Основные этапы переговорного процесса. Этапы переговоров Финальное обсуждение вариантов решения проблемы

09.04.2024

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Переговоры - одна из наиболее распространенных и одновременно сложных форм делового общения. Часто, однако, представляется, что переговоры - это собственно обсуждение проблем лицом к лицу. Такой подход, как показывает практика, малопродуктивен, поскольку не учитывает двух других этапов переговорного процесса, а именно: подготовку и реализацию договоренностей.

Общая схема переговорного процесса представлена на следующем рисунке.

Рассмотрим последовательно все этапы переговорного процесса и характеристики каждого из них.

1. При подготовке к переговорам определите:

1.1.состав делегации и ее руководителя.

Внимание:

Типичная ошибка для российских участников переговоров - слишком большой количественный состав делегаций;

Помните, что делегация должна работать, как единая команда.

1.2. Установите рабочие отношения с предполагаемым партнером: выразите всю заинтересованность от участия в переговорах, запросите (если необходимо) дополнительную информацию (например, техническую документацию).

1.3. Согласуйте с партнером организационные моменты предстоящих переговоров:

Уровень ведения переговоров (кто глава делегации: руководитель предприятия, его заместитель и т. д.?);

Место проведения переговоров;

Количественный состав делегации (сколько человек примет участие в переговорах?).

1.4. Дайте ваши предложения по повестке дня (какие вопросы и в какой последовательности вы намерены обсуждать).

2. Ведение.

2.1. Рассадка:

Глава делегации садится в центре, напротив него - глава партнерской делегации;

Справа от главы - второе лицо в делегации, слева - переводчик.

2.2.Требования к характеру беседы:

Спокойный тон, даже в том случае, если партнер раздражен или агрессивен, необходимо внимательно выслушивать собеседника до конца, не перебивая;

Через 5–7 минут после начала подается чай, кофе;

Через час беседы чай, кофе предлагается вторично;

По окончании переговоров (подписания протокола о намерениях, контракта, договора) устраивается протокольное мероприятие (например, прием).

2.3. Этапы ведения переговоров:

Первый этап - уточнение интересов, позиций, целей и т. д. участников переговоров. (Внимание: как бы хорошо ни была проведена подготовка, всегда остается ряд невыясненных моментов).

Второй этап - обсуждение позиций; главное на этом этапе - аргументация предлагаемых решений.

Третий этап - согласование позиций. Целесообразно сначала согласовать общие контуры соглашения (выработать общую формулу), затем обсудить детали. Эта тактика экономит время. Однако прежде чем следовать ей, необходимо получить на это согласие партнера. На заключительном этапе стороны приступают к редактированию текста.

На переговорах с более сильным партнером (партнером, объективно обладающим более сильной позицией) возможны:

· апелляция к продолжению отношений с данным партнером в дальнейшем (наличие долгосрочных соглашений), а значит заинтересованности партнера в соглашении;

· увязывание различных предложений в пакет (будучи слабым по одному вопросу, участник переговоров может оказаться более сильным по другому. Увязка этих вопросов на переговорах позволяет «сбалансировать» силу сторон);

· обращение к репутации сильного партнера (крайне жесткая позиция сильного партнера может повредить его репутации).

3. Анализ переговоров после их завершения:

· что, какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров;

· какие возникали трудности, как эти трудности преодолевались;

· что не было учтено при подготовке к переговорам, почему;

· какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров;

· каково было поведение партнера на переговорах;

· какие принципы ведения переговоров возможно и нужно использовать на других переговорах.

Целесообразно: по окончании переговоров подготовить отчет об их проведении, в котором дать анализ итогам и ходу переговоров.

Выполнение договоренностей: в случае возможного срыва выполнения договоренностей по вашей вине, заранее поставьте партнера в известность, предложив варианты компенсации (если они не оговорены в договоре).

Очевидно, что опытные управленцы главным образом анализируют общее содержание и альтернативы выдвигаемых на переговоры вопросов, в то время как неопытные фокусируют внимание на тактике и определении целей.

Прежде чем стороны начнут готовиться к переговорам, следует заняться рассмотрением проблемы, которая ляжет в их основу. В чем ее суть? Есть ли иные пути решения, требующие меньших затрат и усилий?

При анализе проблемы необходимо обращать внимание, прежде всего, на интересы сторон. Классический пример в переговорной практике - как две сестры делили апельсин. Позиция каждой сестры строилась на основе того, чтобы получить как можно больше. В результате проиграли обе, разделив апельсин пополам, в то время как одной нужна была лишь кожура.

Перед формированием позиции необходимо выработать общий подход к данным переговорам - их концепцию. При формировании общего подхода к переговорам в первую очередь определяются те задачи, которые будут реализовываться: для чего вообще необходимо вступать в данные переговоры? Что желательно получить в итоге?

Переговоры практически всегда предполагают несколько вариантов решения проблемы. Найти и оценить эти варианты предстоит еще до начала самого процесса переговоров. Какой из них в наибольшей степени отвечает нашим интересам? Возможна ли его корректировка с тем, чтобы он был более приемлем? Какие негативные моменты он в себе несет? На эти вопросы надо постараться найти ответы еще в ходе подготовки к переговорам.

Характер отношений с партнерами на переговорах оказывает значительное влияние на результат переговоров. Вот шесть основных элементов, из которых складываются отношения.

  • 1. Рациональность. Необходимо обуздывать себя, если даже другая сторона проявляет излишние эмоции.
  • 2. Понимание. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможность выработки оптимальных решений.
  • 3. Общение. Оно должно быть предельно доброжелательным.
  • 4. Достоверность. Не давайте ложной аргументации, это затруднит в дальнейшем взаимодействие.
  • 5. Тактичность. Избегайте поучающего тона.
  • 6. Принятие. Надо не только понять, но и принять партнера, взглянуть на ситуацию с его стороны.

Для определения того, как стороны будут подходить к решению проблем на переговорах, и какие принципы здесь вообще возможны, необходимо иметь в виду следующее: соотношение интересов сторон, подход участников к переговорам в целом и к мотивации решения спорных проблем.

Стратегия переговоров имеет два основных направления:

  • а) позиционный подход;
  • б) принципиальный подход.

Позиционный подход по своей сути представляет торг, где каждая из сторон стремится получить максимум возможного. Это мягкий вариант (возможность уступок) либо вариант жесткий (победа любой ценой!).

Такой подход к переговорам во главу угла ставит не интересы, а позиции сторон, что автоматически порождает сильную заинтересованность сторон в «спасении своего лица» и очень затрудняет достижение соглашения, а то и просто делает его невозможным. Позиционный торг создает благоприятную почву для различных трюков и уловок, порождает злобу и обиду, нередко ведет к разрыву отношений.

