила на деньги дочери, которая вязала шапочки и продавала их. В 1939 году Цветаева вернулась на Родину, а в 1941 году покончила с собой.

Нелегкая доля выпала и многим литераторам, оставшимся в России. С самого начала советского периода произошла поляризация писательского состава на «мы» и «они». «Мы» - это те, которые прочерчивали, по их словам, «столбовую дорогу пролетарской культуры», которые были социально адекватны революции. «Они» - «спотыкающиеся», писатели-попутчики.

Свершалось интенсивное изменение системы нравственных ценностей. В массовое сознание активно внедрялись новые понятия о добре и зле.

Социально-художественные искания были крайне многочисленны, отсюда множество литературных кружков, группировок, объединений, которые в 20-е годы могли еще сосуществовать, хотя между ними разгорались ожесточенные споры.

Большое влияние на литературу и искусство тех лет оказал Пролеткульт (пролетарская культура) – самая массовая литературно-художественная и просветительская организация начала 20-х годов (1917 – 1932). Расцвет ее деятельности приходится на 1918 – 1920 годы. Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов. Врач по образованию, он был экономистом, философом, ученым-естествоиспытателем, писателем и общественным деятелем. Он выдвинул, так называемую, «организационную теорию», суть которой сводилась к тому, что любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого. Значит, вся предшествующая литература и шедевры русской классики XIX века не нужны пролетариату, а следует немедленно создавать новую пролетарскую культуру. С начала 20-х годов Богданов целиком посвятил себя естественнонаучным исследованиям, а в 1926 году организовал первый в мире Институт переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт.

Но идеи его еще долго жили и были восприняты Ассоциациями пролетарских писателей, сначала Всероссийской (ВАПП), затем Российской (РАПП). Руководил РАППом Л. Авербах. В эту организацию входили Родов, Лелевич, Веселый, Безыменский и др. Их отличали крайний рационализм, ультраклассовость, рассмотрение искусства как орудия политической борьбы. Прямо противоположную позицию занимала группа «Перевал », которой руководил Воронский. В нее входили поэт Э. Багрицкий, писатели Малышкин, Пришвин, критик Горбов и др. Они отстаивали общечеловеческие ценности. В феврале 1921 года в Петербурге сложился кружок «Серапионовы братья »: В. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Е. Полонская, Н. Тихонов и др. Свою задачу они видели в поисках новых форм художественной выразительности, в

овладении «техникой писательского мастерства» и, также как «Перевал», отстаивали ценности человеческой личности.

В 1922 году В. Маяковский создал группу «Леф» при журнале «Левый фронт». Сюда входили Н. Асеев, С. Третьяков, А. Родченко, О. Брик.

Были и другие литературные группировки.

Революция породила новый литературный язык. Это был язык улицы, плаката, говора митинга, фронтовой землянки. Внедрялись обрубки слов – «совдеп», «ревком», «начдив» и т. п. Гуманными считались классовая ненависть, ожесточение, бездуховный слепой атеизм. Во многих произведениях царило живоописание террора, насилия, рубки голов, изображения волчьего начала в человеке. В то же время в литературе 20-х годов сквозила осознанная тревога за судьбу общечеловеческих ценностей, за будущее.

Требование доступности породило своеобразный литературный жанр – сказ. Сказ как рассказ непрофессионала казался близким к социальным низам, т. к. писался доступно, почти на повседневном языке народа. Самым ярким писателем, обратившимся к сказу, был М. Зощенко.

Многие литераторы улавливали социальный заказ и создавали произведения, согласуясь с этим заказом. В этом не было никакого насилия, наоборот, являлось внутренней потребностью. Наиболее яркими примерами могут служить «Тихий Дон» Шолохова, «Виринея» Сейфулиной, «Разгром» Фадеева, «Чапаев» Фурманова, «Угрюм-река» Шишкова, «Железный поток» Серафимовича и др. К сожалению, эти произведения долгие годы трактовались однобоко, в свете соцреализма. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эти произведения более глубокие и более сложные. В них нередко сквозит сомнение, а подчас тревога.

