Периодизация истории средневековых государств западной европы. Период средневековья

18.01.2024

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Средние века (Средневековье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века.

Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.

В последние годы российские историки относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV - началу XVI века.

Средневековье условно делится на три основных периода:

· Раннее Средневековье (конец V - середина XI века).

· Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века).

· Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века).

Развитие науки и технологий

Начиная с XII-XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины. Кросс-культурные внедрения: порох, шёлк и компас пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.

В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, печатный станок. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов , однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII - не более 15, в XIV - менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).

Также, в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее средневековье, стала периодом расцвета искусства - особенно изобразительного - после длительного застоя.

Для развития культуры в эпоху средневековья огромное значение имеет преобразование образовательной системы. Именно в период расцвета этой эпохи многие образовательные учреждения приобрели ту форму, которая положила начало современной системе образования.

Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения – университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки – медицину, астрономию, математику, философию и т.д. Наука начинала воспроизводить сама себя, что ускорило ее прогресс.

Постепенно формируется совершенно новый слой общества – студенчество , который и поныне является двигателем образования и науки в современном обществе.

Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком. До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса.

Появляется необходимость в квалифицированных служащих – юристах, богословах, медиках, поэтому начинает активно развиваться наука и образование.

Итак, в основе появления первых университетов лежало две тенденции: поиск истины (что обусловлено бурным развитием жизни в эту эпоху) и потребность в квалифицированных кадрах для разросшегося аппарата государственной власти.

В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы – университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII – XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее – в XIV – XV веках.

Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями.

Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

Широко употреблялись арабские цифры. Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой.

В средневековых университетах создаются столь эффективные формы обучения, что ими пользуются и по сей день.

Преподаватели университетов создавали объединения по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета.

Средневековые университеты имели обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего философа-богослова – целых 15 лет. Прежде чем поступить на один из трех основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный – артистический факультет, на котором изучались уже упомянутые "семь свободных искусств" ("artist" по латыни – "искусство"). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни – "чтение") профессоров и магистров. Помимо лекций проводились диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В XIV-XV в. появляются так называемые коллегии. Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также начали проводиться лекции и диспуты.

В средневековых университетах существовало четыре факультета: низший – артистический, или "свободных искусств", дававший право учиться далее, и три высших – медицинский, юридический и богословский. Главной задачей факультета был контроль за качеством преподавания. На артистическом факультете обучение длилось от 5 до 7 лет; студент становился сначала бакалавром, а затем – магистром искусств. Эту степень не мог получить человек моложе 21 года. Магистр получал право преподавания, но он мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов. Высшей степенью, присуждаемой факультетами, была степень доктора, или магистра, т.е. профессора (учителя, преподавателя), получавшего эту степень при условии выполнения тех требований, которые предполагает выдача лицензии. Название " магистр " постепенно закрепилось за профессорами артистического факультета, а название "доктор" – за профессорами трех высших факультетов.

Цели обучения на заре университетской жизни изложены в одном документе начала 13 века: «Одни занимались исключительно для того, чтобы знать…другие, чтобы прославиться…иные учились, чтобы приобретать впоследствии выгоду…немногие из них занимались, чтобы получать назидание или назидать других…учителя и доктора множили свои пребенды и домогались мест…».

Учебный курс в университете был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходили более молодые студенты, чем сегодня. Так в 13 веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультете искусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится двадцать лет. Курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии.

Материально, часть неимущих студентов была обеспечена бенефициями, дарованными рентами, подработками, или содержалась за счет университета. Но это было скудное обеспечение, поэтому образ средневекового студента – это образ нищего босяка с книгой и лютней. Как только студент проходил первую ступень обучения – артистическую – он мог начать подрабатывать – преподаванием и частным образом: в услугах грамотных нуждались многие, в услугах начинающих юристов тем более. В области медицины и богословия правила были строже.

Дипломированную элиту университетов и практикующих специалистов волновали многие интеллектуальные вопросы.

Из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы, специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники.

Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями и знаниями, как университеты и их обитатели – не видала античность ни на западе, ни на востоке.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин - грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина - арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

Астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник.

Химия. В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений.

Остальные науки также успешно развивались, и в них было сделано немало открытий. Было изобретено водяное колесо, усовершенствованы водяные и ветряные мельницы, созданы механические часы, очки, ткацкий станок.

