Виды социальных норм (вопросы кодификатора ЕГЭ). Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области "Ичалковская средняя школа" презентация

13.09.2023

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) духовная культура; 2) духовные ценности; 3) научные исследования; 4)моральные нормы; 5) религиозные взгляды; 6) нравственные поступки.

3

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

5

Установите соответствие между признаками и формами познания.

6

Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

2. Галина добрая и отзывчивая.

3. Галина - внешне привлекательная девушка.

4. Рост Галины ниже среднего.

5. Галина - честный человек.

6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

7

Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

2. Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

3. Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

4. Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

5. Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

8

Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономических систем и их типами

9

Фирма «Аква-маркет» специализируется на продаже питьевой воды и сопутствующей продукции. Выберите из приведённого ниже списка примеры постоянных издержек фирмы «Аква-маркет».

1. оплата электроэнергии

2. сдельная заработная плата работников

3. оплата процентов по кредиту

4. страховые выплаты

5. затраты на доставку товаров

6. затраты на материалы

10

11

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

12

В социологических исследованиях, проведённых в стране Z в 2005 и 2015 гг., респонденты должны были выбрать из предложенных то высказывание, которое наиболее точно отражает их отношение к современной жизни. Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В 2015 г. доля опрошенных, использующих новые возможности для достижения лучшей жизни, увеличилась

2. Доля тех, кто никак не может приспособиться к сложившимся условиям, сократилась за 10 лет.

3. Как в 2005 г., так и в 2015 г. более трети опрошенных свыклись с тем, что им пришлось отказаться от привычного образа жизни.

4. Примерно четверть опрошенных считают, что за последние годы для них ничего не изменилось.

5. Одинаковые доли опрошенных в 2015 г. отметили, что он свыклись с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, и никак не могут приспособиться к нынешней жизни.

13

Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.

2. При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3. При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

4. В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.

5. При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ

15

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. конституционная монархия

2. президентская республика

3. федеративное государство

4. демократическое государство

5. абсолютная монархия

6. унитарное государство

16

Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Это означает, что

1. признаны права и свободы человека и гражданина

2. устанавливается равная защита собственности любой формы (государственной, частной, муниципальной)

3. отсутствует государственная религия

4. ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

5. в стране узаконена многопартийность

6. признан и обеспечивается суверенитет народа

17

Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.

2. Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

3. Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

4. Гражданское право относят к частному праву.

5. Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

18

Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ

ПРИМЕРЫ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ
А) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Марка Г. достаточного уровня квалификации для занимаемой должности. 1) инициатива работодателя
Б) Виктор П. неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий. 2) инициатива работника
В) 24-летний Роман В. был направлен на военную службу по призыву. 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает в другой город.
Д) По истечению срока трудового договора Пётр М. не был избран на ранее занимаемую им должность заведующего кафедрой философии.

19

Выберите верные суждения о семейном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Семья представляет собой объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, кровного родства, усыновления или иной формы устройства детей в семью.

2. Члены семьи - муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновлен​ные, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. - являются объектами семейных правоотно​шений.

3. Одним из условий вступления в брак согласно семейному кодексу РФ является достижение 16-летнего возраста.

4. Регистрация брака происходит, как правило, через месяц после подачи заявления в орган ЗАГС женихом и невестой.

5. Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее личные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности _____ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _____ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессов, главнейшими из которых являются _____ (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ______ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним _____ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ______ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. общество

2. человек

3. конфликтные ситуации

4. межличностные отношения

5. деятельность

6. личность

7. регулятор

9. санкции

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре ее.

Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным», другое - «нелогичным».

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие положения:

1) формирование понятий - важнейшая познавательная функция человека;

2) формирование понятий играет решающую роль в становлении наук;

3) постижение мира возможно лишь через связь объектов в единое понятие.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смысле формулировках

Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?

Показать ответ

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) дан ответ на первый вопрос: логика изучает законы мышления;

2) дан ответ на второй вопрос: один человек может рассуждать в с соответствии с этими законами, а другой их игнорировать.

Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трех понятий, относящихся к различным сферам общества.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие понятия с указание существенных признаков:

1) рыночная экономика - свободное ценообразование;

2) государство - наличие суверенитета:

3) социальный контроль - использование санкций.