Принципиальный подход (Гарвардский метод) - реализуется путем совместного анализа проблем и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше оказываются обе стороны. Главное - найти решение, а не «сохранить лицо»!

Гарвардский метод принципиальных переговоров можно свести к четырем основным пунктам.

  • 1. Люди. Сделайте разграничения между участниками и предметом переговоров.
  • 2. Интересы. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.
  • 3. Варианты. Прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей. Разрабатывайте взаимовыгодные варианты.
  • 4. Критерии. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме.

Методы переговоров

Мягкий подход

Жесткий подход

Принципиальный подход

Участники - друзья

Цель - соглашение

Делать уступки для культивирования

отношений

Участники-противники

Цель - победа

Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений

Участники вместе решают проблему

Цель - разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно

Отделить людей от проблемы

Мягкий курс в отношениях с людьми и при решении проблемы

Доверять другим

Изменчивая позиция

Делать предложения

Идти на уступки

Поддаваться давлению

Жесткий курс в отношениях с людьми и при решении проблемы

Не доверять другим

Твердая позиция

Угрожать

Требовать уступок

Применять давление

Мягкий курс в отношениях с людьми и жесткая платформа при решении проблемы.

Вести договоры независимо от степени доверия

Концентрация на интересах, а не позициях

Анализировать интересы

Обдумывать взаимовыгодные варианты

Уступать доводам, а не давлению

Очевидно, что для достижения интегрированных отношений предпочтительнее использовать вариант принципиального ведения переговоров.

Любой из подходов (и принципиальный, и позиционный) предполагает выбор типа принимаемого решения. Таких типов три. Рассмотрим их.

Первый тип решения - компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Здесь действует принцип «соединенного решения», за которым стоит примерно равное удовлетворение интересов.

Второй тип решения - нахождение в ходе обсуждения принципиально нового решения, которое возможно в другой координате ценностей, в более широком аспекте. Необходимо понять, что ценности - это своеобразные «очки», через которые мы рассматриваем интересы и потребности сторон. Достаточно изменить диоптрии - и все будет восприниматься по-другому.

Третий тип решения - асимметрия в достигнутом (уступки одной из сторон значительно превышают уступки другой). Этот вариант наиболее нежелателен, так как является вынужденным и провоцирует ответную агрессию ущемленной в своих интересах стороны.

Любой стратегический курс реализуется через соответствующую тактику. Практика ведения переговоров выработала множество различных тактических приемов и ухищрений. Рассмотрим, прежде всего, те из них, которые универсальны и приемлемы на любой стадии переговоров.

«Уход» или «уклонение от борьбы» применяются в том случае, когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. Пример «ухода» - просьба отложить рассмотрение проблемы, перенести на другое время или игнорировать ее. Порой в ситуации, когда переговоры зашли в тупик, целесообразно воспользоваться «уходом», перейти к рассмотрению других вопросов или объявить перерыв.

Близки по смыслу к приему «ухода» другие тактические средства - «затягивание», «выжидание», «салями» (по принципу нарезания колбасы тонкими кусочками). Эти приемы используют, когда хотят затянуть переговоры, чтобы прояснить ситуацию, получить больше информации от партнера и т. д.

Более сложным тактическим приемом является «пакетирование»: к обсуждению предлагается не один вопрос, а несколько, причем в один «пакет» увязываются привлекательные и малоприемлемые для партнера предложения. Предполагается, что заинтересованность в определенном вопросе заставит принять и остальные предложения.

Примыкает к «пакетированию» и «завышение требований». Этот прием состоит в том, чтобы включить в состав обсуждаемых проблем пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав вид, что это является серьезной уступкой, и потребовать аналогичных шагов со стороны партнера. Причем эти пункты должны содержать предложения, заведомо неприемлемые для другой стороны.

Близок по смыслу этому и прием «расстановка ложных акцентов в собственной позиции». Партнеру демонстрируется крайняя заинтересованность в решении второстепенного вопроса. Иногда это делается для того, чтобы, сняв этот вопрос с повестки дня, получить необходимые уступки по другому более важному вопросу.

«Выдвижение требований в последнюю минуту» заставляет партнера согласиться с новыми требованиями в случае его большой заинтересованности в заключении договора.

Очень важно для достижения успеха на деловых переговорах создать имидж антижертвы, ненавязчиво демонстрируя свою самостоятельность, решительность, уравновешенность. Это позволит чувствовать себя достаточно уверенно и противостоять силовому нажиму, нередко осуществляемому через тактику эмоционального давления.

Алогичный (эмоциональный) тон переговоров характеризуется заменой логических приемов рассуждения методами, обращенными, прежде всего, к чувствам, и предполагающими ослабление интеллекта партнеров.

В арсенале эмоционального давления на переговорах немало всяких ухищрений и трюков:

  • ? зрелищность (новая атрибутика, экзотика, респектабельность и пр.);
  • ? сенсационность, ошарашивание;
  • ? наскок (не дает времени просчитать ситуацию);
  • ? уход в сторону (эмоциональное муссирование вопроса «кто виноват?» вместо решения проблемы);
  • ? «возведение плотины» (выставление невыполнимых условий);
  • ? переакцентирование (сокрытие истинных интересов);
  • ? демагогия (логическое запутывание в театрализованной форме);
  • ? «поза скептика» (для того, чтобы «сбить цену»);
  • ? фантомы обещаний (мошенничество);
  • ? «вы - первый» (чаще всего в вопросах предоплаты);
  • ? ореол страдальца (своеобразное театрализованное шоу для повышения своих акций);
  • ? переключение внимания (сознательное запутывание партнера);
  • ? диктат, откровенный «нажим».

Этот далеко не полный перечень эмоциональных трюков убедительно свидетельствует о необходимости серьезной психологической самозащиты на деловых переговорах, т. е. использования рациональных приемов. Ибо ответить на эмоцию эмоцией - это «срыв», скандал, конфронтация, в результате чего возникает чувство вины и «необходимость» уступки.

Среди приемов рационального ведения деловых переговоров особенно эффективны следующие:

  • ? аргументированность;
  • ? последовательность выводов (поэтапное доказательство выводов, постепенное раскрытие причинно-следственных связей);
  • ? поиск противоречий в речи оппонента;
  • ? дипломатичность (видимая поддержка оппонента по принципу «да, но…»);
  • ? метод «перевертыша» (иная трактовка фактов и обоснование противоположной точки зрения);
  • ? уравновешенное реагирование (умение «не терять головы» во время спора);
  • ? культура речи, интеллигентность;
  • ? объективность;
  • ? твердость убеждений;
  • ? отсутствие примитивного максимализма;
  • ? обратная связь (заинтересованность в партнере);
  • ? консультирование;
  • ? прогнозирование.