Роджер Бэкон (1214 – 1292) английский алхимик, выдающийся философ. В 1240 году, первым в Европе описал технологию изготовления пороха. Он проделал немало опытов в поисках способов превращения одних веществ в другие. За отказ открыть секреты получения золота (которых он не знал), Бэкон был осужден собратьями по вере и провел в церковной темнице долгие 15 лет. По велению генерала ордена сочинения монаха-естествоиспытателя в наказание были прикованы цепями к столу в монастырской библиотеке в Оксфорде. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука.

Николай Коперник (1473 – 1543) польский астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.

Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение.

Уильям Оккам (1285 – 1347) английский философ. Считается одним из отцов современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен. Разрабатывал концепцию "двух истин", согласно которой нужно наконец окончательно разграничить сферу разума и сферу веры. Теологические истины существуют в области веры, и только в ней, с помощью философских рассуждений они принципиально недоказуемы. Научные истины опираются на разум и опыт и не зависят от богословия. Человеческое познание всегда имеет дело с вещами единичными и конечными. Бог бесконечен и действенен, поэтому его существование вне теологии недоказуемо.

Иоганн Гутенберг (1397 -1468) немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее Средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») Средневековье (сер. ХI– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее Средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, неразвитость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, пронизанная сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых походов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 40-45 лет для мужчин и 35 лет – для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном, знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.



Источники формирования культуры европейскогоСредневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского Средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутренних начал:

наследия античности,

культуры варваров,

традиций христианства .

В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Внешним фактором формирования культуры средневековой Европы является воздействие на нее византийской и арабской культур .

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная римская традиция, система «семи свободных искусств» .

Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык – язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей «культурным» грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского Средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным – различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, – выполненные в «зверином стиле» .

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

Мировоззренческие основы средневековой культуры

Идеологическим стержнем духовной жизни Средневековья, всей его культуры, стало христианство.

Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего Средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения – от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов.

Христианство влияло на огромные массы людей :

Наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;

Сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды;

Провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;

Обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформилась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах – Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) – сложился христианский Символ веры , то есть краткое изложение основных догматов христианства.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos – бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

Средневековая картина мира

Средневековая картина мира складывалась, преимущественно, из образов и толкований Библии . Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней, – Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее, подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Христианский образ человека разорван на два начала : «тело» и «душу», – и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отдается началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры пришел средневековый аскет, добровольно переносящий лишения.

Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух космических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить «по плоти» или «по духу». Христианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.

Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий. Три главных сословия феодального общества – духовенство, рыцарство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Был ли христианский образец человека – человек глубоко религиозный, а потому нравственный, – реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?

Сословные культуры европейского Средневековья

Монастырская культура

Первым, высшим сословием, считалось духовенство, сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества («дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим «подвигам» во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) – общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.

Согласно «Правилам» Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия.

В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора , считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для Средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась «богопротивной». В условиях раннего Средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «деятельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, включаются в светскую жизнь, в результате чего «обмирщаются». Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в народных антифеодальных движениях. Руководство католической церковью объявило эти движения ересью.

Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католическая инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы – уже не «воины», а «псы Господни».

За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, требующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и нищенствующие ордены (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).

Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. францисканский орден изменяет своим идеалам.

Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого – сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военно-аристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства – «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем Средневековье, достигло расцвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные владения – при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обучение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель добивался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная (от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Прованс), труверов (север Франции), миннезингеров в Германии, а также рыцарским романом .

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда – внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Народная культура

Двойственность ценностных ориентаций еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего, крестьянства , сословия «трудящихся».

Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались. Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых.

Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

В рутинной, медленно развивающейся цивилизации Средневековья временные ориентиры были расплывчаты. Точное измерение времени распространяется лишь в позднем Средневековье. Личное, бытовое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро – день – вечер – ночь; зима – весна – лето – осень. Понимание же исторического времени было иным. Время оказывалось линейно направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.

Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком. Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о

жизненной магической силе.

Городская культура

Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.

Большинство деревянных зданий очень часто подвергалось пожарам. Улицы – узкие, кривые, с тупиками, и необычайно грязные, такие, что германский император Фридрих II дважды чуть не утонул в грязи вместе со своей лошадью в двух немецких городах. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи были навесами над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот и птица.

К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов.

Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).

Состав городского населения был очень пестрым. Здесь проживали короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне искали в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы.

Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров . Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII-XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.

