Сочинение на тему: «Зачем я изучаю русский язык? Зачем молодежи учить русский язык? Почему нужно знать и любить русский язык.

15.10.2023

На вопрос о том, зачем нужен русский язык, нельзя ответить в двух словах, поскольку здесь затрагивается не только языковой, но и культурный аспект. Разумеется, мы имеем в виду язык литературный, то есть тот, который просто обязан знать каждый уважающий себя житель России. Для того чтобы ответ на вопрос о том, зачем нужно знать русский язык, получился наиболее полным, начнем с того, что же представляет собой язык в общем понимании и русский язык в частности.

Основные функции русского языка

Как известно, основной функцией любого языка является общение, то есть посредством языковых средств люди могут общаться и понимать друг друга. Причем чем более нормированным является язык, тем лучше происходит взаимопонимание. Под языковой нормой понимается определенный набор правил произношения, словоупотребления, грамматики и т.п. Норма формируется под влиянием нескольких факторов. Что касается нашего родного языка, то русский язык относится к языкам с четко очерченной литературной нормой. Это значит, что в русском языке существует определенный словарный и грамматический «костяк», благодаря которому возможно полноценное общение. По сути, мы даже не всегда понимаем, сколь мощным инструментом для выражения любых мыслей мы владеем.

Изучение любого языка, а особенно такого богатого, как русский, способно существенно повысить такие качества, как умение мыслить и грамотно излагать свои мысли. Вот зачем нужно изучать русский язык. И, наконец, еще одна функция русского языка - объединительная. Наш язык относится к тем немногим, которые часто называют языками межнационального общения. Это значит, что русский язык во многих странах используется наравне с другими. Такая ситуация сейчас сложилась практически во всех странах СНГ, русский активно изучают в Китае, в некоторых странах Европы. Таким образом, чтобы полноценно общаться с иностранцами, мы должны хорошо знать и свой собственный язык. И здесь необходимо коснуться вопроса об изучении иностранных языков.

Хочешь выучить иностранный язык - выучи свой! Это не пустые слова, а самая настоящая правда, пусть для кого-то и горькая. Освоить иностранный язык без хорошего знания родного не просто сложно - невозможно. Вы спросите: а в чем дело? Там другие слова, другая грамматика и т. д. Безусловно, но любое изучение основывается на сравнении. Если вы толком не знаете, что такое, допустим, подлежащее и сказуемое, дополнение и определение, то для вас сущей мукой станет построение английских, французских, немецких, да любых иностранных фраз. То же самое касается и знания частей речи, хотя бы основных - существительного, прилагательного, глагола, местоимения. А например, если вы не знаете, что означают в русском языке понятия совершенный и несовершенный вид, вы никогда не поймете разницы между французскими временами Imparfait и Passe Compose или английскими временами Past Perfect и Past Continuous. Получается, что за какой бы язык мы ни взялись, а без родного - никуда. Поэтому если вы собрались писать о том, зачем нужен русский язык, сочинение должно обязательно отражать этот момент, не говоря уже о том, что культура начинается, прежде всего, с терпеливого и вдумчивого изучения родного языка.


Он является официальным в многонациональной России, где на одной территории проживают десятки разных национальностей. Его использовали величайшие поэты и писатели, деятели науки и искусства. Он – наследие многовековой истории, культуры, образа мышления. Мини-сочинение «Зачем изучать русский язык?» обычно пишут ученики 5 класса. О том, что стоит написать, а что лучше опустить мы поговорим далее. Также приведем три уникальных сочинения на эту тему.

Мини-сочинение должно представлять собой самостоятельное рассуждение ученика с обоснованием причин, которые мотивируют его к занятиям. Задание дается не просто так. Дело в том, что ученики 5-го класса находятся в том возрасте, когда начинают задаваться вопросами. И очень важно, чтобы они понимали смысл обучения; знали, зачем они все это делают; получали мотивацию.

  • Он является родным для большинства россиян.
  • Является официальным в России, на нем говорят представители разных народов многонациональной страны.
  • На нем написаны знаменитые литературные и научные произведения. Его использовали А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Бунин и многие другие писатели и поэты.
  • Он один из сложнейших в мире. В то же время, один из самых красивых и благозвучных.
  • Он необходим нам, чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование.

