Научные достижения белорусских ученых в 21 веке. Достижения беларуси за годы независимости

30.01.2024

Становление белорусской науки было начато в 20-е годы XX века. Хотя отдельные научные изыскания велись на территории Беларуси и до этого времени, в частности в Гори-Горицкой сельскохозяйственной школе и т. д. В условиях военной интервенции, разрухи правительством республики был принят ряд мер по ликвидации неграмотности, открытию ВУЗов, а также созданию научных центров. Важным моментом в научной жизни БССР стало открытие Белорусского государственного университета, которому было передано ряд библиотечных фондов Академии наук. Археологической комиссии, Центральной книжной палаты, Московского, Петербургского и других университетов. Однако для развития производительных сил республики необходимо было создание специализированных научных учреждений. Жизнь требовала значительных функциональных разработок, направленных на преодоление технико-экономического отставания и решения региональных проблем БССР. 30 января 1922 года был основан Институт белорусской культуры, председателем которого стал С. Некрашевич. Научно-исследовательская работа в Инбелкульте проводилась по гуманитарному направлению и естествознанию. В состав гуманитарной секции входили словарная, терминологическая, литературная, этнографическая и другие комиссии. В секцию естествознания – геологическая, краеведческая секции. В 1926 году, согласно решению СНК БССР, Институт белорусской культуры был выделен из состава Наркомата просвещения и реорганизован в государственное научно-исследовательское учреждение при Совете Народных Комиссаров БССР В 1928 году Инбелкульт стал Академией наук БССР, которая была торжественно открыта 1 января 1929 года. Среди академиков, её основателей, были известные ученые и деятели культуры Я. Лесик, Д. Жилунович, В. Игнатовский, В. Ластовский, Я. Купала, Я. Колас и многие другие.

В 1924-1930 годы были созданы НИИ: санитарно-гигиенический, социальной гигиены, туберкулеза, гинекологии, труда, физиотерапии, геологический, Централь пая торфяная станция. Таким образом, наука от исследований в небольших лабораториях университета и высшие технических школ перешла к систематическому, хорош организованному труду в научных институтах. К началу Великой Отечественной войны на территории нашей республики действовало 62 научных учреждений: 26 НИИ 15 научных станций, 2 заповедника, 3 музея, 16 ВУЗов.

Исторической вехой в подготовке ученых и педагогических кадров в БССР стало «Положение о научных работниках высших учебных заведений и научных учреждений от 8 июня 1927 гола, которое заложило правовые основы аспирантской формы обучения. С этого времени аспирантура стала основной формой подготовки интеллектуальных сил практически по всем специальностям. В 1934 году были уста новлены 2 научные степени - кандидата и доктора наук, а также введены научные звания – ассистента, доцента, профессора в ВУЗах и младшего и старшего научных сотрудни­ков в НИИ. Постановлениями СНК СССР (20 марта 1937 г. и 26 апреля 1938 г.) регламентировался порядок публичной защиты кандидатских и докторских диссертаций. В 1934 году в БССР началась подготовка кадров высшей квалификации - докторов наук через докторантуру.

Большие потери понесла белорусская наука во время сталинских репрессий . В 30-е годы органы НКВД сфабриковали дела «контрреволюционных организаций». Неоправданно обвинили более 20 сотрудников АН БССР, в их числе были В. Ластовский, Я. Лесик, Д. Жилунович и другие. Согласно данным НКВД, на 1 июля 1938 года в ре­зультате «разгрома антисоветского подполья БССР» число осужденных составило 2570 человек, в том числе академиков и сотрудников Академии наук БССР - 25, преподавателей ВУЗов-41. Репрессии значительно ослабили кадровый потенциал ученых республики.
В послевоенный период белорусская наука была возрождена в буквальном смысле из пепла.

С начала 50-х годов в БССР были значительно расширены исследования в области физико-математических и технических наук, которые обеспечивали создание новых прогрессивных направлений промышленности, высокие темпы научно-технического прогресса. Развивались и новые направления в области гуманитарных наук. К концу 80-х годов на территории Беларуси действовало более 160 государственных научных учреждений. Основным и самым распространенным типом являлись научно-исследовательские институты с филиалами и отделениями. 32% их решали проблемы технических наук, 27% - относились к естествознанию, 17% - общественных наук, 12% - сель­скохозяйственных и ветеринарных наук, 12% - медицин­ских наук. Общая численность людей, занятых в сфере науки и научного обслуживания Беларуси, составила более 100 тысяч человек.

О динамике роста основных фондов науки свидетельствует введение в эксплуатацию научных городков Института ядерной энергетики АН БССР (г.п. Сосны), ИНСТИТ) та земледелия Министерства сельского хозяйства (i Жодино), Института онкологии и медицинской радиологии Министерства охраны здоровья Беларуси (г.п. Боровляны) и др. С 1970 года начато строительство нового академического городка, на территории которого стали действовать лабораторные корпуса институтов: физико-технического, микробиологии и др. Научные организации получали технологическое и энергетическое оборудование, электронно-вычислительные комплексы, сложную оптическую технику, уникальные приборы. Достижения ученых Беларуси по многочисленным научным направлениям получили при­знание не только в СССР, но и за его границами. В АН БССР сложились научные школы мирового уровня в языкознании, теоретической физике, физической оптике и квантовой электронике, математике, химии, геологии и др.

Распад СССР и вызнанный им разрыв хозяйственных и научных связей негативно отразился на положении пауки. Коренные изменения в государственном строительстве - становление независимой РБ - потребовали реформирования и научной сферы. Однако оно осуществлялось и продолжает осуществляться противоречиво и непоследовательно. Постоянное сокращение финансирования науки, разрушение ее материально-технической базы, низкая требовательность к итогам научных исследований со стороны государства приводят к сокращению научного потенциала республики и выезду многих ученых за границу. Согласно сведениям, предоставленным Институтом социологии НАН Беларуси (1999 г.), в 90-е годы из республики в США, Западную Европу, Израиль эмигрировало более 450 ученых. В наиболее тяжелых условиях оказались фундаментальные исследования. Возникновение коммерческих фирм, совместных предприятий и других организаций, связанных с рыночными отношениями, привело к «переливанию» в эти структуры специалистов из наиболее перспективных направлений науки - математики, лазерной физики, радиоэлектроники, приборостроения и др.

Главным научным центром Республики Беларусь является Национальная Академия наук. Ее роль в организации, проведении и координации фундаментальных научных исследований определяется Законом РБ «О Национальной Академии наук Беларуси», а также распоряжением Президента РБ (1998 г.). В них обозначены основы и гарантии ее деятельности, принципы взаимодействия с органами власти, субъектами и участниками научной и научно-технической деятельности.

В наше время значение науки в жизни общества постепенно возрастает. История человечества свидетельствует о том, что без использования достижений фундаментальной и прикладной науки невозможно успешное экономическое, социальное и техническое развитие, повышение уровня жизни. Поэтому меры по поддержанию науки и стимулированию ее развития должны стать в XXI веке неотъемлемым компонентом государственной политики Республики Беларусь.

Академия наук определила топ-10 результатов в области фундаментальных исследований за 2016 год. В десятку попали исследования по истории, микробиологии и оптике.

1. Локализация состояний света

Новый метод локализации квантовых состояний света на основе ограниченного числа так называемых реконструкционных измерений. Метод позволяет осуществлять эффективную квантовую томографию света.

2. Новый тип световых полей

Институт физики им. Б.И.Степанова

Предсказание и реализация нового типа световых полей — перестраиваемых лазерных пучков Эйри, которые обладают свойством самореконструкции профиля при распространении в рассеивающих и неоднородных средах. Такие пучки необходимы для осуществления доставки световой энергии на большие расстояния по сравнению с обычными (гауссовскими) пучками.