С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого Средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления.

Средневековая наука

Средневековая наука опиралась на абстрактное мышление и носила, главным образом, умозрительный характер. В ней можно выделить такие крупные направления, как:

физико-космологическое , объединяющее физические, астрономические и математические знания;

науки о душе , рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни;

астрология и медицинские знания (к ним примыкает учение о минералах) и алхимия .

Обращаясь к природе, ученые пользовалась методами наблюдения и крайне редко - эксперимента. С XIII в. зарождается интерес к опытному знанию. Научный переворот совершает оксфордский профессор Роджер Бэкон , который приходит к исследованию природы, к отрицанию авторитета, решительно отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике и химии. Он не раз осуждался церковью и провел четырнадцать лет в заключении.

Светское образование в Средневековье

С ростом городов, с увеличением численности горожан и расцветом цехов набирают силу городские частные, гильдейские и муниципальные школы, неподвластные прямому диктату церкви.

В ХII-ХIII вв. Западная Европа переживает экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока послужили стимулами совершенствования средневекового образования.

Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем и в университеты (лат. universitas - совокупность, общность) – высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые высшие светские школы появились в XI в. в Италии; в конце XII - XIII вв. они возникли в Париже, Монпелье (Франция), Кембридже и Оксфорде (Англия), в XIV в. – в странах Центральной Европы. В ХV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Они были настоящими питомниками знаний и играли важнейшую роль в культурном развитии общества.

Средневековый университет состоял из нескольких факультетов : подготовительного (артистического, или искусств), и трех высших (права, медицинского и богословского). На артистическом факультете, позже получившем название философского, преподавали «семь свободных искусств». Процесс обучения включал в себя лекции и диспуты и велся на интернациональном в средневековой Европе латинском языке.

Университеты обладали административной автономией, своей юрисдикцией, имели уставы, строго регламентировавшие всю их жизнь. Они нередко становились очагами свободомыслия и еретических идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви.

В то же время средневековая университетская наука называлась схоластикой (гр. scholasticos – школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было еще значительным.

Книга в Средневековье

В раннем Средневековье книга была предметом роскоши. Ее изготовляли в монастырях на пергамен(т)е – специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, украшенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами – инициалами – и заставками, а позже – и великолепными миниатюрами.

Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. В начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком земли.

В XII в. книга становится более дешевой, поскольку открываются городские мастерские по переписке книг, где работают не монахи, а ремесленники. Однако для вывоза книг из города требовалось специальное разрешение властей.

С XIV в. процесс производства книги упрощается и унифицируется: в производстве книг широко применяется бумага. В 40-х гг. ХV в. появляется печатный станок , изобретенный Иоганном Гуттенбергом . Это сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло существенные перемены в культурной жизни.

До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-ХIV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Литература и театр

Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры наиболее ярко проявилась в литературе, которая, в противоположность церковной латиноязычной литературе, с самого начала создавалась на народных наречиях .

Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки , пронизанные сатирическим духом (фр. фаблио, нем. шванки). В них высмеиваются алчность духовенства, кичливость и невежество феодалов и другие реалии средневековой жизни. Грубоватый юмор соседствует здесь с моральным поучением. Основные комические персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне.

Неотъемлемой чертой городской культуры являлись театральные представления , например, мистерии и фарсы: вольные, обычно стихотворные инсценировки, которые чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми номерами – и отличались комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Разыгрывались такие представления прямо на городских площадях. В них принимали участие присутствующие горожане.

Архитектура и изобразительное искусство

Период раннего Средневековья представлен так называемымдороманским искусством , включающим в себя культуру «варварских королевств» и «Каролингский ренессанс» (VI-IX вв.).

После падения Западной Римской империи на ее территории возник ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств. Готским королевством в течение тридцати лет (493-526) правил Теодорих. В Равенне сохранилась его гробница – суровое и величественное сооружение центрического типа, купол которого высечен из огромного каменного монолита.

В 800 г. образуется Священная империя короля франков Карла Великого (742-814), стоявшего у истоков «Каролингского Возрождения». Это период первого расцвета западноевропейского художественного творчества в самых различных его видах: монументальной живописи, книжной миниатюре, живописи, литературе .

В архитектуре ощущается влияние античности в ее византийском варианте: любимая резиденция Карла Великого – дворцовая капелла в Аахене – построена по типу византийской церкви Сан Витале в Равенне. Оттуда же были вывезены и мраморные облицовки стен с колоннами для украшения интерьера аахенской капеллы.

