Классный час для учащихся начальной школы "урок благотворительности". Классный час «Благотворительность… Что это такое? Знакомство со словарем и фактами из истории

30.01.2024

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

МКОУ Мамонтовская основная школа городского округа Сокольский

Нижегородской области

Классный час

«Творить благо»

Учитель математики и информатики Зотова Любовь Валерьевна

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в

эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается

мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство

удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно

совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы,

поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Пред-

лагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских

меценатов П.М. Третьякова и С.Т, Морозова. В процессе беседы классный

руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности -

православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет

провести в рождественские дни. Это время благотворительности и милосердия,

искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели:расширить представление детей о том, что такое благотворительность,

меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова;

формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как

милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты,

душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа с детьми

Выбрать творческую группу (7 детей), которая подготовит информационный блок

классного часа. Тематика и содержание информационного блока могут быть взяты из

материалов сценария.

Оборудование

Портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской

галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХАТа.

Оформление

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф: «Бог дает

богатство в пользование и потребует по нему отчета». (Пословица)

Планклассного часа

I.Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. «Меценаты, спонсоры и благотворители».

2. «Подвиг купца Третьякова».

3. «"Спонсор" МХАТа».

IV. Интерактивная беседа.

IV.«Современные Тимуры».

V.VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску, Тема нашего классного часа

записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - «спонсор»,

«меценат» и «благотворитель». Сейчас мы поговорим о значении этих слов.

Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного

семиклассника.

Ее сын Дима увлекается авиамоделированием. Буквально каждую неделю он клеит

какую- нибудь новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на

полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия,

какого- нибудь истребителя. И вот мама пошла на хитрость. Она сказала, что эти

авиамодели могут сделать доброе дело. Нужно отдать их соседским близнецам Саше

и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка

принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий

праздник. Эта идея так вдохновила Димку, что он сразу же бросился собирать

подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все

свои модельки и, расщедрившись, высыпал туда еще и детские свои машинки. Закрыл

коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка.

Мама видела с балкона, как Димка подошел к ребятам, как поставилперед ними

огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к

такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается

запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый

детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой добрый, счастливый и усталый, как Дед Мороз после

двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Натане«естест венно

сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не

согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель.Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась

называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель.Может, надо было назвать Диму спонсором малышей?

Дети говорят, что спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима

отдал игрушки.

Какже можно назвать поступок Димы?

Дети говорят, что лучше всего для определения поступка Димы подходитслово

«благотворительность».

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело

сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем он дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как ихзапускать, чтобы

они летали.

III. Информационный блок

«Меценаты,спонсоры и благотворители»

в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские,

Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги

на строительствошкол, больниц, приютов, столовых, ночлежек:

развитие культуры. Например, купцы Савва Мам онтов и Савва Морозов

покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце 1 века н. э. в

Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилияи

Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

«Подвиг купца Третьякова»

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве.

русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Этот музей создал на свои

деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались

покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники

бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие

патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из

таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но

Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным

человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому

удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. По-

смотрите на портрет мецената (показывает иллюстрацию из книги). Умное,

интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсемне похож на купца,

предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею

пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на

создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать

самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины

Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских

художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он

Михайловича Третьякова.

«Спонсор» МХАТа

Ученик 6. Все знают, что такое МХАТ. Это театр, который создали Станиславский

и Немирович- Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы

билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был

спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации,

зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известныймосковский купец

Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли

разных театров. Некоторым театральным труппам помогал деньгами. Только просил,

чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нр авилась сама идея

сделать театр не для богачей, а для народа. Савва Морозов стал одним из основателей

спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания,

Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пил ил, красил,

забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и

оборудование для сцены. В целом на божественный театр Савва Морозов истратил

около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на

весь ми р. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

-Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную формацию. (Обращается к

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов

тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

- Им тоже хотелось прославиться.

- Они любили искусство.

- Они жалели художников.

- Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

- Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и

С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

- Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

- Им было обидно, что русские художники живут в нищете.

- Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

- Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за

будущее России. Павел Михайлович Третьяков и Савва Тимофеевич Морозов, как и

превозносили. Он и стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы

Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые

занимались благотворительностью, действовали по правилу, которое мы взяли

эпиграфом к классному часу (читает пословицу, записанную на доске): «Бог дает

богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой «отчет»

имели они в виду?

Примерные ответы детей:

- Отчет по деньгам, куда они их потратили.

- Отчет о том, как добыл человек это богатство.

- Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет

и заберет богатство.

- Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель . Многие «новые русские» сейчас покупают яхты,

роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они

Примерные ответы детей:

- Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

- Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

- Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются

за нечестные.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве

благотворительности?

Примерные ответы детей:

- Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Классный час для учащихся 3 классов

Возраст участников (9-10 лет)

Дети и родители организуют в городе приюты для бездомных животных.

Урок благотворительности.

Цели:

1. Дать первоначальное представление об идеях благотворительности.

2. Раскрыть понятия «добро», «благотворительность».

3. Познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе.

4. Пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование кабинета:

1. плакат с изображением лепестков ромашки, где на каждом лепестке напечатано высказывание о добре;

2. портреты благотворителей;

3. пословицы и поговорки;

4. отдельные карточки с различными качествами людей

Ход урока:

    Организационный момент. Сообщение темы.

Ребята,как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?»

Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас узнаем с помощью подсказки.

Учитель читает стихотворение

Добро – это ты и я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

На уроке мы узнаем, что такое благотворительность, постараемся понять, в чем смысл благотворительности, и каковы цели благотворительности.

2. Основная часть.

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)

Кому же и почему предпочитают помогать? (ответы детей)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Можно ли человека заставить быть добрым?

Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

Ребята давайте прочитаем пословицы и поговорки, записанные на доске, и объясним их смысл.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрые умирают, да дела их живут.

Худо тому, кто добра не делал никому.

За добрые дела добром платят.

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).

А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)

Рассказ учителя

Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.

Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.

Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют - МЕЦЕНАТЫ.

Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат , который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.

(Демонстрация фотографий с пояснением)

Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)

Павел Михайлович Третьяков

Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.

Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза

Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.

Так, жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева была председателем международной ассоциации «Гематологи мира - детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве. Помогала детям с заболеванием крови.

Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим?

Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.

Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)

Методические комментарии.

Обратите внимание на качества людей, написанные на доске. Обсудите и уберите те качества, которых не может быть у меценатов.

МИЛОСЕРДИЕ ЭГОИЗМ ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ХВАСТЛИВОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ ДОБРОТА ХИТРОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

После выполнения задания учителю необходимо подвести детей к мысли о необходимости развития в себе качеств, присущих благотворителю.

Благотворительность нашла свое отражение даже в русских народных сказках. Вспомните сказку «Гуси-лебеди», какие добрые поступки совершила героиня этой сказки, не взирая на личные проблемы? (обсуждение: помогла яблоне сбросить яблоки, вытащила пироги из печи, убрала мешавшие речке камни)

«Курочка Ряба» (утешила рыдающих стариков - снесла золотое яичко)

Ребята, а мы с вами можем оказывать какую - ни будь благотворительную помощь? Кому? Какую? (Например: детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность – это постоянная помощь , а не помощь один раз по настроению.

Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

3. Рефлексия учащихся

Что нового узнали на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Кто такие меценаты, что такое благотворительность?

Какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы для себя сделали?

Итак, объявляем начало операции «Книжкина неделя.» Посоветуйтесь дома с родителями, какие книги вы могли бы подарить детскому саду.

А я хочу пожелать вам не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Будьте добры, и добро вернётся к вам.

Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

Исполнение песни детьми

Информационные источники

1. VI Государственная Третьяковская Галерея. История и коллекции.

Изд-во “Искусство”, 1986 г.

2. Международный конкурс «Уроки благотворительности»: материалы методических разработок уроков благотворительности.- Самара: Артель, 2012

МБОУ СОШ № 3 , г.Рассказово

Учитель начальных классов

Классный час

Тема: «Добру откроются сердца »

Цели: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить знакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе; пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Возраст обучающихся: 2 класс, 8 лет

Степень вовлеченности в благотворительность: слышали о благотворительности и участвовали

Оборудование кабинета: экран, компьютер, электронная презентация, рисунок светлого и чёрного сердечек, листы бумаги А-4 по числу учащихся, простые карандаши, ручки, ножницы, карточки с заданиями для работы в группе.

Сценарий классного часа

1. Организационный момент .

Ребята, скажите, что может быть мягче подушки? (ответы учащихся)

Это наши руки, ладони.

2. Мотивация

Ладонь, длань, долонь - так в старину называли внутреннюю сторону руки. Многие пословицы и поговорки связаны с ладонью.

«Ладонь легка - дружба крепка». Как вы это понимаете? (ответы учащихся)

Так что же умеют наши руки? (ответы учащихся)

Наши руки - часть живой природы, а значит, наши руки умеют сажать цветы, кормить животных.

Слайд 2

Русский писатель Лев Кассиль говорил: «Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека».

3. Постановка целей

О чём пойдёт речь, вы сейчас узнаем с помощью подсказки.