3. Анализ изображений против рака груди

Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси

Новый метод анализа сложных изображений больших размеров, основанный на информационных технологиях глубинного обучения. Как пояснил, комментируя результат, заместитель председателя президиума НАН Беларуси академик Сергей Килин, метод позволил разработать высокоэффективный способ автоматического анализа гистологических изображений, по которым определяется наличие онкологических заболеваний груди уже на самой ранней стадии заболевания.

Команда авторов, участвуя в Международных соревнованиях 2016 года TUPAC16 и CAMELYON16, посвященных проблеме автоматизированной диагностики рака груди, в которых участвовало более 100 профессиональных команд из разных стран мира, вошла в четверку лучших в номинации «Предсказание индекса пролиферации на основе подсчета митозов», опередив команды университетов США, Германии, Великобритании и др.

4. Уникальные материалы для космоса

ГНПО «Порошковой металлургии»

Установлены механизмы массопереноса в процессах спекания кремния и углерода с нанодобавками, позволяющие формировать облегченные конструкционные элементы из композита на основе карбидокремниевой керамики с уникальными механическими и теплофизическими свойствами (послойная тождественность коэффициентов термического линейного расширения и термодеформации). Данный результат направлен на создание астрономических зеркал большого размера для использования в космическом пространстве.

5. Материалы для солнечных элементов нового поколения

ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по материаловедению» совместно с физиками

Обнаружено стимулированное и лазерное излучение в многокомпонентных прямозонных полупроводниках и установлен механизм излучательной рекомбинации, приводящей к их возникновению в пленочных структурах, предназначенных для создания солнечных элементов нового поколения.

6. Замедление «патологических» реакций

Институт физико-органической химии НАН Беларуси

Синтезированы модифицированные дейтерием амино-, нуклеиновые и полиненасыщенные жирные кислоты, обладающие эффектом значительного замедления биохимических реакций, вызывающих различные патологии. Эффект реализуется при замене атомов водорода на дейтерий в определенных местах биомолекул, проявляющих неустойчивость к окислению. Полученные соединения перспективны для создания нового поколения лекарственных средств.

7. Шаг к регенерации нервных клеток

Институт биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси и Институт физиологии НАН Беларуси

Получены принципиально важные результаты для профилактики и лечения нарушений метаболизма и нейродеструктивных патологий, включая генетическую модификацию с помощью дендромеров клеток нервной ткани с целью сверхпродукции в них нейротрофного фактора, стимулирующего восстановление периферического нерва, и использования рекомбинантного лактоферрина человека. Полученный результат показывает пути решения сложнейшей проблемы регенерации нервных клеток.

8. Модуляторы глюкозооксидазы

Институт микробиологии НАН Беларуси

Впервые обнаружены химические соединения — модуляторы (изопропанол, этанол, холин хлорид), значительно ускоряющие выработку микроорганизмами фермента глюкозооксидазы, что служит основой для создания эффективного термостабильного препарата с повышенной каталитической активностью, используемого в устройствах биоэлектроники.

9. Уникальный памятник эпохи викингов

Институт истории НАН Беларуси

Открыт и изучен археологический комплекс: Кордон Витебского Подвинья — уникальный для Восточной Европы памятник эпохи викингов (VIII-X вв.). Материалы комплекса доказывают участие варягов в развитии торгово-экономического потенциала региона, раскрывают его обширные международные связи и ведущую роль в формировании днепровско-ловатского отрезка пути «из варяг во греки» на ранней стадии (IX — середина X вв.) образования государственных структур у восточных славян.

10. Размножение ржи «в пробирке»

Ученые НПЦ НАН Беларуси по земледелию

Разработана и апробирована уникальная технология получения регенерантов in vitro («в пробирке») из пыльников ржи — сельскохозяйственной культуры, трудно поддающейся регенерации на искусственной питательной среде. Создание удвоенных гаплоидов (DH-линий) позволяет вдвое сократить сроки получения гомозиготных форм ржи как родительских компонентов и ускорить селекцию.

Наука всегда в жизни общества играла важнейшую, можно даже сказать, определяющую роль. С развитием письменности в странах мира накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины и других научных направлений. Для будущего Беларуси жизненно важно ответить на вопрос о том: «Для чего быть науке в XXI веке?», ведь с этим вопросом связан вопрос о концептуальном самоопределении: быть в арьергарде развития Русской цивилизации или быть далёким амбаром Западной?

Наука всегда подчинена Концепции

Культура вторична по отношению к концепции организации (управления) жизнью общества в преемственности поколений, поскольку всякая культура представляет собой информационно-алгоритмическую систему, обеспечивающую управление в соответствии с господствующей над обществом концепцией и защиту этого управления от управления по концепциям, не совместимых с господствующей.

Наука — часть культуры и в практике управления именно она даёт внеинтуитивные средства решения задач об устойчивости объектов управления в смысле предсказуемости поведения во всём их многообразии — от бытовухи (типа — какую лампочку в какую сеть можно включить) до глобальной политики.

Поскольку всё концептуально легитимное многообразие задач управления лежит в русле определённой концепции, то концепция ограничивает и науку как один из общественных институтов . Однако это ограничение носит большей частью не директивно-адресный характер, а опосредованный, осуществляющееся через формирование культурой личностной психики учёных, в силу чего:

  • формируется их круг интересов и происходит разграничение интересов на допустимые, недопустимые и те, осуществление которых представляется невозможным в соответствии с миропониманием, формируемым концепцией и культурой;
  • также формируется система ограничений на интерпретацию (осмысление) наблюдаемых в жизни фактов и результатов, полученных в экспериментах.

Это касается как естествознания, так и гуманитарных (человеко- и обществоведческих) научных дисциплин.

Практически это означает, что Запад живёт под Библией (поскольку именно она является основанием, на которой строится концепция жизни Западной цивилизации) и за пределы, налагаемых ею мировоззренческих ограничений мировая наука, начало которой положил именно он, выйти не способна, хотя попы, начиная с эпохи реформации, не лезут в своём большинстве в методологию науки непосредственно, а те из них, кто сам занимается научно-исследовательской деятельностью, в науке придерживаются её казалось бы светских правил.

Примеры

В естествознании — Н.А.Козырев пытался интерпретировать как «материальность времени» на основе понятийного аппарата теории относительности результаты наблюдений, в которых было установлено, что скорость света — не предельная скорость в Мироздании.

Сборник «Избранные труды» Н.А.Козырева, выпущенный издательством ЛГУ (Ленинград, 1991 г.), представлен в интернете по адресу: http://www.timashev.ru/Kozyrev/. Названия некоторых работ Н.А. Козырева из этого сборника: «О возможности экспериментального исследования свойств времени»; «Астрономические наблюдения посредством физических свойств времени»; «О воздействии времени на вещество»; «О возможности уменьшения массы и веса тел под воздействием активных свойств времени».

Даже из названий (а не только из текстов) этих работ видно, что о «времени» Н.А.Козырев пишет как о специфической разновидности материи, взаимодействующей с другими видами материи. Это следствие того, что результаты наблюдений не могут быть интерпретированы на основе системы предельных обобщений «вещество — дух (физические поля) — пространство-вместилище — время», характерной для библейского миропонимания и восходящей к древнему Египту.

