Невидимка с «Калибрами»: почему «Адмирал Горшков» лучший фрегат ВМФ России. Фрегат "Адмирал Горшков": описание, назначение и фото Перспективы, боевые и служебные

01.02.2024

ВМФ получит первый со времен СССР новый корабль дальней морской зоны – головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Корабль строился двенадцать с лишним лет – и это стало едва ли не рекордным судостроительным долгостроем в новейшей российской истории. Почему этот важнейший для российского ВМФ корабль строили так долго – и кто виноват в этом?

Есть сведения, что стрельбы «Горшкова» на Севере до межфлотского перехода на Главный военно-морской парад в Кронштадте были признаны «частично успешными». Если так оно и есть, продолжения испытаний не избежать.

Грехи заказчика

Опытно-конструкторская работа (ОКР) «Полимент-Редут» по логике должна быть составной частью ОКР под условным наименованием «Фрегат пр. 22350». Однако головной исполнитель (Северная верфь) в данном случае был не в состоянии как-то повлиять на соисполнителя («Алмаз – Антей»), поскольку не обладал соответствующими компетенциями и полномочиями. Вина Минобороны вообще и ВМФ в частности заключается в том, что они своевременно не синхронизировали разработку составных частей ОКР и недостаточно жестко требовали соблюдения сроков. А это привело к срыву гособоронзаказа по одному из важнейших направлений военного строительства.

Оружие и носитель

Казалось бы, имея перед глазами пример столь неэффективной кооперации между верфью-строителем и разработчиком оружия, следовало бы поменять саму схему. А именно – сначала разрабатывать, испытывать, доводить и принимать на вооружение ЗРК и только после этого начинать создание корабля-носителя. Однако разработка современного морского оружия, проектирование/постройка головного корабля и строительство серии занимают немало времени – грубо говоря, на каждый из трех названных этапов требуется примерно по 10 лет. В результате при таком (последовательном) подходе даже головной корабль вступит в строй с несколько устаревшим вооружением, устаревание же последнего корабля серии будет уже критическим.

Поэтому и раньше, и сейчас, и впоследствии разработка оружия и носителя выполнялись, выполняются и будут выполняться одновременно. И главная проблема тут, как уже говорилось выше – в их синхронизации . Для этого, во-первых, необходимо выработать четкий механизм взаимодействия заказчика (Минобороны) с головными исполнителями и соисполнителями НИОКР и ОКР, включающий в себя систему штрафов и поощрений. Вместо общепринятой сейчас практики переноса сроков дополнительными соглашениями к госконтрактам военная приемка должна буквально «стоять над душой» у разработчиков, требуя своевременного выполнения согласованных ранее всеми участниками процесса совместных решений.

Во-вторых,

следует вернуться к практике предварительных испытаний нового оружия до установки его на головной корабль серии.

Первые шаги в этом направлении уже делаются – «в 2017 году [начал] функционировать современный сдаточный полигон на Ладожском озере, построенный ПАО «Северная верфь» и АО «Заслон» и предназначенный для испытаний новейшего радио[технического] вооружения... Полигон обладает возможностями создавать реальные корабельные условия для испытаний [РТВ]. Это позволит значительно сократить... сроки испытаний корабля и отработать режимы применения радиотехнических комплексов в обстановке любой сложности».

Для справки: АО «Заслон» занимается разработкой многофункциональных радиолокационных комплексов (МФ РЛК), размещаемых в интегрированных башенномачтовых конструкциях (ИБМК). МФ РЛК «Заслон» аналогичны по назначению и архитектуре РЛК «Полимент-Редута». Они будут установлены на строящихся корветах пр. 20380, а также на новейших, хорошо вооруженных и очень красивых кораблях пр. 20385, которые так и просятся в большую серию, но главкомат ВМФ почему-то предпочел им уродливый (напоминающий американский «Зумвальт») и безумно дорогой (по цене фрегата) пр. 20386 (будем надеяться, что ошибка будет исправлена и нашим военным морякам не придется стыдиться кораблей, на которых они служат).

