Коды специалистов по классификатору. Оксо — общероссийский классификатор специальностей по образованию

26.01.2024

<11> К другим товарам аптечного ассортимента относятся медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуда для медицинских целей; предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства; медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни - Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815 N 31, ст. 4161, N 42, ст. 5293, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446, N 53, ст. 7587; 2013, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1098, N 43, ст. 5797, N 52, ст. 7540; 2015, N 10, ст. 1404, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, 4367, 4388; N 43, ст. 5797; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, N 23, ст. 3287, N 27, ст. 4194, 4238, 4283).


<7> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

<8> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. ст. 4673, 8220, 8221, 8222, 8223, 8224, 8225, 8226, 8227, 8228, 8229, 8230, 8231, 8232, 8233, 8234, 8235; 2002, N 52, ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596, N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393).

    Приложение N 1. Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата Приложение N 2. Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры Приложение N 3. Перечень специальностей высшего образования - специалитета Приложение N 4. Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Приложение N 5. Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре Приложение N 6. Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры Приложение N 7. Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"

С изменениями и дополнениями от:

29 января, 20 августа, 13 октября 2014 г., 25 марта, 1 октября 2015 г., 1 декабря 2016 г., 10, 11 апреля 2017 г., 23 марта 2018 г.

перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры (приложение N 2);

перечень специальностей высшего образования - специалитета (приложение N 3);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приложение N 4);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (приложение N 5);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (приложение N 6);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (приложение N 7).

Д.В. Ливанов

Закреплены перечни направлений подготовки высшего образования: бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и в адъюнктуре.

Утверждены перечни специальностей высшего образования: специалитета, подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Перечни, утвержденные в 2009 г. Правительством РФ и Минобрнауки России, можно применять до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в них.

Это перечни направлений подготовки (специальностей) высшего профобразования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", а также "бакалавр" и "магистр".

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"


Настоящий приказ вступает в силу его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. N 210


Приказ Минобрнауки России от 11 апреля 2017 г. N 328

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2017 г. N 320

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО РФ в 2019 году регулируется российским законодательством. Именно на него нужно ссылаться во время изучения ОКСО.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Общая российская классификационная система специальностей по образованию (ОКСО) является составляющей частью Единого классифицирования и кодировки РФ.

Он был разработан на основании Постановления Правительства России № 121 “О мерах по реализации Государственной переходной программы России на принятую учетную и стратегическую систему по запросам становления экономического хозяйствования на рынке в практической деятельности иных народов” с изменениями, произошедших в высших и средних системах образования.

ОКСО базируется на Федеральном законе “Об образовательной деятельности” и иных нормативно-правовых документах Государственного Комитета России.

Общие аспекты

Рассматриваемый вопрос весьма сложный, из-за чего изначально рекомендуется ознакомиться с базовым понятиями и российским законодательством.

Благодаря этому можно исключить вероятность допущения различного рода неточностей.

Что это такое

ОКСО – сокращенное название Общей классификационной системы образования на территории России.

Она была разработана с целью предоставления гарантий обмена информации между муниципальными органами в сфере образовательного дела.

ОКСО в первую очередь призвана регулировать ключевые вопросы в области подготовки профессионалов в различной сфере деятельности.

Иными словами, ОКСО предусматривает потребности рынка в различных сферах деятельности, что может привести в конечном итоге к уменьшению показателей .

Среди иных вопросов ОКСО выделяют такие, как:

  • регулировка в образовательной сфере;
  • обзор статических сведений;
  • подсчет и обработка материалов;
  • регулировка показателей баланса уровня профессиональной подготовки специалистов, согласно принятым интернациональным эталонам.

ОКСО включает в себя:

  • высшее;
  • среднее профессиональное образование.

Сама классификационная система основывается на Постановлении “О воспитании” и а иных нормативно-правовых актах.

Каково его назначение

ОКСО сформирован с целью регламентирования исполненных на территории России специальностей в сфере образования и используется во время деятельности и обмена сведениями во всех без исключения управленческих системах РФ, причем охватывая:

  • национальную систему;
  • не национальную систему образования.

В частности используется с целью решения таких немаловажных вопросов, как:

  • урегулирование приема и выпуска квалифицированных специалистов;
  • статического учетного дела по вопросу приема, выпуска и дальнейшего специалистов;
  • сопоставимости статистики в сфере образования на территории России и в иных странах.

Объектами рассматриваемой классификации принято считать:

  • структуру профессий;
  • сферу научной работы — наука;
  • специализацию.

