Евгений евтушенко дать анализ его поэзии. Биография Евтушенко Е А (Литература XX века)

28.01.2024

ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым ), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Относится к эстрадным поэтам(гражданственная поэзия)

Реализм некрасовского типа - аналитика, декларация гражданской позиции.

Дидактичность. Некоторые сопоставляют с Пастернаком, но они несопоставимы.

Лирический герой

Образ самого лирического героя в поэзии «шестидесятников» давался в подчеркнуто обыденном воплощении («В пальто незимнем, в кепчонке рыжей», «Я шатаюсь в толкучке столичной»), его биография была очень узнаваема: «Откуда родом я? Я с не­кой / сибирской станции Зима»; «войны дитё», что запомнило на всю жизнь эвакуацию, «сорок трудный год», голодные очереди за хлебной пайкой, что «мальчишкой паромы тянул, как боль­шой». Но присутствовал здесь и совершенно новый, острейший драматизм - он, воспитанный с младенчества в том утопически-оптимистическом духе, который не допускал сомнений в правиль­ности пути, по которому идет страна, переживал мучительный процесс освобождения от неправды, от «газированного восторга». Однако правду о времени они открывали через постижение правды о человеке в собственно лирическом преломлении, а именно через открытие драматизма внутренней, душевной жизни своего лирического героя. Отношения с любимыми, размолвки с друзьями, случайные обиды - все это выговаривается лирическим героем.

В первую очередь он подвергает взыскательному анализу самого себя. И оказывается, что жизнь его души очень нелегка прежде всего потому, что он не в ладах с самим собою. Читаем в одном из ранних стихотворений Евтушенко: « Я что-то часто замечаю , / к чьему-то, видно, торжеству, / что я рассыпанно мечтаю, / что я растрепанно живу». Этот же мотив «неупоения собой» звучит и позже - в стихотворениях « Со мною вот что происходит », « Всегда найдется женская рука » и др. Подобное самобичевание героя тоже было непривычно для лирики соцреалистического толка.

В самом акте исповедования герой Евтушенко испытывает особую радость - облегчение откро­венностью, возможность излить свою душу перед Другим. И вот здесь существенна следующая принципиальная особенность евтушенковской исповедальности: его герой требует внимания к своей душевной жизни, он жаждет чуткости к себе, он взыскует отклика от Других.

Тревожьтесь обо мне

пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

когда мне одиноко...

В усердии пустом

на мелком не ловите.

За все мое «потом»

мое «сейчас» любите.

Таким парадоксальным и даже шокирующим, но в высшей степени адекватным лирическому сознанию способом Евтушенко утверждает самоценность любого человека и требует чуткости, отзывчивости к его душевной жизни. Сам «Жаден до людей», «люблей неинтересных в мире нет». Это те самые простые советские люди, к повседневной жизни которых обратилось искусство в пору «оттепели». Герой Евтушенко сострадает им и - любуется ими: каж­дый из них самоценен, и в каждом из них - Россия. Это двуединство образов «простых людей» и России своеобразно озвучено стихом: простенькие ритмы, ломкая рифма и - песенная мелоди­ка, щемящая интонация (лучшее стихотворение из этого ряда -« Идут белые снеги »).

Евтушенко несравнимо расширил диапазон гражданского переживания. В его стихах читатель без труда уловит нервную рефлексию на практически все сколько-нибудь значительные события в стране и мире, имевшие место быть в 1950-1990-е годы. А некоторые его стихотворения стано­вились значительными фактами общественной жизни, вызывая бурную реакцию представителей всего политического спектра. Такова была судьба стихотворений «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Танки идут по Праге» (написано 23 августа 1968 года, на третий день после события).

Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего , 1952; Третий снег , 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость.

Сборники : Шоссе энтузиастов ; Обещание ; Яблоко ; Взмах руки , Нежность ; Идут белые снеги ; Интимная лирика ; Утренний народ ; Граждане, послушайте меня .

Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества.

Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие , Лучшим из поколения ; Наследники Сталина ), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма».

В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба ) и мирового коммунистического движения.

Свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России. поэмы Станция «Зима »; Ивановские ситцы »; Северная надбавка .

«Особый пласт – протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками: выступления в защиту «диссидентов» – А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича и др., возмущение преследованиями творческого «инакомыслия».

Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей...»). постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио , 1974), решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида , 1967; Под кожей статуи Свободы , 1970).

Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными («Поэт в России – больше, чем поэт...», «Несчастье иностранным быть не может» ).

Один из провозвестников и трибунов «перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями (Притерпелость , призывающая к освобождению от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора , Страх гласности , Так дальше жить нельзя ) .

Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, в т.ч. популярных песен Хотят ли русские войны , Вальс о вальсе , Бежит река, в тумане тает... Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов , 1959, и др.).

Ранее стихотворение - "Велосипед" – хорошее, там радость молодости, желание жить на полной скорости и выражать жизнь в стихах.

Хорошее стихотворение "Окно выходит в белые деревья" . Стихотворение о смерти - среди белых деревьев его не различить. Не разжевал главную идею. Здесь есть подлинная мелодия. Трагедия человека, от которого ушла жена.

«Граждане, послушайте меня» - хороший лейтмотив, песенность. Страх невысказанного слова.

«Братская ГЭС» , поэма. Хорошие стилизации под других поэтов. Вступление «Молитва перед поэмой».

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...

Нахватанность пророчеств не сулит...

Но дух России надо мной витает

и дерзновенно пробовать велит.

Не додумывает художественную мысль.

"Эстрада" - не самое плохое стихотворение. Опасение, что в эстрадном творчестве он потеряет индивидуальность. Автор не является лирическим героем - слишком однозначность, поверхностность.

Проклятие мое, души моей растрата - эстрада.

Какой я Северянин, дураки!

Слабы, конечно, были мои кости,

но на лице моем сквозь желваки

прорезывался грозно Маяковский.

И, золотая вся от удальства,

дыша пшеничной ширью полевою,

Есенина шальная голова

Непревзойденный мастер афоризма, обладатель яркого, подчеркнуто индивидуального литературного стиля, Евгений Александрович Евтушенко навсегда останется в нашей памяти как символ и воплощение светлого идеализма эпохи «шестидесятников».

Стремление к совершенству было неотъемлемой чертой его характера и творчества:

«Сами себе велите

Славу свою добыть.

Стыдно не быть великими.

Каждый им должен быть»

В свои двадцать Евтушенко уже был членом Союза писателей СССР, однако первые литературные опыты казались молодому поэту недостаточно зрелыми. Подлинным дебютом его таланта станут, по собственному признанию, более поздние произведения - «Шоссе энтузиастов», «Обещание» и «Станция Зима», в которых Евтушенко в полной мере ощутит себя частью нового, рождающего на глазах литературного поколения.

На протяжении 1960-х Евгений Евтушенко вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и своей первой женой - Беллой Ахмадулиной неоднократно декламировал свои стихи на многолюдных поэтических вечерах в Политехническом музее или выступал прямо с подножья знаменитого памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади. Его броские художественные акции, а затем и прямые выступления в поддержку советских диссидентов - Бродского, Солженицына и Даниэля - сформировали запомнившийся многим образ поэта-идеалиста, непримиримого борца за свободу.

В 1962 году на всю страну прозвучало резонансное стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина», приуроченное к выносу тела диктатора из Мавзолея:

«Нет, Сталин не умер.

Считает он смерть поправимостью.

Мы вынесли из мавзолея его.

Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

Вскоре из-под его хлесткого пера канонадой прогремят новые, поразительно точные и емкие стихотворения - «Бабий яр», «Письмо Есенину» и, наконец, знаменитое «Танки идут по Праге»:

«Танки идут по соблазнам

жить не во власти штампов.

Танки идут по солдатам,

сидящим внутри этих танков»

«Мы не были врагами Советской власти. Нас хотели сделать врагами своей страны, но не получилось» - позднее скажет Евтушенко об этом периоде своего творчества.

В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его талант получил широкое признание во всем мире. В разные годы с Евгением Евтушенко общались и дружили американский политик Роберт Кеннеди, президент Чили Сальвадор Альенде, лидер кубинской революции Фидель Кастро.

Евгений Александрович Евтушенко скончался в минувшую субботу на 85-м году жизни. Российское историческое общество с глубоким прискорбием встретило известие о смерти поэта и выражает самые искренние соболезнования родным, близким и друзьям покойного.

Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

Текст: Владимир Беклямишев

"В творчестве поэтов "военного поколения" можно наблюдать некоторые особенности поэтических поисков послевоенного времени - это, прежде всего страстное утверждение красоты завоеванного мира и готовность к новым испытаниям" .