У различных произведений была и различная судьба. Одни быстро выходили в свет, другие долгие годы лежали в столах авторов. Такова печальная судьба произведений А. Платонова («Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»), Булгакова («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Бег»), Ахматовой («Реквием») и многих других.

Нередко в произведениях 20-х годов поднималась тема будущего, и виделась она разными авторами по-разному. Е. Замятин в романе «Мы» говорил о превращении утопического царства коммуны в казарменный ад. В романе М. Козырева «Ленинград» смещены социальные акценты: в городе будущего буржуазия занята изнурительным трудом, а пролетарии, являясь привилегированным сословием, работают только два часа в день, остальное время предаются безделью.

В 20-е годы выходят в свет стихи Есенина, Маяковского, Мандельштама, Пастернака, проза Горького и др.

Музыка. Музыкальные организации.

Музыкальное искусство также было включено в общий социальный процесс и испытывало те же трудности и противоречия, что и другие виды искусства. Из страны уехали С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Метнер, Ф. Шаляпин. С. Прокофьев долгое время находился за рубежом.

Но в стране оставались музыканты, которые осуществляли преемственную связь с дореволюционной эпохой: А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, Н. Мясковский, Ю. Шапорин и др.

Сложность социально-общественной жизни породила различные музыкальные группировки, кружки, течения, на многие из них оказал влияние Пролеткульт. Но деятельность некоторых пролеткультовцев шла вразрез с теоретическими установками этого направления. Здесь в первую очередь следует назвать А. Кастальского, В. Калинникова, Д. Васильева-Буглая, которые в своем творчестве опирались на народную песню.

Ведущими музыкальными объединениями тех лет были РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) и АСМ (Ассоциация современной муз ыка). РАПМ был основан в 1923 году, ставил своей целью создание массового революционно-музыкального репертуара.

В деятельности РАПМа были свои позитивные и негативные моменты. С одной стороны, РАПМ уделял большое внимание хоровой музыке в массах и созданию агитационно-просветительской литературы (выпускал журналы «Музыка и Октябрь», «Пролетарский музыкант»). Но, с другой стороны, вел напряженную борьбу с музыкой быта, в частности, с фокстротами, чарльстонами, цыганщиной, считая такую музыку своим «музыкальным врагом». Подобная позиция надолго затормозила развитие эстрадных жанров. Печатные статьи рапмовцев на многие десятилетия закрыли доступ к сочинениям Стравинского, Прокофьева, зарубежных классиков ХХ века.

АСМ возник как отделение Международного общества современной музыки при Российской Академии художественных наук. В состав АСМ входили многие крупные композиторы и музыкальные деятели, в том числе А. Александров, Б. Асафьев, Н. Мясковский, Д. Шостакович и др. Их печатным органом был журнал «Современная музыка». Одной из целей этой организации было распространение новой музыки – русской и зарубежной. Благодаря деятельности АСМ в нашу страну приезжали с концертами такие известные композиторы, как Хиндемит, Мийо, Берг, Онеггер, Барток и др. Но и АСМ не избежал заблуждений, которые проявились в отказе от академического опыта и в обособленности от демократической среды.

В 1925 г. появилась новая организация – «Производственный коллектив» (Проколл), созданная молодыми музыкантами Московской консерватории под руководством А. Давиденко. В нее вошли В. Белый, З. Левина, Б. Шехтер, Н. Чемберджи. Впоследствии к ним присоединился Д. Кабалевский. Они ставили своей целью коллективное сочинение музыки, преимущественно хоровой. Проколловцы многое сделали для пропаганды музыкального искусства

среди трудящихся. Но создавая музыкальный язык, понятный массам, подчас упрощали его.

Основные направления музыкального искусства.

