Методическая деятельность педагога. Методическая работа Два направления научно методической работы в школе

05.03.2024

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

· мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

· изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

2. Информационная деятельность:

· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

· ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

· информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

3. Организационно-методическая деятельность:

· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

· организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;

· организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;

· участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;



· участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;

· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

· помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

· подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;

· организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

4. Консультационная деятельность:

· организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Формы работы методической службы образовательного учреждения

Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.

1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования :

· курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

· обучающие семинары;

· теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);



· школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

· участие в работе сетевых сообществ Интернета;

· научно-методические конференции;

· круглые столы;

· мастер-классы;

· постоянно действующие семинары;

· деловые игры;

· единые методические дни по учебным дисциплинам;

· методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

· самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

· наставничество;

· консультирование по научно-методическим вопросам;

· индивидуальная методическая помощь;

· стажировка;

· работа над личной методической темой;

· иннновационная работа;

· экспертиза результатов педагогической деятельности;

· диагностика затруднений;

· творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;

2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности :

· инновационная работа;

· работа в творческих группах;

· практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;

· фестивали (например, педагогических технологий);

· открытые уроки;

· мастер-классы;

· творческие отчёты;

· конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

· печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.

3. Формы информационно-методической работы :

· изучение информационных запросов педагогических кадров;

· формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

· обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

· создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;

· размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;

· освещение деятельности педагогов в СМИ и др.

По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы можно отнести:

· семинары;

· практикумы;

· научно-практические конференции;

· школьные методические объединения (МО);

· кафедры;

· школы передового опыта;

· временные творческие учителей;

· школьные методические кабинеты.

К индивидуальным формам работы относятся:

· индивидуальные консультации;

· наставничество;

· стажировка;

· работа над личной методической (творческой) темой;

· индивидуальное самообразование.

Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.

Методические объединения

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций - чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

Педагогические семинары

Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.

Изначально семинар - это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность - отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.

С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы - круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.

Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.

Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с учеными, представителями НИИ, педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.

Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.

Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.

При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы научно-методической работы:

1. Тематические педагогические советы.

2. Научно-методические советы.

3. Методическая работа на кафедрах.

4. Работа учителей над темами самообразования.

5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.

6. Взаимоотношение и анализ уроков.

7. Работа психолого-педагогического семинара.

8. Диагностическая лаборатория кафедр.

9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

11. Аттестация.

12. Внеклассная работа на кафедрах.

Методические формы повышения квалификации

Таблица 3. Методические формы повышения квалификации

Индивидуальные Групповые Фронтальные
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары –Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно- деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы –Психолого-педагогический практикум – Школа молодого специалиста – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение уроков – Творческие мастерские – Педсовет –НМС, КЭС –Психолого-педагогические семинары – «Круглый стол» – Теоретические, методические и практические конференции


С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:

1.Общешкольные :

Единые методические темы;

Психолого-педагогические семинары;

Практикумы;

Научно-практические конференции и педагогические чтения;

Читательские и зрительские конференции;

Методические выставки;

Стенгазеты.

2.Групповые :

Методические объединения;

Творческие микрогруппы учителей;

Школы передового опыта;

Взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.

3.Индивидуальные :

Стажировка;

Индивидуальные консультации;

Собеседования;

Наставничество;

Работа над личной творческой темой;

Самообразование.

РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция - взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.

МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:

а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;

б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее

коллегами.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:

Методических выставок;

Бюллетеней;

Стенгазет;

Оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)

ПЛАНИРОВАНИЕ

Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадрами". Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.

Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.

Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся:

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

Формы коллективной методической работы:

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.

Интернет-сайт: http://old.iro.yar.ru/conferences/metod/kuricina.html

Вопросы и задания

1. Заполните таблицу «Основные направления научно – методической работы»:

2. Подготовьте сообщение на тему: «Формы повышения квалификации».

3. Подготовьте сообщение по вопросам содержания и форм организации методической работы в школе

Инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия преподавателей в масштабе учебного заведения, кафедры, цикла;

Контрольные посещения занятий преподавателей руководите­лями учебного заведения, кафедр, циклов, предметных методических комиссий и профессорами;

Взаимные посещения занятий преподавателями кафедры, цик­ла по однопрофильным дисциплинам;

Написание методических и учебных пособий, разработок, ре­комендаций и других материалов по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы.