Среди поэтов, вступивших в литературу в годы войны и первые послевоенные годы, уже к концу 50-х годов завоевали широкую известность В. Федоров, В. Солоухин, С. Орлов, М. Дудин, Ю. Друнина и другие.

В 50-80-е годы в литературу вошло несколько поколений молодых поэтов. Они начинали свой путь по-разному, одни - шумно и энергично, другие - спокойно, несуетно. Среди них в 60-е годы приобрели известность такие поэты, как В. Соколов, В. Цыбин, Р. Рождественский, Р. Казакова, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и поэты 70-х годов, которые внесли в поэзию новые темы и новые поэтические краски.

"В 60-е годы поиски молодой поэзии протекали как бы в двух, довольно резко отличающихся направлениях. Одни поэты продолжали традиции русской классики (включая советскую), другие - резко, остро полемично заявляли о своем новаторстве. Наиболее типичными представителями первой "линии" можно считать В. Соколова и Н. Рубцова, второй - Е. Евтушенко и Р. Рождественского. Первая тяготела к лирике, вторая к публицистике" .

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима Иркутской области. Окончил среднюю школу. До восьми лет жил в Москве, в годы войны - снова в Сибири. Здесь малая Родина поэта, к ней нередко он обращается в своем творчестве.

Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи и, как казалось, Евгению Александровичу "талантливые:

Отстреливаясь от тоски,

Я убежать хотел куда-то,

Но звезды слишком высоки,

И высока за звезды плата…

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчеркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно нравившимся ему…

В военные годы на станции Зима я был представлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински.

Человеком любящим и народные песни, и стихи современных поэтов оказался и мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского….

"…я благодарен отцу за то, что он привил мне с детства любовь к книгам, а матери - за то, что она привила мне любовь к земле и труду. Наверно, до конца моей жизни я буду ощущать себя полуинтеллигентом-полукрестьянином".

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…" Симонова…- все это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа…

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района.

Однажды к нам приехали в гости поэты-студенты Литинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которого некоторые более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступления в Доме пионеров Винокуров. Я ему сразу стал читать: "Мы ржавые листья на ржавых дубах…" Левая бровь юного мэтра удивленно полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную тогда разницу в возрасте и опыте.…В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни" .

Евтушенко начал печататься в шестнадцать лет в 1949 году, с 1951 по 1954 годы учился в московском Литературном институте имени Горького. Во время учебы он познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние. Первый сборник поэта "Разведчики грядущего", вышедший в 1952 году, был ученическим. Он не сыграл заметной роли в его творчестве, хотя девятнадцатилетний поэт продемонстрировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Материал для него дала работа автора в "изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем чувствуется стремление передать повседневный героизм труда советских людей ("Геологи", "Обыкновенный подвиг"). И несмотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторически декларативный тон" . Тогда Евтушенко учился форме у Маяковского и его последователей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. "Лирический герой этой книги еще не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2-3 года. Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением" .

"Но уже в следующих книгах ("Третий снег", 1955; "Шоссе энтузиастов", 1956) лирический голос поэта звучит увереннее. Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и конфликты, волнующие людей, автор находит им талантливое воплощение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика: здесь и воспоминания о военных годах ("Родина", "Свадьбы"), и рассказ о делах современников ("В Кулундинской степи"), и раздумья о юношеской любви ("Море"). Поэт спешил высказаться о самом важном в жизни, он стремился глубже осмыслить историю ("История не только войны…"), писал на моральные темы ("У трусов малые возможности", "Рыцари инерции") .

В 60-м году Евтушенко побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде африканских государств. Кроме этого были и поездки на Кубу, во Вьетнам, Испанию, Америку, Чили, а стихи о этих странах с полным правом входят в сборники его избранных произведений.

Творчество поэта привлекает внимание композиторов, произведения Евгения Александровича Евтушенко переведены на многие иностранные языки. Дело здесь заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном неподдельном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он не только поэт, но и публицист, прозаик, критик, киноактер, кинорежиссер, фотохудожник. Именно Евтушенко принадлежат слова: "Поэт в России больше, чем поэт" .


Евтушенко Евгений Александрович

Годы жизни: родился в 1933 году.

Маленький Евгений, будущий поэт, родился в семье, где оба родителя были геологами, на станции, под странным названием - Зима, что находится в Иркутской области 1933 года в июле месяце 18 числа. Чуть позже, мать писателя стала певицей. Рос Евтушенко в городе Москва, и с 49 года стал печатать стихи.

