Любовь в произведениях русских писателей. Любовь в произведениях русских писателей (ЕГЭ по литературе)

14.09.2023

Настроение сейчас - карашо

Тема любви – вечная, как само чувство, ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. В русской литературе XX в. эта тема приобрела новое звучание, поскольку проникновение в диссонансы человеческой души вызвало мечту о ее полной «переплавке». Вполне можно утверждать, что целостную концепцию жизни художники во многом определяли через постижение сущности любви.

К истолкованию этого дара как могучей, преобразующей силы сначала пришла философская мысль. Соловьев выделил «половую любовь» - между мужчиной и женщиной – среди других видов этого чувства (братского, родительски-сыновнего и пр.) и развенчал взгляд на нее некоторых создателей классической философии, в частности А.Шопенгауэра. Неприятие вызвало признание «половой любви» «за средство родового инстинкта, или за орудие размножения», равно и за «обольщение, употребляемое природой или мировой волей для достижения ее особых целей». Для Соловьева чисто плотское влечение (данность реального существования) ничего общего не имело с любовью. Но он не отрицал, напротив, всемерно укрупнял значение телесной страсти. Именно ее горение дает «высший расцвет» индивидуальности. Более того, «половая любовь» спасает людей от одиночества и эгоизма: она важна «как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое», как «действительное и неразрывное соединение двух жизней в одну». Но и такими достижениями не ограничил Соловьев открывшихся перед страстно любящей личностью возможностей. Тяготение к идеальному образу приводит к творчеству – к преобразованию «по этому истинному образцу не соответствующей ему действительности». Не принимая христианского призыва к аскетизму, подавлению якобы греховной плоти, философ поклонялся созидательному началу любви: «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение». Раскрыл Соловьев и венец этих метаморфоз: «… путь высшей любви, совершенно соединяющей мужское с женским, духовное с телесным, есть соединение или взаимодействие божеского с человеческим…».

Некоторые религиозные мыслители младшего поколения (В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Карсавин) по-своему развивали положение труда Соловьева «Смысл любви»; другие (С.Булгаков, С.Франк) не соглашались с признанием в «половой любви» высшего типа человеческого чувства. Но все видели в нем источник духовного обновления.

Н.Бердяев убежденно писал: «Эрос, о котором так таинственно учил Христос, которым хотел соединить людей в Боге, - не родовая любовь, а личная и соборная, не природная любовь, а сверх-природная, не дробящая индивидуальность во времени, а утверждающая ее в вечности». С.Франк, указывая на «трагическую иллюзорность эротической любви» (разновидности ложного идолопоклонства), не сомневался в том, что «любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни – более того, единственная подлинная ее основа.

В словесном искусстве были прямые последователи гуманистической философии В.Соловьева – символисты; группа А.Белого так и называла себя – «соловьевцами». Помимо непосредственного влияния, создатели поэзии и прозы неоднородной эстетической направленности самостоятельно, следуя логике своего жизненного и литературного опыта, пришли к раскрытию даже тягостных испытаний несчастной любви как величайшего стимула человеческого преображения. Поэтому любовные муки по-разному сближались с муками творчества, чаще – художественного.

Измена женщины воспринимается лирическим героем Н.Гумилева (сборник «Жемчуга») утратой самой дорогой способности души – «уменья летать». Однако в страданиях рождается страстное желание «заворожить садов мучительную даль», в смерти найти «острова совершенного счастья». Безответная любовь (сборник «Костер») все-таки влечет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». А в радостном сближении с любимой обретается новая прекрасная страна мечты (сборник «Огненный столп»):

Там, где все сверканье, все движенье,
Пенье все, - мы там с тобой живем;
Здесь же только наше отраженье
Полонил гниющий водоем.

А.Ахматова восприняла свои горькие разочарования, потери источником вдохновения: «легче стало без любви» - «одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет». Из пепла сожженного чувства возрождается, как птица Феникс, самоотреченная тяга к поэзии:

Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим – это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.

Интимные переживания донесены всюду, нередко средствами конкретных, «вещных» деталей. Тем не менее, образ идеала оттеснен воплощение того или иного смысла любви: торжества мечты, взлета духа, победы певческого дара… Высокое чувство становится исходом самосознании личности, раздумий о сущности бытия.

В прозе А.Куприна, И.Бунина, других крупных художников эпохи своеобразно выразилось сходное устремление. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие ее психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира. Либо на первый план повествования выдвигалось авторское осмысление тех же процессов. Потому событийная канва была предельно упрощена, а внимание сосредоточено на мгновениях прозрения, поворотных внутренних состояниях персонажа.