Будет замечательно, если в сочинении вы приведете короткую цитату одного из знаменитых российских (а может быть и зарубежных) писателей, деятелей культуры, ученых.

Но будьте внимательны, используя материалы для подготовки – старайтесь написать сочинение сами. Ведь ваш преподаватель всегда поймет, писали вы сами или списали чье-то готовое творение.

Сочинение 1. Зачем я изучаю русский язык

Я – гражданин России. Русский язык является родным для меня. Именно на нем я произнес свои первые слова – «мама» и «папа». На нем разговаривают миллионы людей по всему миру – не только в России, но и за рубежом. Я хочу знать его еще лучше, чтобы грамотно писать и использовать слова, значения которых я пока не знаю.

Я знаю, что русский язык очень сложный. Один из сложнейших в мире. Но, в то же самое время, он красивый и гибкий. Мне нравится, как он звучит. Важно учить его, чтобы без труда читать художественные книги и учебники, не задаваться вопросом о значении слов. Его знание – основа моего образования.

Наша страна – многонациональная. В ней проживают десятки народов. Каждый из них говорит не только на родном, но и на русском языке. Он объединяет нас, дает возможность общаться друг с другом людям разных национальностей.

Знание русского языка помогает познакомиться с произведениями великих поэтов и писателей – А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Мои родители говорят, что лучше всего они звучат в оригинале, и что иностранцы, которые читают переводы, многое теряют. Я люблю читать, и мне нравится, что я могу познакомиться с любыми произведениями русских поэтов и писателей.

Сочинение 2. Зачем изучать русский язык

Мы живем в самой большой стране в мире. Русский язык – официальный в России. На нем говорят все народы нашей многонациональной страны. Поэтому он очень важен для нас как главное средство общения. Но на нем говорят и за пределами России – например, в странах СНГ. В будущем я хочу много путешествовать и рад, что смогу поехать во многие страны мира, и живущие в них люди будут понимать меня.

Однажды я прочитал цитату К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Я согласен с этим выражением. Я люблю свою Родину и люблю русский язык. Он кажется мне благозвучным, гибким и богатым.

Важно учить его, чтобы говорить и писать грамотно. Мы не пишем письма, как наши мамы и папы. Но мы пишем одноклассникам и друзьям сообщения в социальных сетях. Мы много общаемся письменно. Я хочу всегда писать грамотно, чтобы не казаться другим ребятам необразованным.

Русский язык был родным для великих писателей, поэтов и ученых. На нем писал А. Пушкин, И. Бунин, Ф. Тютчев, М. Лермонтов и многие другие. На нем написано очень много хороших книг, стихов и научных трудов. Мне нравится читать и я рад, что в моей стране родилось так много писателей, которые стали известны во всем мире.

Сочинение 3. Зачем нужно изучать русский язык

Во-первых, потому что я – гражданин России, это официальный язык в нашей многонациональной стране. На нем говорят люди разных национальностей, которые живут в разных регионах. Он объединяет нас, помогает общаться.

Во-вторых, потому что на нем говорят миллионы людей из других стран мира. Я знаю, что в основном это страны СНГ. Но многие русские живут и в совсем далеких странах. Например, в США. Мне нравится путешествовать и я очень рад, что смогу говорить с другими людьми, посещая многие страны мира.

В-третьих, это родной язык великих писателей и поэтов. На нем писали А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, Л. Толстой и многие другие. В-четвертых, потому что я не смогу получить хорошее образование без знания русского языка. Я обязательно буду сдавать его после 11-го класса и мне бы хотелось написать ЕГЭ на 100 баллов.

Всероссийский центр изучения общественного мнения решил проверить грамотность россиян, задав им вопросы из Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, который выпускники школ сдавали в прошлом году. В результате на восемь несложных вопросов правильно ответило всего 4% респондентов.

Продолжающиеся изменения отечественной системы контроля знаний, вытеснение сочинения Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), стремительное падение уровня грамотности населения — все это не может не не обращать на себя внимания. Один из наиболее стремительно распространяющихся в обществе стереотипов — русский язык и литературу нужно учить и знать гуманитариям, будущим филологам. Знать же литературу и быть грамотным — совершенно не обязательно для математика или физика.