Наконец, если, несмотря на все старания и принятые меры, добиться синхронизации разработки оружия и корабля-носителя все же не получится (перспективная техника – дама капризная), корабли следует принимать в состав ВМФ без недоработанных комплексов. Важно ни в коем случае не задерживать строительство серии, а потом (после доработки) довооружать их в рабочем порядке в сжатые сроки. Так делалось в СССР – и делалось правильно. Условно строевые фрегаты без ЗРК лучше их отсутствия в составе флота.

Наличие «Полимент-Редута» легко сымитировать установкой фальш-полотен ФАР, а боекомплект в установках вертикального пуска вообще не виден. 22350 при этом могли бы заниматься боевой подготовкой, совершенствовать навыки применения другого (боеготового) вооружения, обеспечивать военно-морское присутствие и демонстрировать флаг в дальних водах, т. е. отрабатывать по мере сил вложенные в них миллиарды, а не простаивать у достроечных набережных в ожидании милостей от контрагентов.

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Вначале небольшая интрига - фрегат « Адмирал Горшков » , головной сторожевой корабль 2 ранга дальней морской зоны проекта 22350, должен был войти в состав ВМФ России в конце 2015 года. Однако стало известно, что процедура передачи корабля перенесена на первый квартал года нынешнего.

Что пошло не так с испытаниями? Корабль оказался «сырым»? Вовсе не так, наоборот флотские специалисты весьма комплиментарны в отношении этого проекта и дают высокие оценки его ходовым качествам, оборудованию и вооружению. Вот в отношении вооружения корабля и кроется загадка задержки его с передачей флоту. Дело в том, что на «Адмирале Горшкове» в спешном порядке доводят до конца испытания не только его штатного вооружения, но и перспективного, того, которым будут оснащены последующие корабли этого класса.

Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат "Адмирал флота Касатонов" >>

Фрегат только в последних числах декабря прошлого года вернулся в гавань Североморска из Белого моря, где отстрелялся ракетами и пушечным вооружением. И уже в январе 2016 года опять ушел в море с формулировкой «проведения заводских испытаний». А на самом деле - нарабатывать боевой опыт для последующих фрегатов этой «адмиральской линейки».

« В ближнесрочной перспективе от предприятия «Северная верфь» мы получим еще три фрегата проекта 22350. Это «Адмирал Касатонов», спуск на воду, которого состоялся в декабре 2014 года и на котором ведутся достроечные работы. Это фрегат «Адмирал флота Головко», который находится на этапе корпусных работ, и фрегат «Адмирал Исаков», находящийся на первом этапе постройки на предприятии », - говорит замглавкома ВМФ контр-адмирал Виктор Барсук. - Эти фрегаты построены по новым технологиям. Одной из особенностей является использование композитных конструкционных материалов, что обеспечило снижение уровня радиолокационного поля корабля. При строительстве были минимизированы физические поля фрегатов и применена совершенно новая архитектура корпуса и надстроек.

Тихоокеанский флот >>

Корабли проекта 22350 - серия многоцелевых фрегатов дальней морской зоны. Они были разработаны в Северном проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург) в первой половине 2000-х годов.

«Адмирал флота Касатонов» (заводской номер 922 - бортовой номер 431) заложен 26 ноября 2009 года, выведен из эллинга 30 октября 2014-го и спущен на воду 12 декабря того же года. Ходовые испытания начнутся в конце 2018 года.

«Адмирал флота Головко» (заводской номер 923) заложен 1 февраля 2012 года, спуск на воду ожидался в 2017-м, однако до сих пор о нем не сообщалось.

«Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924) заложен 14 ноября 2013 года.

Все это в комплексе позволяет снизить заметность фрегата в море, то есть повысить скрытность. На новых кораблях удалось рационально разместить комплексы и системы вооружения, а также повысить живучесть. Новые фрегаты смогут эффективно выполнять задачи в составе корабельных группировок в дальней морской зоне, во взаимодействии с авиацией и подводными лодками. Корабли этого проекта планируется применять в качестве многоцелевых кораблей дальней зоны - они могут использоваться для противовоздушной обороны, находить и отслеживать субмарины, наносить удары по надводным и береговым целям ».

А почему сторожевому кораблю дальней морской зоны «Адмиралу Горшкову», как и всем из проекта 22350, присвоили классификацию «фрегат»? В истории советского флота фрегатов-корветов не существовало, на памяти был разве что фрегат «Паллада», но это еще из истории царской России. И советский сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» (их было построено более 30) обрел статус фрегата лишь после того, как эти замечательные корабли стали экспортивовать в Индию.