Беспредельные духовные возможности человека и его же неспособность их реализовать – вот, что волновало Куприна, и было запечатлено уже в ранних его рассказах. В заметке «Фольклор и литература» он расшифровал свое представление о причинах этой двойственности: извечно подстерегает людей борьба «силы духа» и «силы тела». Писатель, однако, верил в преодоление низменных плотских влечений высокими запросами.

Введение. 3
1... Концепция любви в рассказах И.А. Бунина. 5
2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” 8
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11

Введение В современном мире одной из самых актуальных тем является тема любви. Это прекрасное чувство воспевалось еще с древнейших времен, и к счастью, никогда не устареет. Любовь, какой бы она не была, одинаково волнует как взрослого, так и ребенка, многие готовы совершать подвиги ради любви, а некоторые даже не осознают всю красоту и силу этого чувства. Именно поэтому многие поэты и писатели стремились показать истинное место любви в человеческой жизни, человеческих отношениях, используя свои, присущие только им приемы, и, выражая в своих произведениях, свои взгляды на это прекрасное чувство. С вулканической энергией тема любви раскрывается в современной литературе: о ней пишут и поэты, и писатели, философы и журналисты, а также критики. За несколько последних десятилетий о любви пишется намного больше, чем за несколько веков. При этом литература отличается оригинальностью мышления и интенсивными поисками. Целью данной работы является раскрытие выбранной темы. Исходя из цели, можно выделить следующие задачу: выяснить на примере творчества двух писателей, какую роль все-таки занимает любовь в современной литературе. Конечно, невозможно в рамках одного реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и нельзя отдать предпочтение какому-либо автору, поэтому выбор поэтов и писателей в данном реферате, на примере творчества которых автор попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных автором писателей слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную ими тему. В произведениях многих писателей сложились определенные особенности отношения к неувядающей никогда и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изменение нашей жизни, переключение организма в определенном направлении, более прекрасном, чем было раньше. В этом и заключается огромная нравственная сила любви, истребляющая эгоизм, и возрождающая человека в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ бога, то идеальное начало, которое связано с образом вечной красоты и женственности. Воплощение в индивидуальной жизни такого начала создает неизмеримое блаженство, то самое чувство радости, которое знакомо практически каждому человеку. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней отражается единая, истинная индивидуальность.

1. Концепция любви в рассказах И.А. Бунина И.А. Бунин всегда имел весьма своеобразный, отличный от большинства других писателей того времени взгляд на любовные отношения. Образ любви в его творчестве – это особое взаимодействие духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, нельзя постичь, не познав плоти. Именно поэтому отстаивал в своих произведениях чистое отношение к телесному и плотскому. Любовь в его видении означало загадочное влечение двух полов друг к другу, чем и отличались его произведения от творчества других авторов. Одну из самых лучших книг рассказов о любви И. Бунина “Темные аллеи» не зря называют энциклопедией любовных драм, в ней писатель смог объединить и трагичность, и нежность, и красоту, связанные с прекрасным чувством любви. Герои “Темных аллей” не препятствуют природе, их поступки всегда противоречат общепринятой морали. Любовь всегда преступает норме, выходит за рамки обыденности. А аморальность для писателя является неким признаком подлинности любви, так как обыкновенная мораль оказывается привычной схемой, в которую не укладывается стихия современной жизни. При описании подробностей, связанных с риском и телом, когда автор становится беспристрастным, дабы не перейти тонкую грань, которая отделяет его искусство от порнографии, Бунин наоборот всегда много волнуется – до спазма в горле, до страстной дрожи, так как для него все, что связано с взаимоотношениями полов, овеяно тайнами и святостью. Как правило, за счастьем любви в “Темных аллеях” обязательно следует расставание или даже смерть. Герои упиваются близостью друг друга, но приводит она, к нашему сожалению, к разлуке, смерти или убийству. Счастье не всегда может быть вечным: Натали умирает в преждевременных родах, Галя Ганская отравилась, рассказе “Руся” влюбленных разлучает истеричная мать Руси. И. Бунин позволил каждому герою только насладиться прекрасным чувством, после чего лишает их возможности быть счастливыми даже жизни. Герой рассказа “Натали” полюбил сразу двоих, но семейного счастья не смог найти ни с одной. В рассказе “Генрих” очень много женских образов на любой вкус, но главный герой предпочел одиночество и свободу от “жен человеческих”. Любовь в рассказах Бунина никогда не заканчивается счастливым браком, он сам лишает своих героев личного счастья, потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере чувств. Любовь по привычке не может стать лучше, чем любовь внезапная, но искренняя. Герой рассказа “Темные аллеи” никак не может связать себя узами брака с крестьянкой Надеждой, но женившись на женщине своего круга, не обретает семейного счастья. Однако, несмотря на краткость, любовь все-таки остается вечной в памяти героя именно потому, что было мимолетной. Отличительной особенностью любви в понимании является сочетание не совсем сочетаемых вещей. Эта странная связь любви и смерти постоянно фигурирует у Бунина, именно поэтому название сборника “Темные аллеи” вовсе не означает “темные”, а просто запутанные и трагические лабиринты любви. Любовь, какой бы она не была является великим счастьем, даже если она завершается трагически. К такому выводу, пускай поздно, но приходят большинство бунинских героев, потерявших или разрушивших свою любовь. В этаком позднем раскаянии, запоздалом просветлении героев таится та самая особенность, которая позволяет нам говорить и о несовершенстве людей, которые не научились жить, осознавать и дорожить своими чувствами, и о несовершенстве самой жизни и тех обстоятельств, которые очень часто препятствуют истинным человеческим взаимоотношениям, а самое важное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют неугасающий след духовной красоты и преданности.