О последствиях такого взгляда на систему образования мы попросили рассказать доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ Марину Юрьевну Сидорову.

— Марина Юрьевна, скажите, какие цели ставит курс «Русский язык и культура речи для нефилологов»? Зачем студентам-нефилологам и даже негуманитариям изучать в вузе русский язык и литературу?

— Курс «Русский язык и культура речи» является частью принятой в 2001-2002 годах программы гуманитаризации негуманитарного образования и, соответственно, движения гуманитарных специальностей по направлению к естественным наукам. Согласно этой программе гуманитарии получили определенный набор предметов, таких как «Концепции современного естествознания», «Математика для гуманитариев» и других, а естественники получили возможность выбирать из порядка десяти гуманитарных дисциплин, одной их которых и стал предмет «Русский язык и культура речи».

Для традиционной русской культуры всегда был важен не только результат какой-либо мыслительной деятельности, но и сам ход мышления, который может быть выражен только на языке, в тексте. Поэтому любой человек, получающий высшее образование, будь то инженер, или географ, или экономист, естественник или гуманитарий, должен уметь излагать свою мысль. Более того, даже если человек в своей профессиональной деятельности, как, например, химик или математик, оперирует знаниями других, невербальных, систем, то есть химическими и математическими знаками, он должен уметь переводить эти знания на нормальный русский язык.

Любая информация, знания передаются, прежде всего, путем словесным. Опытные шахматисты могут молча обсудить партию, только переставляя фигуры, потому что они, как посвященные, понимают, что происходит на шахматной доске. Но научить ребенка играть в шахматы, не произнося при этом ни слова, невозможно. Так же и опытному теннисисту достаточно только поправить руку, чтобы он понял, почему у него неправильный удар. Но только показыванием – как играть – мало чего добьешься.

Поэтому не только для будущего ученого или преподавателя, для руководителя, родителя, для любого, кто собирается работать в коллективе, так важно уметь излагать и передавать знания нормальным русским языком.

Помимо обучения культуре речи в задачи этого курса входит и обучение культуре общения и межкультурной коммуникации, которая приобретает все большее значение в эпоху глобализации.

— А какие изменения в культуре речи современного человека наблюдаются за последние десятилетия?

— Есть стандартные болезни. Например, агнонимия. Агноним – слово, которого человек не понимает. Очень мало слов знает современная молодежь. В том числе слов традиционной русской культуры. Дело не в том, что современному человеку обязательно знать, что такое кушак или что такое кибитка. Но если человек много раз встречает слово и не понимает его, то он привыкает читать текст и многого в нем не понимать. Он много раз слово видел, но не запомнил и не узнает. Дирижабль и дилижанс для него одно и то же, а эликсир то же самое что электорат. Секьюритизация для него — это подготовка агентов службы безопасности. Вторая болезнь очень серьезная, это то, что можно назвать недержанием синтаксической конструкции, если пользоваться медицинским термином. Это современное клиповое мышление. В когнитивной науке существует мнение, что полезно дробить информацию, подавая ее маленькими частями. Объясняется тем, что оперативная память вмещает около семи элементов. Но мы, с русским мышлением, сформированным на наших просторах, в системе образования, в политике, в художественной литературе пишем и говорим длинными предложениями. У нас учебники написаны, и лекции мы читаем тоже длинными предложениями. А современный молодой человек часто не способен эти длинные предложения сформировать. Он пишет в изложении: «Удивительная розовая птица увидел Вася», и не видит, что «удивительная розовая птица» и «Вася» стоят в одном и том же именительном падеже. Почему? Потому что он не держит эту структуру в голове. Поэтому никакую инструкцию по применению сложной техники или, скажем, пользовательское соглашение Яндекса он уже прочитать не может.

— Современные политики высказываются не только за отмену сочинения как выпускного и вступительного экзамена, но и за значительное сокращение часов на литературу в средней школе. Чем опасны такие тенденции?

