Правописание проверяемых гласных в корне слова. Справочник по русскому языку

19.01.2024

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Правописание слов с безударными гласными в корне

Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые «словарные» слова. Они подчиняются историческому принципу орфографии и пишутся по традиции. Среди них есть слова исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю и запоминается. (Применяют разные приёмы запоминания таких слов: можно крупно написать слово цветными фломастерами на карточке и повесить на видное место или пропеть по слогам на любимую мелодию: кто-то лучше запоминает глазами, кто-то на слух ): со бака, ко рова, ви не грет, ди ри жёр, ине й и др.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Чтобыправильно написать букву в корне слова, нужнонайти проверочное слово - изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался в сильной позиции (под ударением) и произносился четко: но винка - нó вый , се ление - сё ла , прила скать - лá ска.

Чтобы не перебирать множества однокоренных слов, надеясь хотя бы в одном из них найти гласный в сильной (ударной) позиции, хорошо знать приёмы, одинаковые для проверки многих слов. Существует несколько практических приемов быстрого нахождения проверочного слова. Они могут быть полезны для большинства слов с безударными проверяемыми гласными.

Типовые приемы проверки

Подбор проверочного слова нужно начинать с форм того же слова (т.е. нужно изменить данное слово). Это самый простой способ.

1. Для имени существительного:

а) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит в единственном числе, следует поставить существительное в форму множественного числа: зе мля (ед.ч.) - зé мли (мн. ч.), но га - нó ги, ре ка - рé ки и др.

б) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит во множественном числе, следует поставить слово в форму единственного числа: ле са (мн.ч.) - ле с (ед.ч), сне га - сне г, де ла -дé ло и др.

в) можно изменить падеж существительного: ве щей (Р.п.) - вé щи (И.п.), де тей - дé ти, до черей - дó чери и др.

2. Для имени прилагательного:

безударный гласный часто проверяется постановкой прилагательного в краткую форму мужского рода: до рогóй - дό рог, ря бóй - ря б, зе лёный - зé лен и др.

3. Для глагола:

а) поставить глагол в форму 3-го лица настоящего или будущего времени (он, она, они) : ва рить - вá рит, то птала – тό пчет, пи сали – пú шет, све тить - свé тит и др.;

б) поставить глагол в форму прошедшего времени мужского рода: заве ду - завё л, нагре бла - нагрё б, наме ло - намё л и др.

в) поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив): бро сали - брó сить, вста ёшь - вста ть, натя нул - натя гивать и др.

Если изменение слова не помогает найти проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово, являющееся другой частью речи:

а) глагол можно проверить отглагольными существительными: сме яться - сме х, вздо хнула - вздо х, весе литься - весé лье и др.

б) хо лодный (прилаг.) – хó лод (сущ.) , о сенний (прилаг.) - ó сень (сущ.) ;

в) чи стота (сущ.) – чú стый (прилаг.), ча стота (сущ.) - чá стый (прилаг.).

Иногда нужно подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи: тро пинка – трó пка , в е ршина – ве рх , до мишко - дó мик , ко стяной - кó стный , ста ринный - стá рый.

Внимание!

1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов, в которых есть чередование гласных в корне: прила гать - нельзя прилóжен (это корни с чередованием лаг-/лож -); подра стёшь - нельзя подрóс (корни раст-/рос-); бли стать - нельзя блеск (корни с чередованием блист-/блеск- ).

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):

хор О ший – прихор А ш ИВА ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в ОРО та – прив РА тник,

х ОРО нить – ох РА на,

з ОЛО то – з ЛА то,

х ОЛО дный – прох ЛА да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?

в…кторина - ?

ор…гинал - ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;

б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.

2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.

2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.

Чередование а-о

1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).

2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).

3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).

5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)

Чередование е-и

В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.


Похожая информация.


Проверяемая ударением безударная гласная в корне слова

Как узнать, какую гласную надо написать в корнях слов: обог…щение, сож…леть, насл…ждаться, осозн…вать, изв…ните? Это очень просто: надо подобрать такое однокоренное слово, в котором неизвестная нам гласная станет ударной . Вот эти слова:

обога щение – богá тый;

сожа леть – жá лость;

насла ждаться– слá дкий;

осозна вать – сознá ние;

изви ните – неви́ нный.