Следует иметь в виду, что на переговорах стоит задача научиться вместе «грести в одной лодке», направляя ее к общей цели. Подобно тому, как спортсмены-гребцы руководствуются несколькими главными правилами, чтобы управлять своей лодкой, участники переговоров должны придерживаться нескольких основных принципов, позволяющих им совместными усилиями продвигать процесс переговоров. Нижеперечисленные десять правил сформулированы с целью помочь переговаривающимся сторонам научиться управлять одной лодкой, двигаться в одном направлении.

  • 1. Тщательно подготовьтесь.
  • 2. Знайте вашу пороговую черту.
  • 3. Имейте терпение.
  • 4. Будьте чуткими к ситуации.
  • 5. Проявляйте уважение.
  • 6. Будьте гибкими.
  • 7. Формулируйте отношения.
  • 8. Исследуйте интересы ваших партнеров.
  • 9. Акцентируйте положительные моменты.
  • 10. Сохраняйте хладнокровие.

Анализ результатов переговоров составляет содержание заключительной стадии переговорного процесса. Для повышения результативности этого анализа целесообразно придерживаться следующей схемы, включающей основные вопросы для контроля.

1. Достижение цели.

Чего удалось (и не удалось) достичь на переговорах? Как это соотносится с поставленной задачей?

  • 2. Подготовка переговоров (содержание, состав участников, методика, организация).
  • 3. Настрой на партнера (учет его интересов, целей, проблем и пр.).
  • 4. Свобода действий в рамках переговоров (были ли использованы все возможности для достижения соглашения?).
  • 5. Эффективность аргументации.
  • 6. Новые аспекты.
  • 7. Необходимость компромисса (уступки и оценка их последствий).
  • 8. План ведения переговоров (соблюдение поэтапной программы).
  • 9. Атмосфера переговоров.
  • 10. Обеспечение успеха. Перспективы.
  • 11. Недостатки.
  • 12. Предложения. Уроки на будущее.

Обучение искусству ведения переговоров вплоть до недавнего времени шло стихийно. А сегодня уже накоплен богатейший опыт, написаны десятки книг в виде руководства к действию. И это значительно облегчает управленческую деятельность (при условии искренней заинтересованности руководителя в повышении своего мастерства!).

Естественно, в данном пособии отражены лишь основные психологические аспекты переговорного процесса и многие факторы остались «за кадром». Это неизбежно, ибо реальная практика будет постоянно привносить новые элементы и неожиданности. Именно поэтому каждый руководитель должен самостоятельно выбирать свою тактику ведения переговоров.

2. Деловая беседа

Деловая беседа - это целенаправленная, с заранее планируемым эффектом устная коммуникация, которая служит решению производственных проблем и предполагает выработку соответствующих решений. Значение деловой беседы трудно переоценить. Она является наиболее благоприятной и зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности предлагаемой позиции.

Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций. К их числу следует отнести:

  • ? взаимное общение работников из одной деловой сферы;
  • ? совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку рабочих идей и замыслов;
  • ? контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
  • ? поддержание деловых контактов;
  • ? стимулирование деловой активности.

Основными этапами деловой беседы являются подготовительные мероприятия, начало беседы, информационная часть, аргументирование выдвигаемых предложений, принятые решения и завершение беседы.

Схема (рис. 2.1) дает общее представление не только об основных фазах деловой беседы, но и о тех областях знания, которые предопределяют достижения успеха.

Этап I. Подготовка к беседе. Чтобы добиться желаемого результата, к деловой беседе надо тщательно готовиться.

  • 1. Обеспечьте себе достаточно времени на подготовку!
  • 2. Работайте по плану и методично!

Важным элементом подготовки к деловой беседе является предварительный анализ личности собеседника. Общее представление о структуре такого анализа дает схема анализа коммуникативного процесса.

Есть опыт разработки универсального подхода, модели планирования, которая может послужить рабочим планом при подготовке к проведению беседы.

Основные фазы деловой беседы.


Схема анализа коммуникативного процесса

ВВЕДЕНИЕ

Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?

Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ.

Переговоры представляют собой обмен мнениями для достижения какой-либо цели. В деловой жизни мы часто вступаем в переговоры: при поступлении на работу, при обсуждении с деловыми партнерами условий хозяйственного договора, условий купли-продажи товара, при заключении договора аренды помещений и т.п. Переговоры деловых партнеров происходят в равных условиях, - переговоры же подчиненного с руководством или директора организации с представителями налоговой инспекции происходят в неравных условиях.

Переговоры состоят из трех основных стадий: подготовка переговоров, процесс переговоров и достижение согласия. Вот краткая характеристика стадий и этапов деловых переговоров:

1. Подготовка переговоров:

1.1. Выбор средств ведения переговоров

1.2. Установление контакта между сторонами

1.3. Сбор и анализ необходимой для переговоров информации

1.4. Разработка плана переговоров

1.5. Формирование атмосферы взаимного доверия.

2. Процесс переговоров:

2.1. Начало переговорного процесса

2.2. Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня

2.3. Раскрытие глубинных интересов сторон

2.4. Разработка вариантов предложений для договоренности.

3. Достижение согласия:

3.1. Выявление вариантов для соглашения

3.2. Окончательное обсуждение вариантов решений

3.3. Достижение формального согласия.

Каждая стадия переговоров состоит из нескольких этапов.

1. Стадия подготовки переговоров предусматривает осуществление следующих этапов.

Этап 1.1. Выбор средств ведения переговоров

На этом этапе выявляются совокупность различных подходов или процедур переговоров, средства, которые будут задействованы при их осуществлении; определяются посредники, арбитраж, суд и др., способствующие решению проблемы; выбирается для обеих сторон подход.

Этап 1.2. Установление контакта между сторонами. На этом этапе:

Устанавливается контакт по телефону, факсу, электронной почте;

Выявляется желание вступить в переговоры и скоординировать подходы к проблеме;

Устанавливаются отношения, для которых характерны взаимное согласие, доверие, уважение, часто взаимные симпатии, настроенность на одну волну, развивается переговорное взаимодействие;

Договариваются об обязательности процедуры переговоров;

Договариваются о подключении к переговорам всех заинтересованных сторон.

Этап 1.3. Сбор и анализ необходимой для переговоров информации. На этом этапе:

Выявляются, собираются и анализируются соответствующие сведения о людях и существе дела, имеющие отношение к предмету переговоров;

Проверяется точность данных;

Минимизируется вероятность негативного влияния недостоверных или недоступных данных;

Выявляются основные интересы всех участвующих в переговорах сторон.

Этап 1.4. Разработка плана переговоров. На этом этапе:

Определяются стратегия и тактика, которые способны привести стороны к соглашению;

Выявляется тактика, соответствующая ситуации и специфике спорных вопросов, которые будут обсуждаться.