— Тенденция, на самом деле, очень опасная. И опасность ее в том, что не только политики, но уже многие деятели образования высказываются за отмену сочинения. Сторонники ЕГЭ говорят, что ЕГЭ помогает отбирать тех людей, которые должны учиться в вузе, а противники, напротив, утверждают, что ЕГЭ не дает им отобрать талантливых людей, которые должны учиться в вузе. Для чего мы вообще даем человеку образование? Получается, мы даем человеку образование, для того чтобы он у нас функционировал. На самом деле, человек получает образование не для дяденьки, он получает образование для себя: для того чтобы потом иметь работу, хорошую, высокооплачиваемую, приятную, для того чтобы сформироваться как личность, иметь высокий уровень душевного комфорта, как это формулировал замечательный хирург Николай Амосов. Вот изучение литературы в школе помогает сформировать эту личность. Литература несет в себе определенный нравственный заряд. Мы читаем в «Войне и Мире» про то, что Николай Ростов задолжал денег и приходит к отцу и как-то пытается решить эту проблему. Это некоторая ситуация, в которой может оказаться молодой человек. Это модель поведения, которая может обсуждаться. Приведу очень грубое сравнение. Спрашивают: почему молодежь знакомится в интернете, при том, что эти знакомства очень опасны? Потому что это такой полигон, где можно испытать какие-то ощущения, попробовать ту или иную модель отношений. А чтение литературы тоже дает определенную модель отношений, в которой ясны причина и следствие, показывает, что такое хорошо и что такое плохо.

Есть и другая сторона. Знание может передаваться только в вербальной форме. Поэтому мы должны проверить, способен ли человек прочитать более или менее сложный текст, переработать его и на его основе создать другой. Сочинение это проверяет. Кроме того, сочинение позволяет проверить орфографию и пунктуацию. Орфография и пунктуация — это определенная дисциплина мозга. Это вообще дисциплина человека. Во время вступительных экзаменов физики или химики жалуются: «У нас человек будет из пробирки в пробирку переливать, а вы ему запятые проверяете». Если человеку все равно, куда запятую или тире поставить, значит, ему все все равно. Человеку, который запятые плохо ставит, я пробирку не доверю, потому что мы все взлетим на воздух. А ЕГЭ — это очень механическая деятельность.

Когда мы пишем сочинение, мы пишем текст. И когда потом человек приходит работать после вуза, он все время пишет тексты. Менеджер пишет отчеты, планы продаж, компьютерщик или инженер пишет технические задания. И с помощью своих устных и письменных высказываний строит отношения с другими людьми. Этому нужно обучать. И способных к этому людей отбирать. Но я не вижу никакого вида будущей деятельности, где нужно было бы отмечать плюсиками-минусиками — правильно или нет. Я просто не вижу, что симулирует ЕГЭ. Какую реальную деятельность?