Могут быть приведены другие примеры

Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) В поддержку приведенного тезиса:

Чувственные данные выступают необходимым источником наших знаний,

Реальная действительность, воспринимаемая на этапе чувственного познания, богаче любых моделей и схем, которые создает для ее постижения рациональное познание;

2) Против приведенного тезиса: существуют области знания, например математика, построенные на строгости теоретических рассуждений.

Могут быть приведены и другие варианты

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальная роль - это модель поведения, заданная статусом личности. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).

2) одно предложение с информацией о ролевой системе: «В системе ролей человека выделяют личностно значимые и второстепенные роли». (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о системе социальных ролей)

2) поддержка тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться: больных, инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др. (Закон "Об основах охраны здоровьях граждан в РФ"; Приказ Министерства Здравоохранения РФ "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности");

3) выделение необходимых средств на социальные нужды всего населения страны (принятие программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, транспорта);

4) развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д. (закон об индексации пенсий).

Могут быть названы другие функции и приведены другие примеры.

«Налог на шляпы повысит цены шляп, налог на обувь - цену обуви. В противном случае такой налог был бы, в конце концов, уплачен фабрикантом: его прибыль упала бы в сравнении с общей нормой и он покинул бы свой промысел», - написал английский экономист Д. Рикардо. О каком виде налогов говорится в этом высказывании? Поясните свой ответ и укажите, кто является сборщиком, а кто - плательщиком этого налога.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) трудовая;

б) познавательная;

в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление - основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец - человек - биологическое создание». (П.С. Гуревич)

29.2. Экономика «Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (А.М. Веббер)

29.3. Социология, социальная психология «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника - социальную жизнь». (Э. Кассирер)

29.4. Политология «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

29.5. Правоведение «Времена меняются, и законы меняются вместе с ними». (Латинское юридическое изречение)

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
"Ичалковская средняя школа"
презентация по обществознанию
Виды социальных норм
(вопросы кодификатора ЕГЭ)
Ганюшин М.Е.,
учитель истории
высшей
квалификационной
категории
с. Ичалки

ЕГЭ 2016
Социальные
отношения
Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

3.8. Виды социальных норм

Социальная норма – установленное в обществе
правило поведения, регулирующее отношения между
людьми, общественную жизнь
Признаки социальных норм
Являются общими правилами
для членов общества.
Не имеют конкретного адресата
и действуют непрерывно во времени.
Направлены на регулирование
общественных отношений.
Возникают в связи с волевой,
сознательной деятельностью людей.
Возникают в процессе исторического развития.
Их содержание соответствует типу культуры и характеру
социальной организации общества.
Не зависят от воли и желания людей, т. е. объективны.
Занимают определённое положение в социальной регуляции.
Выступают мерой общественно значимого поведения

Правовые
Моральные
Установлены или санкционированы
государством
Регулируют отношения людей с
позиций добра и зла
Закрепляют образцы
Эстетические
представлений о прекрасном и
безобразном
Утвердились в результате
Обычаи
многократного повторения на
протяжении десятилетий
Содержатся в различных
Религиозные
священных книгах либо
установлены церковью
Установлены различными
Корпоративные
организациями для своих
сотрудников

Функции социальных норм
Регулируют общий ход социализации.
Интегрируют личность в социальное окружение.
Служат образцами, эталонами соответствующего
поведения.
Определяют границы допустимого поведения людей
применительно к конкретным
условиям их жизнедеятельности.
Контролируют отклоняющееся
поведение.
Способы регулирования поведения
людей социальными нормами
Дозволение. Указание на варианты
поведения, которые желательны, но не обязательны.
Предписание. Указание на требуемое действие.
Запрет. Указание на действия, которые не следует
совершать.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальные нормы
ВИДЫ НОРМ
Нормы права
…..
морали
ПРИЗНАКИ
Общеобязательный характер,
существуют в письменной
форме, созданы государством
Возникают стихийно в процессе
практической деятельности
людей, санкции устанавливаются
обществом, основные понятия
«добро» и «зло»

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за
исключением двух, представляют собой социальные
нормы
1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции;
4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные
установки.
16
3. Выберите верные суждения о социальных нормах и