В обществоведческих дисциплинах — В.В. Леонтьев (нобелевский лауреат по экономике 1973 г.) в книге «Экономическое эссе» (Политиздат, 1990 г.) пишет (стр. 210, 211):

«Неограниченная, всеобщая доступность знаний и идей, возникающих в ходе исследований, является весьма желательным свойством для общества и человечества в целом. Однако она порождает серьезную проблему для всякого, кто хотел бы заняться научными исследованиями, то есть производством знаний на коммерческой основе, ради извлечения прибыли. Для того, чтобы оправдать инвестиции в исследования, корпорация должна иметь возможность продавать свои результаты прямо или косвенно, как часть какого-либо другого продукта, за соответствующую плату. Но кто станет платить за товар, который с момента своего выпуска становится доступным каждому в неограниченном количестве? Почему бы не подождать, пока кто-нибудь другой заплатит за него или вложит средства в его производство, а затем получить бесплатно? Кто станет заниматься выпечкой хлеба, если семью хлебами можно накормить не только четыре тысячи мужчин, женщин и детей, как об этом повествует Новый завет, но и всех голодных?»

Эта позиция, сформированная Библией, не позволила ему сделать вывод о том, что прейскурант цен представляет собой финансовое выражение всех ошибок управления, допускаемых обществом. Как следствие, политэкономия и экономическая наука зашли в тупик, из которого не могут выбраться уже более полувека.

Самые авторитетные научные учреждения в странах Запада — национальные Академии наук (в Россию и Беларусь пришла с Запада во времена Петровских реформ) — собственно наукой (не говоря уж о методологии её развития) не занимаются. Они решают другую задачу, которая остаётся в умолчаниях: главное назначение Академий наук — сертификация научных достижений и учёных-исследователей, т.е.:

  • придание статуса достоверного знания научным результатам, если они соответствуют господствующей концепции;
  • возведение в ранг достоверного научного знания заведомой ахинеи, если это необходимо для обеспечения управления в соответствии с господствующей концепцией;
  • объявление действительных достижений заведомой лженаукой, если они выходят за рамки библейской культуры и несут угрозу её существованию.

И такое положение вещей нельзя назвать удовлетворительным.

А какие проблемы видят в науке сами учёные?

Говорят о необходимости реформирования

Очень тяжёлым назвал в интервью DW нынешнее положение белорусской науки бывший президент НАН, академик Александр Войтович.

«После распада Советского Союза прошло 22 года, а белорусская наука остается все в том же состоянии и на том же уровне организации»,

— посетовал академик. По его словам, в 2002-2004 годах нынешний председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович в бытность его главой НАН уже пытался реформировать белорусскую науку.

«Но та реформа, — полагает Войтович, — была практически полностью провалена. В результате в последние 10 — 15 лет наукоёмкость ВВП Беларуси составляет, по данным Александра Войтовича, 0,7 — 0,8 процента. В Евросоюзе этот показатель составляет в среднем около 2 процентов» (https://42.tut.by/383599).

Показательно, что сравнивают с Европой, а значит, по умолчанию, реформирование должно проходить по европейским или общезападным лекалам, а значит — в русле западной концепции управления и построения культуры. А куда сегодня двигается Запад, породивший глобальный биосферно-культурный кризис?

Говорят о недостатках финансирования

Закономерно и то, что решение всех проблем «учёные» чисто по-западному видят в увеличении зарплат «учёных»:

«У нас на одного исследователя в год тратится примерно 23 тысячи долларов. Это в два раза меньше, чем в странах Северной Африки, и в три раза меньше, чем в среднем в странах СНГ» (https://42.tut.by/383599),

— отметил экс-президент НАН. По его выражению, недостаточное финансирование и отсутствие реформ привели к тому, что белорусская наука постарела. Но разве научные открытия делаются за деньги? «Дали денег — получили развитие» — такая «формула успеха» приведёт только к краху.

На наш взгляд развитием общества не деньги управляют, а движет культура в целом, как некая совокупность социальных установок, и в первую очередь, — идеи, господствующие в умах людей — носителей данной культуры. Именно она задаёт тон развитию всех научных институтов, которые в свою очередь формируют образовательные стандарты для различных отраслей и уровней образования (начального, среднего, высшего), они же и порождают определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также предоставить ему необходимое информационное обеспечение для полноценной жизни и развития. На основе этих образовательных стандартов и предоставленного информационного обеспечения производится подготовка и переподготовка всей кадровой базы во всех отраслях жизнедеятельности.

Именно здесь в образовательной школе закладывается мировоззрение нового поколения, которое как губка впитывает всю информацию из окружающей среды. Новое поколение кадрового состава, обрабатывая опыт предыдущих поколений, входит в жизнь. Исходя из предоставленных возможностей раскрытия творческого потенциала и сложившегося мировоззрения, оно создаёт новые идеи — фундамент культуры будущего. Так замыкается спираль общественного развития:

И финансирование — это только одно из n-цатых средств поддержки функционирования этой преемственности этапов, тогда как общество и государственность, в первую очередь, должны заботиться о выстраивании всей цепочки восходящей спирали развития, чтобы она ни в коем случае не превращалась в кольцо инфернального самокопирования, тенденции к чему наблюдаются сегодня на Западе, и особенно в сфере художественного творчества.

Говорят о том, что учёное сообщество стареет

Александр Войтович считает, что открытия учёные по-прежнему совершают, но костяк учёных составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста, а сама научная деятельность осуществляется во многом по инерции, оставшейся с советских времен.

Что доказывает бесплодность попыток устроить науку «за деньги». Трудятся идейные учёные старой школы. И хотя, казалось бы, на Западе, наука так и живёт «за деньги», но это не так, поскольку там издревле выстраивалась система негласного допуска к знаниям по тем или иным системам посвящений, ведущих свою историю от мистерий древнего мира. То есть западная наука всегда была идеологизирована.

Даже если посмотреть на название научных степеней, то можно увидеть, что они заимствованы от названий должностей в системах масонских и других орденских лож: магистр, кандидат, мастер. Поскольку система там выстраивалась долгое время, концептообразующая информация Библии претерпела множество преломлений, видоизменений, успела обрасти несколько раз новой терминологией, но не изменила своих алгоритмических качеств, сохранила суть. Не стоит забывать, что изначально наука на протяжении веков развивалась в жреческих храмах и церковных обителях, куда стекалась вся жизненно важная информация, и только в последние полтора века она, сменив одёжку с церковных терминов, на «атеистические», выплеснулась в общество. То есть западная наука давно концептуально определилась и обслуживает интересы определённой концепции управления.

В Русской цивилизации, к которой относится и Беларусь, западная концепция управления всегда сталкивалась с проблемами: её идеи были противны и не воспринимались населением как «свои» и потому её продвижению всегда сопутствовал саботаж разной степени организованности.

На бессознательных уровнях психики идейное наследие западной цивилизации у наших людей уже переработано, что выразилось в словах А.С. Пушкина:

«Что вся прочла Европа,
Нет нужды вновь беседовать о том!»

Поэтому в систему науки, скроенную по старым лекалам, не так стремится молодёжь, жаждущая развития, как личностного, так и общественного, чего нынешняя система образования и науки обеспечить не может. А советское идейное наследие нынче не так для неё актуально, то есть, если говорить языком компьютерщиков: информационно-алгоритмическое обеспечение устарело, а вместо него предлагается западный суррогат “делай деньги”, который не способствует развитию науки как отрасли человеческого знания, превращая её в отрасль коммерческой деятельности. И тому есть интересные свидетельства.

Говорят об идеологическом прессинге

По словам куратора Летучего университета, кандидата социологических наук Татьяны Водолажской, люди уходят из белорусской науки помимо прочего ещё и из-за идеологического прессинга.

«Причём идеология, объясняет Водолажская, влияет не столько на содержание исследований, сколько на необходимость для учёных быть лояльным властям. И зачастую последнее в Беларуси становится важнее качества научных работ».