При подборе проверочного слова важно учитывать его значение: запе вать песню (пе ть) – запи вать водой (пи ть), разря дить ружье (удалить заря д) – разре дить всходы (сделать их ре дкими), ума лять значение (делать его ма леньким) – умо лять о помощи (мо лит о помощи), ста рожил города (ста рый житель) – сто рожил сад (сто рож).

!!! ЗАПОМНИ: нельзя проверять безударную гласную в корне глагола с помощью глагола с суффиксом -ива-/ыва-. Например, глагол опо здать нельзя проверять глаголом опá здыва ть. Глагол опо здать мы должны проверить словом пó здний .

2. Непроверяемая ударением безударная гласная в корне слова .

Уже из названия ясно, что непроверяемую гласную проверить обычным способом нельзя. Написание таких слов проверяется по словарю (любому, в том числе электронному) и запоминается: со чи нение, ди ри жёр, ре жи ссёр, ди ректор, диа па зон, те рри тория, апло ди сменты, ко мби не зон .

Есть слова, которые пишутся по-разному в зависимости от смысла: дружная ко мпания – избирательная ка мпания, военная ка мпания.

3. Чередующиеся гласные в корне слова .

Всё было бы гораздо проще, если бы не было чередующихся гласных в корне слова. Но они есть. И правила их написания придётся запоминать.

Но сначала разберёмся, что такое чередование . Чередование – это смена одного другим. Например, смена времени суток (день – ночь – день – ночь ), смена времён года (зима – весна – лето – осень – зима и т.д.).

В случае со словами чередование – это смена гласных в родственных корнях. Так, о может меняться с а, е с и. Например,слова слаг аемое и слож ение имеют родственные корни, но пишутся они по-разному лаг и лож . Почему? Потому что по правилу в этих корнях перед г надо писать а , перед ж – о .

И вот, что ещё важно: безударную гласную в корне с чередующейся гласной нельзя проверять подбором проверочного слова. Например: слово ра сти́ нельзя проверить словом рó ст . Почему? Потому что по правилу в безударном положении (ра сти́ ) перед ст надо писать а .

Вы поймёте это, когда внимательно посмотрите на таблицу, в которой приведены все условия написания чередующихся корней.

Гласная зависит от ударения нет суфф. -â- есть суфф. -â- -го р- -кло н- -тво р- -за р- -пла в- без ударения пишутся всегда одинаково лаг - лож раст - ращ - рос скак - скоч -кос- -бер- -дер- -мер- -пер- -тер- -жег- -чет- -стел- -блест- -кас-â -бир-â -дир-â -мир-â -пир-â -тир-â -жиг-â -чит-â -стил-â -блист-â корни с -им-, -ин- -равн- пишется в словах со значением равный, одинаковый -ровн- пишется в словах со значением ровный, прямой -мак- пишется в словах со значением погружать в жидкость -мок- пишется в словах со значением пропускать жидкость ПРИМЕРЫ заго ре́лый покло ни́ться тво ри́ть за ревóй жук-пла вуне́ц полаг аться полож иться; выраст и выращ енный вырос ли; скак ать вскоч ить ко снуться собе ру заде ру заме реть запе реть выте реть выже г выче т усте лить бле стеть занять примять ка сâ ться соби рâ ть зади рâ ть замирâ ть запирâ ть вытирâ ть выжигâ ть вычитâ ть устилâ ть блистâ ть занимâ ть приминâ ть сравнять счет – выровнять площадку; макать хлеб в молоко – непромока-емый плащ. !!! Нельзя путать: чередующиеся корни мер/мир с корнями с проверяемой гласной прими рить, сми риться (от слова ми́р, ми́рный ) и изме рение (от слова ме́ра, ме́рить ). Исключения : выгарки пригарь зоревать пловец пловчиха плывун утварь Исключения : отрасль росток ростовщик Ростов Ростислав скачок скачу скачите Исключения: сочетать сочетание Исключения : равнина ровесник поровну уровень Соображаю! ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№1 Подберите проверочные слова, поставьте в них ударение и вставьте пропущенные буквы.

Образец выполнения :

1. увле чение – увл е́ чься

2. разга дать - разгá дка

Возвр…тить, нагр…ждённый, прим…рение, обн…вить, уг…ждать, уд…вление, ун…жаться, упр…сить, оч…ровательный, впеч…тление, р…скошный, опр…вдаться, изм…рять, прогл…тить, ч…столюбие, ч…стоплотный, объед…нить, оп…здавший, возр…ждение, обр…мление, нав…ждение (всего 21 слово).