1) Социальные нормы разнообразны во времени и
пространстве.
2) Социальные нормы всегда запрещают или
ограничивают что-либо в человеческих действиях.
3) К социальным нормам относятся традиции и обычаи.
4) Социальные нормы являются элементом
социального контроля.
5) Изменение социальных норм приводит к социальным
потрясениям.
134

4. Найдите позицию, которая является обобщающей
для всех остальных позиций представленного ниже
ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Традиции; обычаи; социальные нормы; нормы морали;
законы.
Социальные нормы
5. Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм,
всегда предъявляются в письменном виде.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.
4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего
поколения.
5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются
государством.
234

10.

6. Установите соответствие между характерной чертой
нормы и её видом.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ВИДЫ НОРМ
А) устанавливаются государством 1) мораль
Б) представляют собой
2) право
совокупность одобряемых
обществом правил
В) появляются задолго до
возникновения государства
Г) имеют общеобязательный
21121
характер
Д) основными понятиями
являются понятия о добре и зле

11.

7. Выберите верные суждения о социальных нормах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В социальных нормах отражаются ценностные
представления общества.
2) В отличие от обычаев, правовые нормы
фиксируются в письменных источниках.
3) Порядок применения правовых норм не отличается
от порядка применения норм морали.
4) Правила поведения, основанные на представлениях
общества или отдельных социальных групп о добре и
зле, плохом и хорошем, справедливом и
несправедливом, называют моральными нормами.
5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются)
силой государства.
124

12.

8. «В любом обществе поступки людей регулируются и
упорядочиваются с помощью определённых правил.
Такими правилами являются _______ (А). Они
обеспечивают ________ (Б) общества, а также
способствуют контролю за _______ (В). Эти правила
усваиваются личностью в процессе ______ (Г), который
происходит как стихийно, так и целенаправленно и
осуществляется социальным окружением, семьёй,
_______ (Д). Этот процесс у разных людей протекает
различно и не всегда бывает успешным. Социальный
контроль поддерживает общество как целое. Средства и
приёмы социального контроля называются ______ (Е)».
1) требование
2) социальная норма
3) развитие
4) стабильность
5) санкция
6) школа
7) природная среда
8) социализация
9) отклоняющееся поведение
249865

13.

Часть 2.
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная
норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
два предложения: одно предложение, содержащее информацию о
любом типе социальных норм, и одно предложение,
раскрывающее функции социальных норм.
1) смысл понятия, например: «Социальная норма – установленное
в обществе правило поведения, регулирующее отношения между
людьми, общественную жизнь»;
2) одно предложение, содержащее информацию о любом типе
социальных норм: «Соблюдение моральных правил
обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их
нарушение встречает осуждение в обществе»;
3) одно предложение, раскрывающее функции социальных норм:
«Социальные нормы регулируют общий ход социализации,
интегрируют личность в социальное окружение».

14.

10. В обществе действуют различные социальные
нормы, среди которых традиции, церемонии,
корпоративные нормы (деловые обыкновения).
Каждый из названных в задании типов социальных
норм проиллюстрируйте конкретным примером
(сначала укажите тип нормы, а затем пример).
1) Традиции (например, московские выпускники
ежегодно отмечают праздник последнего звонка,
приезжая на Воробьёвы горы; студенты 25 января
отмечают Татьянин день)
2) Церемонии (например, вступление в должность
Президента РФ, чайная церемония в Китае и Японии)
3) Корпоративные нормы (например, процедура
заключения контракта на фирме; проведение
переговоров между предпринимателями)

15.

11. Назовите любые три разновидности социальных
норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.
1) Названы три вида социальных норм, например:
- нормы морали
- нормы права
- традиции и обычаи
2) Каждая из норм проиллюстрирована примером:
- уважение к старшим, забота о младших, честность в
отношениях с окружающими как проявления
моральных норм
- примеры нормативно-правовых актов: Конституция
РФ, федеральное законодательство (закон «Об
образовании в РФ», законы субъектов РФ)
- примеры традиций и обычаев: праздник «последнего
звонка» в школе, традиция «проводов зимы»

16.