Водолажская, делая разницу между требованием к содержанию и требованием «лояльности к властям», показывает, что понимает справедливость вышеописанного утверждения о том, что наука, как часть культуры подчинена той или иной концепции. Хотя неясно, что именно она имеет в виду под “лояльностью” и “не лояльностью”. Возможно, что как раз требования к содержанию исследований, проистекающие из иной концепции управления, она для себя интерпретирует как требование лояльности.

«В результате, — продолжает Водолажская, — одни исследователи уходят из официальной науки сами, другие — по инициативе непосредственного руководства, как это произошло в 2012 — 2013 годах в Гродненском госуниверситете. Кто-то из них переходит трудиться в другие сферы, кто-то — уезжает за границу, где оказывается более востребованным, чем дома» (https://42.tut.by/383599).

И это симптоматично, что белорусская политическая оппозиция видит только такие пути разрешения проблем:

  • уйти из сферы науки
  • уехать на Запад, под сень иной концепции управления.

Вывод о проблемах

В целом, если оценивать, то какие проблемы видят сами учёные, то следует констатировать, что у них нет понимания исторического контекста, в котором развивается нынче наука. Не о тех проблемах думают наши учёные.

Главная проблема

Главной проблемой, всё более и более нависающей над нашим обществом — является концептуальная неопределённость управления всей Русской цивилизацией, ранее называвшейся Советским Союзом, а сегодня: Россией, Беларусью, Украиной и др.

Концептуальная неопределённость — это такое течение дел, когда подчас одни и те же люди в разное время совершают действия, допустимые или необходимые в одной концепции управления и запретные в принципе или в конкретных обстоятельствах в этой же концепции управления. Что и выразилось в приведённых выше оценках учёных положения дел в науке.

Преодоление же обществом концептуальной неопределённости управления состоит в том, что люди в процессе своей жизни и деятельности сами и с помощью окружающих или под давлением обстоятельств осознанно определяются в том, что в их намерениях и действиях соответствует справедливой концепции устройства жизни, а что нет, и на этой основе отдают предпочтение либо этой концепции в её развитии, либо альтернативным ей концепциям сохранения и воспроизводства толпо-«элитарного» устройства общества в преемственности поколений, к одной из которых относится западная концепция управления, в том числе и наукой.

Все люди в обществе, живут, преодолевая концептуальные неопределённости, включая и неопределённость в ответе делами жизни на вопрос: в каких обстоятельствах уместно управление коллективной деятельностью? В каких обстоятельствах уместно самоуправление участников коллективной деятельности? А в каких обстоятельствах и как самоуправление и управление должны сочетаться, взаимно дополняя и поддерживая друг друга?

Концептуальная неопределенность поведения (управления) проявляется вследствие того, что западное мировоззрение не стало в нашей цивилизации безраздельно господствующим, и одним и тем же людям свойственно в своём поведении осуществлять действия, как соответствующие западным стереотипам, базирующимся на Библии, так и противные ей. Это носит массовый характер, что объясняет причины всех наших социальных бедствий на протяжении последнего тысячелетия, включая и нынешний кризис. Отсюда проистекает непоследовательность и незавершенность всех без исключения реформ как прозападных, так и «самобытного пути развития».

На личностном уровне бедственность жизни такого рода поясняется словами апостола Иакова:

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Послание Иакова, 1:8).

На уровне рассмотрения общества, в котором таких людей с двоящимися мыслями множество, перспективы известны из слов Христа:

Если царство разделится само в себе, не сможет устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришёл конец его (Марк, 3:24 — 26).

И для руководства Беларуси — это очень серьёзный повод задуматься о том, как следует строить свои отношения с Западом, Россией и другими странами общей нам Русской цивилизации. Следует помнить, что возможность распада СССР рассматривалась и моделировалась в западной политологии (Элен д’Анкосс. «Расколовшаяся империя», 1978) и публицистике советских диссидентов (Андрей Амальрик. «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» , 1969). Разделение СССР на несколько государств было прописано как одна из целей Директивы 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 года, которая действует до сих пор, а значит — нацелена и на нынешнюю Беларусь.

Критикуешь, предлагай

Теперь же перейдём к тем предложениям по развитию науки, как сферы общества, которые мы хотим представить для осмысления и, возможно, внедрения в практику жизни общества, если это будет им востребовано.

Структура науки как сферы жизни общества

Если говорить о значимости специализированных наук в жизни общества, то большинство выстраивает такую иерархию:

  • естествознание (физика, химия, биология, геология, география, астрономия и т.п.), математика и их приложения (технические науки, медицина);
  • гуманитарные науки — история, языкознание, психология, юриспруденция и т.п.

В действительности же иерархия специализированных отраслей науки по их значимости должна быть иной.

Поскольку вся культура в исторически сложившемся виде всех её ветвей представляет собой продукт психической деятельности людей, то наиболее значимой наукой является психология человека. Она определяет характер обществоведения, которое обязано выявить и представить обществу и государственности объективно наилучший вариант организации жизни общества в преемственности поколений. Естественно, что речь может идти только о жизни общества телесно и психически здоровых людей в ладу со здоровыми в преемственности поколений биоценозами и биосферой Земли в целом.

Обществоведение также обязано выявить факторы, которые привели в прошлом к уклонению общественного развития от выявленного идеала, и которые продолжают действовать в настоящем. Соответственно обществоведение должно породить и концепцию перехода общества к этому идеалу с целью дальнейшего развития человечества как биологического вида и культуры глобальной цивилизации.

Обязанность исторической науки — не только знать факты прошлого, но и выявить причинно-следственные взаимосвязи в течении истории в прошлом и последствия прошлых событий в современности, что необходимо для выработки и осуществления общественно полезной политики на перспективу в соответствии с концепцией развития цивилизации, которую должно дать обществоведение.

При этом надо обратить внимание, что текущая политическая жизнь общества и международные отношения, имеющие место в настоящем, непрестанно перетекают в свершившуюся историю.

Применительно к структуре НАН это означает, что историческая наука должна входить в состав отделения общественных наук, а не в состав историко-филологического отделения НАН.

Т.е. даже сама организационная структура НАН, на протяжении многих десятилетий исключающая историческую науку из отделения общественных наук, способствует разобщению социологии как таковой и исторической науки, что чревато процветанием лженауки как в истории, так и в социологии.

Сказанное о иерархической значимости частных наук не означает, что естествознанием, математикой и их прикладными отраслями можно пренебрегать, либо что их необходимо чуть ли не административно подчинить «гуманитологам», подобно тому, как в бытность СССР так называемые «философы» — в большинстве своём не способные освоить высшую математику, что закрывало им доступ к пониманию теорий и проблематики естествознания и социальной статистики, — на основе якобы знания ими «общих закономерностей бытия» — практически диктаторски монопольно решали, что есть в науке истина, а что — лженаука. Сказанное означает:

  • ошибки и шарлатанство в области истории и социологии имеют куда более тяжёлые последствия для общества, нежели текущие ошибки естествознания;
  • ошибки естествознания и прикладных наук на его основе обусловлены (программируются) ошибками общественных наук и шарлатанством в них, поскольку личностная культура психической деятельности является фактором, предопределяющим результаты деятельности всякого человека во всякой отрасли деятельности, включая и естествознание. При этом целенаправленное взращивание личностной культуры психической деятельности предполагает особую роль психологической науки, в основе которой должны лежать достижения естествознания, а не фантазии графоманов и психопатов (типа З.Фрейда).

Философия в системе специализированных наук занимает особое положение.

