Мышление в психологии презентация. Презентация "Мышление" по обществознанию – проект, доклад

06.04.2024

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

3 слайд

Описание слайда:

Функции мышления Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Другие функции: Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Решение проблем и задач Целеобразование Рефлексия

4 слайд

Описание слайда:

Виды мышления Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

5 слайд

Описание слайда:

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое. В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

6 слайд

Описание слайда:

Виды мышления Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

7 слайд

Описание слайда:

Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

10 слайд

Описание слайда:

Формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

11 слайд

Описание слайда:

Мышление и речь Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.

12 слайд

Описание слайда:

продолжение Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления: Широта Гибкость Самостоятельность Глубина Быстрота Оригинальность Критичность

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мышление и мыслительная деятельность Преподаватель химии: Бобкова Е.В.

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний, выявление внутренних резервов познавательной активности и мыслительных процессов учащихся. Развитие мышления в процессе обучения одна из важнейших проблем в психологии. Тема научно-исследовательской работы преподавателей комиссии общеобразовательных дисциплин ‘’ Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках. ’’

Чтобы успешно решить стоящую перед нами задачу активизации мыслительной деятельности, необходимо понять что такое мышление и мыслительный процесс.

“ МЫШЛЕНИЕ -орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. ” И.П. ПАВЛОВ

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти преставлений и образов.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: 1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. 3. Мышление исходит из ≪живого созерцания≫, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека.

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций. Мыслительные операции – это мыслительные действия. Выделяют следующие операции мышления: анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение конкретизация

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение- это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления: понятие умозаключение аналогия суждение

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии. Аналогией - называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

В психологии принято несколько классификаций мышления. По содержанию мышления выделяют: конкретно-действенное мышление в практической деятельности; наглядно-образное мышление с опорой на образы восприятия или образы представления, отвлеченное мышление с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения. По характеру решаемых задач выделяют: практическое мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности; теоретическое мышление, направленное на решение теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. По степени новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (шаблонное), воспроизводящее мышление; творческое (продуктивное) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.

Рассмотрим три вида мышления: ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННОЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. С этого вида начинается развитие мышления в синтогенезе, т. е. первоначально ребенок (человек) решает задачи, непосредственно действуя с предметом.

Однако было бы ошибочным думать, что практически-действенное мышление является примитивной формой мышления. Этот вид мышления необходим и незаменим в тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Например, вряд ли кто-нибудь из нас, подойдя к двери своей квартиры, вставит ключ и, убедившись в том, что ключом сразу не удается открыть замок, вынимает ключ и начинает рассуждать о возможных вариантах проникновения в квартиру. Обычно мы поступаем иначе: пытаемся продвинуть ключ на различную глубину, поворачиваем его в разные стороны, нажимаем или притягиваем дверь, т.е. стараемся решить задачу, практически действуя, практически проверяя последовательно выдвигаемые гипотезы.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Значение наглядно-образного мышления в том, что позволяет человеку многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме, с помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия. Однако слово никогда не может исчерпать своего богатства образа, передать со всей полнотой практические действия человека. Можно составить очень хороший рассказ о музыкальном произведении, но это никогда не обеспечит полную передачу всего того, что составляет музыкальный образ.

В практической мыслительной деятельности все виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение видов и форм мыслительной деятельности (практически-действенного, наглядно-образного, словесного - логического мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся и качества познавательной деятельности (качества ума): глубина, широта, гибкость, устойчивость, осознанность, критичность, самостоятельность. .

Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность явления. Широта ума - это способность к привлечению для решения задачи знаний из различных областей. Гибкость ума (мышления) заключается в умении изменять намеченный ранее план решения задачи. Устойчивость проявляется в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мыслительной деятельности определяется возможностью выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден. Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценивать условия и свою собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки и т.д. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека.

Самостоятельность мышления (ума) является одним из основных качеств ума, которое проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается в самостоятельности.

СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ: ИНДУКЦИЯ ДЕДУКЦИЯ

Индукция - это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции. Мышление развивается от постоянных переходов от общего к частному, и от частного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции.

Мотивы мышления бывают двух видов: 1)специфически познавательные; 2) не специфические. В первом случае побудителями и движущими силами в мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляется познавательные потребности(любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не в чисто познавательных интересах. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д.

Но какой бы не была исходной мотивация мышления, по мере его осуществления начинает действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает. Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются всё более глубокие и сильные познавательные потребности.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия жизни. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны(хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удаётся создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Мышление – это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется.

Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач.Она необходима и для самой постановки задачи, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка проблемы требует даже больших умственных усилий, чем её последующее разрешение. Мышление нужно для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях. Хотя мышление и не сводится только к решению проблем, лучше всего формировать его именно в ходе их решения.

Необходимым условием полноценного усвоения знаний является опора на активную мыслительную деятельность учащихся. С этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности обучаемых на уроке. Рассмотрим некоторые приемы активизации мыслительной деятельности.

В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использование приема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Для прочного усвоения и запоминания материала широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как наглядность и иллюстративность: рассказ-беседа по картине, рисунку, политической карикатуре, сравнение картин, рисунков, схем, диаграмм, показ диапозитивов, кино, и т.д.

Сама по себе наглядность не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Задача педагога состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Большую роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения педагога.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.

Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала.

Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают. Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания.