Черноморский флот >>

Само слово «фрегат», как обозначение класса корабля, появилось при Петре Великом - слово заимствованное. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийских вооружений. Его предназначение состояло в ведении дальней разведки и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях. Собственно ничего не изменилось за это время - предназначение фрегатов скромнее, чем у крейсеров, хотя при усилении вооружений они подтягиваются к эсминцам. А вообще, классификация «фрегат» определяется водоизмещение корабля, как, например, «Адмирал Горшков», у которого оно составляет 4500 тонн.

«Горшков» станет базовым для дальнейшего развития фрегатов серии 22350. Он представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного вооружения. Постоянным местом приписки для него станет Северный флот. Подобные фрегаты в ближайшей перспективе станут основными боевыми кораблями ВМФ России. Всего к 2025 году в планах передать флоту шесть боевых кораблей подобных проектов.

Они могут нести боевое дежурство в ближней и дальней морской зоне и способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана. Запас хода нового фрегата составляет более 4 тысяч морских миль, а автономность - 30 суток. При дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики просто не ограничены. «Адмирал Горшков» оснащен самым современным вооружением и технологиями. В отличие от большинства российских военных кораблей, спущенных на воду после распада СССР, этот фрегат имеет палубные надстройки и командирскую рубку, выполненные с применением технологий стелс. Именно поэтому его сразу прозвали «корабль-невидимка» - радары противника просто рассеиваются вокруг корпуса фрегата и не видят его.

Основная группа боевого вооружения представлена на нем комплексом из 16 противокорабельных ракет «Москит» из семейства крылатых ракет «Калибр-НК». Вероятно, что они взаимозаменяемы с другими ракетами «Оникс» . Главная артиллерийская установка фрегата имеет калибр 130 миллиметров (А-192 «Армат») и способна вести огонь со скорострельностью 30 выстрелов в минуту на дальность до 22 километров.

"Убийца" авианосцев >>

Для защиты от подводных лодок используется ракетный комплекс «Медведка-2», который обеспечивает запуск противокорабельных ракет из вертикальных шахтных пусковых установок. Отслеживание подводной обстановки и обнаружение глубоководных целей обеспечивается гидроакустическим оборудованием «Виньетка - М». Использование модифицированного гидроакустического оборудования позволяет обнаруживать субмарины противника и стартовавшие торпеды на дистанции 60 000 метров.

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы - до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27. В перспективе его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый конструкторским бюро «Камов».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны (ПВО) большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска, который осуществляется «холодным способом» - при помощи сжатого воздуха. По достижении ракетой высоты около 10 метров, происходит включение маршевого двигателя, а газодинамическая система производит разворот ракеты в сторону цели. Система наведения ракет 9М96Д/Е - комбинированная инерциальная с радиокоррекцией на среднем участке, и активным радиолокационным на конечном участке траектории.

Ракеты ближней дальности 9М100 имеют инфракрасную головку самонаведения. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты 9М96 с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

ЗРК «Полимент-Редут» получит три типа ракет, унифицированных с наземным комплексом С-350 «Витязь» . Все ракеты нового поколения создаются с активными головками самонаведения, с инерциальными системами управления и обладают очень высокими маневренными характеристиками для поражения всего спектра атакующих объектов.

В состав ЗРК входит радиолокационная станция (РЛС) «Полимент» с четырьмя фазированными решетками. Система управления огнем обеспечивает одновременный обстрел 32 ракетами до 16 воздушных целей - по 4 цели на каждую ФАР. Дальность обнаружения целей достигает 200 км.

Новая система защиты будет сопоставима с американской Иджис* . Сочетание ракет разной дальности и возможностей современной РЛС позволяет системе «Полимент-Редут» выполнять роль одновременно 3-ех разных комплексов ПВО: контролировать все эшелоны полетов - ближний, средний и дальний. ЗРК обеспечивает кораблю многоуровневую защиту и сокращает время реакции на атаку с воздуха, а вертикальный пуск ракет позволяет поражать цели в любом направлении.

