Литературный вечер "Женские образы в поэзии Н. Любовь в жизни поэта

22.04.2024

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

Н.А. Некрасов

Н.А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим

трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение “женского вопроса” должно связываться “не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем

экономическом и общественном устройстве!”. И не случайно “певцом печальной женской

доли, высоких подвигов и жен, и дочерей” именовали русские женщины своего поэта в

многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны - простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила

радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество,

читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене:

А роденька-то

Как набросится!

Деверек ее -

Расточихою,

А золовушка-

Щеголихою,

Свекор-батюшка-

Тот медведицей,

А свекровушка -

Людоедицей.

Кто неряхою,

Кто непряхою...

Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что

родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: “семья

была большущая”, в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости

управляющего.

Что год, то дети: некогда

Ни думать, ни печалиться.

Дай Бог с работой справиться

Да лоб перекрестить, -

Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:

ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все

горести и лишения, растила детей.

Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: “За них горой стояла я...” И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии:

Я вырвала Федотушку.

Да с ног Силантья-старосту

И сбила невзначай.

Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание

сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных

сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших

родителях.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. -

Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и

страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное

равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье - в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила Сила в ней скажется Несокрушимая! Убогого и темного Душа, что туча черная, Быть...

    Большое счастье выпадает на долю тех, которые еще в ранней молодости находят самих себя и свои основные целевые устремления. Г. Кржижановский Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу....

    Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий – дворянства, купечества, мещанства....

    Притча «О двух великих грешниках» - одно из самых острых в политическом отношении. Герой некрасовской легенды - разбойник Кудеяр - кающийся грешник. Он получил прощение, лишь убив угнетателя. Дело здесь не во внешней форме. Художник поэтизирует новую...

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», - с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться.
Вторая - быть матерью сына-раба,
И третья - до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины - наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки - «отцветать, не успевая расцвесть» - поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.
Матрена Тимофеевна - женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.
Широкая и плотная.
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью.
Глаза большие, строгие.
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла!

В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,
создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза - значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:

В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото
Сердце народное!

Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:

Я только не послушалась.
Судила я по-своему.
Коли терпеть, так матери.
Я перед богом грешница.
А не дитя мой.

Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.

Не дело между бабами счастливого искать.

Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.

Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.

Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»

Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь». Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»

И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.

В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.

Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну - «губернаторшу» - считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».

Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:

…волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж - «чужанин» любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» - в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.

Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.

Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правду не найти.

Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» - «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, - и прозвали Матрену счастливой.

Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:

А женщин вы не трогайте,-

Вот бог! ни с чем проходите

До гробовой доски!

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.

Женские образы в произведениях Н. А. Некрасова

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

И бессмысленный, вечный испуг.

Н. А. Некрасов

Нет такого поэта или писателя, в произведениях которого отсутствовали бы женские образы. Во все времена женщина вдохновляла поэтов. Ей посвящались элегии, послания, поэмы. Воспевались женская красота, нежность, чуткость, но редко когда писалось о чувствах женщины, ее переживаниях, ее доле.

Не случайно в качестве эпиграфа к данному сочинению взяты строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка». Николай Алексеевич Некрасов, как никто другой, сумел рассказать нам о судьбе русских женщин. Стихотворение «Тройка» одно из первых в его творчестве, где на первый план выходит изображение тяжелой доли крестьянской девушки:

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Образ женщины-матери также проходит через творчество Некрасова. Чувство его было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и теплотой, отмечая ее огромное влияние на всю свою жизнь. К образу матери поэт обращается во многих произведениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», «Мать».

С головой бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, грудью своей

Защищая любимых детей.

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Тяжелая судьба русской женщины очень волновала поэта. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки:

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

На женщину русской земли.

Завязавши под мышкой передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов называет русскую женщину многострадальной матерью «всевыносящего русского племени». И это правильно. Тяжелая, изнуряющая работа, ребенок, которого не с кем оставить, - все это делает русскую женщину героиней.

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мороз, Красный нос», но в ней русские женщины показаны не сдающимися, волевыми, красивыми. Характерен образ Дарьи, которая посмотрит- рублем одарит. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Все спорится в ее руках, все в ее власти: дом, работа, дети. Но со смертью кормильца жизнь ее резко меняется. Теперь ей са-мой надо будет и землю пахать, и урожай собирать, и детей кормить. Поэтому смерть в зимнем лесу для Дарьи является избавлением ее от скорби и непосильного труда.

«Кому на Руси жить хорошо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, имеющиеся в тексте главы, лишь усиливают впечатление.

До замужества росла Матрёна Тимофеевна как у Христа за пазухой. Родные жалели ее, так как предчувствовали нелегкую жизнь, которую готовит ей судьба в чужой семье. Так и получилось:

И хотя любил ее муж и не бил плетью, многое ей пришлось вынести: и смерть сына, и порку.; Однако не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала столько, что счастья за работой, за хлопотами, за каждодневным страхом за судьбу детей так и не увидела. А впрочем, разве не в этом женское счастье?

«Орина, мать солдатская» Некрасов говорит о простой женщине, сын которой вернулся из царской армии, но, сокрушенный болезнью, вскоре умер, оставив мать одну. Велико горе материнское!, «горя реченька бездонная».

Жизнь женщины - это вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит..

«Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов, которые отправились за мужьями в ссылку в Сибирь. Княгини Трубецкая и Волконская оставили все: родных, богатство, положение в обществе ради того, чтобы быть со своими мужьями, переносить тяготы и лишения, вызванные дорогой. Декабристки шли на каторгу, веря в свое предназначение - страдание осилить терпением. Поэт описал подвиг только двух женщин, хотя было их куда больше, но именно Волконская и Трубецкая «другим дороги проложили». Он описывает мужество жен декабристов, их стремление быть рядом с мужьями в трудную минуту. Так, княгиня Трубецкая спорит с иркутским губернатором, чтобы тот дал ей коней для того, чтобы она могла ехать дальше:

Подпишу! И живо - лошадей!..

О своем назначении она говорит:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

Вторая часть поэмы посвящена княгине Волконской. Как и Трубецкая, эта женщина последовала вслед за мужем и остановить ее не могли ни отец, ни мать, ни братья:

Была из-под Киева вызвана мать,

«образумить» меня приказал.

Но волю мою сам Господь подкреплял,

Испытания, выпавшие на долю княгини, не сломили ее, а напротив, укрепили в ней дух и веру в правильность ее решения следовать в Сибирь. Это настоящая патриотка, и даже муж был поражен: ее самоотверженностью: «Так вот ты какая!» - Сергей говорил».

Для Некрасова образ матери, образ женщины, образ жены был главным в его творчестве. Хочется сказать спасибо этому великому мастеру слова, который сумел не только рассказать о русской женщине, но и пожалеть ее и возвысить.

Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова.
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, рассказу о судьбе которой посвящена одна из частей. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожаи. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Перед нами женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую долю, выпавшую женщине. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Для раскрытия авторского замысла важна отметить, что часть поэмы, посвященная судьбе Матрены Тимофеевны, названа не ее именем, а "Крестьянка". Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Этим названием подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит его не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, вторая - княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: голодом, позором, "трудом этапного пути". Но все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу.

Во второй части поэмы повествование ведется от первого лица - лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой, - спор княгини с отцом. Отец упрекает дочь в безрассудстве, та говорит о долге, а также о предначертанности своей судьбы: "так небу угодно".

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков и вне сословных рамок. Тип "величавой славянки" - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Похожие статьи