В период с 51-ого по 57-ой год он учился в Литературном институте имени Максима Горького, из которого его исключили за то, что он поддержал роман «не хлебом единым» Дудинцева Владимира Дмитриевича. В 52-году Евтушенко стал членом Союза писателей СССР, где был самым молодым из всех поэтов и писателей. Свою творческую стезю он начал с того, что решил подразить пафосно – политизированную поэзию Владимира Маяковского:

Сборник «Разведчики грядущего», напечатанный в 1952 году;

И сборник, напечатанный в 1955 году, который назывался «Третий снег».

Немного позже Евгений Александрович свой собственный стиль молодого поэта, который до сих пор отличается неподражаемой оригинальностью.

Его стиль включает в себя и ораторскую публицистику, и органическую бытовую лексику, и лиризм, и патетику. Не говоря уже о том, что его творения носили в себе сюжетность, медитацию, ритмическую гибкость. Евтушенко владел высоким мастерством версификатора, он также уверенно себя чувствовал в любом стихотворном «поле», начиная от велибра и заканчивая ямбом.

Глубокие размышления поэта о вечном, его острую злободневность, пафос гражданственности и интимную камерность можно наблюдать в его сборниках:

56-ой год, «Шоссе энтузиастов»;

- «Обещание», 1957 год;

- «Яблоко», 1960 год;

В 62-ом году, вышел в свет сборник «Взмах руки»;

В этом же году, тоже в 62-ом выходит ещё один сборник под названием - «Нежность»;

66-ой год, «Катер связи»;

1972-ой год, «Дорога номер один»;

Тот же год, сборник - «Поющая дамба»;

- «Интимная лирика», 1973 год;

75-ый год, «Отцовский слух»;

- «Утренний народ», 1978 год;

В 82-ом году, «Две пары лыж »;

И уже в 1989 году, вышел с печати сборник - «Граждане, послушайте меня».

Евгений Александрович Евтушенко – поэт великой России, широко известный во всём мире.

Его творения до сих пор печатаются и переводятся более чем на 70 языков мира. Евтушенко является почётным членом Американской академии искусств. Он так же является действительным членом Европейской академии искусств и наук. Не говоря уже о том, что хоть вокруг его имени и не умолкают споры, а всё – равно он претендует на право быть первым выразителем умонастроений своей эпохи, своего народа. Евгений Александрович с успехом выступал и как чтец стихов собственного сочинения, стихов Маяковского, Блока, Гумилёва.

Наверное, мало кто знает, что Евтушенко пробовал себя и как актёр, режиссёр и сценарист. К примеру, в кинофильме «Взлёт» С. Кулиша, в 1979 году Евтушенко сыграл главную роль, самого К. Циолковского. Он также сыграл в кинофильмах:

- «Детский сад» в 1983 году;

- «Похороны Сталина» в 1990 году.

И, кстати, в обоих лентах, Евтушенко не только актёр главных, он же и режиссёр, и и сценарист.

И на этом его увлечения не заканчиваются! Евтушенко пробовал себя в роли фотохудожника, о чём говорит его персональная выставка, которая называлась – «Невидимые нити».

Он является сопредседателем, наряду с такими общественными деятелями, как А. Адамович, А, Сахаров, Ю. Афанасьев, первого массового движения демократов России – общества «Мемориал».

Евгений Александрович Евтушенко – является народным депутатом СССР последнего созыва.

Подборка материала к проведению классного часа «Людей неинтересных в мире нет…», посвящённого памяти Евгения Александровича Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.

У каждого-свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Анализ стихотворения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому (1908–1979), известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал должность ответственного редактора в знаменитом литературно-художественном журнале «Юность». В своих воспоминаниях Евтушенко отмечал, что Преображенский благоговейно любил стихи. Именно за счет его стараний в печать вышла знаменитая поэма Евгения Александровича «Братская ГЭС» (1965).

«Людей неинтересных в мире нет…» - образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть, смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями дальних планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами себя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих - машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, - «не люди умирают, а миры».

Основные средства художественной выразительности в стихотворении - риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях.

Например:
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Стихотворение написано простым языком - в нем нет мудреных слов, сложносочиненных метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников, да и сейчас она не потеряла актуальности.