В философствование (понимаемое как выражение некой новой философии или развитие некой ранее сложившейся философии) можно войти, только обретя достаточно широкий кругозор в ходе научно-практической работы в отраслях естествознания и его приложениях, проявив интерес к жизни общества в целом, т.е. к предметной области так называемых «гуманитарных дисциплин». Именно вследствие этого в системе наук философия занимает особое положение. Если попытаться войти в философствование непосредственно, минуя практическую деятельность в естествознании, в его приложениях, и предметную область «гуманитарных» наук, то неизбежно графоманство под видом философии — то, что Ю.Н. Ефремов назвал «квазифилософией», т.е. лжефилософией.

Если совокупность наук уподобить музыке, то философия аналогична камертону:

  • во-первых, на камертоне как таковом невозможно исполнить ни одну мелодию, даже самую простенькую;
  • во-вторых, без камертона музыканты и настройщики, не обладающие абсолютным слухом, не способны настроить свои инструменты, вследствие чего игра множества инструментов в составе оркестров становится невозможной;
  • в-третьих, людям, обладающим абсолютным слухом, камертон не нужен…

Так и философия:

  • во-первых, сама по себе она бесполезна, в том смысле, что в отличие от прочих наук, она не способна решать никакие прикладные задачи;
  • во-вторых, если она фальшива, то конфликты разных отраслей науки, несовместимость разных теорий в пределах одной науки, неадекватность жизни как таковой научных теорий и практики их приложений в каких-то аспектах — неизбежны;
  • в-третьих, есть учёные, которым философский камертон не нужен, поскольку их чувство меры не фальшивит (в том смысле, что последствия неизбежной для ограниченного субъективизмом человека некоторой фальши сказываются на результате деятельности, не обесценивая его на основе применения принципа «практика — критерий истины»).

Соответственно претендующий быть философом — претендует на то, чтобы быть изготовителем «камертона» для науки в целом: это — деятельность безусловно необходимая, но требующая от человека широты кругозора и определённых личностно-психоло-гичес-ких качеств.

Если же философский камертон фальшивит, то под гнётом мнений такой философии вместо объективной науки получится что-то аналогичное описанному И.А.Крыловым в басне «Квартет». Поэтому философия очень значима для общества, и потому её нельзя отдавать на откуп разного рода «гуманитолухам» — заведомым прохиндеям-карьеристам и искренним «полимундистам», которые вследствие дефективности их психики не в силах освоить математику и, как следствие, — достижения естествознания, на основе принципа «практика — критерий истины»…

Что касается разделяемого нами философского камертона, то в краткой тезисной форме он может быть выражен так:

  1. Практика — критерий истины.
  2. Нравственность обуславливает взаимоотношения разумных субъектов в диапазоне от полного отрицания до полной взаимоотдачи.
  3. В соответствии с п. 1 и п. 2: Бог есть, и Он — Творец и Вседержитель.
  4. Жизнь (Мироздание и Бог) во всех её аспектах познаваема адекватно ей самой в русле Вседержительности, что подтверждается п. 1.
  5. Мироздание (включая и физический вакуум) объективно существует и материально. Вся материя во всех её устойчивых агрегатных состояниях и переходных формах (разнородные излучения материальных объектов) является носительницей объективно существующих информации и меры. Т.е. Мироздание и его фрагменты — триединство материи-инфор-мации-меры:
    1. мера представляет собой численную определённость — количественную и порядковую;
    2. по отношению к материи мера представляет собой матрицу её возможных состояний и переходов из одних состояний в другие;
    3. по отношению к информации мера представляет собой систему кодирования информации.

Понятно, что выраженный выше философский камертон, не совпадает с философскими камертоном атеистической науки, а также с философскими камертонами разного рода «полимундистов». Это несовпадение и позволяет увидеть в науке, культивируемой НАН (да и РАН), фальшь — зёрна лженауки и лженауку как таковую.

Борьба с лженаукой — вопрос «тонкий»…

«Тонкость» вопроса о лженауке разъясняет прижившаяся в научных кругах ещё с конца 1950‑х гг. поговорка:

«Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан…»

Эта поговорка характеризует изрядную долю защищаемых диссертаций на соискание учёных степеней. Это касается как кандидатов, так докторов тех или иных наук. Её дополняет ещё одна шутка самих же «учёных»:

«Диссертация — пространное заявление о повышении зарплаты».

Напомним, что простой инженер в НИИ или КБ в СССР в 1970‑е гг. имел оклад 120 — 140 рублей, в то время как выпускник профтехучилища зарабатывал не менее 250, а цветной телевизор (УЛПЦТ‑61) с размером экрана 61 см по диагонали стоил 675 рублей. Т.е. более или менее экономически обеспеченная жизнь семьи инженера НИИ или КБ, а также простого учёного в СССР начиналась только после защиты им диссертации.

Такой профессиональный «фольклор» говорит о том, что дело распространения лженауки в обществе уже давно зашло достаточно далеко. И к делу генерации и распространения лженауки в обществе во многом причастны сама Академия наук (т.е. многие «выдающиеся» деятели науки и техники персонально), многие учёные советы по присуждению степеней в вузах, позволяющие защищаться карьеристам, НИИ и КБ, и надзорный над всеми ними орган — ВАК (т.е. члены экспертных советов ВАК персонально). И проблема реформирования НАН зреет уже очень давно.

Соответственно вопрос о лженауке в самой же Академии наук перестанет быть «тонким», а становится вполне определённым, если выявить принципиальное различие между наукой и лженаукой. После этого можно посмотреть на развитие как науки, так и лженауки, как социальных явлений в жизни общества.

Критерий истинности

Объективная истина, как составляющая объективной реальности существует, чтобы об этом не говорили анархистствующие философы-постмодернисты и прочие к ним примкнувшие. Но наряду с объективной истиной существует субъективизм людей, как персональный, так и корпоративный, т.е. присущий группе людей, объединённых теми или иными стереотипами. Вследствие этого мнения людей об объективной реальности и процессах в ней в большей или меньшей мере по разным причинам отдаляются от объективной истины или просто затмевают её. Так это происходит в психике разнородных агностиков и солипсистов.

Уклонение от истины могут иметь место:

  • как в самом принципе, когда мнение о том или ином явлении просто вздорно,
  • так и в прикладных задачах, когда в одних конкретных обстоятельствах (условиях) мнение адекватно объективной истине, а в других обстоятельствах — перестаёт быть адекватным.

В науке объективны только результаты наблюдений и экспериментов, причём настолько, насколько сам наблюдатель или экспериментатор не вносит искажений в течение процесса, за которым наблюдает, или эксперимента, который проводит.

Всё остальное в науке — исключительно субъективные интерпретации наблюдений над естественным течением процессов и над проводимыми экспериментами.

Эти субъективные мнения могут оцениваться:

  • как объективно научные, если на их основе можно вырабатывать решения с предсказуемыми последствиями и проводить эти решения в жизнь, получая на выходе обещанный теориями результат;
  • и как объективно лженаучные, если на их основе необходимые в жизни решения либо невозможно выработать, либо осуществление выработанных решений приводит к последствиям, непредсказуемым или прямо противоположным ожидаемым.

Это разграничение результатов действий на основе науки и лженауки выражается в чеканной формуле: «практика — критерий истины ».

Граница между наукой и лженаукой

И практика является критерием истины , не знающим исключений, для всех научных дисциплин от естествознания через гуманитарные дисциплины до богословия включительно (в последовательности, понятной атеистам) и от богословия через гуманитарные дисциплины до естествознания и его приложений (в последовательности, понятной для людей религиозных).

Собственно говоря, это разграничение результатов практической деятельности на основе субъективных мнений и поведения на их базе и разделяет объективно науку и лженауку .