После распада империи Карла Великого наступил период феодальной раздробленности . Набеги и сражения составляли стихию жизни. Это предопределило появление новой архитектуры, основу которой составили храм-крепость и замок-крепость .

Романский стиль – первый общеевропейский стиль, сложившийся в Х в. и получивший свое название за некоторое сходство с древнеримскими художественными приемами и средствами (базиликальные храмы) . Романский стиль господствует вплоть до ХП в. и наиболее ярко представлен во Франции, Италии и Германии.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре : монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенностях, господствуя над местностью. Внешний вид их отличается четкостью объемов, массивностью, тяжеловесностью, приземистостью. Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор .

В плане романский храм имеет четкий латинский крест – прямоугольное здание разделено колоннами или столбами на три продольные части (нефы) и пересечено поперечным нефом – трансептом. Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. Напротив входа средний неф оканчивался полукруглым выступом – апсидой, где помещался алтарь, самое священное место храма, где проходит богослужение. Все здание ориентируется апсидой на восток. Ведущее начало здания храма – стена. Массивные и тяжеловесные стены украшались росписями, плоским рельефом и скульптурой, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Фигуры приземисты и статичны, изображены в фас, грубо примитивны и произвольны в пропорциях. Однако в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и духовной силы.

Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала. Синтез этих сюжетов воплотил в себе всю символико-аллегорическую систему христианского мировоззрения.

Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Наиболее характерные памятники романской архитектуры – монастырский комплекс в Клюни (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Шедевром является ансамбль в Пизе (Италия), который включает в себя собор, «Падающую башню» (звонницу) и баптистерий (крещальню). Стройные аркады, расположенные на стенах в несколько ярусов, облицовка цветным камнем придали ансамблю светлое, праздничное звучание.

Готика (от итал. gotico, букв. - готский, от назв. герм. племени готов) – художественный стиль, возникший во второй половине ХП в. и завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе . Он сменил романский стиль в связи с наступлением нового этапа Средневековья: феодальная раздробленность уступила место централизованным государствам. Борьба городов за независимость от феодалов достигла апогея, расцвела рыцарская культура, обмирщились литература и искусство.

Ведущим архитектурным типом стал собор , который строился по заказу городской коммуны и свидетельствовал не только о религиозности, но и о силе, богатстве, вольности горожан. Размеры таких зданий очень велики; возводились они в течение многих десятилетий, а часто и веков.

Готическое здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Основу каркаса составляют звездообразно перекрещивающиеся стрельчатые арки – нервюры, которые опираются внутри помещения на мощные колонны или пучки узких колонн. Распор свода передается вынесенным наружу столбам (контрфорсам) при помощи перекидных арок (аркбутанов). Места соединения аркбутанов с контрфорсами увенчиваются декоративными остроконечными башенками – пинаклями.

Крупнейшие сооружения ранней готики представлены соборами Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция). Их архитектоника еще несет на себе черты романского стиля. Это проявляется в четком горизонтальном членении фасадов, в грузной тяжеловесности башен, в сдержанной скульптурной декорировке, производящих общее впечатление строгости, величия и незыблемости храмов.

Общепризнанными классическими образцами готики, повторенными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Франция). Их фасады, в отличие от ранних сооружений готики, имеют стремительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчастной фасадной поверхности элементы ее убранства выходят за пределы своих ярусов. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Архитектурные детали украшены растительным орнаментом.

Шедеврами зрелой готики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Фрейбургский и Кельнский соборы в Германии. В эпоху поздней готики все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Вертикальные членения становятся главными. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «окаменевшее пламя» (отсюда термин «пламенеющая готика»).

Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, сложным орнаментом.

С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи – своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Витражи заполняют узкие высокие проемы и круглые окна – «розы». Почти бесцветные снаружи, внутри витражи горят насыщенными красками, создавая в интерьере собора необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представления Средневековья об одухотворенности материи.

Средневековье, или Средние века – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. Впервые термин «Средние века» был употреблен итальянскими гуманистами для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей Средних веков традиционно считается V в. н. э. – падение Западной Римской империи, а верхней – ХVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы, складывается городская культура, возникают новые политические формы, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества обычно выделяются три этапа: раннее Средневековье, классическое Средневековье и позднее Средневековье.