Этап 1.5. Формирование атмосферы взаимного доверия. На этом этапе:

Ведется психологическая подготовка к участию в переговорах по основным спорным вопросам;

Подготавливаются условия для восприятия и понимания информации и минимизируется эффект влияния стереотипов;

Формируется атмосфера признания сторонами законности спорных вопросов;

Создается обстановка доверия и эффективной коммуникации.

2. Стадия процесса переговоров включает следующие этапы.

Этап 2.1. - это начало переговорного процесса - здесь:

Представляются участники переговоров;

Стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто предъявлять соображения, желание договориться в мирной обстановке;

Выстраивается генеральная линия поведения;

Выясняются взаимные ожидания от переговоров;

Формируются позиции сторон.

Этап 2.2. Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня. На этом этапе:

выявляется область переговоров, имеющая отношение к интересам сторон;

Выявляются спорные вопросы, которые будут обсуждаться;

Формулируются спорные вопросы;

Стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам;

Обсуждение начинается с таких спорных вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения высокая;

Используются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной информации.

Этап 2.3. Раскрытие глубинных интересов сторон. На этом этапе:

Осуществляется изучение спорных вопросов по одному, а затем в комплексе, для того чтобы выявить интересы, потребности и принципиальные отношения переговоров участников переговоров;

Участники переговоров раскрывают друг перед другом подробно свои интересы, чтобы они были восприняты всеми так же близко, как свои собственные.

Этап 2.4. Разработка вариантов предложений для договоренности. На этом этапе:

Участники стремятся выбрать приемлемый вариант из имеющихся предположений для соглашения, либо сформулировать новые варианты;

Делается обзор потребностей всех сторон, в котором связываются воедино все спорные вопросы;

Разрабатываются критерии или предлагаются действующие нормы, которыми можно будет руководствоваться при обсуждении соглашения;

Формулируются принципы для соглашения;

Последовательно решаются спорные вопросы: вначале наиболее сложные дробят на более мелкие, на которые легче дать приемлемый для сторон ответ;

Варианты решений выбираются как из предложений, представляемых сторонами индивидуально, так и из тех, которые были разработаны в процессе общей дискуссии.

3. Стадия достижения согласия включает следующие этапы.

Этап 3.1. Выявление вариантов для соглашения. На этом этапе:

Осуществляется подробное рассмотрение интересов обеих сторон;

Устанавливается связь между интересами и имеющимися вариантами решения проблемы;

Оценивается эффективность выбираемых вариантов решений.

Этап 3.2. Окончательное обсуждение вариантов решений. На этом этапе:

Выбирается один из имеющихся вариантов; посредством уступок сторонами и происходит движение сторон навстречу друг другу;

Формируется более совершенный вариант на основе выбранного;

Происходит процесс формулирования окончательного решения;

Стороны работают над процедурой достижения основного соглашения.

Этап 3.3. Достижение формального согласия. На этом этапе:

Достигается согласие, которое может быть представлено в виде юридического документа (договора, контракта);

Обговаривается процесс выполнения договора (контракта);

Разрабатываются возможные пути преодоления вероятных препятствий в ходе выполнения договора (контракта);

Предусматривается процедура контроля за его выполнением;

Договоренности придается формализованный характер и разрабатываются механизмы принуждения и обязательств: гарантии выполнения, справедливость и беспристрастность контроля.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ.

Следует избегать высказываний, принижающих личность партнера, следует привлечь светский этикет, вежливость и культурное отношение. В крайней форме - лучше прервать переговоры (не делать негативных оценок).

Эффективность диалога значительно снижают высказывания, которые вытекают из мыслей самого слушающего, не затрагивая мысли или чувства, выраженные собеседником. То, что говорит партнер, не принимается во внимание, его высказываниями пренебрегают (не игнорировать мнение собеседника).

Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, явно старается разузнать что-то, не объяснив ему своих целей. Определите с ним цели и задачи переговоров или объявите перерыв для консультации с руководством (не допускать незатейливых выспрашиваний).

В ходе разговора собеседник вставляет высказывания, пытаясь направить ход переговоров в нужное ему русло (не делайте замечаний в ходе беседы).

Собеседник желает поговорить более подробно о чем-то из уже сказанного, что он недопонял или ему представляется спорным. Если вы неверно определили то, что является главным, говорящий имеет возможность поправить вас (допускаются уточнения).

Перефразирование, передача сказанного партнером собственными словами в сокращенном виде с выделением того, что показалось главным собеседнику. Перефразирование может заключать в себе новую расстановку акцентов, обобщение или повторение только тех слов партнера, в которых заключено главное противоречие или главная идея (не допускайте перефразирования).

Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказываний партнера, но только в тех рамках, которые он задавал. В противном случае это переходит в игнорирование. Развивая мысль партнера, можно добавить то, что готов был сказать партнер, но не сказал. Можно вывести следствие из слов партнера, уточнить то, что он имел в виду (дальнейшее развитие мыслей).

Сообщение партнеру о своей эмоциональной реакции на его сообщение или о своем состоянии в данной ситуации хорошо сочетается с техникой перефразирования (не допускайте своего эмоционального состояния).

Сообщение о том, как в данный момент воспринимается его состояние, хорошо сочетается с техникой перефразирования (не допускайте описания эмоционального состояния партнера).

Подведение промежуточных итогов уместно после особенно длительной реплики партнера (выбирайте правильно момент поведения промежуточных итогов).

В заключение приведем правила, которые помогают убедить партнера по переговорам:

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средней силы - самый сильный (козырная карта).

Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых, приятных для собеседника вопроса, на которые он легко ответит.

Для наиболее успешного ведения переговоров, следует:

· Не загонять партнера в угол. Дать ему возможность «сохранить лицо».

· Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

· Не загонять себя в угол, не понижать свой статус.

· Не принижайте статус партнера.

· К аргументам приятного нам партнера мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного - с предубеждением.

· Желая переубедить, следует начать не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером.

· Проявить эмпатию - способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

· Проверять, правильно ли вы понимаете партнера.

· Избегать слова, действия и бездействия, могущих привести к конфликту.

· Следить за мимикой, жестами и позами своими и партнера.

  • Показать, что предлагаемое вами соответствует каким-то интересам партнера.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ЧИСЛА И СОСТАВА УЧАСТНИКОВ.

Эффективность служебного совещания во многом определяется оптимальным подбором его участников. Главной задачей в этой связи является обеспечение участия тех специалистов, которые заинтересованы и компетентны в рассматриваемых на совещании вопросах. Отчасти решение этой задачи зависит от того, насколько будущие участники готовы к обсуждению проблем повестки дня. Такая готовность закладывается через предварительную рассылку достаточно подробной информации о готовящемся совещании.