Зачем изучать русский язык?
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
Человек появился в этом мире, чтобы быть счастливым. С первых минут
жизни его окружают, заботой, лаской, пытаются понять и исполнить
малейшие желания. Он слышит мерное журчание родной речи из
материнских уст. Затем узнает слова, которые дают ему успокоение и
уверенность, пытается сам сложить звуки в значимые фразы. А когда это
удается, ощущает себя счастливым, счастливым от того, что его понимают.
Так постепенно мы познаем мир, сначала только из любопытства, потом
по необходимости, чтобы найти свое место в нем. Одновременно с этим мы
овладеваем языком. Язык же, возникнув из потребности общения, стал
важнейшим средством познания. Чтобы изучить какой-либо предмет или
явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение
именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть,
прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать
словами свою мысль – дело нелегкое, но необходимое. Даже в обычном
разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий
понял ее соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только
неумение говорить, но и неумение мыслить. По словам академика
Д.С.Лихачева, самая большая ценность народа – его язык. «Язык, на
котором он пишет, говорит, думает. Думает!...Ведь это значит, что вся
сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции,
ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают
мысль в каком- то отношении, но мысли наши все формулируются языком»
По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образованн. А
ведь это не пустяк. Если человек свободно владеет языком, то это
позволяет ему выразить любую мысль. Он может убедить в своей правоте
любого оппонента. Когда тебя окружают образованные люди, хочется быть
достойным их внимания. Хочется участвовать в беседе, быть услышанным
и понятым, а для этого надо владеть языком, родным русским языком.
Языком, который ты слышишь с детства, на котором говорят близкие тебе
люди, благодаря которому тебя понимают окружающие, с которым ты
строишь свою жизнь, счастливую жизнь.
«В Мире есть места, где ты можешь молчать, но чтобы стать успешным,
жить достойно и быть счастливым, надо уметь говорить…
Конечно же, невозможно что-то создать на пустом месте. Язык –
хранитель прошлого, наша память, наше культурное наследие. Он занимает
важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и
производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.
Для традиционной русской культуры всегда был важен не только
результат какой-либо мыслительной деятельности, но и сам ход мышления,
который может быть выражен только на языке, в тексте. Даже если человек
в своей профессиональной деятельности, как, например, химик или
математик, оперирует знаниями других, невербальных, систем, то есть
химическими и математическими знаками, он должен уметь переводить эти
знания на нормальный русский язык. Любая информация, знания
передаются, прежде всего, словесным путем.
Д.С.Лихачев писал: «В языке сказались «внутренние силы» народа – его
склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов
отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его
национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер
русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат,
противоречив. И все это должно было отразиться в языке»
Таким образом, есть язык народа как показатель его культуры и язык
отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека,
который пользуется языком народа. В связи с эти можно говорить о языке
как выразителе национального менталитета.
Особенно ярко это проявляется среди эмигрантов. Если человек уехал
жить за границу, велика вероятность, что из-за плохого обращения с
русским языком он не сможет занять достойное место в эмигрантской
среде и правильно передать детям свою культуру. Почему же только вдали
от Родины становятся более ценными культурные традиции?
Организаторы форума, прошедшего в марте 2009 года в Лондоне по
инициативе ассоциации «EUROLOG-UK» и при поддержке фонда «Русский
мир», провели устный экспресс - опрос среди участников на тему: «Зачем
нужно изучать русский язык за рубежом?»
Ответы были такие: «Из уважения к бабушкам и дедушкам, которые
живут в России»; «Билингвы шире и глубже понимают мир, чем носители
одного языка»; «Чтобы сохранить свою самость»; «Чтобы из наших детей
не выросли Иваны, не помнящие родства»; «Чтобы у наших детей
появилось больше возможностей найти свое место в жизни»; «Двуязычие
помогает избежать конфликта отцов и детей»… Самым необычным
вариантом родительской мотивации стал ответ одного из участников
форума: «Русская культура и русская литература воспитывают человека
будущего»
Идея уникальности русской культуры распространена в мире. А
истинный интерес к русскому языку основан на стремлении приобщиться к
3 миру неизвестной культуры, на желании познать истину. Общественные
организации стремятся объединить людей, способствуют диалогу культур,
укрепляют уважение к разным нациям и религиям. Сейчас, в силу
общественно-политических, социальных изменений в обществе, русский
язык выходит на другой уровень: наряду с языком межнационального
общения он становится языком мощного торгового партнера, языком
поиска ответов на вечные вопросы. Мирная, экономически мощная и
духовная Россия не угроза миру, а гарант мира и процветания на земле.
Данная мысль должна лечь в основу патриотического воспитания в
нашей стране. Осознанная любовь к своему народу не соединима с
ненавистью у другим. «Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это
даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной
культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим
собой, ставя себе сверхличные цели.»
Но разве можно говорить о формировании гражданской позиции
подрастающего поколения, не изучая истории государства, не анализируя
настоящего, не строя перспективы на будущее? Выразителем же русской
ментальности, как говорилось выше, является русский язык.
Следовательно, любовь к языку, культуре – важнейшая составляющая
любви к Родине. Соответственно через воспитание любви к Родине,
прививается любовь к родному языку.
Таким образом, актуальным становится вопрос об изучении русского
языка как школьного предмета. Итак, зачем изучать русский язык?
Поступая в школу, ребенок уже говорит на русском языке. Он с
полутора лет более-менее нормально разговаривает с мамой, с друзьями и
получает все, что ему надо. А значит, язык для него выполняет основную
функцию общения. Малыш уже владеет языком, но – как пользователь.
Объясняться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. И
проблема заключается не в какой-то ненужности родного языка, а в
непонимании, зачем им заниматься, если мы и так его знаем? Правда, на
счет последнего возникают большие сомнения. Достаточно поместить
человека в более сложную языковую ситуацию – составление важного
документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и т.п.,- чтобы увидеть
на его лице растерянность, смешанную с неуверенностью в себе. Здесь–то и
становится ясно, как далека от истины расхожая фраза «А я русский и так
знаю»
Обычно детьми, а нередко и родителями движет только одно желание –
поскорее сдать ЕГЭ и забыть русский язык как страшный сон. И это
несмотря на то, что на нем им предстоит говорить, читать и писать всю
жизнь. Наверное, было бы странно увидеть капитана, которому все равно, в
каком состоянии управление его корабля. Или садовника, у которого за
много лет не возникло мысли наточить свои ножницы или лопату. А вот
такое обращение с родным языком почему-то кажется некоторым людям
нормальным. Но язык – это тот же инструмент, и пользуемся мы им
каждый день в течение всей жизни, хотим мы этого или нет. А потому
относится к нему с пренебрежением – глупо и недальновидно. Тем более
если вы считаете себя современным человеком, идущим в ногу со
временем.
Чтобы изменилось общее отношение к изучению языка, необходимо
изменить отношение к его преподаванию. Необходимо восстановить
познавательный интерес в изучении русского языка. Внутри курса данного
предмета в школе существует две части всего материала: теоретическая и
практическая. Именно с практической частью будет связан взрослый
человек в своей повседневной жизни. Практическая цель достигается путем
формирования навыков грамотного письма и развития речи. Теоретическая
цель решается путем ознакомления учеников с основами лингвистических
знаний. При этом каждый из участников процесса обучения должен знать,
что и с какой целью он делает на уроке. Например, мы хотим познакомить
ученика с основами лингвистических понятий. Зачем? Чтобы развить его
логическое и абстрактное мышление. Нужно грамотно писать и составлять
тексты. Почему? Потому что это элемент общей культуры.
Предмет «Русский язык» нужно изучать, чтобы правильно и умело
пользоваться речью в различных ситуациях, что является обязательной
функциональной грамотностью. Использование в общении знаний о языке
составляют основу речевой деятельности. Орфографическая и
пунктуационная грамотность позволяет оформлять свою письменную речь.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют
совершенствования образовательного пространства, четкого определения
целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и
личностные потребности и интересы. Русскому языку отведено ведущее
место в системе школьных дисциплин. Первостепенное значение этого
предмета определяется социальными функциями русского языка. Он
является не только объектом изучения, но и средством обучения другим
наукам. Формирование и воспитание личности происходит в процессе
овладения нормами русского языка, развитие ее морально-нравственных
качеств и творческих способностей – в приобщении к отечественной
культуре, в продолжении и развитии исторических традиций и
преемственности поколений. Все вышесказанное Стандарты образования
определяют как компетентностный подход в обучении русскому языку
Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства
процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык
представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей,
стилей.
Доминантой языкового образования является формирование
коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком
зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная
активность человека.
Нужно понимать, что знание родного языка не только поможет хорошо
сдать экзамен, но и сыграет большую роль в развитии личности, умении
общаться, работать и поддерживать впечатление образованного человека.
Согласитесь, культура устной и письменной речи прямым образом влияет
на мнение о собеседнике, а в некоторых случаях имеет решающее значение.
Можно плохо знать биологию, но, если ваша сфера деятельности от неё
далека, ваш деловой партнёр никогда об этих пробелах не догадается, в то
время как неграмотная речь или документация с ошибками сразу скажут о
вас много нелестного. Если ваша работа не связана с цифрами, вам легче
простят ошибку в расчётах, чем искажение слов или неправильную
постановку ударений. Такова уж специфика языка: им пользуемся все мы,
он у нас один, и часто первое впечатление о человеке мы составляем
именно по качеству его речи. Особенно это следует помнить людям,
которые устраиваются на престижную работу или ведут ответственные
деловые переговоры. Если на собеседовании вы демонстрируете своё