Раннее Средневековье охватывает период с V по ХI в. В этот отрезок времени произошли крупномасштабные изменения в мире. В этот период потерпела крушение рабовладельческая Западная Римская империя. На ее территории германскими племенами формируются новые государства. При этом происходит переход от язычества к христианству под эгидой Римско-католической церкви. Новая религиозная система стала основой цивилизации Запада и сохраняла ее единство, несмотря на различия в темпах развития отдельных стран и областей и их внутреннюю раздробленность.

В раннее Средневековье закладываются основы новых производственных отношений – феодальных, для которых характерно господство крупной земельной собственности, находившейся в руках феодалов и наличие мелких индивидуальных хозяйств непосредственных производителей – крестьян, которых феодалы наделяли основным средством производства – землей. Формой реализации собственности феодала на землю была феодальная рента, которая взималась с крестьян, арендующих землю в отработочном, натуральном или денежном виде.

В период раннего Средневековья западноевропейские народы постепенно осваивают письменность, закладывают основы самобытной культуры.

На этапе классического Средневековья (ХI-ХV вв.) завершается процесс формирования феодальных отношений, все структуры феодального общества достигают наиболее полного развития.

В это время начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Складываются основные сословия, появились сословно-представительные органы – парламенты.

Главной отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, но в этот период активно развиваются города, ставшие средоточием ремесленного производства и торговли. Новые отношения подтачивали устои феодализма, в его недрах постепенно укрепляли свои возможности капиталистические отношения.

В эпоху позднего Средневековья (ХVI-начало ХVII вв.) темпы экономического развития европейских стран возрастают. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями, в результате которых начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый свет – начинают стекаться сокровища, золото и серебро. Все это способствовало росту денежных богатств купцов, предпринимателей и послужило одним из источников первоначального накопления, приведшего к образованию крупных частных капиталов.

В эпоху позднего Средневековья единство католической церкви было расколото движением Реформации. В христианстве возникает новое направление – протестантизм, в наибольшей степени способствовавший становлению буржуазных отношений.

На исходе Средневековья начала складываться общеевропейская культура, в основу которой легла теория гуманизма, новая культура, названная Возрождением.

В период позднего Средневековья оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познавать окружающий мир, желание его преобразовывать в интересах человека.

Введение в историю средних веков и Возрождения

С точки зрения историческ4ой науки средние века – огромный по продолжительности период. Его условные рамки – конец 4-го начало 5-го века н.э. и вплоть до Нового времени, начало которого приходится на разное время в разных странах, традиционно его отсчитывают либо от буружуазных революций (в Нидерландах и Англии – 16-17 века, во Франции и Германии – значительно позже), либо от некоего момента, который можно считать переломным в процессе постепенной, нереволюционной смены общественно-экономических формаций, когда феодализм вытесняется буржуазией.
Однако, историко-литературный курс не простирается до конца 18 века, он ограничивается первым-вторым десятилетием 17 века. Таким образом, курс приходится на 1200 лет.
Курс ограничен данным временем, т.к. литература опережает социальное развитие, предваряет её развитие, художники подобны пророкам, ведь они видят суть перемены там, где остальные остаются слепо-глухо-немыми.
Почти повсеместно в Европе в начала 17 века в литературе и искусстве ощущается радикальная смена мировоззренческого кода, смена эстетической парадигмы. Средневековый и ренессансный стили сменяют барокко и классицизм.

Началом европейск4огог средневековья следует считать 4-5 века нашей эры, т.е. за точку отсчета нужно принимать не конкретную дату, а период распада Римской империи. Таким образом, начало европейских средних веков совпадает с:

1. Эпохой великого переселения народов, чьей кульминацией явился 5-ый век, но само это великое переселение началось двумя веками ране и не закончилось в пятом веке, но продолжалось.

2. С точки зрения экономики началом средних веков является повсеместный переход от рабовладения к феодализму. Но этот процесс вобрал в себя и варварские народы, уже засилившие Европу (т.е., от родового строя – сразу в феодализм)
Грановский: «Волна переселения народов ударила в двойную стену, одна из них – Римская империя – рухнула, другая – христианская церковь – сильно пострадала, но выдержала катастрофу».

Также выдержала катастрофу и латынь, которая существовала на закате империи в Римских провинциях – Испании, Галлии. Она существовала не в форме классической латыни, а в форме так называемой вульгарной – народной – латыни. Именно на её основе разовьются постепенно (на протяжении всего средневековья) Европейские языки, а её влияние сказалось не только в романских, но и в германских языках; английский язык – феномен равного влияния и романского, и германской ветви.