Видео о новом оружии России >>

P.S. 20 марта 2017 года на Судостроительном заводе «Северная верфь» завершилась ревизия фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» . Фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

В период ревизии корабля были проверены и восстановлены ресурсы основных механизмов: турбин, редукторов, дизель-генераторов, систем главной энергетической установки и общекорабельных систем, палубных механизмов и изделий спецтехники: навигационного оборудования, связи, вооружения.

Для завершения госиспытаний фрегат направился на полигоны Северного флота, где экипаж и специалисты Северной верфи, а также ряда конструкторских бюро проведут испытания зенитного и торпедного комплексов, автоматической системы управления.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - флагманский корабль проекта 22350. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро. Количество примененных на «Адмирале Горшкове» опытно-конструкторских разработок в несколько раз больше, чем на других кораблях, причем большинство ОКРов носят масштабный характер. «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и последующие фрегаты серии - «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» , строительство которых продолжается на Северной верфи, - станут самыми современными кораблями ВМФ России в своем классе. Значения физических полей фрегатов минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки (стелс) у кораблей снижена отражающая поверхность, что понижает их радиолокационную заметность. Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

«Северная верфь» планирует передать ВМФ России фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Об этом сообщил врио гендиректора судозавода и вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев журналистам 29 марта 2017 года в Петербурге.

«Адмирала Горшкова» должны передать в июне этого года, корабль прошел ревизию, сейчас в Балтийске отрабатывает задачи. Оружие испытано на 80-90%. Он уже прошел 45 000 миль», - сказал Пономарев.

По его словам, фрегат «Адмирал Касатонов» планируется направить на швартовые испытания в конце 2017-начале 2018 года. «Весь комплекс испытаний планируется провести в 2018 году, передать - в конце следующего года», - отметил он. Сдача фрегата «Адмирал Головко», сказал Пономарев, намечена на 2019 год. Кроме того, по его информации, в настоящее время в производстве на верфи находится четвертый корпус корабля данного проекта.

Основные характеристики проекта 22350:

Водоизмещение - 4500 тонн

Длина.....135 м

Ширина.....16 м

Скорость.....до 29 узлов

Дальность плавания.....4500 миль

Автономность.....30 суток

Экипаж.....180-210 человек

Главная энергетическая установка:

ГТДА общей мощностью не менее 65 000 л. с.

Вооружение:

Артиллерийское вооружение: 130-мм артиллерийская установка А-192

Ракетное вооружение: Зенитный ракетный комплекс «Редут»; пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ»

Противолодочное вооружение: комплекс «Пакет-НК»

Авиационное вооружение: противолодочный вертолет Ка-27

* Иджис (англ. Aegis combat system; от англ. aegis - эгида, мифический щит или защитный доспех Зевса и Афины) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС). Представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения, таких как зенитные управляемые ракеты SM-2 (от англ. standard missile 2) и более современные SM-3 (от англ. standard missile 3), и средств управления, формирующуюся на базе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Наименование «Иджис» носит также ЗРК, применяемый в составе этой БИУС.

К настоящему времени БИУС «Иджис» используется ВМС США, ВМС Испании, Норвегии, Республики Корея, Австралии и Морскими силами самообороны Японии (в общей сложности ею оборудовано более 100 кораблей). Кроме того, оснащённые этой системой корабли ВМС США будут использованы в качестве корабельного компонента ЕвроПРО.

