Школьная библиотека в условиях введения и реализации фгос тюленева е.в. мбоу дпо «цнмо» - презентация

23.01.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Деятельность школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС

Азарова Е.В., заведующая библиотеки

гимназии.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где меняется спрос на библиотечные услуги и этот спрос направлен на реализацию ФГОС.

Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

В условиях перехода на ФГОС библиотека гимназии сегодня становится информационно-библиотечными центром, обеспечивающими информацион-ную поддержку. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению обучающихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения. В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».

В формате нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей, литературой по социальному и профессиональному выбору учащихся.
Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для обучающихся, так и для всего педагогического коллектива.

Понятие «комфортная образовательная среда» обозначается специалистами как взаимосвязь аспектов, создающих благоприятную атмосферу для активизации всех участников образовательного процесса. Более точно комфортную образовательную среду можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим результативность и эффективность развития образовательной самореализации обучающихся, является создание творческой, доброжелательной атмосферы. К одному из таких компонентов относится создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду. Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды - информационная.
В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени. Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.
Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Наша библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром инновационного развития педагогов и лабораторией творчества обучающихся. Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном и школьном пространстве, она является неотъемлемым компонентом педагогической системы школы, основным информационным ресурсом. Наша школьная библиотека - это место, где всем обучающимся дают возможность стремиться к успеху и добиваться его. И это действительно так! Исходя из миссии и модели школьной библиотеки, мы ставим следующие цели задачи:

Развитие информационных сервисов и совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

Обеспечение информационной поддержки образовательного процесса.

Пропаганда духовно-нравственной, патриотической, граждановедческой литературы с целью формирования личности обучающихся.

Совершенствование нетрадиционных и традиционных форм индивидуальной и массовой работы, основанной на личностно-ориентированном подходе к ребёнку.

Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников гимназии.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности обучающихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности обучающихся включающей:

Навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

Умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

Перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

Умения использовать современные информационные технологии.

Такого подхода сегодня требуют федеральные государственные образо -вательные стандарты.

Роль школьной библиотеки

в реализации стандартов второго поколения.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники и книги приходят в негодность, поэтому в библиотеке требуется постоянное обновление и пополнение как учебной, так и методической литературы. В начале учебного года школьные библиотекари проводят работу по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Совместно с учителями-предметниками и с учетом их требований формируется централизованный заказ на учебные издания. Перечень учебной литературы утверждается на педагогическом совете. В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, методической и художественной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы.

Целью деятельности школьной библиотеки представляется содействие эффективной реализации задач образовательного процесса путем информационно-библиотечного обслуживания учащихся и педагогов.

Деятельность школьной библиотеки рассматривается в трех направлениях:

    информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса с учетом тех требований, которые прописаны в стандарте;

    развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности;

    информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Школьный библиотекарь может и должен организовать внеурочную деятельность. Для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия:

    библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами

    совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

    навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

    умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

    перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

    умения использовать современные информационные технологии.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения.

В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».

В формате нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей, литературой по социальному и профессиональному выбору учащихся.

Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.

В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.

Понятие «комфортная образовательная среда» обозначается специалистами как взаимосвязь аспектов, создающих благоприятную атмосферу для активизации всех участников образовательного процесса. Более точно комфортную образовательную среду можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим результативность и эффективность развития образовательной самореализации учащихся, является создание творческой, доброжелательной атмосферы. К одному из таких компонентов относится создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Именно педагогический коллектив, к которому относятся и работники школьных библиотек, несет огромную ответственность за комфортную образовательно-воспитательную среду в школе, среду общения педагогов и учащихся, насыщенную, богатую содержанием.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду

Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды – информационная.

В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.

Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем школьной библиотеке?