2 ученицы читают стихотворение

Добро - это ты! Добро - это я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро - это праздник в семье,

Добро - это песня ручья по весне,

Добро - это радости море и смеха,

Добро - это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом - Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро - это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о том, какое добро могут творить наши руки.

4. Основная часть

Послушайте отрывок стихотворения русского поэта Якова Полонского «Нищий».

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Ребята, что вы можете сказать об этом человеке?

Какое человеческое качество присуще этому старику?

(доброта, отзывчивость, милосердие, бескорыстие, благотворительность).

(Слова вывешиваются на светлом сердечке)

Слайд 3

А сейчас послушайте еще один отрывок из стихотворения великого русского поэта Михаила Лермонтова с таким же названием «Нищий».

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

Какое чувство вызывает это стихотворение?

(Безразличие, жестокость, злоба, коварство, жадность, черствость души)

Слова вывешиваются в черном сердечке.

Такие люди, к сожалению, есть, но наша задача быть другими. А как быть с этими пороками, если они есть? (Ответы детей)

Да, их нужно уничтожать, бороться с ними.

Ребята, давайте эти слова порвем и выбросим. Им не место в нашей жизни.

Народная мудрость гласит: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

В нашей Донецкой Народной Республике возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность».

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Слайд 4

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

А кто может быть благотворителем? (Ответы детей)

Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, людям с ограниченными возможностями, людям преклонного возраста. Для Давайте вспомним, что сделано в нашей Республике: Слайд 5

установлены пандусы около магазинов, аптек, разных организаций.

для инвалидов, воспитанников детских домов организуются различные поездки, праздники, встречи и т.д.

для помощи больным людям организуется сбор денег. Жертвуют деньги и пожилые, и молодые, кто сколько может. И многим людям уже была оказана медицинская помощь.

А когда люди начали заниматься благотворительностью? (Ответы детей)

5. Рассказ о роли благотворительности в истории и современном обществе

Благотворительная деятельность имеет давнюю историю:

Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей - сирот. Слайд 6

Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся. Слайд 7

Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов. Слайд 8

Императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность. Слайд 9

В 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

Может вы знаете конкретных людей, которые сейчас занимаются благотворительностью? (Ответы детей)

Сейчас очень много организаций, отдельных людей, которые делают благие дела, чтобы помочь жителям Донбасса в такое для нас страшное время, например: Слайд 10

Общественная организация "Фонд Единый Донбасс" выплатил летом 2017 года 40 000 руб. семье из нашего города, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации, — сразу два ребенка больны тяжелой формой детского церебрального паралича. Помощь предназначена для послеоперационной реабилитации ребят.

Фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы». За два года этот фонд спас жизни более 500 малышей, которые страдали разными тяжёлыми болезнями.

И таких фондов очень много. Огромную поддержку нам оказывает Российская Федерация.

Взрослые работают, могут помочь денежными средствами. Но вы не зарабатываете, как же вы можете помочь окружающим? (рассуждения учащихся)

(Например, детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность - это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению. В каждом из вас есть маленькая частичка доброты как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

6. Работа в группах с произведениями, в которых прослеживаются благие намерения .

1 группа: сказка «Гуси-Лебеди» Какие добрые поступки совершила девочка, героиня сказки? (ответы учащихся).

2 группа: сказка «Курочка Ряба» Какое доброе дело сделала Курочка? (ответ: курочка снесла золотое яичко, чтобы не плакали дед и бабушка)

3 группа: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» чему учит? (забота и уважение к старым людям).

7. Практическая работа.

Возьмите листок бумаги, положите на нее свою ладонь и обведите карандашом. Напишите, какие добрые дела вы сделали, а если еще не сделали, то о каких добрых делах вы мечтаете. Заслушать ответы нескольких учащихся. Затем все ладошки прикрепляются на доску вокруг светлого сердечка.

Учащиеся образуют круг, подняв руки вверх.

На ваших руках всегда будет солнце, всегда будет царить добро и любовь к окружающему миру - ведь нам сейчас так этого не хватает! Отпустите руки, возьмитесь за руки и подарите друг другу тепло ваших рук и улыбку.

8. Заключительная часть .

Наш урок хотелось бы закончить словами из стихотворения С. Я. Маршака

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

9. Подведение итогов .

Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, о чем он заставил вас задуматься?

Ребята, говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Пусть вашим девизом будет: «Наши руки творят добро». Слайд 11

И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

(Исполнение песни детьми) Слайд 12

2018 год объявлен в Российской Федерации Годом добровольца (волонтера), он станет годом «всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России».

Тематическое занятие (классный час) «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» знакомит обучающихся с историей возникновения волонтёрства в России, с такими понятиями, как добровольчество и благотворительность, с деятельностью Российского общества Красного Креста (РОКК).