Но, сделав этот вывод, надо вспомнить о субъективизме. Он может быть сколь угодно ошибочным, вследствие чего истинная наука может представляться ему вполне искренне лженаукой, а лженаука — истинной наукой.

Но если субъективизм хронически не способен различать науку и лженауку, то происходит то, о чём на протяжении веков говорили все противники агностицизма и множественности истин: действующие на основе лженаучных представлений совершают ошибки, несовместимые с продолжением жизни их самих или их культур и исчезают с исторической сцены — как сказано в Коране:

«… предположение ни в чём не избавляет от истины» (10:36).

Если же искать глубинно-психологические причины этому, то они лежат в устойчиво порочной нравственности субъектов, которые бездумно возводят умышленную ложь и фальшь в ранг Правды-Истины, и навешивают на Правду-Истину ярлык умышленной лжи и фальши.

Но если выйти за пределы узкой профессиональной специализации и действительно стать на гражданскую позицию (государство, общество — это мы), то чисто по-общече-лове-чески — т.е. всем — должно быть понятно следующее.

ПЕРВОЕ:

  • лженаука в силу субъективизма людей, склонного к ошибкам и доходящего до принципиального нежелания переоценивать свои мнения , в обществе генерируется всегда;
  • но если наука здрава смыслом, в силу чего способна отвечать на практические вопросы людей, являющихся потребителями знаний, генерируемых наукой , то лженаука не может иметь массового распространения, а тем более притязать на господство над умами людей;
  • а вот если наука больна, в силу чего она не способна давать ответы на некоторые практические вопросы, значимые для множества людей, а также и для действующих политиков, то люди, подталкиваемые самой несостоятельностью науки, вынуждены искать ей альтернативу, которая может быть двоякой:
    • самостоятельно генерировать новое знание и практические навыки по мере возникновения в их жизни потребностей в этих знаниях и навыках и делать это в темпе осуществления деятельности;
    • найти «консультанта по проблеме», альтернативного профессиональным учёным, который может оказаться и шарлатаном или психопатом-графоманом, а может оказаться и научно успешным дилетантом, которому не нашлось места в профессиональной среде «больших учёных» именно вследствие нравственно-этического и (как следствие) интеллектуального нездоровья самой науки как отрасли профессиональной деятельности в этом обществе.

ВТОРОЕ:

  • Если в стране существует социологическая наука (обществознание), адекватная жизни, а не лженаука под видом социологии, и если в стране есть система всеобщего и профессионального социологического образования, то в этой стране не может быть затяжного общекультурного кризиса и непреходящей хозяйственной разрухи.
  • Если в же в стране — непреходящий на протяжении десятилетий общекультурный кризис и непрестанно неэффективная хозяйственная система , то это означает, что под видом истории, социологии, философии, психологии, и экономической науки в ней процветает лженаука. И на её основе системой образования формируются неадекватные жизни представления подавляющего большинства людей, в том числе и тех, кто со временем становится чиновниками государственного аппарата, включая и сотрудников спецслужб. В таких условиях развитие науки становится почти что невозможным, но лженаука начинает процветать, поскольку в условиях хозяйственной разрухи и общекультурного кризиса она становится более надёжным источником доходов, нежели созидательные виды деятельности.

В связи с этим, предлагаем вашему вниманию советский взгляд из 1982 года на ЕГЭ:

О некоторых меропритиях, которые необходимо провести в системе образования, повествует статья (http://inance.ru/2016/12/reforma-obrazovaniya/), с которой рекомендуем ознакомиться.

Заключение

Соответственно, если бы учёные НАН и прочих научных институтов действительно были бы обеспокоены проблемой искоренения лженауки и развития науки, то занялись бы выявлением шарлатанов, мошенников и графоманов-недоумков в своём собственном отделении общественных наук (международные отношения, философия, социология, психология и право, экономика, а также и историко-филологическое отделение). Социология, если она действительно научна, не в праве подчиняться нормам «политеса» или «политкорректности», а должна давать характеристику нравственности, этике и интеллекту личностей, не избегая таких слов как «недоумок», проходимец, шарлатан, мошенник и т.п. В контексте настоящей статьи это не выброс негативных эмоций, а характеристика личностных качеств.

Конечно, участники этих кормушек под вывеской «отделение общественных наук НАН» + к ним злостные «историки» верещали бы на тему «гонений на науку, которые ведут некомпетентные в «тонких гуманитарных вопросах» грубые чиновники НАН и примкнувшие к ним естественники и технари». Однако, следует помнить:

Практика — критерий истины, и большинство умов, достигших реальных результатов в естествознании и технике, способны войти и в понимание общественных наук.

Вхождение же «гуманитариев» в проблематику естествознания и технических наук в большинстве своём невозможно, вследствие неосвоенности ими математического аппарата.

Займись естественники и технари НАН приложением не знающего исключения принципа «практика — критерий истины» к деятельности историков и отделения общественных наук НАН, то от кормушки ныне легитимных социологии, концепций международных отношений, истории, философии, психологической науки, юриспруденции, и «экономической» науки и прочих мало что останется. После этого и остальная бы лженаука пошла бы на спад вслед за сжатием её «экологической ниши» и общего нравственно-интеллектуального оздоровления общества.

Сегодня белорусской науке отводится ключевая роль в построении экономики знаний. Фундамент для этого заложен в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы.

ОАО "Пеленг" разрабатывает новое оборудование высокого разрешения для космических аппаратов

Наука в Беларуси - мощная интеллектуальная индустрия

Белорусские ученые вносят существенный вклад в развитие экономики страны. Конкурентоспособность экономики зависит от наличия высокотехнологичных производств и внедрения инноваций.

В Республике Беларусь сохранен и укреплен научный и интеллектуальный потенциал. Мы имеем развитую систему подготовки работников высшей научной квалификации. В 2018 году в республике обучались 5357 аспирантов и 572 докторанта. Докторами наук стало 50 человек, кандидатами наук – 489 человек.

В 2018 году 27,4 тыс. человек участвовали в научных исследованиях и разработках, из которых 65% непосредственно занимались исследовательской деятельностью.

Пятая часть из числа всех исследователей в нашей стране имеет ученую степень: доктора наук – 626 человек, кандидата наук – 2829 человек.

В исследовательской среде практически нивелированы гендерные различия – в общей численности исследователей женщины составляют 39,3%. Причем численность женщин-исследователей преобладает в медицинских, сельскохозяйственных, гуманитарных и социально-экономических науках.

В сферу науки активно вовлекается молодежь. Молодые люди в возрасте до 29 лет составляют 22,6% общего числа исследователей.

Белорусские научные разработки успешно внедряются в машиностроении, приборостроении, энергетике, микробиологии, медицине, фармацевтике и других отраслях.

Трансформация результатов научных исследований находит отражение в показателях инновационной деятельности, которые сопоставимы со значениями развитых западноевропейских стран.

Почти четверть промышленных предприятий Республики Беларусь является инновационно активной. В производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры инновационно активны свыше 73% предприятий отрасли, в фармацевтической промышленности – более 77%, в транспортном машиностроении – более половины.

Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности постоянно растет и по итогам 2018 года составляет пятую часть всей отгруженной продукции. Белорусский экспорт на треть сформирован за счет высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь. Это - интеллектуальный и экспертный центр, который играет важную роль в определении направлений и конкретных путей развития страны, ядро современной системы генерации знаний и инноваций.

Академия наук подчиняется Президенту Республики Беларусь, подотчетна Совету Министров Республики Беларусь. Председатель Президиума Национальной академии наук избирается общим собранием академии, приравнивается по должности к Министру Республики Беларусь и входит в состав Совета Министров Республики Беларусь.