2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” Книгой жизни можно назвать фантастический, философский и исторический роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который занимает особое место в русской литературе и дает читателям возможность понять мировоззрения и поиски автора. Один из главных принципов романа связана с “вечной любовью” Мастера и Маргариты. Возможно, в их глазах горел никому непонятный огонек, по другому никак не объяснишь ту любовь, которая “пробежала” перед ними и поразила обоих. Благодаря такой внезапной любви, мы могли ожидать пылкий, страстный, бурный роман, но все было тихо, мирно, по-домашнему. Маргарита каждый день посещала подвальную квартирку Мастера, “ надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...”. Вот как бережно и умиротворенно продвигались их отношения. Не погасили любовь ни несчастные дни, когда роман Мастера был оскорблен критиками и жизнь для влюбленных была приостановлена, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его ничем не предвещаемое исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на секунду, она могла только мысленно просить его, чтобы он освободил ее от чувств. Чувства Мастера и Маргариты будут вечными только потому, что один из них будет бороться за чувства двоих. Маргарита пожертвует собой ради любви Маргарита, а Мастер, испугавшись такого сильного чувства, в итоге попадет в сумасшедший дом, в душе надеясь, что Маргарита забудет его навсегда. Но, разве что-либо может заставить отказаться от своих чувств? Можно сказать «нет». Но в романе именно трусость Мастера помогла ему бежать от любви, от всего мира и от самого себя. Но Маргарита еще раз доказывает, что ради любви она готова на любое испытание, даже стать ведьмой, чтобы найти возлюбленного. Когда читаешь посвященные Маргарите эпизоды, приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной любви, с которой каждый из нас готов был совершить свой «последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть. Во всех выходках Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора произведения, в котором и нежность, и ласка и гордость за нее – за настоящее королевское достоинство, благодарность за Мастера, которого она своей любовью спасла от безумия и возвратила в жизнь. Все события и явления отражаются в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не хотел. Только для Мастера и Маргариты писатель приберег отдельный счастливый финал: их ожидает вечный покой. Булгаков в своем произведении показал ту силу любви, ради которой любой человек сможет преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь счастья и покоя.

Заключение
Подводя итоги, хочется отметить, что литература на протяжении многих лет обращалась к теме любви, пытаясь объяснить ее нравственный и философский смысл. В этой традиции любовь понимается широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к нравственному совершенствованию, а также моральной отзывчивости. Концепция любви предполагает единство философии и понятия любви, и потому она так тесно связана с миром литературных образов. На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, автор попытался раскрыть тему любви, используя взгляд на нее разных писателей. Любовь в произведениях И.А. Бунина проявляется как прекрасное чувство, глубоко-нравственное, как великое счастье, даже если оно завершается трагически. В произведении “Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает, что каждый любящий человек способен на жертву ради счастья и спокойствия любимого человека. И при этом и он также остается счастливым. Времена меняются, но проблемы остаются такими же: “в чем смысл жизни”, “что есть добро и что такое зло”, “что такое любовь и в чем ее смысл”. Автор поддерживает точку зрения многих, что тема любви будет звучать вечно и согласен с мнением выбранных писателей и поэтов о том, что чувство любви бывает разное, глубокое и бесконечно нежное. Любовь делает человека благородным, мягким и милосердным. Она выявляет в каждом из нас все самое хорошее, делает нашу жизнь прекрасней.