В Военно-Морском Флоте с октября 1927 года. В ноябре 1931 года окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Служил на Черноморском флоте вахтенным начальником (ноябрь-декабрь 1931) и штурманом (декабрь 1931-март 1932) эскадренного миноносца «Фрунзе». Затем проходил службу на Тихоокеанском флоте: штурманом эскадренного миноносца «Томск» (март 1932-январь 1934), флаг-штурманом бригады заграждения и траления (январь-ноябрь 1934), командиром сторожевого корабля «Бурун» (ноябрь 1934-декабрь 1936).
В 1937 году окончил курсы командиров миноносцев. Продолжил службу на Тихоокеанском флоте: командиром эскадренного миноносца «Разящий» (март-октябрь 1937), начальником штаба (октябрь 1937-май 1938) и командиром (май 1938-июнь 1940) бригады эскадренных миноносцев.
Участник боевых действий в районе озера Хасан в августе 1938 года в должности командира 7-й морской бригады Тихоокеанского флота.
С июня 1940 года – командир бригады крейсеров Черноморского флота. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С первых дней войны корабли бригады под его командованием активно участвовали в боевых действиях Черноморского флота. Во время обороны Одессы руководил высадкой первого на Чёрном море морского десанта в районе села Григоровка (Коминтерновский район Одесской области), который способствовал успешному контрудару войск Одесского оборонительного района. С октября 1941 года – командующий Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 года руководил высадкой десанта на северный берег Керченского полуострова. В августе 1942 года, после отхода советских войск к Новороссийску, 150 боевых кораблей и судов под командованием С.Г. Горшкова осуществили успешный прорыв из Азовского в Чёрное море.
После включения флотилии в состав сил Новороссийского оборонительного района в августе 1942 года был назначен заместителем командующего района по морской части и членом Военного совета, принимал участие в руководстве обороной города. В ноябре 1942 года исполнял обязанности командующего 47-й армии (Закавказский фронт), участвовавшей в обороне Кавказа.
С февраля 1943 года вновь командовал Азовской военной флотилией. Руководил высадкой десантов в городах Таганрог, Мариуполь и Осипенко (ныне – Бердянск), поддерживал части Северо-Кавказского фронта при освобождении Таманского полуострова. В ходе проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943 года лично руководил подготовкой и высадкой морских десантов на главном направлении. 5 января 1944 года был ранен и до начала февраля находился в госпитале.
С апреля 1944 года – командующий Дунайской военной флотилией. В ходе Ясско-Кишинёвской наступательной операции флотилия успешно содействовала войскам 3-го Украинского фронта в форсировании Днестровского лимана, обеспечила прорыв обороны противника и в августе 1944 года вошла в дельту Дуная. Действия флотилии отличались стремительными темпами продвижения с занятием портов до прихода сухопутных частей, умелым ведением самостоятельных и обеспечивающих боевых операций. В сентябре-ноябре 1944 года флотилия оказывала помощь войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов в ходе Белградской и Будапештской наступательных операций.
С декабря 1944 года – командующий эскадрой Черноморского флота. С ноября 1948 года – начальник штаба, а с августа 1951 года – командующий Черноморским флотом. С июля 1955 года – первый заместитель главнокомандующего, а с января 1956 года по декабрь 1985 года – главнокомандующий Военно-Морским Флотом – заместитель министра обороны СССР.
За умелое руководство войсками и личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года адмиралу флота Горшкову Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10684).

Корабль, который ждали долго

В Санкт-Петербурге заступил на службу головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». А приёмный акт на него подписан ещё два дня назад. Точнее, если быть скрупулёзными, то на судостроительном заводе «Северная верфь» государственная комиссия во главе с капитаном 1-го ранга Виктором Ивановым подписала приёмный акт государственных испытаний этого корабля.

Но, тем не менее, нельзя не принять во внимание и первую реакцию флотской общественности на эту, конечно же, радостную информацию. А она выразилась примерно таким словами: «домучили», «продавили-таки», «дожали или доделали?»…

В смысле - доделали вооружение, с которым у «Горшкова» были проблемы, или дожали моряков, чтобы они, наконец, приняли корабль?

Во время военно-морского парада в Санкт-Петербурге в честь Дня ВМФ. Фото: www.globallookpress.com

Надо признать, что основания для подобных настроений имеются. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге больше 12 лет назад, в феврале 2006 года. А на воду спущен через четыре с половиной года, в октябре 2010-го. Первый выход на заводские ходовые испытания совершили ещё через четыре года - в ноябре 2014 года. На следующий год начались государственные испытания и, как видим, закончились только сейчас.

А ведь поначалу были планы отдать корабль флоту ещё в 2013 году.

Отсюда и реакция: «Домучили»…

Отличный корабль, который хотели сделать ещё лучше

Тут нужно подчеркнуть, что подобные разговоры ведут люди, близкие к флоту, а следовательно, влюблённые в него. На флоте других и не бывает. Вернее, они там не остаются. А раз влюблённые - значит, переживающие, ревнующие, принимающие близко к сердцу проблемы.