косноязычие, а в резюме допускаете грубые ошибки, то представление о вас
как о перспективном работнике заметно пострадает. Связность, гладкость,
грамотность речи и способность ясно изложить свою мысль — вот что
ценится всегда и везде. Искажение родного языка способно рассказать о
человеке больше, чем стоимость его одежды и марка автомобиля.
Часто ученики и их родители думают: если я собираюсь стать инженером
или юристом, зачем мне "долбить" столько правил русского языка и
думать, где расставить запятые? Звучит как будто бы логично, но и здесь не
всё так просто, как кажется. Безусловно, если вы учитесь на инженера, на
первом месте у вас должны стоять технические науки. Но это не значит, что
русский язык можно навсегда отправить в далёкое прошлое.
Русскоговорящим человеком вы быть не перестали, а значит, в том или
ином виде родной язык будет напоминать о себе. И заставлять вспоминать
себя тоже. Причина вражды "технаря" с языком кроется либо в лени, либо
в отсутствии мотивации, либо в заранее поставленных заслонах вроде этой
самой фразы. Лингвистика сродни математике, где всё до мелочей
поддаётся логическому объяснению. Язык - это не хаотичное наслоение
правил, которые постигаются интуицией избранных, а стройная система,
которую веками оттачивал её творец - народ. А люди не могли создать то,
что им самим непонятно и недоступно.
Это большая ошибка - думать, что русский язык нужен лишь
учителям-словесникам и лингвистам в пыльных библиотеках. Все мы
участвуем в каких-либо сделках, подписываем разные бумаги, составляем
отчёты, заполняем анкеты, общаемся устно, в чатах и по почте. И в
большинстве случаев боимся допустить оплошность, ударить лицом в
грязь, навредить себе и окружающим. Язык теснейшим образом связан с
жизнью, а значит, в интересах каждого быть с ним в дружеских
отношениях.
Вновь обращаясь к современным требованиям языкового
образования, следует отметить, что Стандарт предусматривает
целенаправленное совершенствование таких жизненно важных
информационных умений, как использование разных видов чтения
(просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное, изучающее, сканирование и др.) в
зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлечение
необходимой информации из различных источников (учебно-научные
тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернета); овладение
основными способами информационной переработки текста; создание
собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе
прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация и
др.). В связи с этим хочется обратиться к замечаниям преподавателя
русского языка Ольги Макаренко по поводу ведения в Интернете своих
блогов:
«Не секрет, что очень многие пользователи блогосферы борются за
внимание читателей, пытаясь привлечь к своим записям как можно больше
людей и расширить список виртуальных друзей. По моему мнению,
неграмотный человек никогда не сможет добиться этих целей. Почему? Да
просто потому, что восприятие нового текста напрямую зависит от чистоты
его языка, количества орфографических ошибок, пунктуации и стиля
изложения. Даже если тот, кто просматривает чужой блог, сам не
отличается глубокими познаниями в родном языке, он всё равно, в силу
читательской памяти, реагирует на способы оформления мыслей автора.
Парадоксально, но даже такой "полуграмотный" читатель обычно
испытывает раздражение, встречаясь с небрежно написанным текстом, где
грубые ошибки искажают облик слов, отсутствие запятых затрудняет
понимание смысла, где не используются прописные буквы, а предложения
построены так запутанно, что приходится перечитывать их по 2-3 раза. А
всё потому, что авторы таких текстов задумываются лишь о том, что
написать, но не думают, как написать. Нечего удивляться, что
"замусоренные" блоги не пользуются большим спросом: в наш век нет
недостатка в информации, человеку есть из чего выбирать, и ему совсем не
хочется превращать ежедневное чтение Интернета в каторжный труд.»
Таким образом, оставаясь актуальным, вопрос о необходимости
изучения русского языка имеет вполне четкие ответы. Мир становится все
более технологичным, и, чтобы преуспеть в жизни, надо обладать
развитым интеллектом. А что способствует развитию мозга и интеллекта?
Необходимость связывать слова в целостный текст и прописывать его от
руки. Это доказано психологами. Значит, когда мы пишем, развивается наш
интеллект.
Но только ли интеллект важен? В профессиональной жизни человеку
требуется еще и очень много полезных навыков, знаний и умений. Важной
составной частью любой профессиональной деятельности является
общение. Еще в 30-х годах прошлого века американский психолог Дейл
Карнеги считал, что от профессиональных знаний человека его успехи
зависят лишь на 15 %, а от умения общаться – на 85%!
Значит, если ты умеешь вести себя с людьми надлежащим образом, у
тебя есть шанс добиться успеха в бизнесе, служебной и
предпринимательской деятельности.
Какие навыки еще важны для современного человека? Умение
представить себя, рассказать о том, что ты знаешь и умеешь, умение
выступить перед аудиторией, корректно спорить, отстаивать свою точку
зрения.
Необходим также навык работы с текстами и устной информацией. Но
если ты обладаешь всеми перечисленными качествами, но пишешь с
ошибками, то карьерный рост тебе будет только сниться. Очевидно, что
грамотность – это обязательное и необходимое качество любого успешного
человека.
Действительно, русский язык – ключ к профессиональному и
жизненному успеху, следовательно, к ощущению счастья. Так может это и
есть причина, зачем нужно изучать язык? Чтобы развиваться и жить!
Ведь, по словам Герцена: «Где не погибло слово, там и дело еще не
погибло»