В сравнении с античной литературой в Средневековой литературе на первый план выступают этические проблемы. Это отличие бросается в глаза. Средневековая цивилизация вообще уникальна в том отношении, что не в одной её сфере, включая культуру, нет ничего этически нейтрального. Этическая проблематика преобладает во всех сферах средневековой культуры. Почему так? В Европе это связано с христианством. В это время во всем мире утверждаются монотеистические религии (не возникают, возникает лишь ислам) – христианство, буддизм. Языческие пантеоны богов сменяются единобожием, моральный императив таких религий более сконцентрирован и выражен, чем в религиях древности. Идея человека божьего, лежащая, усиленна четкое формулированными нравственными заповедями, обращена к каждому человеку и предполагает душевную работу каждого.

В Средние века формируется весьма строгая сословно-иерархическая структура общества. Это связано с господством религиозной идеологии, рассматривающей мир как серию подобий, отражений высшего в низжем. Если представить мир в вертикальном разрезе, то он будет сравним с лестницей, поднимающейся от земли (дольнего мира) к небу (горнему миру). Образ лестницы восходит к Лестнице Иакова (Ветхий завет).
Концепция великого порядка (Великой цепи бытия) – идея, восходящая к Платону, подразумевает всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность всего в мире - доминирует в сознании человека европейского средневековья.
Уже в 9 веке средневековое общество стали делить на три сословия: на тех, кто сражается – bellatores, молящиеся - oratores, трудящиеся - laboratores. В 12 веке с развития городов, когда появились промежуточные социальные прослойки врачей, юристов, купцов и т.д., такое деление оказалось в значительной мере условным, но им продолжали пользоваться вплоть до 15 века. У каждого сословия своя специфическая функция. Так, задачей воинов было охранять и защищать молящихся и трудящихся. Задачей молящихся было помогать трудящимся и воинов своей молитвой. Трудящиеся должны были кормить молящихся и воинов.
Сословность является основным универсальным признаком не только Средневековой цивилизации, но и культуры средних веков. По сути, каждое сословие – крестьяне, рыцарство, духовенство, горожане – вырабатывают свою субкультуру и свою литературу. Каждая из этих субкультур органично вписывается в рамки общей средневековой культуры, т.к. вся она функционирует по общим законам.

В Средние века происходит складывание новых в сравнении с античностью литературных регионов. Умножаются и усложняются культурные взаимосвязи. Культура срединеземноморского круга (античности) выходит далеко за пределы Средизмноморья. Так происходит, потому что расширяются политические связи и контакты между государствами, растет торговля, крепнут религиозные связи, способствуют этому общие религиозные праздники, общеевропейские паломничества к святым местам, продолжается миграция населения Европы, а с миграцией и перенос культуры (например, в Британию сначала пришли кельты, затем – скандинавы, синтезом явилась англо-саксонская культура, затем в 12 веке приходят норманны, которые приносят французский язык и возражают кельтское прошлое). Также росту литературных регионов способствуют частые войны и передел территории, они обуславливают взаимопроникновение культур. В средние века большую популярность приобрела идея наследования, передачи, переноса империи –translatio imperii. Одним из первых эту идею озвучил святой Иероним. Эта идея дополнялась идеей наследования, переноса знаний – translation studii. Связи всего со всем способствуют так называемые языки посредники (международные языки) – сначала латынь, в зрелом средневековье - французский, чему немало способствовала столетняя война.

Основные доктрины и тенденции, определяющие облик Средневековой культуры:
1. Христианская доктрина,
Средневековую литературу нельзя адекватно понять, не учитывая глубоко религиозного восприятия действительности человеком и мира той эпохи. Многие жанры средневековой литературы имеют религиозное происхождение – гимны, введения, жития, литургическая драма, миракли, мистерии, моралите. В основных чертах европейское средневековье – христианская цивилизация и христианская культура.

2. Традиции античной культуры (в том числе и латынь).
Постепенно христианская церковь, прекрасно знакомая с античными авторами, вводит в школьное преподавание некоторых римских авторов – Цицерона, Овидия, Вергилия; греческих авторов допускают позднее, т.к. их меньше знали, появляются в основном после падения Константинополя. Христианское богословие активно использует философские концепции Платона и Аристотеля. Античная традиция оживает в лирике, рыцарском романе, в дидактике (дидактических сочинениях). Апофеозом влияния античности станет та роль, которое придадут античному знанию европейские гуманисты начиная примерно с середины 14 века, до них в век схоластики (12-13 век) – богословы.