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные
нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы
будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а) возникают в процессе исторического развития
б) представляют собой определённый стандарт (образец) поведения
в) носят объективный характер
г) рассчитаны на многократное повторение
д) выстраиваются в определённой иерархии
3. Виды социальных норм:
а) табу, обычаи, традиции
б) моральные нормы
в) религиозные нормы
г) корпоративные нормы
д) правовые нормы
4. Функции социальных норм:
а) культурно-историческая
б) социального контроля
в) воспитательная
г) регулятивная
д) стабилизирующая

17.

Литература
1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.
Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
2) Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для
подготовки учащихся. Учебное пособие. / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва:
Интеллект-центр, 2016.
3) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А.
Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
Интернет-ресурсы
http://www.ariadna.rybn.ru/photo/2.jpg - изображение «социальные нормы»
http://mognovse.ru/mogno/907/906349/906349_html_m7a1eaec6.png изображение «предписания поведения»

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.

Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

Понятие социальной нормы

— общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

  • обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
  • моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
  • нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
  • правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
  • эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
  • — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
  • религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
  • корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в . В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Система социальных норм

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, и отдельной личностью.

Это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

  • правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
  • правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
  • не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в , подразделяются но двум основным критериям:

  • способу их формирования (создания);
  • способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

— правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "СОЦИОЛОГИЯ"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы семьи

Характеристика

Многопоколенная

Состоит из нескольких поколений родственников

Состоит из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних

Ответ:__________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) традиции; 2) обычаи; 3) социальные нормы; 4) нормы морали; 5) законы.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры;

6) социальные установки.

4. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Разновидностью этноса является народность.

2. Появление наций предшествовало возникновению государства.

3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4. Различают этническое и гражданское понимание нации.

5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

Ответ:__________.

5. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных

групп и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Молодежь отличается от других групп социальной активностью.

2. Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.

3. В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.

4. К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.

5. Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.

Ответ:__________.

6. «За счет каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных.

Отдельные результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

Заработная плата от основной работы по найму

Заработная плата от дополнительной работы по найму (по совместительству, контракту и т.п.)

Заработок от работы без официального оформления

Пенсии (по старости, инвалидности и т.п.)

Доход от частного предпринимательства, бизнеса

Денежная помощь родственников и друзей

Затрудняюсь ответить

1. Равное количество опрошенных планируют увеличить свои доходы за счет зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления.

2. Главным источником улучшения материального положения традиционно остается заработная плата на основной работе.

3. Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счет получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза.

4. Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников.

5. Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы.

Ответ:__________.

7. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.

2. Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии.

3. Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.

4. В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические потребности.

5. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.

Ответ:__________.

8. «Как, по вашему мнению, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2009, 2013 и 2014 годах. Результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

Скорее улучшится

Останется неизменным

Скорее ухудшится

Затрудняюсь ответить

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Большинство опрошенных считает, что их материальное положение не изменится.

2. Доля опрошенных, считающих, что их материальное положение улучшится, неуклонно увеличивается.

3. Доля опрошенных, ожидающих ухудшения своего материального положения, в течение пяти лет постоянно сокращается.

4. В течение двух последних лет в вопросе улучшения материального положения значительно больше респондентов-скептиков, чем оптимистов.

5. Число респондентов, надеющихся на стабильность собственного материального положения, за пять лет выросло более чем на 10%.

Ответ:__________.

9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.

2. Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.

3. Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

4. Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

5. Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.

Ответ:__________.

10. В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы.

2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

Ответ:__________.

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

Ответ:__________.

12. «Для каких целей Вы (Ваша семья) делаете сбережения или стали бы делать, если бы у Вас была возможность?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Основные результаты опроса приведены в диаграмме (в %).

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Копить деньги опрошенные предпочитают в первую очередь на «черный день».

2. Более четверти опрошенных склонны копить деньги на покупку квартиры или дома.

3. Оплата образования является стимулом откладывания денег для четверти опрошенных.

4. Желающих копить деньги на землю или дачу больше, чем на дорогие вещи.

5. Сторонников откладывать средства на отдых и развлечения больше, чем предпочитающих собирать деньги на лечение.

Ответ:__________.

13.Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.

2. Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение.

3. Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.

4. Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.

5. Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.