Список использованной литературы 1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX–XX веков. М., 1995 – 45 с. . 2. А.А. Ивкин “Философия любви”, М. 2006 г. - 235 с. 3. Бабарынкин Ф.Г. “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991. г. – 150 с. 4. Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – 260 с. 5. Бунин И.А. Избранное, “Максла”, Рига, 1985 г – 210 с. 6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1. (Первая публикация романа). 7. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 2006. – 230 с. 8. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - 145 с. 9. Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – 250 с. 10. Ларионов М.Ю. Художественная литература. М. 1999 г. – 140 с.

Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 147.
Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 182.
Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - с. 34.
Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – с. 115.


Эпиграф: «Без любви жить легче. Но без нее нет смысла». (Л.Н. Толстой)

Что такое любовь? Этот вопрос, несомненно, волнует каждого человека. Недаром извечным проблемам любви посвящено немало произведений художественной литературы. Особенно эта тема волновала великих русских писателей: А.П. Чехова, И. С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. У каждого из них было свое, личное, отношение к любовным переживаниям, которые являлись для их героев либо серьезным испытанием, либо становились причиной тяжелой драмы, либо приводили к серьезным раздумьям и духовному обновлению.

Как рассуждает главный герой рассказа Чехова «О любви» Павел Константинович Алехин, русская интеллигенция, которую очень интересуют вопросы любви, все усложняет и предпочитает «украшать свои чувства роковыми вопросами»: честно или нечестно, умно или глупо, и к чему все это может привести? По его мнению, любовь не терпит каких-либо законов, и у каждого любящего или влюбленного проявляется по-своему.

Чужой опыт совершенно бесполезен. Именно сомнения в правильности своего влечения помешали самому Алехину любить Анну открыто и смело, признавшись в этом не только ей, но и самому себе. Понимание того, что для любви не должно быть никаких преград и оговорок, пришло к нему слишком поздно и принесло только боль и горестные воспоминания. И все-таки он осознал свою роковую ошибку: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Понял, но уже был глубоко несчастлив.

О том, как важно не проглядеть свое счастье, пишет Тургенев в повести «Ася». Главный герой N, как и Алехин в рассказе Чехова «О любви», начинает понимать, насколько сильно было его чувство к Асе, только тогда, когда навсегда потерял ее любовь. Своей нерешительностью и рассудочностью он все испортил. В общем-то, он испугался светлого и сильного чувства девушки, обидев ее и оттолкнув. Спустя годы, он, «утратив все крылатые надежды и стремления», свято хранит предметы, напоминающие ему об Асе, и тоскует в полном одиночестве.

О сложностях любовных отношений также писали Бунин и Куприн. Но они по-разному подходили к этой теме. У Бунина любовь – это сильные и в то же время тревожные эмоции. Порой все заканчивается трагедией, потому что поступки влюбленных героев не всегда благородны и честны. Страстные и безответственные чувства разрушительны. Так, в рассказе «Кавказ» обманутый муж убивает себя из-за предательства жены, которая любила другого человека и скрытно уехала с ним отдыхать на Кавказ, хотя боялась и страдала. Ее украденная любовь не была счастливой в отличие от любви Верочки в рассказе Куприна «Куст сирени». Вера не просто любит своего мужа Алмазова, а жертвует ради него многим, поддерживает его и во всем помогает. Любовь дает для этого силы, которые Вере необходимы еще и потому, что Алмазов слабый, нервозный и не очень умный человек. Но для нее это не имеет значения. Она счастлива, когда муж спокоен и доволен собой.

Любовь – это очень сильное и многогранное чувство. Ее сила может быть направлена и на созидание, и на разрушение. Сколько бы ни размышляли, сколько бы ни писали, ответ на вопрос, какой должна быть любовь, каждый человек находит для себя сам. Об этом просто и точно сказал поэт К. Жане:

Два парня поспорили так горячо,

Что их услыхал бы любой.

Они говорили еще и еще

О том, что такое любовь.

«Любовь – это радость!» - один говорил.

«Нет, жертва», - ответил другой.

«Любовь – это сила, что выше всех вил!»

«Нет – слабость», - заметил другой.

«Любовь – это счастье! Любовь – это свет!», -

Один вдохновенно кричал.

«Счастливой любви не бывает и нет», -

Угрюмо другой отвечал.

Поняв, что в тупик их зашел разговор,

Друзья подошли к старику.

«Отец, ты поможешь решить этот спор,

Ты много видал на веку».

Но он отвечал им: «Вам трудно, друзья,

Понять, где тут правда, где ложь.

Любовь объяснить, к сожаленью, нельзя:

Полюбишь – тогда и поймешь!»

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

МОУ СОШ № 33

Р Е Ф Е Р А Т

«Философия любви в произведениях

литературы XIX – XX веков»

11 «Ж» класс

ученица: Балакирева М.А.