Его организаторы требуют, как правило, участия первых лиц подразделений организационной структуры. Однако более компетентным в решении конкретных задач может оказаться кто-либо из неруководящих сотрудников. Поэтому целесообразно предоставить право руководителю определять, кто будет представлять его подразделение на совещании.

Достаточно распространенной является ситуация, когда большинство участников совещания обсуждает какой-либо «свой» вопрос, а остальные пункты повестки дня находятся вне пределов их компетенции. Рабочее время сотрудников организации используется неэффективно, если они вынуждены присутствовать при рассмотрении всех вопросов совещания. Кроме того, присутствие «лишних» людей поневоле снижает действенность обсуждения проблем.

При разнородной повестке дня, когда затрагиваются вопросы различных звеньев структуры организаций, рекомендуется применять принцип переменного состава участников совещания. При этом возрастает важность установления и четкого соблюдения регламента.

Достаточно часто встречается ситуация, при которой отдельные сотрудники приглашаются на совещание, но их реальное участие зависит от хода обсуждения того или иного вопроса. При этом заранее неизвестно, в какой мере приглашенные «на всякий случай» сотрудники будут задействованы в процессе совещания. Такой подход демонстрирует неуважение к сотруднику, пренебрежительное отношение к его занятости. Оптимизации состава участников совещания служит использование принципа «телефонного расстояния» до сотрудника, участие которого диктуется ходом самого совещания и необходимостью получения дополнительной информации от этого сотрудника.

В любых переговорах возникают такие ситуации, в которых стороны могут помочь друг другу, не ущемляя собственных интересов.

Разрешение проблем - это процесс, во время которого стороны вместе принимают участие в анализе проблем друг друга. В этом случае выигрывают обе стороны.

Если в процессе переговоров формируются доброжелательные деловые отношения, то ведение переговоров значительно упрощается.

Мощным источником влияния на ситуацию переговоров является баланс вознаграждения и наказания оппонента. Психологическим наказанием может быть создание напряжения, неопределенности, тупиковой ситуации за столом переговоров. А получаемые в переговорном процессе положительные эмоции, связанные с чувствами безопасности, привязанности, собственного достоинства, с ощущением успеха в самореализациии могут быть ничуть не меньшим, а то и более важным вознаграждением, чем материальная выгода. Каждое требование и каждая уступка вызывают у оппонента ощущение поражения или успеха Но, по замечанию А. Адлера, то, что индивид воспринимает как успех, является только его субъективным ощущением. Поэтому не столько важна величина вашей уступки оппоненту, сколько то, какое субъективное ощущение успеха вызовет у оп­понента ваша уступка ему.

Вряд ли можно рассчитывать на хорошее отношение к вам партнера по переговорам, если вы оказываете на него давление. Как выразился один острослов, «человек - это очень зловредное животное: когда на него нападают, оно защищается». Обязательность, лояльность и дружелюбие являются важными условиями установления удовлетворяющих обе стороны деловых отношений.

Если одна сторона настроена более агрессивно, стремится соперничать, а вторая - доброжелательно, то краткосрочный баланс сил складывается в пользу первой стороны. Поэтому очень важно специально поработать над отношениями, чтобы создать нормальный настрой у обоих партнеров.

Согласно исследованиям, наиболее успешно можно успокоить агрессивного оппонента с помощью смешанной стратегии: иногда предлагать сотрудничество, иногда вести себя агрессивно. Заранее не стоит определять целиком линию нашего поведения.

НАЛАЖИВАНИЕ КОНТАКТА

Отношения между сторонами в ходе переговоров, с одной стороны, являются инструментальными, т. е. направленными на достижение определенного результата, а с другой - личностны ми, эмоциональными, поскольку для каждого из участников, помимо результата, важно и то, как к нему относились, как с ним обращались в процессе достижения этого результата.

Контакт важно не только устанавливать на первой фазе, но и поддерживать его в течение всего взаимодействия с партнером (или партнерами).

Для этого может быть полезно в самом начале:

· поговорить об ожиданиях и опасениях партнера;

· признать нормальность владеющих им чувств и выразить наше понимание партнера (что вовсе не обязательно означает согласие с его претензиями), успокоить его, если он слишком взвинчен для разумного обсуждения его проблемы;

· проинформировать, чего ему стоит ожидать от процесса нашего взаимодействия;

· сказать, что мы собираемся делать, и чего мы ожидаем от него в ходе нынешней или до вашей следующей встречи;

· одобрить усилия, уже предпринятые партнером, и его желание разрешить проблему, сделать некоторые высказывания побудительного характера. Для установления и укрепления контакта с партнером важно показать, а не только продекларировать, заинтересованность в том, что он говорит, и уважение к нему самому. Как правило, если эта установка искренна, то она выражается во внешнем облике и поведении человека и, соответственно, считывается другими. «Сыграть» ее сложно, фальшь, как правило, так или иначе, проявляется.

Мы не всегда отдаем себе отчет в том, как мы выражаем внеш­не свое отношение к другому. Иногда человеку кажется, что он излучает доброжелательность и готовность к сотрудничеству, а окружающие воспринимают его как отчужденного и высокомер­ного. С другой стороны, иногда он пытается выглядеть значитель­ным и уверенным, а реально демонстрирует суетливость и тревож­ность. Наверное, у каждого когда-то в жизни бывали ситуации, когда он вдруг узнавал, что его состояние прочитывалось не так, как он воспринимал себя сам. Если подобные случаи повторяют­ся, есть смысл обратить на это внимание

Несомненно, иногда «не так»нас воспринимают какие-то отдель­ные люди, тогда как впечатление остальных совпадает с нашим са­моощущением. Тогда перед нами встает выбор: прислушаться и приспособиться к специфическим особенностям «выпадающих» партнеров по общению или проигнорировать их, руководствуясь по­говоркой: «На всех не угодишь». Наверное, критерием выбора бу­дет значимость данных людей и отношений с ними для реализации наших целей.