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных образовательных стандартов.
Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. Только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием.
Какие изменения происходят (или должны происходить) в школьных библиотеках?
1.Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

2.Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия. В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

3.Школьная библиотека - это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это еще и формирование информационной грамотности и культуры. Понимание ИГ у нас приобретает гипертрофированный и несколько убогий характер. Всё сводится к тому, что человек должен уметь искать книжку, или работать со словарем, или нажимать на кнопки. На самом деле информационно-коммуникативная компетенция - гораздо более широкое понятие.
Когда мы учились, то очень много конспектировали первоисточников и через эти конспекты научились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат... Современные дети (и не только дети, к сожалению) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Тут же просят отксерокопировать. Нет ксерокса - пытаются сфотографировать на телефон. Если он не берет мелкие тексты, начитывают на телефон, как на диктофон... Изощряются кто как может. Всё, что угодно, только чтобы не работать. Некоторые взрослые их в этом поощряют.

4.Через весь ФГОС красной нитью проходит: использования ИКТ и внедрение их в школах рассматривается как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика». Уже в начальной школе дети должны овладеть азами поиска, сортировки информации, ее упорядочения и хранения - с использованием компьютерной техники! Несомненно, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету. Кроме того, организуя доступ к информации, следует умно ограничить его, ограждая детей от «плохого Интернета». Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

5.Еще один момент, о котором есть также упоминание в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д.
Мы часто слышим, библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей.

6.Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...

Министерство образования и науки Росийской Федерации (Минобрнауки России)

ПРИКАЗ

Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

В соответствии с пунктом 5 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития школьных информационно­библиотечных центров (далее - Концепция).

2. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (Зыряновой А.В.) разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение руководству Министерства до 30 сентября 2016 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра

Н.В. Третьяк

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ

развития школьных информационно-библиотечных центров

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно­библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации, школьные библиотеки), в Российской Федерации.

Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации были обозначены целевые ориентиры развития общего образования страны, в том числе создание новой инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, школьных библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в образовательные организации эффективных образовательных технологий и педагогических методик.

I. Значение школьных библиотек в современном мире

В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.

Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.

Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников. Сообществом педагогических работников на базе школьных библиотек создается авторский информационно- образовательный контент различных типов: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.

Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений.

В Российской Федерации, как и во всем мире, школьные библиотеки образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.

II. Проблемы развития школьных библиотек

Общее образование в Российской Федерации претерпевает масштабную реструктуризацию. За последние годы в ряде регионов страны сократилось количество образовательных организаций, в том числе в связи с их укрупнением, возросла численность обучающихся. По данным Федеральной службы государственной статистики, в образовательных организациях функционируют 45 729 школьных библиотек, общий фонд которых составляет более 616 млн. экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.

Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий участников отношений в сфере образования, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно­частного партнерства.

Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени.

Требуют актуализации федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям в части школьных библиотек.

Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует модернизации. Отсутствует централизованная методическая поддержка школьных библиотек на федеральном уровне и в большинстве случаев на региональном и муниципальном уровнях.

Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный характер. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек. Только в отдельных регионах созданы ассоциации школьных библиотек и (или) центры их методической поддержки.

Требуют урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклатуру должностей педагогических работников введена должность «педагог-библиотекарь». Вместе с тем, по результатам опросов, проведенных Русской школьной библиотечной ассоциацией, только в каждой шестой образовательной организации страны такая должность введена в штатное расписание.

В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.

Организация дополнительного профессионального образования педагогов- библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации.

В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.

Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») подключено 99,9 % образовательных организаций, отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (только 52 % образовательных организаций имеют электронную (цифровую) библиотеку). Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.

Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско- патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программах.

Фонды школьных библиотек укомплектованы словарными изданиями ненадлежащего качества. Нуждаются в совершенствовании порядок и механизмы профессионального отбора словарей разных типов современного русского языка, государственных языков республик Российской Федерации для использования их в образовательной деятельности.

В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, информационно-коммуникационных технологий и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.

Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.

В целом в Российской Федерации наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.

III. Цели и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

Задачами развития школьных библиотек в Российской Федерации являются:

совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек;

организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек;

расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

создание условий для дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей.

IV. Основные направления реализации Концепции

В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям школьных библиотек.

На федеральном уровне необходимо определить организацию, на которую будут возложены функции федерального информационно-методического центра (координация деятельности региональных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными организациями и общественными объединениями).

Во второй половине XX века функции федерального информационно­методического центра выполнял ныне действующий как структурное подразделение федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» (далее - информационный центр).

Функции современного федерального информационно-методического центра также целесообразно возложить на указанный информационный центр.