преподаватель: Захарьева Н.И.

КАЛИНИНГРАД – 2002 год

I. Введение - с.2

II. Основная часть: - с.4

1. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. - с.4

2. «Испытание любовью» на примере произведения И.А. - с.7

Гончарова «Обломов».

3. История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася» - с.9

4. «Всякая любовь есть великое счастье...» (Концепция - с.10

любви в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»)

5. Любовная лирика С.А. Есенина. - с.13

6. Философия любви в романе М. Булгакова - с.15

« Мастер и Маргарита»

III. Заключение. - с.18

Список использованной литературы

I. ВВЕДЕНИЕ.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Люди не всегда сознают истинную мощь любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя Любовь этого заслуживает. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия. Ведь Эрот – самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем.

Существует представление о том, что ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты... На мой взгляд, это неверно, вспомнить хотя бы «Слово о полку Игореве» - первом памятнике русской литературы, где наряду с темой патриотизма и защиты Родины ясно просматривается тема любви Ярославны. Причины более позднего «взрыва» любовной темы в русской литературе надо искать не в недостатках русской литературы, а в нашей истории, менталитете, в том особом пути развития России, который выпал ей, как государству наполовину европейскому, наполовину азиатскому, находящемуся на границе двух миров - Азии и Европы.

Возможно, в России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной Европе. Между тем, русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты Русского Эроса, русского отношения к вечной и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм, и

возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ божий, то идеальное начало, которое связано с образом вечной Женственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает те проблески неизмеримого блаженства, то «веяние нездешней радости», которое знакомо каждому человеку, испытавшему когда -либо любовь. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.

С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX – начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики.

За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.

Невозможно в рамках реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и невозможно отдать предпочтение Пушкину или Лермонтову, Толстому или Тургеневу, поэтому выбор писателей и поэтов в моем реферате, на примере творчества которых я хочу попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных мною художников слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную тему.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

Эти строки из стихотворения «1831- июня 11 дня», словно эпиграф к лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И, хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, это вечная тема-тема любви зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов-ночное светило нашей поэзии», - писал Мережковский. Если для Пушкина любовь – источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя – бунтаря « бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтой о счастье:

Меня бы примирила ты

С людьми и буйными страстями, -

писал он, обращаясь к Н.Ф.И. – Наталье Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь один, не повторившийся момент. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов – это история неразделенного и оскорбленного чувства:

Я недостоин, может быть,

Твоей любви; не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:

И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я.

Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить. Завершающее цикл стихотворение – одно из самых прекрасных у Лермонтова – это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам...

Существует контраст между высоким чувством героя и «коварной изменой» героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии:

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней...

Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения, построенного на контрастах и противопоставлениях, но и всей лирики поэта в целом. И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный:

Улыбку я твою видал,

Она мне сердце восхищала...

Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами в живописи и в поэзии Михаила Юрьевича:

Все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья.

Так полны чудной простоты.

И в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит этот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья:

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!

Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «роман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому, Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти «светских цепей»:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Морская царевна».

Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»:

Увы! он счастия не ищет...

Этой строке вторят другие:

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него сон души, угасание и самого поэтического дара.

Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного», даже вне обычных законов времени и пространства.

Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.

Анализируя творчество М.Ю. Лермонтова, можно сделать вывод о том, что его любовь – это вечная неудовлетворенность, стремление к чему- то возвышенному, неземному. Встретив в жизни любовь, причем взаимную, поэт не удовлетворяется ею, пытаясь возвести вспыхнувшее чувство в мир высших духовных страданий и переживаний. Он хочет получить от любви то, что заведомо недостижимо, и в результате это приносит ему вечное страдание, сладкую муку. Эти возвышенные чувства дают поэту силы и вдохновляют его на новые творческие взлеты.

2. «Испытание любовью» на примере

произведения И.А. Гончарова «Обломов»

Важное место в романе «Обломов» занимает тема любви. Любовь по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь.

Основная сюжетная линия в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека через его интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболее тогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность.

Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять

эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказывается прямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имя Ольги Ильинской, впервые же появляется и слово «обломовщина». Впрочем, в этом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью, взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говоря словами Чернышевского, «гамлетовское воспитание» и возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в натуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь, вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречу прекрасной девушке, и два человека « не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил через воображение».

Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясь Ильей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, а затем и в возможность их совместной, счастливой жизни.

Гончаров пишет, что его любимая героиня «шла простым природным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!» Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении к Обломову: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?» И как много своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокой моральной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной.

Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовному чувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Необходимость принимать решения, женитьба – все это так пугает нашего героя, что он торопится убедить Ольгу: «... вы ошиблись,

перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольги с Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. «Я узнала, - говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого».

Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» – вот каким видится Илье Ильичу идеал существования».

Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни, вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь не смогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все – таки, это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова, заставило его «ожить» и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только на короткое время! По мнению Гончарова любовь – это красивое, яркое чувство, но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такого человека, как Обломов.

3. История первой любви в повести

И.С. Тургенева «Ася»

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – произведение о любви, которая по мнению писателя «сильнее смерти и страха смерти» и которой «держится и движится жизнь». Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг». Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование.

Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу: «...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте.»

«Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончилась для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мнгновенье.

Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-то всего несколько раз. А ведь господин Н.Н. представился девушке необыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой они встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый, беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. « Я о завтрашнем дне не думал; мне было хорошо.» «Любовь ее меня и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня...» И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее нравом как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно он не собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей.

Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви. Отодвигать решение на неопределенное будущее – признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни.

4.« Всякая любовь есть великое счастье...»

(Концепция любви в цикле рассказов

И.А. Бунина «Темные аллеи»)

И.А. Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные отношения.

В русской классической литературе того времени тема любви всегда занимала важное место, причем предпочтение отдавалось духовной, «платонической» любви

перед чувственностью, плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно «первой любви».

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Энциклопедией любовных драм можно назвать «Темные аллеи»- книгу рассказов о любви. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни...» – признавался Бунин Телешову в 1947 г.

Герои «Темных аллей» не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «на грани» – это почти преступание нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для Бунина даже, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и все установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.

При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен быть беспристрастным, чтобы не перейти

хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, Бунин, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «...просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах... глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись» («Галя Ганская». Для Бунина все, что связано с полом, чисто и значительно, все овеяно тайной и даже святостью.

Как правило, за счастьем любви в «Темных аллеях» следует расставание или смерть. Герои упиваются близостью, но

приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным. Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах». Отравилась Галя Ганская. В рассказе « Темные аллеи» барин Николай Алексеевич бросает крестьянскую девушку Надежду - для него эта история пошлая и обыкновенная, а она любила его «весь век». В рассказе «Руся» влюбленных разлучает истеричная мать Руси.

Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни. Герой рассказа «Натали» любил сразу двух, а семейного счастья не нашел ни с одной. В рассказе «Генрих» – изобилие женских образов на любой вкус. Но герой остается одиноким и свободным от «жен человеческих».

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Герой рассказа «Темные аллеи» не может связать себя семейными узами с крестьянкой Надеждой, но женившись на другой женщине, своего круга, он не обретает семейного счастья. Жена изменила, сын – мот и негодяй, сама семья оказалась «самой обыкновенной пошлой историей». Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти героя именно потому, что мимолетна в жизни.

Отличительная особенность любви в изображении Бунина – сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Не случайно Бунин однажды писал в своем дневнике: «И опять, опять такая несказанно - сладкая грусть от того вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру, что хочется со слезами

благодарности поцеловать землю. Господи, Господи, за что так мучаешь нас».

Странная связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным, и поэтому не случайно название сборника «Темные аллеи» здесь вовсе не значит «тенистые» – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви.

Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и

таится та всеочищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты.

5.Любовная лирика С. Есенина

В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Есенин показывает себя блестящим мастером раскрытия, пользуясь пушкинским термином «физического движения страстей». Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки:

Все равно – глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень

И в каждом из них – неповторимость чувства. Полнота и истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.

Цикл «Любовь хулигана» композиционно выстроен как роман о влюбленном герое – от зарождения чувства до его окончания, от «первый раз я запел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?»

Если в книге «Стихи скандалиста» любовь «зараза», «чума», с циничным словом, с вызывающим «Наша жизнь – простыня и кровать, наша жизнь – поцелуй и в омут», то в «Любви хулигана» образ любви светел, и потому лирический герой заявляет: «В первый раз отрекаюсь скандалить»; « Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки»; « Что я прощаюсь с хулиганством». Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциируется с иконным ликом: « Твой иконный и строгий лик, по часовням висит в рязанях».

«Любовь хулигана» - тончайшая психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою, который все настойчивей становится главной темой его

поздней поэзии. Любовь - редкая тема в раннем творчестве Есенина. Теперь в его поздней лирике складывается концепция благодатной любви, необременительной, дарящей радость и тихую грусть. Есенинская любовь дает наслаждение, и в этом тоже сказалась пушкинская традиция. И в «Любви хулигана», и в последующих стихах на эту тему практически нет любовного пессимизма, любовной драмы, любовной рефлексии, характерной для образа любви в лирике

М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского

Следующий цикл стихов о любви - это «Персидские

мотивы», в которых у С. Есенина раскрывается искусство любви. Здесь Есенин упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и все, и образ своей умопомрачительной, гипертрофированной любви: он сражен ее очами, он «кровью сердца истекает», он «от ревности изнемогает», и щербет без любимой стал горше яда, он удаляется в чащу садов, одержимый «безумьем любви», а его пери – это «дыханье ранней весны», это «мускус и амбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен».