А проблема «Горшкова» состояла в том, что его просто хотели сделать очень хорошим. Но за этими желаниями не поспевала наука и промышленность. Правда, тоже не по своей вине. Просто адмиралы в одном смысле очень похожи на генералов: как только появляется что-то новое в области вооружений, они тут же хотят это заполучить. Даже ещё больше, потому что генерал всё же управляет войсками, а не лежит с ними в окопе, мечтая о каком-нибудь «барабуме», чтобы раз - и неприятеля не стало. А адмирал стоит на одном корабле со своими подчинёнными, и желание утопить супостата, пока он не нанёс вреда такому хорошему родному кораблю, у него такое же острое, как и у последнего матроса.

Вот и на головной фрегат проекта намеревались поставить всё лучшее. Сам корабль был практически готов действительно уже в 2013 году. Но продолжал стоять у стенки из-за не доработанной модернизированной артиллерийской установки А-192М «Армат». Точнее, сама установка калибром 130 мм уже работала, будучи начатой проектом ещё в 1980-х годах. Идея была в том, чтобы одновременно повысить огневую мощь корабля и понизить массу орудия за счёт замены 100-мм артиллерийского комплекса АК-100-МР-145 на 130-мм артустановку АК-130, а затем на её облегчённую модификацию с новой системой управления огнём «Пума».

Но потом начались 1990-е, когда руководство страны увлечённо занималось созданием экспонатов для будущих «Ельцин-центров», и опытный образец пушки А-192 начал отрабатываться на полигоне в Ржевке только осенью 2011 года. И выяснилось, что установка могла бы стать и получше.

Начали добавлять на индекс буковку «М» - «модернизированная». Результат опять устроил не совсем, и летом 2012 года разработку «Армат-Пума» прекратили, зато начали опытно-конструкторские работы по модели «Картаун-Пума». Пушечка должна была впечатлять возможного супостата по самое не могу: высота порядка 12 м с длиной ствола до 8 м, скорострельность до 30 выстрелов в минуту с непрерывной подачей боезапаса хоть до исчерпания погреба. В общем, одна очередь - и на месте одного корабля противника уже два. Правда, перешедших к занятиям дайвингом. Кроме того, установка позволяла поражать и наземные, и воздушные цели на дальности 18-23 км.

Правда, готова установка могла быть не ранее 2015 года…

Лучшее и хорошее

Ещё одна проблема, по словам источников Царьграда в военно-морской области, была в ракетах. Точнее, не проблема, а дилемма. Та же самая, что с артустановкой, - лучшее торопилось на смену хорошему. Но немножко не успевало.

Противокорабельные ракеты - какие: «Оникс» или «Калибр»? Зенитно-ракетный комплекс - «Кортик» или «Редут»? Или дождаться морского варианта С-400? Но с последним могут быть проблемы, как, например, у сторожевого корабля «Новик», который в итоге вообще остался без ПВО.

Как точно судили и рядили адмиралы, мы не знаем, но в конечном итоге сообщения пресс-службы звучали так:

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр», а стрельбы по морским целям противокорабельными ракетами «Оникс».

Когда лучшее мешает хорошему, берём оба!

Хотя, объективности ради, надо признать, что после Сирии использование «Калибров» в качестве противокорабельного оружия стало казаться слишком жирным. Показалось соблазнительнее оснащать корабли «Калибрами» против наземных целей, тем более что помещаются они в один «стакан».

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Фото: www.globallookpress.com

Ну, а на ПВО назначили комплекс 3К96-2 «Полимент-Редут» с пусковыми установками вертикального пуска. Но опять же - «Горшков» уже был спущен на воду, опытный образец «Редута» был ещё только поставлен на корвет «Сообразительный» для испытаний. И параллельно с испытаниями элементы «Полимент-Редут» ставили на «Адмирала Горшкова». Вот только испытания на «Сообразительном» затянулись, в том числе и из-за пожара на корабле в 2012 году («Матрос, слоняющийся без дела, подобен пушке, сорвавшейся с креплений», - сказано давно и не нами). Так что о первом успешном отражении атаки крылатой ракеты-мишени смогли сообщить только в июне 2014 года.