№2 Перепишите словосочетания и вставьте пропущенные буквы .

1. отрасль разв…валась – флаг разв…вался;

2. прож…вал в городе – прож…вал бутерброд;

3. ч…стота в комнате – ч…стота колебаний;

4. запл…тить долг – спл…титься вокруг героя;

5. пок…рить зверя – пок…рать врага;

6. сп…шите на автобус – сп…шите текст;

7. посв…тить стихотворение подруге – посв…тить фонариком;

8. укр…тить зверя – сокр…тить дробь.

№3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Приведите значение каждого слова (хотя бы одно из значений). Для выполнения этого задания воспользуйтесь словарём.

Образец выполнения :

1. ди летант – новичок в какой-то области

Ан…логия, ар…мат, д…скуссия, лаб…ринт, опп…зиция, ор…нжерея, п…литра, п…норама, прив…легия, пр…ор…тет, ш…девр (всего 11 слов).

№4 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы.

Жизнь пчёл очень к..р…тка. Она длится всего двадцать восемь – тридцать пять дней. Но за это время пч…ла усп…вает овл…деть множ…ством пр…фессий. В возр…сте двух-трёх дней она ст…новится к…рмилицей, в…спитат…льницей л…чинок – пч…линых деток. Пройдёт ещё неск…лько дней, и пч…ла превр…тится в стр…ителя. Она начнёт выр…батывать воск и строить соты. Попутно пч…ла исп…лняет другие обяз…нности: она принимает и перер…батывает прин…симый в ул…й н…ктар, зап…лняя им ячейки сотов. А с двадцатого дня и до конца жизни пч…ла р…ботает сборщицей мёда и пыльцы.

Летний день около пас…ки. Пч…ла-разведчица л…тает и ищет цв…ты, бог…тые пыльцой и сладким н…ктаром. Много сотен метров прол…тит она в поисках добычи. И вот пч…ла обн…ружила цв…тущие вербы. Надо поск…рее сообщить подругам по улью, что найден б…гатый источник пищи. Пч…ла возвр…щается в ул…й и нач…нает исп…лнять в воздухе зам…словатые ф…гуры. Это танец пчёл. Так пчёлы разг…варивают. Так пч…ла-разведчица расскажет подругам о своей зам…чательной находке.

№5 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы, выделяя корни.

Гласная зависит от ударения Гласная зависит от следующей согласной Гласная зависит от наличия/отсутствия суффикса -â- Гласная зависит от значения слова нет суфф. -â- есть суфф. -â-

Изл…жение, сл…гаемое, подр…стём, з…ря, проск…кал, предл…гать, р…стительный, нар…щение, подг…рело, выг…рки, з…ревать, тв…рение, выск…чка, прик…сновение, прик…саться, пл…вун, распол…жить, безотл…гательно, зам…рает, пром…кашка, пл…вцы, жук-пл…вунец, уб…рать, заг…рать, пром…чить (ноги), зап…реть, выр…щенный, забл…стать, перест…лить, откл…нение, бл…стел, зан…мательный, попл…вок, соч…тание, з…ревой, сж…мать, отск…чил, выч…тание, заж…гать, скл…нился, дог…реть, оз…рённый, пл…вник, непром…каемый (плащ), р…внозначный, р…внять (дорожку), раст…рать, приб…рать, подн…маться, р…внина, ур…внение, выг…рает, заск…чить, ск…чок, спл…вной, обм…кнуть (кисть в краску) (всего 56 слов).

№6 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы.

В корне чередующаяся гласная В корне гласная, проверяемая ударением В корне гласная, непроверяемая ударением

Ц…нтральный, напр…вление, ф…милия, уст…лить, упр…стить, к…нтинент, п…лисадник, м…стерство, прик…снуться, дост…гать, прир…сти, разг…реться, водор…сли, д…лголетие, оп…здание, пром…кнуть, соприк…саться, зам…реть, соч…тание, распол…гаться, проск…чить, сг…рание, эл…ментарный, фл…минго, оз…рение, р…внина, жук-пл…вунец, пап…ротник, вин…грет, в…ротник, ед…ница, запр…щение, инж…нер, р…вносторонний, пл…вцы, ск…чите, изв…нение, соб…рать, бл…стать, приг…реть, вл…жение, сотв…рение, р…весник, зап…рать, заг…рается, заж…гать, уд…вительный, насл…ждаться, просл…влять, прим…риться, л…ндшафт, р…ставрация, прим…рять (пиджак), атм…сфера, погл…щать, прит…гательный, к…никулы, возр…стной, выр…внять (дорожку), неук…снительно, обж…гание, вн…мание, пл…вучий, сож…леть (всего 64 слова).