Группа профессиональной деятельности считается совокупностью специальностей, которые напрямую относятся к какой-нибудь сфере, отображенной в названии группы 0 согласно Росстандарту .

Нормативная база

Основными нормативно-правовыми документами являются:

  1. Постановление Правительства РФ “О воспитании”.

В указанных нормативных документах отображаются все ключевые сведения по вопросу ОКСО. Рекомендуется ознакомиться с ними для минимизации рисков возникновения различного недопонимания.

Что называется общероссийским классификатором специальностей по образованию ОКСО

Согласно российскому законодательству объектами ОКСО принято считать профессии высшего и среднего образования.

Одновременно с этим под профессией подразумевается:

  • способность;
  • уровень знаний;
  • умения.

Подобные навыки и умения обретаются в образовательных учреждениях.

Структура кода

ОКСО подразумевает под собой сборник кодовых отображений и разработан с целью систематизации.

Он содержит в себе структурное описание предмета, в частности:

  • блок наименования;
  • каналы идентификации;
  • каналы классификационных признаков.

Необходимо отметить, что в ОКСО канал идентификации базируется с использованием иерархического варианта систематизации, причем с поддержкой поочередного метода кодировки.

Предусмотрено несколько уровней иерархической систематизации:

  • специальность;
  • сфера подготовки;
  • углубленные категории направлений.

В структуру кодовых отображений входит 6 цифр. Они обладают последовательностью в форме хххххх, в которой:

В разработанном ОКСО канал наименования включает в себя:

  • наименование обретаемой профессии;
  • направление сферы подготовки;
  • наименование организации и самой специальности.

Кодовое отображение в форме 0101 00 1 отображает:

Пример кодирования предметов систематизации:

  1. Специальности из категории высшего образования.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 0217 01 3 отображает:

Рассмотрим пример систематизации с целью подраздела:

  1. Тенденция подготовки в высшем образовательном учреждении.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 5101 00 2 отображает:

Как видно каждый код несет под собой различные сведения.

Среднее профессиональное образование

  • колледжах;
  • техникумах.

Данная разновидность образовательного процесса направлена на получение практических навыков трудовых специальностей.

Для некоторых профессий получение среднего образования считается высшим уровнем обучения.

К ним принято относить:

  • цирковых артистов;
  • артистов балета;
  • иных художественных профессий;
  • работа в области машиностроения.

Обучение осуществляется на базе 9 и 11 классов, а продолжительность напрямую зависит от самой специальности.

В некоторых ситуациях такой вид образования считается предпочтительным:

  • требования к потенциальным студентам лояльнее, нежели в ВУЗах;
  • большое число бюджетных мест;
  • среднее образование включает в себя огромный объем практики.

Из дополнительных особенностей выделяют возможность одновременно получить несколько специальностей.

Высшее профессиональное образование

ВПО (высшее профессиональное образование) – наивысший образовательный уровень, который направлен на подготовку руководящих специалистов в любой области деятельности.

Обучение осуществляется на базе законченного 11 класса либо же после получения диплома о среднем образовании.

Во время образовательного процесса студенты получают все необходимые теоретические знания.

Современная образовательная система подразумевает под собой присвоение выпускникам ученых степеней:

  • бакалавра;
  • либо магистра.

Уровень подготовки квалифицированных специалистов остался на уровне специалитета. К ним в большинстве случаев относят:

  • врачей и фармацевтов, в том числе сотрудников химической отрасли;
  • сотрудников таможенного направления;
  • специалистов приборостроения;
  • специалисты современной компьютерной техники (управление автоматизированными станками, программирование и так далее).

Период образовательного процесса составляет 5 лет.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что образовательная программа в высших учебных заведениях осуществляется в нескольких вариациях, а именно:

Дневная форма обучения Классический вариант получения образования. При такой варианте обучения между преподавателями и студентами получение знаний осуществляется при непосредственном контакте, что автоматически влечет за собой углубленное изучение всего разработанного материала. Данная разновидность обучения не подразумевает под собой возможности параллельно вести официальную занятость
Заочная форма обучения Данный вариант отлично содержит в себе положительные аспекты дневного образования и самостоятельной работы в этом направлении. В большинстве случаев такую форму предпочитают трудоустроенные граждане, которые заинтересованы в повышении своей имеющейся квалификации, поскольку обучение не несет под собой необходимости отрыва от работы. Из недостатков заочной формы принято выделять необходимость самостоятельного изучения и освоение огромного объема материала за небольшое время. Помимо этого не стоит забывать о продолжительности обучения, которое в сравнении с дневной формы повышается в среднем на 1 год
Дистанционная форма обучения (самостоятельное получение всех необходимых навыков и знаний). Подразумевает под собой образовательный процесс с помощью персонального компьютера. Как и любая иная разновидность обучения, эта обладает также своими достоинствами и недостатками

Среди основных преимуществ дистанционного образования принято считать:

  • доступная стоимость образования;
  • возможность получения необходимые навыки и умения в любое удобное для студента время, причем, не отрываясь от своей деятельности.