Опытные педагоги высоко оценивают психолого-педагогическое значение такого приема активизации мыслительной деятельности, как постановка перед учащимися цели урока. Этот прием имеет общее активизирующее значение. Основной его смысл в том, что, зная цель урока, обучаемые мысленно соотносят с ней сообщаемые преподавателем положения, примеры, выводы. Аналогичен психологический смысл приема связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью, теории с практикой и практики с теорией. Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний.

Активизации мыслительной деятельности достигается и путем использования приема основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С п омощью этого приема выявляется основное содержание усваиваемого материала. Значительные возможности в развития мышления содержит проблемное обучение. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций педагог создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Наиболее эффективны три способа организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная и исследовательская деятельность учащихся.

Все названные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют развитию их мышления, воображения, творческих способностей, мировоззрения и личности, являются необходимым и важным условием быстрого и эффективного приобретения знаний. Способы активизации мыслительной деятельности являются необходимым инструментом в работе педагога, направленным на то, чтобы каждый учащийся прочно овладел программными знаниями, умениями и навыками. В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим, фундаментальным условием их усвоения.


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Мышление" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

Слайд 3

Функции мышления Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Другие функции: Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Решение проблем и задач Целеобразование Рефлексия

Слайд 4

Виды мышления

Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое. В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

Слайд 5

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Слайд 6

Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Основные мыслительные операции

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Слайд 10

Формы мышления

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Слайд 11

Мышление и речь

Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.

Слайд 12

продолжение

Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.

Слайд 13

Слайд 14

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Широта Гибкость Самостоятельность Глубина

Быстрота Оригинальность Критичность

Слайд 15

Слайд 16

Творческое мышление

Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей. Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей: Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей); Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике);

Слайд 17

Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны); Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации). Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное (нахождение единственного точного решения); дивергентное - включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности во всех ее связях и отношениях.

    С.Л. Рубинштейн

    МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

    Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

    Большой психлологический словарь под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко

    Мышление – это процесс преобразования исходной информации.

    М. Вертгеймер

    Структурная единица мысли как результата воплощает в себе раскрытое и понятое предметное отношение.

    Процесс мышления начинается с информации о нераскрытости, непонятности или непонятости предметного отношения, выраженной в психических мыслительных феноменах «вопрос», «проблема» и «задача».

    Л.М. Веккер

    Что такое «мышление»?

    (имплицитные теории)

    1) То, как человек думает.

    2) Повседневный естественный процесс.

    3) Анализаторы восприятия окружающего мира

    4) Душевная пища, словно развлечение.

    5) Активность мозга, в которой задействована информация, собранная человеком за промежуток жизни.

    6) Способность головного мозга думать.

    7) Способность человека к логическим поступкам, размышлениям, действиям, синтезам и анализу.

    8) Способность человека двигать извилинами.

    9) Сложный процесс умственной деятельности человека, его способность реагировать на те или иные жизненные ситуации.

    10) Шевелящийся разум.

    11) Логическое заключение.

    12) Психический процесс.

    Способность человека анализировать свои поступки.

    13) Тренажер для мозга.

    14) Это что-то, связанное с мыслью, практически синоним мысли. Возможность мыслить образами и выстраивать логические цепочки.. Ты задумываешься о чем-то и воображаешь – это и есть мышление.

    15) То, с помощью чего человек думает.

    Как мозг усваивает информацию

    (Инфографика)

    Знаково-символическая функция мышления

    предполагает способность отделять значение от обозначаемого и оперировать им с помощью знака

    Знак и символ

    Знак – это любой предмет или объект, которому приписано значение другого предмета или объекта.

    «Логическое мышление» - Игровые технологии. В трех букетах всего 15 роз. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Мышление. Направление игры. Интеллектуальный марафон. Использование игры: Логические задачи. Сколько роз в каждом букете? Виды мышления. В первом и во втором вместе 8 роз, а во втором и в третьем вместе 12 роз.

    «Мышление» - Теория ментальных моделей (Ф. Джонсон-Лэйрд). 4. По наличию средств: - Творческие и репродуктивные задачи. Два определения мышления: В широком и узком смысле (В. Петухов). Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью.

    «Тренинг мышления» - Национальный комитет по задачам в сфере образования США. Критическое мышление. И умирают, так и не начав. Как принимаются решения? Необходимость в навыках критического мышления. Определение критического мышления. Решения, которые мы принимаем, отразятся на жизни будущих поколений. Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество».

    «Суждение как форма мышления» - Неверно, что все кошки серые. Если боишься волка, то в лес не пойдешь. Бабочки –капустницы бывают белыми или желтыми. Суждение как форма мышления. Все рыбы умеют плавать. Общеутвердительные Все … Частноотрицательные Некоторые не… Сложные. Виды простых суждений. Сложные суждения. Строятся с помощью связок «И» «ИЛИ» «ЕСЛИ…, ТО…» «НЕВЕРНО, ЧТО…».

    «Развитие критического мышления» - Приемы по развитию навыков прогнозирования. Запоминание. «Двухчастный дневник». Аргумент одной группы – контраргумент другой. Зачем? Простой вопрос. Аквариум. Учащиеся могут переходить в другой угол. Почему «6 W». Перепутанные логические цепочки. Визуальные формы организации изучения материала. Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими.

    «Внимание память речь мышление» - По степени новизны и оригинальности. «Практик». Лекция № 4 Мышление и речь. Свойства восприятия: Слуховое. Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Общее представление о памяти. Лекция № 5 Воображение: Проприоцептивное. По форме. По степени рефлексии. Функции и формы выражения воображения. Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику.

    Похожие статьи