Методическая работа на кафедре, цикле

Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза, а цикл - основным педагогическим коллективом, призванным решать учебно-воспитательные задачи в образо­вательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Они же выступают и центрами методической работы. Основными задачами методической работы на кафедрах и циклах являются:

Поиск путей повышения научного, теоретического, профессио­нального и методического уровня проведения занятий;

Выбор и использование в педагогическом процессе целевых форм, эффективных методов, рациональных приемов и средств обу­чения;

Интенсификация образовательного процесса за счет использо­вания различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним;

Повышение профессионального и педагогического уровня пре­подавателей, их методического мастерства;

Разработка учебно-методических материалов к различным ви­дам занятий;

Совершенствование системы педагогического контроля за дея­тельностью преподавателей, проверки и оценки знаний, навыков и умений обучающихся;

Повышение качества аудиторной и внеаудиторной самостоя­тельной работы слушателей, курсантов и студентов;

Обобщение и распространение передового опыта методической работы преподавателей кафедр, циклов;

Внедрение в педагогический процесс отечественного и миро­вого педагогического опыта.

Методическая работа организуется как в масштабе кафедры (цикла), так и в специально создаваемых предметных методических

секциях (комиссиях). Важной задачей их выступает разработка ча­стных методик преподаваемых учебных дисциплин. Она является ос­новным организационно-содержательным документом кафедры (цикла), в котором представлена методика проведения различных видов занятий по каждой учебной дисциплине (курсу). В структу­ре этого методического документа выделяют две части: теоре­тическую и прикладную.

Теоретическая часть - частной методики состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свое содержание.

Раздел I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины (предмет изучения дисциплины, научные и теоретические основы ее препода­вания, роль профессиональной дисциплины в формировании специа­листов юридической профессии; взаимосвязь учебной дисциплины с другими смежными предметами учебного плана; образовательные цели изучения дисциплины).



Раздел И. Программное содержание дисциплины и структура учебно-воспитательного процесса по дисциплине. В разделе должны быть представлены:

Принципы формирования учебной программы по предмету: на­учность и системность, единство теории и практики, историзм науки и дисциплины, связь предмета с другими дисциплинами учебного плана;

Технологические компоненты учебно-воспитательного процесса в структуре дисциплины (см. § 8.4);

Система контроля усвоения учебного материала по темам и дис­циплине в целом: текущий, рубежный, итоговый (тесты, контрольные вопросы, задачи, билеты).

Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по ви­дам занятий, предусмотренных тематическим планом:

Подготовка и чтение курса лекций (проведения уроков) по темам;

Подготовка и проведение различных видов семинарских заня­тий, коллоквиумов и конференций;

Подготовка и проведение практических занятий и профессио­нальных тренингов;

Подготовка и проведение предметных кафедральных (цикло­вых) игр и межкафедральных учений;

Подготовка и написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

Организация различных видов самоподготовки и методов са­мостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине.

Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направ­лениям:

Совершенствование форм и методов обучения на основе мо­дульного построения тем и применения «метода погружения» при их изучении;

Особенности применения специфических форм обучения в про­цессе преподавания учебной дисциплины: экскурсий, консультаций и собеседований (индивидуальных и групповых);

Совершенствование системы контроля как за деятельностью преподавателей, так и за успеваемостью обучающихся на основе при­менения рейтинговых технологий;

Повышение роли практики и стажировки обучающихся в прак­тических органах и организациях;

Другие направления.

Прикладную часть частной методики преподавания дисциплины составляют кафедральные (цикловые) документы и учебно-методи­ческие материалы.

К основным кафедральным (цикловым) документам относятся:

Учебная программа по дисциплине;

Структурно-логическая схема изучения дисциплины в сово­купности с другими предметами;

Предметная квалификационная характеристика;

Тематический план дисциплины;

Рабочая учебная программа, уточняющая содержание и мето­дику преподавания каждой темы учебной дисциплины на очередной учебный год;

Кафедральные (цикловые) учебники и учебные пособия по про­грамме дисциплины;

Фондовые лекции по темам учебной дисциплины;

Программы по проведению учебной (педагогической) практи­ки и стажировки;

Кафедральные (цикловые) журналы, планы, графики, преду­смотренные Инструкциями по организации учебного процесса в об­разовательных учреждениях различных уровней;

Инструкции по описанию различных технических средств ото­бражения и передачи учебной информации и методические рекомен­дации преподавателям по их применению на занятиях;

Выписки из федеральных Законов и нормативных актов в об­ласти образования;

Копии ведомственных руководящих документов в области образования;

Кафедральная (цикловая) библиотека литературы по предмету, изданной централизованно и подготовленной преподавателями ка­федры (цикла);