Для эффективного развития школьных библиотек необходимо их объединение в сеть национального масштаба с поддержкой со стороны федерального информационно-методического центра.

В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих программы дополнительного профессионального образования, необходимо:

создать инфраструктуру для дополнительного профессионального образования педагогических работников, участвующих в библиотечной деятельности, актуализировать систему подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций, в том числе педагогов дополнительного образования, служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

разработать профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь».

В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной библиотеке необходимо:

создавать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые), которые способствуют реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;

предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;

создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;

обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.

В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:

пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями;

обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, а также оборудования;

проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе нового контента школьных библиотек участников отношений в сфере образования;

разработать механизмы, обеспечивающие самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента.

Для обеспечения полноты реализуемых школьными библиотеками функций должна быть организована их горизонтальная кооперация, которая предполагает взаимную поддержку участников образовательных отношений информационно- образовательным контентом и материально-техническими ресурсами.

Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети школьных библиотек является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, что позволит создать единую систему обслуживания всех категорий населения с работой по общему плану, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг обслуживания населения.

В части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо:

обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях;

создать единую технологическую платформу, объединяющую педагогических работников школьных библиотек, реализующую функции профессиональной социальной сети, реализации программ повышения квалификации (в том числе сетевой университет), аттестации педагогов-библиотекарей, возможность участвовать в разного рода голосованиях (онлайн-демократия), обеспечивающую доступ к научно-методическим наработкам, поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям образования.

На базе школьных библиотек должны получить широкое распространение электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, поддержанные авторским информационно-образовательным контентом.

Для поддержки процессов библиотечного обслуживания должно быть создано облачное программное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.

Для реализации межпредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.

В целях развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, поиск по внешним системам электронной дистрибуции, печать по требованию, мониторинг востребованности информационных ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.

Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным библиотекам обеспечить реализацию ФГОС и организовать продуктивное сотрудничество между педагогическими и руководящими работниками в рамках образовательной организации.

V. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.

В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Мичуринска

«Организация работы школьных библиотек в условиях реализации ФГОС»

Выполнила:

Педагог-библиотекарь

Ртищева Е.А.

2013 г.

Новые образовательные стандарты - это не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Школа резко разворачивается от набора знаний и умений, которые ученик до сих пор должен был демонстрировать на выходе, к тому, что он должен быть психологически готовым всю жизнь учиться и уметь это делать. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации ФГОСов.

В выступлении по поводу утверждения 4.02.2010 г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведев обрисовал перспективу организации новой школы: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интеренетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития».

Такая новая школа потребует, безусловно, и новую библиотеку

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники и книги приходят в негодность, поэтому в библиотеке требуется постоянное обновление и пополнение как учебной, так и методической литературы. Библиотекари в начале учебного года проводят работу по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Совместно с учителями-предметниками и с учетом их требований формируется централизованный заказ на учебные издания. Перечень учебной литературы утверждается на педагогическом совете образовательного учреждения. В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, методической и художественной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы.

Цель деятельности школьной библиотеки - содействие эффективной реализации задач образовательного процесса путем информационно-библиотечного обслуживания учащихся и педагогов.

Школьные библиотекари рассматривают деятельность библиотеки в трех направлениях:

информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса с учетом тех требований, которые прописаны в стандарте;

развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности;

информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Специалист библиотеки может и должен организовать внеурочную деятельность.

Для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия:

  1. библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами;
  2. совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

  • навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);
  • умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);
  • перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);
  • умения использовать современные информационные технологии.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения.

В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов. Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогов в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть укомплектованы «…печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, иметь фонд дополнительной литературы, который должен включать детскую художественную, научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования».

Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.

В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.

Более точно комфортную образовательную среду можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим результативность и эффективность развития образовательной самореализации учащихся, является создание творческой, доброжелательной атмосферы. К одному из таких компонентов относится создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Именно педагогический коллектив, к которому относятся школьные библиотекари, несет огромную ответственность за комфортную образовательно-воспитательную среду в школе, среду общения педагогов и учащихся, насыщенную, богатую содержанием.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду.

Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды – информационная.

В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.

Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключится и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «…Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».


Похожие статьи