1 . Массовость. В театральных, музыкальных представлениях 20-х годов подчеркивались массовость, зрелищность, плакатность. Традиции массовых действ коренятся в древнегреческом театре на открытом воздухе, в празднествах времен Французской революции. В действа широко включалась музыка. Звучали

революционные песни, а также музыка Бетховена, Шопена, Скрябина, Римского-Корсакова. Иногда было и абсолютно новое оформление спектакля. Например, «Симфония гудков» Авраамова. Сюда были включены заводские и корабельные гудки, сирены, машинные гудки, звуки колоколов, пушек, пулеметов. Возникла своеобразная «музыка машин». Т. о., в русской культуре появляется новый образ – образ Города. Это обстоятельство сближает массовые действа с одним из стилевых направлений в искусстве 20-х годов – конструктивизмом.

Конструктивизм существовал только в музыке для театра. Наиболее показательными примерами музыкального конструктивизма явились симфоническая пьеса Мосолова «Завод» из балета «Сталь», фортепианная пьеса Дешевова «Рельсы», эпизод «Фабрика» из балета Прокофьева «Стальной скок» и др.

2. Коллективность творчества . К специфическим особенностям 20-х годов относятся и коллективные формы творчества. Коллективных замыслов было немало. Так, проколловцами были созданы такие коллективные работы как сб. «Песни каторги и ссылки», сборники детских песен, фортепианных пьес, первая советская оратория «Путь Октября». Замышлялся коллективный балет «Четыре Москвы», где к каждому акту музыку должны были написать разные композиторы (Половинкин, Александров, Шостакович, Мосолов). Но до постановки дело не дошло из-за отрицательной рецензии рапмовцев (особенно музыки Мосолова).

Самым любопытным коллективным начинанием был Первый симфонический ансамбль (Персимфанс ) без дирижера , организованный по инициативе профессора Московской консерватории Цейтлина. В течении 10 лет (с 1922 по 1932 гг.) оркестр играл в рабочих клубах, красноармейских казармах, демонстрируя чудеса сплоченности и воли. С оркестром выступали знаменитые солисты – Горовиц, Софроницкий, Нежданова, Обухова и др. Вскоре в Московской консерватории появился Вторсимфанс. Под влиянием Персимфанса оркестры без дирижеров возникали и в других российских городах, а также за рубежом. Но ничто не могло заменить талант настоящего дирижера, поэтому подобные оркестры в конце концов прекратили свое существование.

3. Концертная и исполнительская деятельность. В первые послереволюционные годы возникла цепь музыкальных кружков, студий, в которых рабочие, солдаты обучались музыке, искусству хорового пения под руководством преподавателей, студентов консерваторий, артистов. Энтузиасты-

подвижники открывали народные консерватории в Харькове, Минске, Ташкенте, Бухаре и других городах. В те годы буквально на глазах разрасталась концертная жизнь и менялась слушательская аудитория. Только за несколько месяцев 1918 г. в Петрограде состоялось 106, а в Москве более 40 концертов. За сезон 1917 – 1918 гг. в одной только Москве было поставлено 40 опер, которые прошли 300 раз. Выдающимися творческими событиями были: исполнение всех симфоний Бетховена под управлением Кусевицкого, цикл концертов из музыки Скрябина. В концертах принимали участие выдающиеся музыканты – Игумнов, Нейгауз, Софроницкий, Гольденвейзер, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Глиэр, Головин и др. Новый слушатель познакомился с «Евгением Онегиным» Чайковского, «Орестеей» Танеева, «Кармен» Бизе, операми Верди, Вагнера, Россини и пр. В

20-е годы появились яркие камерные ансамбли: квартеты им. Глазунова, Страдивариуса, Вильома, Бетховена. С последним активно сотрудничал Д. Д. Шостакович. Среди хоровых коллективов выделялся Ансамбль песни и пляски Александрова (1928).

Основные жанры музыкального искусства.