НАН Беларуси обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных исследований по основным направлениям естественных, технических и гуманитарных наук, а также выступает в качестве головной организации Беларуси по научно-методическому обеспечению развития информатизации. За последнее время ее структура была заметно преобразована: созданы новые типы организаций (научно-практические центры и объединения), усовершенствованы подходы и методы управления инновационной деятельностью. Сегодня тематика фундаментальных и прикладных исследований НАН Беларуси формируется только под приоритеты экономики.

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также обеспечивающим охрану прав интеллектуальной собственности.

Его главные задачи - создание новых инновационных предприятий, которые позволят выпускать экспортно ориентированную инновационную продукцию с высокой добавленной стоимостью, внедрение и коммерциализация научных идей и разработок.

Отмечая роль науки в создании экономики знаний, Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал: «Будущее нашей экономики по всем направлениям – это наука. Новейшие технологии. Пятого, шестого, может, восьмого уклада. Экономика знаний – это единственное, что нас может спасти как независимое и суверенное государство, приумножить наши богатства…».

По оценкам международных экспертов, Республика Беларусь относится к числу стран с высоким уровнем научного потенциала. В рейтинге «хороших стран» (GoodCountry Index-2016) Беларусь заняла 79-е место среди 163 стран мира, при этом наиболее высокую позицию (37-е место) - по показателю «наука и технологии».

Инновационное развитие

Среди приоритетных направлений развития инноваций в стране - ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, промышленные биотехнологии, наноматериалы и новые источники энергии, медицина и фармация, информационные и аэрокосмические технологии, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, экология и рациональное природопользование.

Важное место в инновационной инфраструктуре занимают научно-технические центры, которые повышают эффективность взаимодействия науки и производства.

Исследования ориентируются на конкретные запросы промышленности и других отраслей экономики. Деятельность ученых направлена на решение задач по модернизации промышленности и формированию новой инновационной экономики, создание новых производств V и VI технологических укладов.

Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 года № 31 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, целью которой является обеспечение качественного роста и конкурентоспособности национальной экономики с концентрацией ресурсов на формировании ее высокотехнологичных секторов. К высокотехнологичным секторам отнесены: информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии; атомная энергетика и альтернативные источники энергии; био- и наноиндустрия; фармацевтическая промышленность; приборостроение и электронная промышленность.

Государственная программа инновационного развития представляет собой инструмент стратегического планирования и системный механизм реализации государственной инновационной политики Беларуси, включающий комплекс мероприятий по развитию Национальной инновационной системы. В нее включены 75 экспортно ориентированных инновационных проектов по созданию новых предприятий и производств. На технологиях V и VI технологических укладов базируется 30 проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, предполагаемых к выполнению в 2016 - 2020 годах.

В результате выполнения Программы в 2016 году произведено инновационной продукции на сумму около 294,3 млн рублей, из которой 87,5% поставлено на экспорт (257,6 млн рублей), введены в эксплуатацию новые производства по восьми проектам, выведены на проектную мощность производства по восьми проектам (100% от плана), создано и (или) модернизировано 1437 рабочих мест (101,1% от плана).

Основные достижения белорусской науки

Достижения белорусских ученых в различных областях фундаментальной и прикладной науки признаны мировым сообществом. За относительно небольшой промежуток времени стране удалось создать дееспособную национальную инновационную систему. Развивается нормативно-правовая база инновационной деятельности.

Устройство вместе с четырьмя другими спутниками было выведено на орбиту ракетой-носителем «Союз-ФГ», стартовавшей с космодрома Байконур в Казахстане. Белорусский космический аппарат маневренный и может оперативно перестраиваться на орбите, чтобы вести съемку под нужным углом. Целевая аппаратура на спутнике белорусская, она изготовлена ОАО «Пеленг» - ведущим проектно-конструкторским предприятием Беларуси в области оптико-электронного приборостроения. Вес спутника составляет более 400 кг, разрешение в панхроматическом диапазоне - около двух метров. Аппарат будет работать в тандеме с российским спутником «Канопус-В».

Интерес к белорусской космической информации уже проявили ряд государств.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью российским СМИ 18 марта 2011 г. сказал: «Спутник - это коммерческий проект. Многие государства готовы платить, потому что цена нашего этого спутника - мизер, окупится быстро. Но и не это главное. А главное в том, что с советских времен у нас осталась очень хорошая школа, которая работала на советский космос. И мне не хотелось утерять этих людей и это направление. А как только мы этим занялись, воспрянуло данное направление в нашей науке, в экономике. Мы спасли школу, которая у нас когда-то была» .

Ученые Национального центра физики частиц и высоких энергий Белорусского государственного университета принимали участие в экспериментах на Большом адронном коллайдере в Европейской организации ядерных исследований (CERN) , расположенной на границе Швейцарии и Франции. Они контролировали работу одного из детекторов коллайдера - CMS (Компактного мюонного соленоида).

Сотрудники Института физики Б.И.Степанова НАН Беларуси разработали лазеры нового поколения . Речь идет о новейшем направлении в современной лазерной физике. Это действительно новые лазерные излучатели по габаритам, массе, энергосбережению. Сфера применения новинок достаточно широка - от медицины до промышленности. Они более безопасны для глаз по сравнению с традиционными. Новые лазеры значительно меньше и функциональнее. Новые разработки белорусских физиков уже высоко востребованы за рубежом.

В Институте физики Б.И.Степанова НАН Беларуси разработали прибор для бесконтактной экспрессной оптической диагностики раковых опухолей . Применение новинки в медицине поможет сократить не только время, но и экономические затраты на проведение диагностики онкологических заболеваний. Инновацию можно будет использовать при мониторинге и локализации раковых опухолей непосредственно во время хирургических операций. Институт сотрудничает с научными центрами и компаниями Индии, Китая, Саудовской Аравии, ЮАР, Италии, Германии, Франции, Польши, Российской Федерации и других стран.

Сотрудники Института физико-органической химии НАН Беларуси разработали серию оригинальных препаратов на основе аминокислот и их модифицированных производных. Ими созданы и внедрены в производство новые технологии получения лекарств различного терапевтического действия, в том числе средство для лечения сердечно-сосудистых заболеваний «Аспаркам», радиопротекторный препарат «Таурин», иммунокорректор «Лейцин», антиалкогольные препараты «Тетурам» и «Глиан». В стадии разработки находятся противоопухолевые, противоанемические, антинаркотические и другие средства.

В Институте генетики и цитологии НАН Беларуси открылся уникальный Центр ДНК-биотехнологий . Центр позволил более эффективно внедрять достижения генетики и геномики в здравоохранение, сельское хозяйство, спорт и охрану окружающей среды в Беларуси. Специалисты этого же института приступили к созданию современного полигона для испытания трансгенных растений. Здесь выращиваются и проходят первые испытания трансгенные сорта сельскохозяйственных растений, в том числе картофеля.

В области медицины и фармации разработана и изготовлена уникальная система аортального стент-графта для эндопротезирования аневризм грудной аорты при операциях с искусственным кровообращением (стоимость системы в 8-10 раз дешевле импортных аналогов).

В агропромышленном комплексе создана голштинская популяция молочного скота отечественной селекции (960 тыс. голов). Средний удой превышает удой черно-пестрой популяции Беларуси на 506 кг. Разработана система управления процессами производства молока, работающая по принципу «точно-вовремя». Ожидаемый экономический эффект составит не менее 3 млн долларов США.

НАН Беларуси создана информационно-аналитическая система «HLA-типированные доноры Республики Беларусь для трансплантации гемопоэтических стволовых клеток». На 1 июля 2017 года внедрена в 29 учреждениях зравоохранения.