Ответ:__________.

14. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.

2. Опрошенные в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.

3. Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.

4. Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.

5. Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.

Ответ:__________.

15. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для молодежи характерна собственная субкультура.

2. Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

3. Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4. В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5. Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

16. В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Жить не хуже, чем большинству семей в моем городе (поселке)

Жить лучше

Жить по стандартам развитых стран

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Ответ:__________.

17. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.

2. Доиндустриальное общество было социально однородным.

3. Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.

4. Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.

5. Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.

Ответ:__________.

18. Один из вопросов анкеты социологов звучал так: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Распределение ответов представлено в графической форме.

1. Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны.

2. Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме.

3. Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию.

4. Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния.

5. Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии.

Ответ:__________.

19. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.

4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу

5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

Ответ:__________.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование.Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. профессия

3. стратификация

6. дифференциация

8. структура

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человекаи ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)

21. Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

22. Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

24. Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности.

26. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.

27. Надежда отказалась помочь подруге в уходе за заболевшей матерью, сославшись на занятость учебой. При этом многие видели ее в эти дни в развлекательном клубе и на дискотеке. Друзья, обвинив Надежду в обмане и непорядочности, отказались от общения с ней. Какой социальный процесс отразился в этой ситуации? Укажите вид социальных норм, ставших его основой. Определите вид (тип) примененных социальных санкций.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. нуклеарная

20. 983754

21. 1) ответ на первый вопрос : процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос : объекты и агенты социализации.

22. 1) ответ на первый вопрос : биологические возможности человека и ограничения, обусловленные культурой;

2) ответ на второй вопрос : ожидания, изменение поведения, стремление к конформизму.

23. 1) ответ на вопрос : в процессе социализации у индивида формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения его социальных ролей;

2) социальные роли и соответствующие примеры, допустим:

Ученик (например, первоклассник учится читать и писать, усваивает школьные требования дисциплины; всё это в дальнейшем поможет ему в обучении на разных уровнях общего и профессионального образования);

Член семьи (например, родители учат ребёнка элементарным приёмам самообслуживания в быту; на этой основе в будущем увеличится участие ребёнка в выполнении работ по дому и ведении домашнего хозяйства). Могут быть названы другие социальные роли подростка, приведены иные примеры

24. 1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определенные расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, потому что оно расставляет определенные приоритеты в развитии профессионального образования.

25. 1) смысл понятия, например: «изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре общества»; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: «К каналам социальной мобильности относят образование, службу в армии, брак, духовную службу и др.»;

3) одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности, например: «Это такое изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса».

26. 1) названы три вида социальных норм, например:

Нормы морали;

Нормы права;

Традиции и обычаи.

2) каждая из норм проиллюстрирована примером, допустим:

Уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм:

Примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральные законодательство (закон "Об образовании в РФ", законы субъектов РФ, указы Президента РФ);

Примеры традиций и обычаев: праздник "последнего звонка" в школе, традиция "проводов зимы".

27. 1) дан ответ на первый вопрос: социальный контроль

2) указан вид социальных норм: моральные нормы

3) определен вид примененных санкций: негативные неформальные

28. 1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.

2. Признаки социальных норм:

а) возникают в процессе исторического развития;

б) представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;

в) носят объективный характер;

г) рассчитаны на многократное повторение;

д) выстраиваются в определенной иерархии.

3. Функции социальных норм:

а) культурно-историческая;

б) социального контроля;

в) воспитательная;

г) регулятивная;

д) стабилизирующая.

4. Виды социальных норм:

а) табу, обычаи, традиции;

б) моральные нормы;

в) религиозные нормы;

г) корпоративные нормы;

д) правовые нормы.