1. Песня . Песня была одним из ведущих жанров тех лет. Большой популярностью пользовались такие песни как «Интернационал» (П. Дегейтер, Э. Потье), «Марсельеза» (Руже де Лиль), созданные во Франции задолго до Октября, но созвучные новой революционной эпохе. Возникали и новые песни, которые со временем становились подлинно народными – «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «По долинам и по взгорьям», «Яблочко». Песня «Яблочко» была наиболее популярна, т. к. передавала ритм новой жизни, новые интонации. Текст ее постоянно менялся, ее пели революционеры и враги революции. Композиторы часто использовали ее в своих произведениях, например, Глиэр в балете «Красный мак», Дешевов в опере «Лед и сталь», Палиашвили в «Торжественной кантате» и др.

Первые композиторские песни принадлежат братьям Покрасс и Давиденко. Это были песни о Красной армии, о героях гражданской войны: «Марш Буденного» Дм. Покрасса, «Красная Армия всех сильней» Сам. Покрасса, «Конница Буденного» Давиденко. В них преобладают активные, чеканные, маршевые интонации.

Создание песенного репертуара стимулировалось различными конкурсами. В 1921 году на конкурсе советской музыки одну из главных премий получила песня Юрасовского «Серп и молот».

2. Музыкальный театр. Бурная, напряженная атмосфера пронизывала все виды творчества. Особенно ожесточенными были поэтические и театральные бои. Для истории музыки театр представляет особый интерес, т. к. в его недрах рождались многие музыкальные начинания.

Большим новаторством отличался театр Вс. Мейерхольда , который стремился возродить черты древнего театра (танец, напевный крик). Мейерхольд выступал как один из реформаторов театра. Он выдвигал лозунг «театрального

Октября», ломал некоторые устаревшие театральные формы, мечтал о том, чтобы театр был вынесен на улицы, а природа стала его декорацией. В прочтениях классики Мейерхольд добивался музыкальной организации действия. В театре Мейерхольда была поставлена первая советская пьеса – «Мистерия-буфф» Маяковского, позже другие пьесы Маяковского – «Клоп», «Баня».

К. Станиславский свой путь видел в раскрытии внутреннего психологического мира героев. С 1918 году он возглавлял оперную студию Большого театра.

А. Таиров создал тонкий, эстетический, прекрасный красочный театр с чтением «нараспев» и культом актера. С 1914 года руководил Камерным театром.

Е. Вахтангов стремился к синтезу изобразительных и выразительных средств.

Особое место в театральной жизни новой России занимал театр «Синяя блуза» и ТРАМ (театр рабочей молодежи). Театр «Синяя блуза» ставил агитспектакли, его называли «живой газетой». ТРАМ многое сделал для развития советской эстрады и водевиля, в его спектаклях звучали современные танцы в исполнении джаз-банда, разыгрывались веселые пародии. В 1920 – 21 гг. появляется первый детский театр, у истоков которого стояла Н. Сац.

Наряду с драматическим театром большой интерес у зрителей 20-х гг. вызывал музыкальный театр . Он вобрал отдельные черты драматического театра, и это неслучайно. Многие театральные режиссеры принимали участие в постановках оперных спектаклей. Станиславский осуществил постановку оперы «Евгений Онегин», Мейерхольд, еще до революции поставивший «Тристана и Изольду» Вагнера, стал «крестным отцом» выдающихся советских опер, таких как «Игрок», «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Нос» Шостаковича.

Первой оперой на советскую тему была опера Гладковского в соавторстве с Пруссаком «За Красный Петроград», чуть позднее появляются оперы «Лед и сталь» Дешевого, «Северный ветер» Книппера, «Плотина» Мосолова.

Самыми значительными операми той поры явились «Нос» Шостаковича (по Гоголю), оперы Прокофьева – «Огненный ангел» (по Брюсову), «Игрок» (по Достоевскому), «Любовь к трем апельсинам» (по сказке Гоцци).