Не надо говорить неправду детям,

не надо их в неправде убеждать,

не надо уверять их, что на свете

лишь тишь да гладь да божья благодать.

Не надо по желанью своему

морочить их несбыточными снами.

Учить не надо верить их тому,

чему уже давно не верим сами.

Солгавший детям детство обезлюдит,

подсунет им бесчестье, словно честь.

Пусть видят же не только то, что будет,

пусть видят, ясно видят то, что есть.

Сладинка лжи - отрава в манной каше.

Писк лживый не прощайте у кутят,

и нас потом воспитанники наши

за то, что мы прощали, - не простят.

Бабушки

Простим отцов усталую небрежность
и матерей припадочную нежность -
их просто не хватает на детей.
Россия наша держится на бабушках,
и вся Россия в бабушках, как в башенках
невыветренной совести своей.

О них обыкновенно не заботятся,
и всё-таки они всегда в цене,
поскольку не бывает безработицы
у бабушек в таинственной стране.

С глазами всепрощающе печальными
они в домах ютятся по углам
машинами стиральными, качальными,
машинами, что плачут по ночам.

К любой из них во сне приходит девочка,
которая когда-то на заре
скакала, как ненайденная денежка,
ни на орле, ни решке - на ребре.

Но девочку - её легонько сдунули,
как голоногий тоненький обман,
и денежку с усмешкой в старость сунули,
как будто в полный крошками карман.

И бабушки, стирая или стряпая,
когда тоска по детству их берёт,
впадают в детство, словно реки странные,
которые текут наоборот.

Под их очками скрыты грады Китежи,
а взглянешь под особенным углом -
качается на пальце, как на витязе,
напёрсток, будто крошечный шелом.

Жесток наш век, своих детей не балующий.
Мы в мягкости и то порой грубы
но по земле, на счастье, ходят бабушки
так мягко, словно ходят по грибы.

Всемирных неразумностей свидетели,
они среди пелёнок и посуд,
как разума тишайшие светильники,
свои седые головы несут.

И - вечные Арины Родионовны -
с колясками по скверам семеня,
курносые надежды нашей Родины
они толкают впереди себя.

Быть бабушкой - нелёгкая профессия.
Им грустно - впереди небытие,
но у России зубы вновь прорезываются
в руках у грустных бабушек её.
1968

«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

«Хотят ли русские войны?…» Евгений Евтушенко

М. Бернесу

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

Анализ стихотворения Евтушенко «Хотят ли русские войны?…»

У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. Это подтверждается многими историческими фактами, ведь с момента основания Руси племена, ее населяющие, только и делали, что оборонялись от внешних врагов. Угроза вторжения на территорию России существует и по сей день, хотя все мы живем в цивилизованном мире. Существовала она и в 1961 году, в разгар «холодной войны» между СССР и США, когда Евгением Евтушенко было написано знаменитое стихотворение «Хотят ли русские войны?».

Задумка создать произведение, пронизанное духом пацифизма, родилась у поэта во время зарубежной командировки, когда Евтушенко смог на личном опыте убедиться, что русских людей за границей считают агрессорами и разжигателями вооруженных конфликтов. Поэтому автор предлагает за ответом на вопрос о том, хотят ли русские войны, обратиться к ним самим. «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат. И вам ответят их сыны, хотят ли русские войны», - отмечает поэт. Он подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля, которая по сей день является предметом дележа. «Не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою», - заявляет автор. С начала Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы человеческих жизней, прошло всего 20 лет, и воспоминания об этих трагический событиях еще свежи в памяти людей. Поэтому Евтушенко убежден, что «и докер, и рыбак», «и рабочий, и батрак» будут единодушны во мнении, что война – это зло, которое следует обходить стороной.

Следует отметить, что это стихотворение изначально задумывалось, как песня, музыку к которой написал Эдуард Колмановский. Однако данное произведение довольно долго находилось под запретом, так как по своему содержанию шло вразрез с линией партии. Советские чиновники посчитали, что само произведение лишено патриотизма и не способствует укреплению боевого духа солдат. Лишь в середине 60-х годов, когда Советский Союз открыто заявил о том, что берет курс на мирную внешнюю политику, песня не только вошла в репертуар ряда эстрадных исполнителей, но и была переведена на многие языки мира, записана на пластинки и представлена на международном конгрессе, посвященном разоружению и отказу от использования ядерного оружия.

Похожие статьи