Перечень способствующих и препятствующих факторов для налаживания контакта

Способствует

Препятствует

Приветствие

Отсутствие приветствия

Мрачность, суровость

Рукопожатие или наклон головы

Отсутствие реакции

Обращение по имени-отчеству

Избегание имени, упоминание о клиенте «он», «его» в разговоре с другими при нем

Способствует

Препятствует

Сокращение физической и психической дистанции: вставание при приветствии, выход из-за стола, провожание до места

Игнорирование партнера

Наклон в сторону собеседника

Наклон от собеседника

Оптимальное для него расстояние, расположение под углом

Слишком большое или слишком близкое расстояние

Отсутствие преграды между партнерами

Наличие стола или другой преграды

Нейтральные или положительные первые фразы

Разговор об острых, проблемных моментах, по которым могут быть разногласия, в самом начале

Открытость позы и жестов

Закрытые позы и жесты

Расстегнутый пиджак

Полная «застегнутость»

Контакт глаз (около 40% времени, но каждый взгляд не дольше 10 секунд)

Избегание контакта глаз или долгий взгляд в упор

Равенство позиции (оба сидя или стоя)

Неравенство позиций

Подстройка к партнеру (достижение сходства позы, состояния, стиля речи, ритма дыхания)

Рассогласование по позе, стилю, состоянию

Резкий или равнодушный тон

Сосредоточенность внимания на партнере, отсутствие внешних помех

Отвлечение на других людей, звонки, дела

Готовность к его приходу

Неподготовленность нужных бумаг, беспорядок на столе

Положительная обратная связь

Неодобрение, критика

Выражение понимания, сопереживания

Непонимание, равнодушие

Готовность честно признать свои промахи

Сваливание вины на партнера и других

Умеренная мимика и жестикуляция

«Маска» на лице или обилие реакций

Индивидуальный подход

Стереотипность, предубежденность

Уверенность

Суетливость, навязчивые движения

Неторопливость

Разговор впопыхах, между делом

СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ

Кроме того, важно определить и учитывать различия в стилях ведения беседы у вас и вашего клиента, так как они также могут служить барьером непонимания между вами. Как отмечает психолингвист Дебора Таннен, к таким особенностям стиля, прежде всего, относятся:

· громкость речи;

· длительность, частота пауз;

· скорость говорения;

· наличие и характер жестов;

· интонация;

· наличие повторений и т. д.

Пауза в переговорах может означать, что:

· другому партнеру предлагается высказаться в ответ;

· первому сказать больше нечего, он закончил свою речь;

· желание подчеркнуть сказанное;

· подчеркивание значимости того, что будет сказано после;

· неудовлетворенность тем, как партнер реагирует на ска­занное;

· желание поставить партнера «на место» и т. д.

Несоответствие скорости речи и длительности пауз у партне­ров может привести к тому, что у одного будет впечатление, что второй не хочет участвовать в беседе, необщите­лен или нерешителен и застенчив; у второго же будет ощущение, что ему не дают вставить слово, что пер­вый партнер - невежливый и давящий.

Различия в громкости, расцениваемой каждым из них как нор­мальная, могут создать у одного из них впечатление, что партнер кричит, а это может интерпретироваться как признак гнева, дав­ления, стремления доминировать и т. п. Второго же может раз­дражать, что собеседник «шепчет», мямлит, вместо того чтобы сказать четко и ясно. Это может вызывать у него недоверие к сво­ему собеседнику. Ему может казаться, что тот говорит так, напри­мер, из-за незначимости произносимого, желания скрыть что-то, неловкости и т. д.

Стилистические особенности речи трудно поддаются измене­нию, так как они реализуются, в основном, автоматически, час­то неосознанно. Но, обратив на них специальное внимание, мы можем их контролировать, а когда они оказываются полезны­ми, то и использовать их для достижения большего успеха в пере­говорах.

Проблема успешного взаимопонимания людей усугубляется наличием более сложных и глубинных составляющих стиля ве­дения беседы - таких как:

· склонность высказываться прямо или намекать;

· расспрашивание или предоставление другим инициативы сообщать информацию о себе;

· комфортный уровень формальности - простота, допусти­мые шутки;

· отношение к обмену жалобами;

· ожидание, что другой последует нашему примеру и др.

Важно постоянно помнить и учитывать общеизвестную, но нередко игнорируемую истину, что «все люди разные», и не ожи­дать, что ваш посетитель автоматически пользуется теми же «ко­дами» дешифровки речи, способами ее понимания. Более того, как его, так и ваш «код» может сегодня быть не таким же, как вчера, в зависимости от ситуации, предшествующих событий и многого другого. Ключом к взаимопониманию тут способны служить опи­санные выше приемы.

«Трудные» типы слушателей

Иногда приходится сталкиваться с «трудными» типами слушателей: симулянт, зависимый, перебивающий, погруженный в себя, логик.

Симулянт – лишь имитирует внимательное слушание – часто для того, чтобы сделать приятное говорящему.

Зависимый очень озабочен впечатлением, которое производит на говорящего, и всячески старается заслужить его одобрение. Поэтому он упускает содержание и суть сказанного.

Перебивающего больше всего волнует, что он забудет те идеи, которые приходят ему в голову по ассоциации с услышанным, поэтому он торопится их высказать. Это раздражает собеседника и затрудняет взаимопонимание.

Погруженный в себя настолько занят своими проблемами или переживаниями в ходе разговора, что ему просто не до говорящего.

Логик старается классифицировать и вписать новую информацию в имеющуюся у него систему. Он не обращает внимания на эмоции и воспринимает только то, что укладывается в эту логику.

Для того чтобы достучаться до «трудного» слушателя, в зависимости от их типа, к каждому из них нужен особый подход. Определив причину плохого слушания, можно попытаться удовлетворить ту потребность клиента, которая отвлекает его внимание, и привести его в «нормальное» состояние, когда он способен слушать по-настоящему.

ДВИЖЕНИЕ К СОГЛАСИЮ

Основная стратегическая задача, которая должна быть решена для достижения согласия между партнерами, состоит в том, чтобы добиться понимания обсуждаемой проблемы – причем не только верного, но и одинакового. Для решения данной задачи целесообразно прийти к единой формулировке списка вопросов для обсуждения.

С этой целью после того, как стороны высказались, можно, используя вопросы, с помощью партнера прояснить проблему, отработать логические противоречия, выделить наиболее важное для того, чтобы прийти к четкой, простой и ясной формулировке проблемы и ее основных аспектов.

Трудности в выявлении проблем могут возникать в результате:

· принятия симптомов за проблему;

· наличие предвзятого мнения о причинах;

· чисто технического подхода;

· игнорирование различий в восприятии проблемы в различных инстанциях;

· незавершенности «диагноза»

Отсюда следует, что для успешной ориентации в проблеме целесообразно:

· заинтересовать собеседника и объяснить ему, чем вызван ваш интерес к беседе;

· использовать соответствующие условиям беседы виды слушания и правильно выбирать технику слушания;

· уважать его мнение, стараться оценить по достоинству его мысли и ход рассуждений;

· избегать преждевременных выводов и решений в начале беседы, которые могут сделать вас «глухими и слепыми» в ходе разговора;

· стараться не вынуждать собеседника некорректными вопросами или фразами прибегать к защитному, оборонительному поведению; не давать оценок и советов;

· придерживаться оптимальной интенсивности, тона и темпа беседы, соблюдать паузы для отдыха и осмысления сказанного;

· следить за ходом беседы и поведением партнера, восстанавливать контакт при его нарушении.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Для того чтобы решение действительно выполнялось впоследствии всеми участниками переговоров, важно чтобы каждый из них чувствовал, что это его собственное решение. Для этого нужно, чтобы обе стороны ощущали равное право на высказывание и обсуждение вариантов, внимание и уважение к своему мнению, отсутствие давления на них. Им необходимо иметь возможность серьезно и самостоятельно обдумать преимущества, недостатки и последствия принятия этого решения. Они должны верить, что принимаемое решение – наилучшее из возможных в данных условиях.