Инструкция

Человеку, для которого русский язык не является родным, можно посоветовать изучать его в качестве иностранного по ряду причин. Во-первых, это - один из трех языков, на которые все международные стандарты (кроме и французского). Во-вторых, человек, знающий русский язык, сможет прочитать в оригинале множество классических произведений, причем, не только литературы, но и науки. В-третьих, русский язык является одним из самых красивых по звучанию языков мира. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто послушать речь на нем. В- , именно этот язык, кроме английского, используется для повседневного общения на международной космической станции ( это - очень веский ). Наконец, в-пятых, это язык самой крупной по площади страны мира.

Иностранца придется заранее предупредить, что русский язык сложен для изучения. Носителю он кажется простым лишь потому, что он слышал и впитывал его с детства, а при изучении в качестве иностранного человеку, который на нем никогда ранее не говорил, он покажется значительно сложнее, скажем, немецкого, а тем более, английского, в котором значительно меньше трудных для запоминания правил.

Что же касается жителя России, желающего вместо русского языка говорить на его подобии, разбавленном жаргонизмами и неуместными заимствованиями, изобилующем несогласованными между собой частями речи, то его переубедить можно, например, записав его же собственную речь, а затем дав послушать ему же. То, что он услышит, со стороны будет звучать совершенно по-иному. Сразу после этого можно дать ему послушать отрывок классического произведения в исполнении профессионального чтеца. Огромный контраст между этими записями произведет на него значительное впечатление.

А зачем учить грамоту, если есть системы проверки орфографии? Сегодня трудно найти браузер или текстовый редактор, в котором бы такой системы не было. Но нынешнее молодое поколение привыкло пользоваться интернетом не только на компьютере, но и на мобильном телефоне. Там при наличии сенсорного экрана или алфавитной клавиатуры орфография не проверяется вообще никак, а система ввода T9, которой оснащены телефоны с цифровой клавиатурой, неправильно введенное слово просто не распознает. Человеку, не знакомому с правописанием того или иного слова, его набор на таком телефоне доставит немало хлопот. То же касается автоматических переводчиков и систем оптического распознавания знаков, которые вовсе не «обучены» «пониманию» слов с опечатками.

Современные информационные технологии вовсе не освобождают человека от необходимости быть грамотным, а, скорее, наоборот. У человека возникнут немалые трудности, если возникнет желание где-либо опубликоваться - от биржи контента до обычного издательства. Редактору будет настолько трудно править его многочисленные ошибки, что автору, скорее всего, просто откажут в публикации. Не проще ли не создавать себе такие трудности и всего один раз выучить правила?

Совершенно отвратительно выглядят тексты, в которых ошибки сделаны преднамеренно. Но практика показывает, что «падонкав» специально переубеждать не надо. Всего через несколько лет пользования подобным «языком» у таких людей формируется стойкое отвращение к нему. Долгим это нелепое увлечение, как правило, не бывает.

Похожие статьи