Есенин не сосредоточен на любовном страдании, на

любовном самоуничтожении, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний, об атрибутике любви: от подарков любимой («подарю я шаль из Хороссана/ И ковер ширазский подарю»), от ласковых речей («Как сказать мне для прекрасной Лалы/ По-персидски нежное “люблю”?»; как сказать мне для прекрасной Лалы/ Слово ласковое “поцелуй”?»; «Как сказать ей, что она “моя”?». Однако, персидская гармония любви в художественном воображении поэта только временна.

В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема. «Не гляди на меня с упреком...», «Какая ночь! Я не могу», «Ты меня не любишь, не жалеешь...», «Может, поздно, может, слишком рано...», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...» – все эти стихи посвящены «любви недорогой», «вспыльчивой связи», принятой за любовь «чувственной дрожи», легкодумным женщинам, которых любят «кстати». Эта любовь без страдания, она – в удовольствие, она не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой. Лирический герой Есенина, храня память о подлинной любви «в дальнем, дорогом», ныне подмечает в себе эту любовную легкость, и стремление к вечному любовному счастью: «Походить я стал на Дон Жуана, как заправский ветреный поэт»; «И с того у

многих я колен, чтобы вечно счастье улыбалось, не смиряясь с горечью измен».

Философия «все принимаю» помогает лирическому герою разрешить классический любовный треугольник. В стихах «Не криви улыбку, руки теребя...», « Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...» раскрыта тема безответной любви женщины к нему. Она не может дать ему ни любви, ни «напоенной лаской лжи», которую дала другая, с глазами «голубень». Но,

выбирая путь согласия, стремясь к цельности и покою, он уступает чужому чувству: «Но все ж ласкай и обнимай, в лукавой страсти поцелуя, пусть сердцу вечно сниться май, и та, что навсегда люблю я».

Есенинский лирический герой не настроен на рефлексию, раздвоенность, самобичевание. Он устремлен на гармонию, на цельность. Герой сам подавляет всякий повод к страданиям – в данном случае из-за «горечи измены».

Отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале - это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь.

6. Философия любви в романе М.А. Булгакова

« Мастер и Маргарита»

Особое место в русской литературе занимает роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита», который можно назвать книгой его жизни фантастико – философский, историческо-аллегорический роман « Мастер и Маргарита» дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора.

Одна из главных линий романа связана с «вечной

любовью» Мастера и Маргариты, «по Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!». Так вспоминал Мастер о своей любимой.

Должно быть, в их глазах горел какой то непонятный огонек, иначе никак не объяснишь любовь, которая «выскочила» перед ними, « как из – под земли выскакивает убийца в переулке», и поразила сразу их обоих.

Можно было ожидать, что уж, коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла, а у нее оказался мирный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартирку Мастера, « надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...».

Вот так бережно, целомудренно, умиротворенно и ведется рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было и приходилось думать, уже не будет вообще. Она могла только мысленно умалять его, чтобы он отпустил ее на свободу, «дал дышать воздухом, ушел бы из памяти».

Любовь Мастера и Маргариты будет вечной только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. Пожертвует собой ради любви Маргарита. Мастер устанет и испугается такого

мощного чувства, что в итоге приведет его в сумасшедший дом. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на него повлияла и неудача написанного романа, но отказаться от любви?! Есть ли что-то, что может заставить отказаться от любви? Увы, да, и это – трусость. Мастер бежит от всего мира и от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь. Ее ничего не останавливает. Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно стать ведьмой? Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного.

Читаешь посвященные Маргарите страницы, и приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной возлюбленной, Елены Сергеевны, с которой он готов был совершать, как написал о том на подаренном ей экземпляре сборника «Дьяволиада», и действительно совершил «свой последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть – поэма. Во всех приключениях Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора, в котором и нежная ласка и гордость за нее – за истинно королевское ее достоинство,

великодушие, такт, - и благодарность за Мастера, которого она силою своей любви спасла от безумия и возвратила из небытия.

Разумеется, этим ее роль не ограничивается. И любовь, и вся история Мастера и Маргариты – это главная линия романа. К ней сходятся все события и явления, которыми заполнены действия, - и быт, и политика, и культура, и философия. Все отражается в светлых водах этого ручья любви.

Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не стал. И лишь для Мастера и Маргариты автор приберег по - своему счастливый финал: их ожидает вечный покой.

Булгаков видит в любви силу, ради которой человек может преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь вечного покоя и счастья.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX – XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее филосовский и нравственный смысл. В этой традиции эрос понимался широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к поискам духовности, к нравственному совершенствованию и моральной отзывчивости. Концепция эроса предполагает единство философии и понятия любви, и поэтому она так тесно связана с миром литературных образов.

На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему философии любви, используя взгляд на нее разных поэтов и писателей.

Так, в лирике М.Ю. Лермонтова герои переживают возвышенное чувство любви, которое переносит их в мир неземных страстей. Такая любовь выявляет в людях все самое лучшее, делает их благороднее и чище, возвышает и вдохновляет на создание прекрасного.

И результат такого испытания – состояние печали, трагичности. Автор показывает, что даже такое прекрасное, возвышенное чувство любви не смогло до конца пробудить сознание «морально» погибающего человека.

В повести «Ася» И.С. Тургенев развивает тему трагического значения любви. Автор показывает, как важно не пройти мимо своего счастья. Причину несостоявшегося счастья героев Тургенев объясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви, и это говорит о душевной слабости героя.

Любовь в творчестве И.А. Бунина проявляется у героев как глубокое, нравственно – чистое и прекрасное чувство. Автор показывает, что настоящая любовь есть великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью или трагедией.

Если говорить о любовной лирике С.А. Есенина, то хочется сказать, что он писал о любви по – разному и своеобразно: и как исследователь собственных ощущений, и как философ, и как поэт одновременно. Он воспевал красоту чувства, прославлял любовь, как величайшую силу, объединяющую людей.

В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает, что человек любящий способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он остается счастливым.

Времена настали другие, но проблемы остались те же: «в чем смысл жизни», «что есть добро и что такое зло», «что такое любовь и в чем ее смысл». Я думаю, что тема любви будет звучать всегда. Я согласна с мнением выбранных мною писателей и поэтов о том, что любовь бывает разная, счастливая и несчастная. Но это чувство глубокое, бесконечно нежное. Любовь делает человека благороднее, чище, лучше, мягче и милосерднее. Она выявляет в каждом все самое хорошее, делает жизнь прекрасней.

Где нет любви, там нет души.

Хотелось бы закончить свою работу словами

З.Н. Гиппиус: «Любовь – одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие, вечное начало; любовь – это сама жизнь; можно увлечься, изменить, вновь влюбиться, но истинная любовь всегда одна!"

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А. Ивин «Философия любви», «Политиздат», М. 1990 г.

2. Н.М. Велкова «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М.1991 г.

3. М.Ю. Лермонтов «Стихотворения, поэмы», «Художественная литература», М. 1972 г.

4. И.С. Тургенев «Повести и рассказы», «Художественная литература», Ленинград, 1986 г.

5. И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г.

6. И.Е. Каплан, Н.Т. Пинаев, Хрестоматия историко-литературных материалов да 10-й класс, «Просвещение», М. 1993 г.

7. И.А.Бунин «Избранное», «Максла», Рига, 1985 г.

8. Н.М. Солнцева «Сергей Есенин», МГУ, 1998 г.

9. С.А. Есенин «Стихотворения и поэмы», «Художественная

Литература», М. 1982 г.

10. В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г.

Тема любви в русской литературе - одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.

Место любви в русской литературе

Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.

Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.

Любовная лирика Пушкина: новаторство гения

Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.

Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"

«Евгений Онегин» - произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.

В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.

Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.

Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.

Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.

Любовь Лермонтова - недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову - это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова - девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них - шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

Тяжелый путь к счастью героев "Войны и мира" Толстого

Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» - произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.

Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.

Вспомним сложный путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но, быстро охладев, разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал супругу пустую и избалованную. Далее - война, и дуб - символ душевного расцвета, жизни. Любовь к Наташе Ростовой - вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.

Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева

Образы любви в литературе XIX века - это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.

Единственный, кто проходит его - Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.

Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.

Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров - победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.

"Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе - это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Любовь, возникающая между героями, - внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.

Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот - это тихое, спокойное, домашнее счастье.

Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Любовная лирика Есенина

Тема любви в русской литературе XX века - это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример - стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.

«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.

Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница - А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.

В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».

о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века - это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень а страдание и счастье - вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века - это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя - «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее - смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» - ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение - «пятое время года». Но если бы не было его - не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы - громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.

Похожие статьи