Принятию жизнеспособного и реалистичного решения могут препятствовать различные причины, вот наиболее типичные из них:

· Ожидание, что партнер будет себя вести так же, как обычно ведут себя другие.

· Реализация собственных идей и намерений без внимания к ответам партнера; навязывание своего мнения в споре с оппонентом.

· Представление, что есть только один способ, чтобы что-то сделать правильно. Подобный подход неоправданно обедняет и сужает выбор, принятое решение может оказаться менее выгодным, чем возможно, и ваш партнер будет испытывать искушение не следовать ему.

· Пропуск негативной реакции партнера. Многие люди в первый момент автоматически отвечают отказом на предложение просто из чувства противоречия. Если согласиться с ними, то часто они «передумывают» и идут на встречу. Эффективно так же предложить что-то «от противного».

· Игнорирование невербальной информации от партнера или стереотипное понимание этих сигналов без учета ситуации и индивидуальных особенностей клиента, а так же отправление нечетких и противоречивых сигналов партнеру со своей стороны. Это может вас привести к иллюзии, что партнер с вами согласен, а так же создать у вас или у него неуверенность в искренности и последовательности собеседника.

· Ожидание, что партнер вкладывает слова в тот же смысл, что и вы. Нечеткость формулировок, различие интерпретаций в понимании количеств, сроков, вида обязательств и т.д. является причиной огромного количества провальных соглашений.

· Убеждение, что есть люди, с которыми «каши не сваришь» - навешивание ярлыков. Это приводит нас к перекладыванию ответственности за неудачу на партнера и отказу от собственных усилий во многих вполне разрешимых ситуациях. Кроме того это изначально нарушает контакт с партнером.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Умение почувствовать правильный момент для окончания обсуждения и завершения переговоров очень важно. Его необходимо развивать специально. Наиболее удобными для завершения переговоров могут быть следующие ситуации:

· уже выработано приемлемое решение проблемы;

· достигнуты все цели переговоров;

· противоположная сторона явно готова закончить переговоры;

· рассмотрены все реальные варианты решения;

· у вас есть лучшая альтернативная возможность для решения данной проблемы

Если переговоры прошли успешно, удалось совместно найти реалистичные решения проблемы, удовлетворяющее и вас, и партнера, или договориться о последующих действиях, то благоприятное завершение общения закрепит ваш успех. Если результат на данном этапе переговоров не столь оптимистичен, то оно поможет сгладить шероховатости и предотвратить обострение отношений, приводящее к неприятным последствиям.

Важно избежать упреков и высказываний претензий по поводу неконструктивного поведения вашего партнера.

Возможно, если нет ни времени, ни возможности на долгий церемониал прощания, да, собственно, иногда в нем и нет необходимости. Но даже в такой ситуации важно не дать почувствовать партнеру его ненужность и вычеркнутость из вашего внимания еще до его фактического ухода с переговоров. Иначе он может остаться раздраженным и недовольным, даже если получил то, зачем, собственно, и приходил.

Не заключение плохого, вредного соглашения можно считать не меньшей удачей, чем заключение удачной сделки. Не стоит пытаться дотянуть до заключения хоть до какого-нибудь соглашения переговоры, которые этого не стоят. Но и в этом случае полезно стараться завершить общение на хорошем уровне контакта, на положительной оптимистической ноте, выразить благодарность и удовлетворение по поводу совместно проведенной работы и пожелание успешного разрешения данной и будущих проблем.

Если это не последняя встреча, важно договориться о следующей, оговорить задачи, которые необходимо выполнить за это время, пожелать успеха в осуществлении этих планов и выразить надежду на продуктивное сотрудничество.

Во многих организациях является традицией отпраздновать успешное завершение переговоров, что задает хороший настрой на будущие контакты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мастенбук В. Переговоры. Калуга, 1993

2. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество/ Под редакцией Е.Н. Ивановой. Рига.; СПб., 1995

3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.; 1997

4. Сопер П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону, 1995

5. Каррас Ч. Искусство ведения переговоров. М.; 1997

6. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб.; 1997

7. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 2000

Структурно процесс организации и проведения деловых переговоров похож на деловую беседу. И все, что было сказано в предыдущем разделе, относится и к деловым переговорам. Но есть и кое-какие отличия.

1. Формулирование цели переговоров. На этом этапе необходимо конкретно определиться с тем, чего вы хотите добиться от предстоящей встречи, и ясно сформулировать себе эту цель. Для более четкой конкретизации и ясности желательно изложить цель переговоров письменно. Однако в процессе переговоров не следует однозначно и жестко придерживаться поставленной цели, дайте ситуации развиваться естественно, и возможно она примет неожиданное и более выгодное для вас направление.

Переговоры как один из видов создания и поддержания диалога с деловыми партнерами могут проводиться с целью:

  • 1) установления деловых отношений;
  • 2) выяснения позиций сторон по одному или нескольким вопросам;
  • 3) обмена информацией;
  • 4) урегулирования отношений;
  • 5) углубления взаимопонимания;
  • 6) достижения новых соглашений;
  • 7) подписания соглашений.
  • 2. Подготовка к переговорам складывается из трех подэтапов.

Л. Решение организационных вопросов. Из организационных вопросов в данном контексте нужно отметить выбор места для проведения переговоров. Наибольшее преимущество для вас имеет встреча на «своей территории» или, в крайнем случае, - на «нейтральной». Конечно, согласование места предстоящей встречи можно уже рассматривать как самостоятельные переговоры и действовать в соответствии с изложенной здесь стратегией.

Б. Сбор и обработка информации о партнере имеет целью выявление точек согласия и противоречия, а также выявление сильных и слабых мест партнера для возможности контроля ситуации. По возможности определите мнение партнера по следующим вопросам: политика, религия, увлечения (хобби), основные жизненные принципы, семейные отношения и т.н. Если в какой-нибудь из областей выявляются абсолютно противоположные вам воззрения, попробуйте временно проникнуться и согласиться с этими идеями и хотя бы добиться своего нейтрального к этим вопросам отношения. Узнайте о его репутации в соответствующих вашему вопросу кругах и сделайте выводы о том, что можно ожидать от партнера. Из внутренних психологических особенностей бывает полезно выявить систему его восприятия: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Наиболее сильный и слабый каналы восприятия.