В атмосфере смелых экспериментов и контрастов рождался советский балет. Одним из первых балетов был «Красный вихрь» Дешевого. Наиболее интересными примерами в этом жанре были «Стальной скок» Прокофьева, «Золотой век» Шостаковича, «Красный мак» Глиэра.

3. Симфоническая музыка. В 20-е годы в советской музыке закладываются ведущие музыкальные жанры, в том числе и симфония. Симфонической летописью называют произведения Мясковского. В этот период он создает с четвертой по одиннадцатую симфонии. Первые три симфонии пишет Шостакович, Прокофьев создает первые четыре симфонии.

Постепенно в искусстве 20-х годов намечаются перемены. Смелость, броскость, новизна эксперимента уступает место обращению к традиции, к классической культуре прошлого. Эти тенденции были развиты в следующем десятилетии, в искусстве 30-х годов.


Образование в первые годы советской власти Борьба с неграмотностью Строительство советской школы 26 декабря 1919 г. – декрет Совнаркома о начале компании по борьбе с неграмотностью 2 августа 1918 г.- декрет СНК о преимущественном поступлении в вузы рабочих и крестьянской бедноты 30 сентября 1918 г. – ВЦИК - «Положение о единой трудовой школе»


Плакат 1918 г. Плакат Елизаветы Кругликовой г.


Иогансон Б. В. Рабфак идет год.








Репин И. Е. Автопортрет г. Шагал М.З. Автопортрет г. Кандинский В. В.




Альтман Н. Портрет А. А. Ахматовой г.




Новые тенденции в области художественной культуры Пролеткульт РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) АХРР (Ассоциация художников революционной России) Идея «чистой пролетарской культуры» Оценка литературных произведений по социальному происхождению авторов Запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве


Литература 20-х годов Воспевание революционной романтики, исследование жизненных проблем и психологических конфликтов Творчество Сергея Есенина Сатира И.Э. Бабель «Конармия» А.С. Серафимович «Железный поток» К.А. Тренев «Любовь Яровая» М.А. Шолохов «Донские рассказы» Д.А. Фурманов «Чапаев» М.М. Зощенко И.А. Ильф и Е.П. Петров «Двенадцать стульев» В.В. Маяковский «Клоп», «Баня»


Сергей Александрович Есенин () Мы многое еще не сознаем, Питомцы ленинской победы, И песни новые По-старому поем, Как нас учили бабушки и деды. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом! Знать, оттого так хочется и мне, Задрав штаны, Бежать за комсомолом. …………………………………………………… Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Из стихотворения «Русь уходящая», 1924








«Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).



Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Опубликовано 22.09.2018 16:17 Просмотров: 1717

В этот период изобразительное искусство развивалось довольно активно. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими манифестами, появлялись новые группировки. Искусство находилось в поиске, поэтому было весьма разнообразным.

Выделялось несколько более значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др.

Ассоциация художников революционной России (АХРР)

В это объединение входили художники, графики и скульпторы, которых поддерживало государство. АХРР была самой многочисленной творческой группой 1920-х годов. Существовала в 1922-1932 гг. и явилась предтечей единого Союза художников СССР.
В идейном плане художники АХРРа были близки передвижникам . Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников, так определял задачи членов АХРР: опираясь на реализм поздних передвижников, создавать искусство «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». Павел Радимов стал главой нового объединения. Авангард был объявлен «вредными измышлениями».

Члены АХРРа
В состав АХРРа вошли также уже известные живописцы, отвергавшие авангард: А.Е. Архипов , Н.А. Касаткин, В.К. Бялыницкий-Бируля, В.Н. Мешков, Е.И. Столица, К.Ф. Юон , В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев , Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, К.С. Петров-Водкин , А.А. Рылов и др.; скульпторы М.Г. Манизер, С.Д. Меркуров, Н.В. Крандиевская. Состав АХРР (позже переименован в АХР) не был постоянным, в него входило в разное время от 300 до 80 членов и экспонентов (участников выставок).