Индивидуальные планы работы преподавателей на... учебный год. К учебно-методическим материалам, разработанным преподава­телями кафедр (циклов), относятся:

Планы семинаров и методические указания обучающимся;

Задания на практические занятия (самостоятельную работу под руководством преподавателя) и методические указания студентам, курсантам и слушателям;

Планы подготовки различных видов занятий и методические рекомендации преподавателям по их проведению;

Методические разработки для подготовки и проведения с обу­чающимися профессиональных тренингов, игр и учений;

Общие методические рекомендации обучающимся по само­стоятельному изучению профессиональной дисциплины, выполне­нию различного рода практических (контрольных) работ, написа­нию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

Тестовые задания для проведения зачетов или экзаменов по учебной дисциплине (курсу);

В этом параграфе вы получите ответы на следующие вопросы:

· что в ходит в понятие «методическая деятельность»?

· из чего состоит методическая деятельность воспитателя?

· что такое «методическая служба» ДОУ?

· какие функции у методической службы ДОУи какие задачи она призвана решать?

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:

Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.

В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.

Методическая служба ДОУ – подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.

Цель методической службы:

· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· осуществлять непрерывное образование педагогов;

· развивать их творческий потенциал.

Основные задачи методической службы:

· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;

· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;

· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

· определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· проводить педагогический мониторинг.

Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь - со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса - содействовать его обновлению.

Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.

Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.

Мотивами для самообразования могут быть следующие:

· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;

· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

Источники, используемые в процессе самообразования:

· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;

· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;

· курсы, семинары и конференции;

· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;

· проведение исследовательской, поисковой деятельности;

· участие в олимпиадах, проектах;

· изучение информационно-компьютерных технологий;

· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.

В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.

Это могут быть:

· подготовка статей, докладов, сценариев;

· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.

· разработка новых организационных форм, методов работы;

· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;

· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

· создание банка данных игр, загадок, стихов;

· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;

· проект личной методической веб-страницы;

· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.

Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

· наличие и выполнение плана самообразования;

· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;

· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;

· участие в работе методических объединений, педагогического совета;

· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

· рецензирование методических разработок;

· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

· подготовка воспитанников к конкурсам;

· руководство кружком;

· курсовая подготовка, стажировка;

· участие в региональных, всероссийских, международных программах.

Система организации методической работы
как фактор повышения качества образования

Методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. В Российской педагогической энциклопедии (1993г.) М. М. Поташник дает такое определение: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели её - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов» .

В условиях модернизации российского образования роль методической работы постоянно возрастает, т.к. особенно актуальной становится проблема использования новых педагогических технологий, приемови форм обучения и воспитания. Правильное определение целей и задач методической службы обеспечивает выбор оптимального содержания и форм организации работы с педагогическим коллективом.

Основные направления методическойработы в школе

· Организация и координация работы членов научно-методических объединений по проблемам образовательной деятельности школы, повышения уровняквалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.

· Обеспечение условий непрерывного профессионального мастерства учителя.

· Оказание помощи учителям в работе по самообразованию.

· Информационное обеспечение образовательного процесса .

· Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и анализ их деятельности в научно-исследовательской и поисковой работе.

· Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед учебным заведением.

Формы методической работы

1. Педагогический совет

Одной из распространённых форм методической работыявляется педагогический совет. На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания, заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты. В подготовке педагогических советов участвуют все методические объединения, психолого-педагогическая служба. Формы проведения педагогических советов самые разнообразные. Наряду с традиционными, используются такие активные формы, как работа в творческих группах, деловая игра, диалоговое общение, анализ, обсуждение результатов анкетирования, дискуссия.

2.Методический совет

Ведущая роль в управлении методической работой в школе принадлежит методическому совету. Методический совет – совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Работа Совета осуществляется на основе годового плана.

Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Определяет вопросы для рассмотрения на методических объединениях, совещаниях, разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов в школе.

3.Предметное методическое объединение учителей

а) повышение уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний;
б)внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;

в)обсуждение наиболее трудных разделов и тем новых программ и учебников;
г)оценка результатов работы по ним;
д) разработка и апробирование обучающих и контролирующих компьютерныхпрограмм, оценка их эффективности и результативности;
е) подготовка тематики и видов творческих, контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ.

Работа методического объединения осуществляется по плану.

Особое внимание в работе МО и администрация школы уделяет совершенствованию форм и методов организации урока.