3. Народная тенденция – устное народное творчество, фольклор, уходящий корнями в родо-племенные отношения.
В менталитете средневекового человека, особенно на раннем этапе, в прочем, и позднее, ощутимо двоеверие – сочетание христианской веры с народными языческими верованиями. В раннем средневековье языческие верования вообще преобладают.

Периодизация средних веков.

Хронологически эпоху средневековья в Европе можно условно разделить на три этапа.

1. Раннее средневековье или средневековая архаика (рубеж 4-5 веков – до середины или конца XI века, примерно до начала крестовых походов).
Средневековая архаика включает в себя два пласта словесности: устная литература и письменная литература.
Устная словесность: народно-эпическая поэзия, архаические дохристианские эпосы кельтов и скандинавов (ирландские саги). Сочинения анонимны. Элемент христианизации невелик, т.к. это стадиально более ранние, дохристианские памятники словесности.
Письменная литература: патристика, сочинения отцов церкви – духовная литература, созданная в монастыре клиром (духовенством). Авторство, как правило, известно.

2. Зрелое средневековье или средневековая классика (конец 11 века – середина 15 века, падение Константинополя в 1453, когда знание с Востока хлынуло на Запад; в Италии – до середины 14 века).
Опять же два пласта: устный и письменный.
Устный пласт: народно-эпическая поэзия – национальные героические эпосы (Песнь о Роланде, Песнь о Нибелунгах). Сочинения анонимны.
Письменный пласт более обширный и дифференцированный.
1. Религиозная духовная литература. Авторская. Божественная комедия примыкает сюда.
2. Куртуазная (придворная) литература – лирика и рыцарский роман. Авторы как правило известны.
3. Городская литература – в основном сатирическая, фарсы, фаблье. Сюда относится Вион, опосредованно можно судить по работам Бокаччо. Сочинения в основном анонимны. В рамках городской культуры происходит и становление средневекового театра, который выходит из храма на городскую площадь и часто сопровождает праздники.

3. Позднее Средневековье или Ренессанс. Хронология разнится в зависимости от национальной культуры: Италия (середина 14 века, начиная с Великой Европейской чумы 1348-1350 гг. – начало 16 века; с Петрарки до Макиавели); Англия, Франция, Нидерланды и Испания (середина 15 – весь 16 век), 17 век – последний в Европе кризис ренессансных идеалов, так называемый трагический гуманизм Шекспира и Сервантеса.
Литература авторская, анонимных сочинений практически нет – только в театре остаётся традиция анонимности.

Само понятие «Средние века» появилось уже в Новое Время, в 17 веке, возникает в буржуазном обществе и было сначала окрашено негативно, критически по отношению к этому периоду: «Средние века = тёмные века». Предпосылки для такого взгляда обнаруживаются ещё в раннем итальянском возрождении у первых гуманистов, именно здесь, в городах и княжествах Италии очень рано появились зачатки буржуазных отношений – 13-14 века. Для первых итальянских гуманистов всё, что было для них – период варварства, они считают это провалом в культурной истории Европы, т.к. для них это эпоха небытия античного знания.
Объективно Средние века – важнейший поступательный этап в культурном развитии Европы, этап восхождения. Именно в Средние века зародились Европейские нации, сформировались современные европейского государства; сложились современные европейские языки; именно в средние века были сделаны великие географические открытия, раздвинувшие пределы европейского мира; именно в это время была сохранена связь и преемственность культур; душа человека стала предметом пристального интереса и заботы; были созданы величайшие и неповторимые художественные ценности – дворцы и соборы, живопись и скульптура, литература; именно эта эпоха породила то, что и по сей день не обесценилось.
Духовная культура современной Европы – наследница христианских ценностей и духовной культуры Средневековой Европы. Антуан Де Сент Экзюпери: «Мы расточили своё наследие», т.е. неизвестно, хорошие или плохие мы наследники.

Библия – база культуры.
Игнорируя систему ценностей, лежащих в основе миросозерцания этой эпохи, нельзя понять их культуру. Поэтому рассмотрим отдельные категории средневековой культуры и место человека в их системе:
1. Самый популярный литературный жанр в эту эпоху – житие. Жития оказывают влияние на все прочие жанры средневековой словесности и именно в рамках житийной традиции будет в последствие формироваться и роман нового времени.