Из недостатков принято выделят:

  • недостаток практических навыков;
  • низкий уровень развития коммуникабельности;
  • необходимость в наличии высокого уровня мотивации для самостоятельного освоения образовательного материала.
  • Ответственный за поддержку классификатора: Минобрнауки России
  • Основание: Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст 01.01.2004
  • Утвержден: 15.06.2005
  • Вступил в действие: 01.10.2005
Код ОКСО Наименование специальности Квалификация
Код Наименование
90000 Информационная безопасность
210000 Электронная техника, радиотехника и связь
30000 Гуманитарные науки
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
100000 Сфера обслуживания
280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
50000 Образование и педагогика
240000 Химическая и биотехнологии
170000 Оружие и системы вооружения
80000 Экономика и управление
10000 Физико-математические науки
200000 Приборостроение и оптотехника
150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
270000 Архитектура и строительство
120000 Геодезия и землеустройство
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
230000 Информатика и вычислительная техника
20000 Естественные науки
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника
190000 Транспортные средства
60000 Здравоохранение
110000 Сельское и рыбное хозяйство
40000 Социальные науки
220000 Автоматика и управление
180000 Морская техника
70000 Культура и искусство

Что такое ОКСО

ОКСО – это сокращенное название Общероссийского классификатора специальностей. Классификатор создан для того, чтобы обеспечивать обмен данными между государственными ведомствами в области образования. ОКСО призван решать задачи в сфере подготовки нужных специалистов в производственной либо иной области. Другими словами, Общероссийский классификатор специальностей учитывает потребности рынка в различных областях деятельности, что приводит в конечном итоге к снижению уровня безработицы.

Среди остальных задач ОКСО выделяют такие, как регулирование лицензирования в образовательной области, статистический анализ, учет и обработку информации, регулирование соотношения уровня подготовки российских специалистов в соответствии с международными стандартами.

ОКСО включает в себя как высшее, так и среднее профессиональное образование. Классификатор опирается на закон «Об образовании», а также на списки направлений в подготовке кадров, составленные в соответствии с данным законом. Ведение классификатора регулируется Министерством образования РФ и ВНИИКИ Госстандарта.

Какие объекты классифицируются в ОКСО

Объектами Общероссийского классификатора специальностей являются специальности высшего и среднего профессионального образования. Под специальностью в данном случае понимаются навыки, знания, умения, которые были получены в процессе обучения в образовательном учреждении, когда становятся способны решать подготовленные специалисты поставленные профессиональные задачи.

Какова структура и коды в ОКСО

ОКСО в целом представляет свод кодовых обозначений объектов для классификации, наименований данных объектов и дополнительные классификационные признаки.

Включает структурное описание объекта:

  • Блок наименования
  • Блок идентификации
  • Блок классификационных дополнительных признаков

В ОКСО блок идентификации строится с применением иерархического метода классификации, а также при помощи последовательного метода кодирования. Можно выделить три уровня иерархической классификации:

  • Специальности
  • Направления подготовки
  • Укрупненные группы направлений и специальностей

В структуру кодового обозначения включены шесть десятичных цифровых знака. Она обладает следующим видом: ХХХХХХ, где:

  • Первый и второй знак соответствует укрупненным группам направлений и специальностей подготовки
  • Третий и четвертый знак – это направления подготовки
  • Пятый и шестой знак – специальности

В ОКСО блок наименования включает в себя наименования специальностей, направлений подготовки, наименования укрупненных групп направлений и специальностей. Для удобства использования классификатора наименования направлений выделены полужирным, специальностей – курсивом. В блоке классификационных дополнительных признаков содержится информация о квалификации, которая присваивается по специальности и направлению подготовки. В 1 графе блока квалификационных дополнительных признаков указывают код, во 2 графе блока – наименование квалификации. Определяется наименование квалификации утвержденными Министерством образования РФ перечням направлений и специальностей среднего профессионального и высшего образования.

Похожие статьи