Н.Б. Терпсихоров «Первый лозунг» (1924)
За 10 лет своего существования АХРР стала самой крупной художественной организацией страны. Их лозунгом было убеждение, что «искусство должно быть понятно народу». Картина не должна была отталкивать массового зрителя своей сложностью, поэтому главным методом был реализм . Выбор тем был широк, но однообразен: революция, советский быт и труд.
Лозунгами АХРРа стали «художественный документализм» и «героический реализм».

И. Бродский «В. И. Ленин в Смольном в 1917 г.» (1930)
Следует отметить, что большинство художников АХРРа училось живописи ещё на основе программы академического рисунка , поэтому работы видных художников объединения отличаются чётким и крепким рисунком, ясной композицией, разнообразным колоритом и до настоящего времени имеют не только историческую, но и художественную ценность.

И. Бродский. «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929)

М. Греков «Тачанка» (1925)

М. Греков «Трубачи Первой Конной» (1934)
Хотя картина написана уже после роспуска объединения, но она вполне отражает его идеологические установки.
За 10 лет существования объединения было организовано около 70 выставок в столице и других городах филиалов АХРР.

С. Малютин. «Портрет писателя Д. Фурманова» (1922). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Б. Иогансон «Рабфак идет» (1928). Киевский музей русского искусства

Б. Яковлев «Транспорт налаживается» (1923). Дерево, масло. 100 x 140 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина представляет собой один из первых индустриальных пейзажей в советском искусстве. Впоследствии этот жанр получил широкое распространение. Картина поэтично и точно определяет дух времени, романтику становления промышленности нового государства. Индустриальная тема у Яковлева не лишена лирики: сам пейзаж и название картины дают надежду, пробуждают мечту о прекрасном будущем.

Общество художников-станковистов (ОСТ)

Эта художественная группировка просуществовала 6 лет (1925-1931). Она была основана в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с художником Давидом Штеренбергом. Члены Общества сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.
Отличительная черта творчества ОСТ: воспевание советской действительности, но с использованием приемов современного европейского экспрессионизма . То есть художники ОСТ, также, как и АХРР, предпочитали советскую тематику, но не отвергали новые, современные средства художественного языка.

Ю. Пименов «Даешь тяжелую индустрию!» (1927). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Художники ОСТ не отражали в своём творчестве темы революции, Гражданской войны, предпочитая мирные «приметы XX столетия»: индустриализация России, жизнь города и городского человека XX в., массовый спорт, который стал особенностью жизни советского общества.

М. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (1922). Тушь

Среди врагов революции В. И. Ленин называл неграмотность.

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны... 5. Обучающимся грамоте... рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы.

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основу были положены передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы убирались парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.

Власть и интеллигенция .

В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.

Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия. Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Октябрьская революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б.М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Назовем среди них основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.

Партийный контроль над духовной жизнью.

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали все активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над некоей Петроградской боевой организацией. Ее активными участниками были объявлены известные российские ученые и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе ученый-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилев.

В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 ученых и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, JI. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии ».

После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн ее граждан - офицеры, солдаты, представители всех сословий и профессий. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали ее падение неизбежным. Но были и те, кто иначе смотрел на происходившее в стране.

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник статей «Смена вех». В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придет к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В нэпе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками - «сменовеховства» - Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

«Сменовеховство» с удовлетворением и даже с облегчением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо они могли почувствовать себя сопричастными делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 30-е гг., приехали в Россию С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн.

«Сменовеховство» устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой - освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.

Большевики и церковь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение...

Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.

В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабеж церковного имущества. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

В апреле - мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан на Соловки.

Начало «нового искусства».

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявлял о себе Пролеткульт - литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», ее руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренева («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Веселого («Россия, кровью умытая»).

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. Маяковского «Клоп», «Баня». Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра - В. Дени («Банда»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства - «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. Маяковский.

Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали ее члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник - орудие пролетариата. 1905 год».

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.

В историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Похожие статьи
 
Категории