Необходимо отметить, что система работы МО развивается от использования традиционных форм и направлений к таким формам работы, которые позволяют учителю работать, внедряя новые технологии обучения. В учебно-воспитательном процессе целенаправленно моделируются и апробируются гуманно-личностные педагогические технологии, направленные на саморазвитие личности, на изменение позиции ученика в учебно-воспитательном процессе (из объекта в субъект обучения): проблемное обучение, разноуровневое обучение, групповые формы работы, проектные методы работы, игровые методы обучения, здоровьесберегающие технологии.

Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач обучения и воспитания.

4.Проблемные теоретико-практические семинары

Сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность учителей. Содержанием работы проблемных семинаров могут стать современные педагогические теории. Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги.

5. Творческие группы

Педагоги школы творческие, ищущие личности. С целью более глубокого изучения вопросов обучения и воспитания в школе создаются проблемные (творческие) группы, которые образуются по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей. Работа начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленников, с определения плана, разработки возникшей идеи. Пополнив свои знания, обогатившись новыми данными по интересующему направлению, члены группы обмениваются полученными сведениями. Теоретические рекомендации проверяются на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Творческие группы учителей изучают, разрабатывают и обобщают материалы по заявленной тематике и находят оптимальные пути развития изучаемой темы. При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе школы.

Направлени е работы

Количество участников

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.

6.Педагогическое самообразование учителя

С введением нового образовательного стандарта (ФГОС), реализацией образовательной политики «Наша новая школа» педагоги должны стать самыми активными субъектами процесса самосовершенствования. От того, как будет идти процесс активизации и интенсификации обучения, внедрение новейших технологий, методов обучениязависитуспехобразовательной деятельности школы, в которой и учителя, и ученики будут успешны. Самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, владение основами научной организации педагогического опыта проецируется в сферу педагогической деятельности по самообразованию.

Тематика планов по самообразованию,

педагогов МКОУ Берёзовская СОШ.

Педагог

Тема самообразования

1

Информационные технологии

2

Козлова Е.А.

Никитина Т.Н.

Совершенствование педагогического мастерства через изучение нормативного и методического обеспечения условий перехода российского образования на ФГОС

4

Лебедев Е.В.

Введение ФГОС начального и основного общего образования в условиях сельской малокомплектной школы.

5

Матюкова Н.Н.

Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания.

6

Семененко С.Н.

Совершенствование профессионального мастерства в условиях подготовки перехода на ФГОС.

7

Семененко А.М.

Использование элементов системно – деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях.

8

Войщева В.Н.

Проблемно – поисковый метод на уроках географии.

9

Кнац А.В.

Проектная деятельность, как средство формирования УУД.

10

Горшков Д.С.

Изучение ФГОС начального и основного общего образования.

11

Патина Н.И.

Изучение системно – деятельностного подхода и его применение на уроках технологии.

12

Самодурова Г.Л.

Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.

13

Пронина Н.Ф.

Системно – деятельностный подход на уроках английского языка

14

Лахмакова Э.А.

Изучение ФГОС начального общего образования.

15

Шамина Т.А.

Развитие критического мышления на уроках ОБЖ.

Важным направлением работы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории.

Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно измерять и развивать свою профессиональную деятельность. Перечисленные качества представляют новый уровень профессионализма педагога, которые можно развивать при создании и реализации профессиональных конкурсов.

7. Методическаянеделя в школе

Проводится для всех педагогических работников школы один раз в год.В рамках проведения методической недели выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.

Основные мероприятия:

· проведение открытых уроков, их развернутый анализ и обсуждение;

· педагогические чтения по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;

· подведение итогов методической недели в форме заседания круглого стола, пресс-конференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над методическими темами, выступлениями администрации школы с общей оценкой и анализом проведения методической недели.

Достижения и результаты научно – методической службы

«Век живи - век учись». В этой пословице заключена народная мудростьо необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

С введением нового образовательного стандарта (ФГОС), реализацией образовательной политики «Наша новая школа» педагоги должны стать самыми активными субъектами процесса самосовершенствования. От того, как будет идти процесс активизации и интенсификации обучения, внедрение новейших технологий, методов обучениязависитуспехобразовательной деятельности школы, в которой и учителя, и ученики будут успешны. В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции - это четкая организация методической и исследовательской работы в школе.

Критерии результативности методической работы школы

1. Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.

2. Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.

3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

4. Овладение современными методами обучения и воспитания.

5. Положительная динамика качества образования.

6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.

7. Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

8. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.

9. Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.


Российская педагогическая энциклопедия. гл. ред. Давыдов В. В. - Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 608 с. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.

Похожие статьи
 
Категории