Безударные гласные в личных глагольных окончаниях

Глаголы с безударными личными окончаниями спрягаются следующим образом:

  • всe глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть - и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать - относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят);
  • все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Исключение: глаголы брить и зиждиться - I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся).

Приставочные глаголы следуют спряжению бесприставочных глаголов, от которых они образованы, например: выпить, выпьешь (ср. пить, пьёшь) - I спряжения; выспаться, выспишься (ср. спать, спишь) - II спряжения.

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания I спряжения (хочешь, хочет), а во множ. ч. окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

Безударные соединительные гласные

1. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство, чаепитие, своекорыстный, растениеводство. В немногих сложных словах, первая часть которых образована от слов с мягкой основой, возможна соединительная гласная о, например: коновязь (ср. коневодство), кровообращение (ср. кровеносный), также баснописец, зверолов.

2. От соединительной гласной следует отличать падежное окончание первой части сложного слова, например: умалишённый, сумасшедший, пятиалтынный, сорокарублёвый, сорокалетний, но: девяностолетний, столетний.

Безударные гласные в корнях слов

Гласные а и о в корнях зар и зор, рас(т) и рос(т), равн и ровн, гар и гор, плав и плов:

  • зар — пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением - за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);
  • зор — пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ри, зорь, зо́рю (бить, играть зорю).
  • рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль;
  • рос(т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.
  • равн — пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, всё равно;
  • ровн — пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень;

В слове равнина пишется а:

  • гар — пишется под ударением, например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;
  • гор — пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.
  • плав — пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о в глаголах:

  • скакать - выскочить, кланяться - поклониться, касаться - коснуться, предлагать - предложить, излагать - изложить и т. п. а также макать - мочить и в образованных от них словах: скакун - выскочка, касательство - прикосновение, облагание - обложение и др.

«В корнях бер — - бир -, дер — - дир -, мер — - мир -, пер — - пир -, тер — - тир -, блест — - блист -, жег — - жиг -, стел — - стил -, чет — - чит -, пишется и, если дальше следует суффикс -а -… в противном случае пишется е…

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование и и е в глаголах:

  • сжигать - сжечь, выжигать - выжечь и т. п.;
  • постилать - постелю, расстилать - расстелюи т. п.;
  • раздирать - раздеру, удирать - удеруи т. п.;
  • отпирать - отпереть, запирать - заперетьи т. п.;
  • стирать - стереть, растирать - растеретьи т. п.;
  • умирать - умереть, помирать - помереть, замирать - замеретьи т. п.;
  • избирать - изберу, прибирать - приберуи т. п.;
  • вычитать - вычесть, прочитать - прочестьи т. п.;
  • сидеть - сесть, а также блистать - блестеть.

Литература: Розенталь Д. Э. и др., Справочник по право­писанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999.

Безударные гласные в суффиксах

1. Следует различать суффиксы существительных -ик,(-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек - барашка.

2. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-:

  • в существительных мужского рода пишется -ец

— (с беглым е), например: комсомолец - комсомольца, европеец - европейца;

  • в существительных женского рода пишется -иц

Например: конница, лестница;

  • в существительных среднего рода пишется -ец

Если ударение стоит после суффикса, и -иц-, если ударение предшествует суффиксу, например: пальтецо́, но: пла́тьице.

У существительных среднего рода известен также суффикс -ц — с беглым е, которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец).

Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.

3. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-.

Суффикс -ечк — пишется:

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек

— с беглым е, например: нянечка (нянек - нянька), леечка (леек - лейка), печечка (печек - печка), окошечко (окошек - окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время - времечко, семя - семечко.

Суффикс -ичк — пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц -, например: лестница - лестничка, пуговица - пуговичка, ножницы - ножнички.

4. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных:

  • -инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина - проталинка, скважина - скважинка, соломина - соломинка;
  • -енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня - башен), песенка (песня - песен), вишенка (вишня - вишен), сосенка (сосна - сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

5. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е , например: берёзонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).

Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня).

6. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имён существительных с суффиксами -ушк-, -юшк- и -ышк-, -ишк- и др.:

  • в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка;
  • в существительных мужского рода у имён одушевлённых пишется -ушка (-юшка), например: дедушка, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка;
  • в существительных среднего рода пишется -ышко, например: пёрышко, солнышко, стёклышко, гнёздышко.

Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек-, -ушек-, -еше, например: колышек, воробышек и воробушек, хлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко.

Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк — (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср. плутишка, воришка, дворишко, пальтишко).

7. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -ат- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай - ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый - вожатого, вожатые, вожатых.

8. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

9. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян- (после шипящих -ан-), если ударение стоит после суффикса, например: земляно́й, травяно́й, жестяно́й, костяно́й, нефтяно́й, вощано́й, платяно́й, дровяно́й.

Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других - -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: гли́няный, ко́жаный, сере́бряный, ве́тряный (ветряная оспа, мельница), ма́сляный (масляная краска) при клю́квенный, соло́менный. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им. пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стремянный.)

10. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс -ан(н)-, -ян(н)- , если соответствующий глагол оканчивается на -ать (-ять), и суффикс -ен(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на -ти (-ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилаг.), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилаг.), намасленный, выведенный, остриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (сущ.), валяный (но: валенки).

Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).

11. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-) (действ.), -ем

— (страд.), если глаголы, от которых они образованы, - I спряжения, например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый;

-) (действ.), -им

— (страд.), если глаголы, от которых они образованы, - II спряжения, например: значащий, дышащий, видящий, сто́ящий, видимый.

Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-.

Примечание 2. От глагола брезжить действительное причастие пишется брезжущий.

12. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н , например: спокойный - спокоен, знойный - зноен, буйный - буен, прямолинейный - прямолинеен.

Но от достойный краткая форма - достоин (достоинство), однако причастие - удостоенный, удостоен (от удостоить).

13. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом:

1) Прилагательные оканчиваются на -инский:

а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: се́стринский (сестра - сестрин), Мари́инский (Мария - Мариин), А́ннинский (Анна - Аннин), Са́ввинский (Савва - Саввин);

б) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: гря́зинский (Грязи), мыти́щинский (Мытищи), хи́мкинский (Химки), со́чинский (Сочи), то́пкинский (Топки), та́лсинский (Талсы);

в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: жи́здринский (Жиздра), я́лтинский (Ялта), Охтинский (Охта), ро́нгинский (Ронга), балаши́хинский (Балашиха), е́льнинский (Ельня).

Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я), в соответствии с прочно установившейся традицией сохраняют написание с -енский, например: пре́сненский (Пресня), пе́нзенский (Пенза).

2) Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: гро́зненский (Грозный), городи́щенский (Городище), заре́ченский (Заречье), фру́нзенский (Фрунзе), коло́менский (Коломна), песо́ченский (Песочня), горше́ченский (Горшечное).

14. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением , например: стару́шечий, куку́шечий, ко́шечий, лягу́шечий, индю́шечий, но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: коша́чий, лягуша́чий, индюша́чий.

15. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е.

16. В суффиксах степеней сравнения в безударном положении всегда пишется е , например: громче, старше, краси́вее (краси́вей), краси́вейший.

17. В глаголах, оканчивающихся в неопределённой форме на -вать, необходимо для правильного написания безударного гласного перед в различать следующие типы:

1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на -ую (-юю), а в неопределённой форме на -овать (-евать), например: беседую - беседовать, заведую - заведовать, горюю - горевать;

2) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на неударяемые -ываю, -иваю, а в неопределённой форме на 1неударяемые -ывать, -ивать, например: развёртываю - развёртывать, закручиваю - закручивать;

3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на ударяемое -ваю, а в неопределённой форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределённой форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е. непосредственно перед -ть), например: одолева́ю - одолева́ть (одоле́ть), запива́ю - запива́ть (запи́ть), застыва́ю - застыва́ть (засты́ть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на -ю (без -ва-): застава́ть - застаю́ (заста́ть), достава́ть -достаю́ (доста́ть).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́):

  • затмева́ю - затмева́ть,
  • застрева́ю - застрева́ть,
  • намерева́юсь - намерева́ться,
  • обурева́ет - обурева́ть,
  • продлева́ю - продлева́ь,
  • растлева́ю - растлева́ть,
  • увещева́ю - увещева́ть.