5. Отклоняющееся поведение и социальные санкции.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области "Ичалковская средняя школа" презентация по обществознанию Виды социальных норм (вопросы кодификатора ЕГЭ) Ганюшин М.Е., учитель истории высшей квалификационной категории с. Ичалки






Признаки социальных норм Являются общими правилами для членов общества. Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени. Направлены на регулирование общественных отношений. Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Возникают в процессе исторического развития. Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества. Не зависят от воли и желания людей, т. е. объективны. Занимают определённое положение в социальной регуляции. Выступают мерой общественно значимого поведения Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь


Установлены или санкционированы государством Правовые Регулируют отношения людей с позиций добра и зла Моральные Закрепляют образцы представлений о прекрасном и безобразном Эстетические Утвердились в результате многократного повторения на протяжении десятилетий Обычаи Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью Религиозные Установлены различными организациями для своих сотрудников Корпоративные


Функции социальных норм Регулируют общий ход социализации. Интегрируют личность в социальное окружение. Служат образцами, эталонами соответствующего поведения. Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Контролируют отклоняющееся поведение. Способы регулирования поведения людей социальными нормами Дозволение. Указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны. Предписание. Указание на требуемое действие. Запрет. Указание на действия, которые не следует совершать.


1. Запишите слово, пропущенное в таблице. ВИДЫ НОРМПРИЗНАКИ Нормы права Общеобязательный характер, существуют в письменной форме, созданы государством …..Возникают стихийно в процессе практической деятельности людей, санкции устанавливаются обществом, основные понятия «добро» и «зло» Социальные нормы морали


2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы 1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве. 2) Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях. 3) К социальным нормам относятся традиции и обычаи. 4) Социальные нормы являются элементом социального контроля. 5) Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям. 134


4. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Традиции; обычаи; социальные нормы; нормы морали; законы. Социальные нормы 5. Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде. 2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением. 3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение. 4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения. 5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством. 234


6. Установите соответствие между характерной чертой нормы и её видом. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫВИДЫ НОРМ А) устанавливаются государством 1) мораль Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил 2) право В) появляются задолго до возникновения государства Г) имеют общеобязательный характер Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле 21121


7. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. 2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках. 3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали. 4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами. 5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства. 124


8. «В любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определённых правил. Такими правилами являются _______ (А). Они обеспечивают ________ (Б) общества, а также способствуют контролю за _______ (В). Эти правила усваиваются личностью в процессе ______ (Г), который происходит как стихийно, так и целенаправленно и осуществляется социальным окружением, семьёй, _______ (Д). Этот процесс у разных людей протекает различно и не всегда бывает успешным. Социальный контроль поддерживает общество как целое. Средства и приёмы социального контроля называются ______ (Е)». 1) требование 6) школа 2) социальная норма 7) природная среда 3) развитие 8) социализация 4) стабильность 9) отклоняющееся поведение 5) санкция


Часть Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом типе социальных норм, и одно предложение, раскрывающее функции социальных норм. 1) смысл понятия, например: «Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь»; 2) одно предложение, содержащее информацию о любом типе социальных норм: «Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе»; 3) одно предложение, раскрывающее функции социальных норм: «Социальные нормы регулируют общий ход социализации, интегрируют личность в социальное окружение».


10. В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером (сначала укажите тип нормы, а затем пример). 1) Традиции (например, московские выпускники ежегодно отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьёвы горы; студенты 25 января отмечают Татьянин день) 2) Церемонии (например, вступление в должность Президента РФ, чайная церемония в Китае и Японии) 3) Корпоративные нормы (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями)


11. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером. 1) Названы три вида социальных норм, например: - нормы морали - нормы права - традиции и обычаи 2) Каждая из норм проиллюстрирована примером: - уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм - примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральное законодательство (закон «Об образовании в РФ», законы субъектов РФ) - примеры традиций и обычаев: праздник «последнего звонка» в школе, традиция «проводов зимы»


12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Один из вариантов раскрытия данной темы: 1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений. 2. Признаки социальных норм: а) возникают в процессе исторического развития б) представляют собой определённый стандарт (образец) поведения в) носят объективный характер г) рассчитаны на многократное повторение д) выстраиваются в определённой иерархии 3. Виды социальных норм: а) табу, обычаи, традиции б) моральные нормы в) религиозные нормы г) корпоративные нормы д) правовые нормы 4. Функции социальных норм: а) культурно-историческая б) социального контроля в) воспитательная г) регулятивная д) стабилизирующая


Интернет-ресурсы Литература 1) ЕГЭ Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен»,) Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Интеллект-центр,) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, jpg - изображение «социальные нормы» png - изображение «предписания поведения»

Похожие статьи