3. В архитектуре доминирует собор – символ вселенной, символ мира.

4. В живописи преобладает икона. Светская живопись при возникновении тоже будет предпочитать библейские сюжеты.

5. В скульптуре преоблают персонажи священного писания.

6. В мышлении преобладают аналогизм и дуализм.
Аналогизм – привычка к аналогиям. Так работает принцип подобий: земной мир подобен небесному и т.п.
Дуализм – склонность рассматривать всё в оппозициях: бог – дьявол, душа – тело, вечное – временное, святое – греховное, мир земной – мир небесный (двоемирие). Двоемирие определяет мышление средневекового человека. В божественный мир средневековый человек и художник вглядывается не менее пристально, т.к. земная жизнь представляется человеку приготовлением, преддверием к жизни вечной.

7. Природа понимается как зеркало, в котором человек может созерцать образ божий, «природа есть бог в вещах». Природа не играет вполне самостоятельной роли, её явления воспринимаются и понимаются как проявление высших сил, как бич или дар божий. Природа является для художников прежде всего кладовой символов, аналогий, аллегорий. Средневековый художник не похож на художника современного, т.к. современный живет в эпоху всеобщей физической, поэтической и моральной относительности; средневековый мир располагает добро и зло на абсолютных полюсах, это его базовые оппозиции, во всех сферах жизни ничто не мыслится этически нейтральным.

8. Реализм – слово средневекового происхождения. Реалиями в то время считались вещи и категории, не всегда убедительные для современного человека – загробный мир, призраки, ведьмы и т.п. Загробный мир мыслился столь же реальным и населенным, как мир земной. Например, для героя Шекспира (Гамлета) и самого автора персонажи иного мира реальны.

Кажущиеся странности средневекового сознания обнаруживаются повсюду. Virtu – доблесть, добродетель, в средние века считалось обращение к древним автором, опора на авторитет, цитирование их мыслей, доверие к традициям, движение в русле традиций приветствуется и поощряется. Всякого рода дурные инновации осуждаются и рождают опасения, тревогу. Это – примета традиционалистского сознания.
В трактате «Государь» Макиавели наряду с двумя традиционными значениями virtu (следование древним образцам и воинская отвага) вводит одно новое – способность человека менять своё поведение в зависимости от меняющихся обстоятельств, т.е. изменять себе. Именно это новое значение, затрагивающее душу, ведущее к оправданию обмана, лицемерия, предательств и прочих злодеяний, вызывает резкое осуждение современников. Инновации, касающиеся души – преступления против духа, вызывали крайнее неприятие в ту эпоху. Самый яркий пример – иерархия наказаний в Дантовом аду, когда преступники-предатели наказываются строже убийц. Показательно, что на исходе эпохи в сатире 1610 года Джон Дон помещает в самое сердце ада инноваторов – для него это те же предатели, но изменившие не Христу, как Иуда у Данте, но изменившие самой традиции и законам своего мира.

Гуревич утверждает, что в Средние века не существовало представления о детстве как особом состояние человека, и детей воспринимали как маленьких взрослых. В доказательство он говорит, что так их изображают на картинах – взрослые выражения лиц, но всё в уменьшенном масштабе. Это положение спорно. Есть версия, что детей так изображали в соответствии с каноном изображения младенца Иисуса – он знает будущее, он серьезен.

Высшим способом установления истины в суде на протяжении всего Средневековья являлся божий суд – поединок сторон, примеры видны в героическом эпосе и позднее, у Шекспира и Сервантесом. Применялись испытания железом, водой, в качестве обвиняемого могли привлечь неодушевленный предмет и животное.

Столь значимая ныне категория свободы не являлась антитезой зависимости, т.к. всё было зависимо от воли бога, и свобода сочеталась с зависимостью. Реальный (понятный) смысл имели такие выражения, как «свободная зависимость», «свободное служение», причем не только в религиозной, но и в куртуазной литературе. Христианская аскетическая традиция учила видеть в бедности более угодное богу состояние, нежели богатство, руководствуясь евангельским тезисом, что удобней верблюду пройти в угодное ушко, чем богатому войти в рай. Ростовщичество – отвратительное занятие, по Данте они в предпоследнем кругу ада. Многие люди добровольно отказывались от имущества, само понятие «бедный», «бедняк» употребляется в двух значениях: незнатный и избранный (божественный смысл).


Похожая информация.


Похожие статьи