18. В суффиксах однократных глаголов на -ану́ть пишется а , например: долбану́ть, стегану́ть, садану́ть.

В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о.

19. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть , например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.

20. Следует отличать глаголы непереходные с основой на -е , например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым) от соответствующих им переходных глаголов с основой на -и, например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.

Безударные конечные гласные в наречиях и предлогах

1. Следует различать -о, -е, -у, -а (-я) на конце наречий, образованных соединением предлогов с местоимениями и краткими прилагательными:

  • наречия с приставками за-, на- оканчиваются на -о, например: замертво, запросто, налево, насколько, настолько;
  • наречия с приставкой в- оканчиваются на -о или на -е, например: влево, вправо, но: вкратце, вчуже, вскоре;
  • наречия с приставкой по- оканчиваются на -у, например: поровну, понемногу, поскольку, постольку;
  • наречия с приставками до-, из- (ис-), с- (со-) оканчиваются на -а или -я, например: досыта, издавна, слева, а также иссиня, изжелта (в составе сложных прилагательных).

Примечание. Hapяду с образованиями на -а (снова и т. п.) существуют параллельные им образования на -у (смолодy, сослепу и т. п.).

2. Наречие впоследствии, как образовавшееся из предлога в и существительного в предл. пад., пишется с и на конце.

3. Пишутся с е на конце, как образовавшиеся из предлога в и существительного в вин. пад., предлоги вследствие, в продолжение (какого-нибудь времени), в течение (какого-нибудь времени).

Безударные гласные в приставках

1. В приставке, если на нее не падает ударение, всегда пишется раз-, рас-, а не роз-, рос-. Например: раздать (при ро́здал), расписание, расписка (при ро́спись).

2. Следует различать правописание приставок при- и пре-.

  • Приставка при- имеет следующие основные значения:

а) близости, например: приморье, прибрежный, приуральский;

б) приближения, прибавления, например: придвигать, приделать, приписать, пристроить;

в) неполного действия, например: приоткрыть, приподнять, присесть.

  • Приставка пре- имеет два основных значения:

а) значение высшей степени качества или действия, предобрый, премилый, пренеприятный, превозносить, преуспевать;

б) значение, сходное со значением приставки пере-, например: прервать, преломляться, преградить.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно. Например: презирать, преподавать, преследовать, пригодный. О написании таких слов следует справляться в орфографическом словаре.

Гласные в некоторых безударных падежных окончаниях

1. Существительные с суффиксом -ищ, если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е, например: домище, верблюдище, узилище, болотище. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: коровища, ручища, грязища.

2. Существительные мужского рода с суффиксами -ушк -, -юшк-, -ишк-, -ышк-, обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка.

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о, например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко.

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к — и -л — пишется -а-, например: гуляка, запевала, верзила, объедала; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко, например: Михалко, Шевченко, а также старинные и областные

собственные имена на -ло, например: Ярилo, Михайло Ломоносов.

3. В существительных мужского и среднего рода в предл. пад. и в существительных женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии, в отделении, по возвращении, при содействии, к Марии, о Марии; в остальных случаях в неударяемом положении пишется е, например: о клее, в платье, в ущелье, в устье, в Закавказье, на взморье, на перепутье, к Марье, о Марье, о счастье.

4. В род. падеже множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье, пишется -ий, а от существительных, оканчивающихся на -ья́ и -ьё под ударением, пишется -ей, например: шалунья - шалуний, ущелье - ущелий, но: скамья - скамей, ружьё - ружей.

5. В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын - Павлом Лисицыным, Иван Тургенев - Иваном Тургеневым.

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -ом (согласно склонению существительных), например: Грин -

Грином, Дарвин - Дарвином, Бюлов - Бюловом.

6. В названиях населённых пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом, например: город Псков - городом Псковом город Львов - городом Львовом, город Саратов - городом Саратовом, город Канев - городом Каневом, город Калинин - городом Калинином, город Киров - городом Кировом, село Марьино - селом Марьином, село Лисицыно - селом Лисицыном, село Крюково - селом Крюковом.

Похожие статьи