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цели: формирование активной гражданской позиции, готовности к общественно полезной деятельности на основе добровольчества, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участие в деятельности общественных объединений.

Задачи:

  • воспитывать интерес обучающихся к социально значимой общественной деятельности, неравнодушное отношение к нуждающимся в помощи;
  • систематизировать знания обучающихся о добровольцах (волонтёрах);
  • мотивировать обучающихся к добровольческой деятельности.

Задание 1.

В рабочем листе ответьте на вопросы кроссворда.

В соответствии с полученными ответами сформулируйте тему классного часа.

Тема классного часа «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» .

Задание 2.

Проанализируйте определения слов: «добровольчество», «благотворительность», «волонтёрство» и ответьте на вопросы.

В чем сходство данных видов деятельности? В чём их специфика?

Задание 3.

Объясните смысл высказывания Василия Осиповича Ключевского, академика Императорской Академии наук по истории и древностям Русским.

Задание 4.

Прочитайте текст. Объясните значения слов:

«дом призрения»,

«богадельня»,

«странноприимные дома».

Задание 5.

Ознакомьтесь с текстом. Выполните задание, ответьте на вопрос.

Что изменилось в благотворительной деятельности по сравнению с предыдущим периодом (смотрите задание 4).

Аргументируйте свой ответ.

Задание 6.

6.1. Вставьте в текст пропущенные слова, используя предложенные.

Слова: медики, милосердие, Александр II, Женевская, пожертвования, русско-японская.

6.2. Как вы считаете, почему в конце XIX – начале XX веков большое распространение получили санитарные поезда? Сопоставьте количество санитарных поездов в двух войнах, упомянутых в тексте.

6.3. Можем ли мы охарактеризовать деятельность Российского общества Красного Креста как волонтёрскую?

Задание 7.

Прочитайте текст. Выполните задание, ответьте на вопросы.

7.1. Выберите из представленных на слайде слов те, которые соответствуют вашему пониманию волонтёрства. Поясните свой выбор.

7.2 Почему люди становятся волонёерами? Какой смысл сегодня вкладывается в понятие «волонтёрство»? Какие новые формы волонтёрской деятельности возникли в наши дни?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Благотворительность и милосердие»

Проведен в 3 «Б» классе

Классный руководитель Травкина Н.В.

г. Старый Оскол

2013 год

Тема Благотворительность и милосердие.

Цели: пробуждать интерес к духовным корням российской цивилизации;

воспитывать в учениках чувства милосердия и сострадания;

развивать коммуникативные навыки учащихся.

Средства обучения : мультимедиапроектор, диск со слайдами, доска, стенд с плакатами и рисунками, музыкальный диск.

Сей добро,

Посыпай добром,

Жни добро,

Оделяй добром.

    Актуализация знаний.

Знакомство со словарем и фактами из истории

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Словарь С.И.Ожегова)

Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. (Словарь С.И.Ожегова)

Меценат – богатый покровитель наук и искусств. (Словарь С.И.Ожегова)

Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

День благотворительности 22 августа . День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам

    Поэтическая страница

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

Иеромонах Роман.

Какие чувства вы испытываете, когда бываете в роли прохожего?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

Что такое духовный хлеб?

III. Самоопределение к деятельности

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал ?» (Все ученики класса стоят в кругу и отвечают на вопрос, передают фишку соседу.)

Учитель обращает внимание на самые ценные и интересные высказывания детей.

IV. Презентация.

Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни . Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней ). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей – Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки.

Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности , подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских.

V. Работа в группах.

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб больной

Утешение сирота

Приют обиженный

Покаяние нищий

Прощение провинившийся

Целебный сок

2 . Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3 .Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

4 . Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

5 . Выберите семь особенностей, которые должны быть в человеке, совершающем благотворительность:

Быть верным слову и делу.

Иметь уважение к покупателям и партнёрам.

Заниматься благотворительностью.

Стремиться только к накоплению богатства.

Уметь рисковать с умом.

Работать с выгодой только для себя.

Хорошо знать свой товар.

Уметь обмануть или польстить конкуренту.

Иметь острый и дальновидный ум.

Иметь расторопность.

VI. Диалог с учителем.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

(Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам и т.д.)

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

(Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев)

А ваши родители занимались благотворительностью?

Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на втором этаже. - - Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

VII .Подведение итогов.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

VIII. Рефлексия.

- Что полезного для себя сегодня поняли?

Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

X . Домашнее задание.

На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего !» Разберитесь вместе с родителями, какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Исполнение песни «Дорогою добра»

Литература:

    И. А. Кузьмин. Истоковедение. М. 2010

    Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

4
Похожие статьи