Впрочем, этот ЗРК в итоге получился более чем приличным: ракеты 9М96 и 9М96М выдавали режим сверхманёвренности, располагали боевой частью с управляемым полем поражения и пользовались активным радиолокационным самонаведением на конечном участке полёта. А РЛС «Полимент» комплекса имеет 4 фазированные решётки и позволяет видеть и обстреливать одновременно 16 целей. То есть сразу две «стаи» противокорабельных ракет, которые пакетами для гарантии и запускаются. При этом вероятность прямого попадания в головную часть вражеской ракеты составляет 70%, в самолёт - 80%, в вертолёт — 90%.

Что же в итоге?

А то, что царит хоть и технически, но мирное время, и прямой войны на море пока нет. Значит, время доведения корабля и его вооружений до желательной кондиции не критично. «Долго», конечно, - синоним слову «дорого» в данной области, но уж коли есть возможность покошмарить «хорошее» «лучшим» - отчего бы и нет? Так что, получается, и доделали, и дожали.

Главное, что в итоге флот получил хороший корабль, который стал отличным подарком к сегодняшнему празднику.


Совершилось! Несколько дней назад в свое первое дальнее плавание отправился новый российский корабль «Адмирал Горшков». Без преувеличения можно сказать, что этот многоцелевой фрегат на протяжении нескольких лет был одним из самых желанных кораблей для ВМФ России. Давайте разберемся, почему «Адмирал Горшков» один из самых совершенных военных кораблей в мире, и какую роль он играет для нашей страны.



«Адмирал Флота Советского Союза Горшков» - это головной корабль проекта многоцелевых фрегатов 22350. Корабль был построен в Санкт-Петербурге в 2010 году и является четвертым поколением российских кораблей-носителей ракетного оружия. Долгое время о корабле было мало что известно. За восемь лет «Адмирал Горшков» совершил несколько тренировочных рейсов в Балтике и Северном море, а 26 февраля отправился в свое первое дальнее путешествие. Корабль был официально принят на вооружение ВМФ РФ 28 июля 2018 года.



Основное отличие фрегата от других военных кораблей его многозадачность. «Адмирал Горшков» может противостоять как надводным, так и подводным вражеским судам, а также отражать воздушные и ракетные атаки. Помимо этого корабль способен поражать наземные цели на побережье, осуществлять конвои и высадку десанта. Россия долгое время нуждалась именно в таком корабле с подобным широким спектром выполняемых задач. Кроме этого «Адмирал Горшков» стал первым российским военным кораблем, документация которого была выполнена полностью по «безбумажной» технологии с использованием компьютерной системы FORAN.



Что касается технической составляющей и вооружения, то тут «Адмирал Горшков» шагнул далеко вперед. Инновационные разработки по корпусу существенно улучшили мореходные качества корабля. Теперь боевая работа систем вооружения обеспечивается при шторме 4 - 5 баллов. Также при постройке корабля были применены новейшие композитные материалы, которые в совокупности с технологией Stealth делают «Адмирала Горшкова» практически невидимым для вражеских радаров.



В качестве основного вооружения корабля используется ракетный комплекс «Калибр-НК». Также на «Адмирале Горшкове» установлено шестнадцать универсальных пусковых установок, которые подходят для размещения сверхзвуковых ракет «Оникс». По информации сайт, фрегат также стал первым кораблем в составе ВМФ РФ на котором была установлена артиллерийская система «А-192М» калибра 130 мм. Но самым «продвинутым» вооружением «Горшкова» стала новейшая корабельная ПВО «Полимент-Редут». Грубо говоря, это зенитно-ракетный комплекс с применением передового радара для обнаружения целей. Установка может одновременно поражать до шестнадцати целей на расстоянии до четырехсот километров. В настоящее время это одна из самых совершенных ПВО в мире.



В целом можно сказать, что фрегат по вооружению на несколько шагов опережает имеющиеся в составе флота корабли, что одновременно и хорошо и плохо. Хорошо, что Россия может создавать совершенные военные корабли, а плохо, что строительство и реализация подобных проектов занимает так много времени. Как ни крути - один в поле не воин. «Адмиралу Горшкову» требуется еще несколько «систершипов», чтобы окончательно заткнуть «дыры» в российском сегменте многоцелевого флота.
Похожие статьи
 
Категории