Ученые Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси разработали суперкомпьютер «СКИФ-ГРИД» на базе 12-ядерных процессоров AMD Opteron и графических процессоров-ускорителей. Пиковая производительность данного кластера без учета ускорения с помощью графических процессоров составляет 8 Терафлопс. Показатель эффективности работы (КПД) кластера доведен до 82,15%. А в 2016 году создан новый персональный суперкомпьютер, превосходящий по мощности суперкомпьютер «СКИФ» в 2,5 раза.

Международное научно-техническое сотрудничество

За 2018 год доля экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме белорусского экспорта товаров и услуг составила 33,3% (план – 32%).

По состоянию на июль 2017 г. Республика Беларусь осуществляет научно-техническое и инновационное сотрудничество на основе межправительственных соглашений с 44 странами мира, при этом в 2016-2017 годах заключено 7 новых международных договоров: с Грузией, Турцией, Саудовской Аравией, Словакией, Суданом, ОАЭ, а также г.Шанхаем (как городом центрального подчинения Китая). Прорабатывается заключение аналогичных соглашений с Испанией, Аргентиной, Австралией и Таиландом.

Беларусь включена в научные программы Европейского союза с начала 90-х годов прошлого века.

К наиболее крупным проектам с участием Беларуси относится флагманская инициатива Европейской комиссии «Графен» с бюджетом 1 млрд евро. Основная ее задача - переход в течение 10 лет от изучения этого нового уникального материала к его широкому промышленному использованию.

В 2016 году подписаны контракты на реализацию двух научно-инновационных проектов. В проекте MESMERISE белорусское УП «АДАНИ» участвует в разработке и тестировании неинтрузивного сканера с высокой разрешающей способностью и уникальными свойствами, которые позволят распознавать спрятанные внутри тела человека химикаты и предметы и выявлять иные аномалии размером от 100 граммов. Второй проект - STIMEY (с участием Полоцкого государственного университета) - направлен на стимулирование интереса у детей и подростков в возрасте 10-18 лет к получению образования в сфере науки, технологий, инженерии и математики.

Научные знания важны не только для расширения представлений человечества о мире. Результаты труда учёных используются на предприятиях, в агропромышленном комплексе, медицине, образовании, других сферах деятельности людей. Для того чтобы подчеркнуть важность научных достижений для общества, в Республике Беларусь был учреждён День белорусской науки.

История

На белорусских землях наука зародилась в VII—VIII веках нашей эры. Здесь активно развивались литейное, гончарное, кузнечное, ткацкое ремесло. Успешное выполнение работы зависело от того, насколько хорошо мастер знал физику и химию.

С распространением христианства центрами развития научной мысли выступили храмы и монастыри. Здесь переписывали книги, составляли летописи, устраивали библиотеки. Наиболее известные просветители того времени - Евфросиния Полоцкая и Кирилла Туровский.

В эпоху Возрождения наука и образование постепенно становились светскими. Немаловажную роль в этом сыграло книгопечатание. Первопечатником стал Печатная книга изготавливалась и распространялась быстрее, чем рукописная, следовательно, была доступна большему количеству читателей.

В Новое и Новейшее время белорусские учёные активно работали в сфере естествознания, технологий. В 1929 году в Минске открылся Институт белорусской культуры, впоследствии преобразованный в Академию наук.

В 30-е годы многие представители белорусской интеллигенции стали жертвами репрессий. Во время войны учёные работали в эвакуации. В послевоенные годы научные учреждения вернулись в республику и продолжили исследования.

Формирование информационного общества способствовало пересмотру стратегий развития науки, поэтому в 2005 году создали

Виновники торжества

На время отложить работу и накрыть праздничный стол в День белорусской науки (последнее воскресенье января) имеют право доктора и сотрудники НИИ, преподаватели, аспиранты, магистранты, участники студенческих научных обществ.

Флагманом научных достижений республики выступает Национальная академия наук, в которой проводятся исследования в сфере физики, химии, математики, биохимии, материаловедения и т. д. Также в Беларуси работают Минский научно-исследовательский приборостроительный институт, Национальный институт образования, другие научные организации. Исследования выполняются и на кафедрах вузов, в заповедниках и заказниках, лечебных учреждениях, музеях. Поэтому День белорусской науки - праздник для многих граждан республики.

Праздничные мероприятия

К праздничной дате приурочены конференции, семинары, выставки, тематические публикации в научных изданиях. Так, в фойе НАНБ постоянно работает экспозиция «Достижения отечественной науки - производству». В 2012 году на торжественном собрании научной общественности демонстрировали результаты достижений технических наук, а двумя годами позже научные проблемы обсуждали на пресс-конференции, проводимой Государственным комитетом по науке и технологиям.

В День белорусской науки перед учёными выступает президент страны, заместители главы администрации президента, другие официальные лица. Выдающиеся отмечаются наградами.

Научные достижения

Учёные Беларуси проводят исследования во всех сферах человеческого знания. Так, в Институте физики НАНБ создали новое поколение лазеров. Приборы значительно меньше своих предшественников и не наносят вреда глазам.

Чугунные детали станут значительно прочнее благодаря изобретениям сотрудников Института технологии металлов, а при помощи волоконно-оптических промышленных эндоскопов (разработка Белорусско-Российского университета Могилёва) диагностика труднодоступных мест агрегатов и машин станет более оперативной и достоверной. В лечении атеросклероза планируется применять ультразвуковую установку, созданную специалистами БНТУ.

Также в республике изучают ДНК, выращивают изумруды, создают новые сорта сельскохозяйственных растений, возрождают культурные артефакты осваивают космос, разрабатывают новые методики лечения заболеваний, обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому, когда День белорусской науки наступает в очередной раз, учёным есть что продемонстрировать к празднику.

Проблемы и перспективы развития науки в Беларуси

В последние годы правительство в большей мере финансирует прикладные исследования. Актуальна проблема создания организаций, объединяющих научные и производственные кадры. Остро стоит вопрос экспертизы результатов исследований, привлечения инвестиций. Эти и другие проблемы обсуждают в День белорусской науки.

Когда отмечается праздник, учёные и руководители говорят о наболевшем. Так, председатель президиума НАНБ озабочен старением кадров, нежеланием молодёжи заниматься наукой. Причины тому - маленькие зарплаты и потеря престижа профессии научного сотрудника. Многие специалисты уезжают работать за рубеж. Решение указанных проблем глава государства видит в и поиске внебюджетных источников финансирования. День белорусской науки и её достижения - предмет особой заботы президента.

Развитие определяется как разработка научной основы для нормативно-правовых документов и решение проблемы укрепления института семьи. На основе результатов, полученных гуманитариями, формируется идеология государства. Так проходит День белорусской науки. Где отмечается аналогичный праздник за пределами Беларуси?

День науки в других странах

Традиция чествовать учёных на постсоветском пространстве берёт своё начало в СССР. В апреле 1918 года из-под пера В. Ленина вышел «Набросок плана научно-технических работ». С тех пор научные деятели принимали поздравления в третье воскресенье апреля.

После распада СССР в России и Украине праздничные даты (8 февраля и третья суббота мая) приурочены к основанию Российской академии наук и Национальной академии наук Украины.

На международном уровне ежегодно отмечают Всемирный день науки за мир и развитие. С подобной инициативой в 2001 году выступила ЮНЕСКО. Поклонники теории эволюции 12 февраля празднуют День Дарвина.

Также существуют фестивали науки, профессиональные праздники узких специалистов: физиков, химиков и т. д. Поэтому поздравлять отечественных и зарубежных учёных можно чуть ли не каждый месяц года.

Похожие статьи