В. Психологическое моделирование переговоров. Уяснив из предыдущего пункта, с кем предстоит встреча, можно смоделировать различные варианты развития событий. Психологическое моделирование можно проводить, используя один из двух вариантов.

1. Развернутый вариант.

Для определения степени готовности к переговорам рекомендуется дать ответы на следующие вопросы:

  • Чем (по содержанию и форме) они будут отличаться от предшествовавших переговоров с этим партнером?
  • На все ли ваши вопросы будут получены ответы? (Какие из вопросов вызовут у партнеров наибольшие трудности?)
  • Какие вопросы могут задать вам?
  • Какую информацию попросят дать им ваши партнеры?
  • Есть ли у них ваш человек, через которого можно было бы осуществлять обратную связь?
  • Каков ваш имидж в глазах партнеров?
  • Кто из участников этих переговоров «сильнее»?
  • Как лучше подготовить помещение для переговоров и разместить участников?
  • Что мы будем иметь и что делать, если переговоры не состоятся?
  • Как лучше подать наше предложение? (Как «увязать» его с интересами партнеров?) Какую пользу сулят наши предложения другой договаривающейся стороне?
  • Как лучше противостоять возможному давлению партнеров?
  • Какие альтернативы следует найти и предложить, чтобы иметь простор для маневра?
  • Что общего у вас с партнерами? (На каких объективных основаниях можно договориться?)
  • Какую тактику поведения лучше всего использовать в данных переговорах?

В некоторых ситуациях (недостаток времени, отсутствие информации и т.д.) можно порекомендовать использовать экспресс-вариант подготовки к переговорам.

2. Экспресс-вариант.

Он состоит из трех основных разделов: подготовка предложений; анализ позиции контрагента; анализ личности контрагента.

Рассмотрим их более подробно.

  • 1. Подготовка (ваших) предложений. Для этого следует подготовить ответы на следующие вопросы:
    • Какого исхода переговоров мы хотим?
    • Что мы получим в случае успеха переговоров?
    • Что мы потеряем в случае неудачи?
    • Каков диапазон возможных результатов? (Каким может быть минимальный результат, т.е. крайняя точка отступления, и максимальный?)
    • Какие факты и аргументы мы можем использовать?
  • 2. Предварительный анализ позиций контрагента. Он включает в себя следующие вопросы:
    • Каковы возможные доводы партнеров (и ваши возможные контрдоводы)?
    • Есть ли у них альтернатива и как показать, что соглашение с вами будет лучшим выбором?
    • Каковы трудности другой стороны? (Можете ли вы помочь в преодолении этих трудностей?)
    • Что позитивного получают партнеры, приняв ваши предложения?
    • Какие дополнительные обязанности они должны будут взять на себя в случае достижения соглашения? (Что должны будут сделать для реализации соглашения и как помочь им в этом?)
  • 3. Предварительный анализ личности контрагента. Даже если переговоры ведет группа лиц, в ней всегда есть человек, который принимает окончательное решение и подписывает соглашение. Так что анализ его личности никогда не бывает лишним. Ответьте на вопросы:
    • Каковы его полномочия?
    • Какими будут его предложения? Что он любит? (Чем увлекается, о чем предпочитает не говорить?)
    • Что он лично получит в результате достигнутого соглашения?

При подготовке к сложным переговорам надо выяснить следующие вопросы:

  • В чем заключается идеальное решение поставленной проблемы в комплексе?
  • От каких аспектов идеального решения можно отказаться?
  • В чем следует видеть оптимальное решение проблемы при дифференциальном подходе к ожидаемым последствиям, трудностям, помехам?
  • Какие аргументы необходимы, для того чтобы должным образом отреагировать на ожидаемое предположение партнера, обусловленное несовпадением интересов и их односторонним осуществлением?
  • Какие экстремальные предложения партнера следует обязательно отклонить и с помощью каких аргументов?

Итак, тщательная подготовка к проведению переговоров совершенно необходима. Она, конечно, не гарантирует успеха, но иногда дает некоторое, и довольно ощутимое, психологическое преимущество, используя которое, вы сможете направлять переговоры .

3. Непосредственно проведение переговоров.

Протокольные аспекты переговоров.

  • Условливаться о встрече при переговорах принято не позднее чем за 2-3 дня.
  • Заранее следует уточнить вопросы, выносимые для обсуждений, и продолжительность встречи.
  • Время начала переговоров принято неукоснительно соблюдать (во всех западных странах точность считается признаком хорошего тона).
  • Опоздание свыше 15 минут считается грубейшей невежливостью, поэтому необходимо найти способ предупредить о возможном опоздании.
  • Нежелательно приходить на встречу раньше намеченного времени, так как этим можно поставить в неудобное положение пригласивших вас на переговоры.
  • Организацию деловых встреч целиком берет на себя сторона-инициатор.
  • Деловые переговоры проводятся в специально отведенном и приспособленном для этого помещении. Не должно быть нехватки мест (стульев).
  • При необходимости переговоры обслуживаются специально выделенным работником или приглашенными специалистами.
  • Перед каждым участником желательно поставить карточку с указанием Ф.И.О., фирмы, которую он представляет.
  • На столах участников должны быть бумага и письменные принадлежности.
  • Желательно иметь прохладительные напитки. Хорошим гоном будет подать чай, кофе с печеньем.
  • Переговоры могут проводиться в форме протокольных мероприятий, таких как коктейль, фуршет, ужин, а также ланч, шведский стол, бокал шампанского.
  • 4. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Прежде всего необходимо проанализировать прошедшие переговоры вне зависимости от того, были они удачными или нет, и решить:
    • насколько хорошо была проведена подготовка к переговорам;
    • была ли соблюдена запланированная программа переговоров;
    • каков был характер взаимоотношений с оппонентами;
    • какие аргументы были убедительны для оппонентов, а какие они отклонили и почему;
    • пришлось ли идти на уступки и каковы будут их последствия;
    • какие возникали трудности в процессе переговоров;
    • каковы перспективы дальнейших взаимоотношений;
    • какой опыт переговоров можно использовать в будущем;
    • каковы основные причины достигнутых результатов.
  • Выбор варианта зависит кроме вашего желания от таких факторов,как время (достаточно ли его на подготовку), важность переговоров, объеминформации о вашем партнере и т.д.

Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

· существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

· отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;

· соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;

· участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов.

Этапы развития конфликта Возможности переговоров

напряженность

несогласие переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились

соперничество, враждебность переговоры рациональны

агрессивность переговоры с участием третьей стороны

насилие военные действия переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий: · подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);

· предварительный отбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);

· поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);

· завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

Подготовка к началу переговоров (первая стадия).Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют.

Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель участия в переговорах. В этой связи следует ответить на такие вопросы:

· в чем состоит основная цель проведения переговоров? · какие есть в распоряжении альтернативы? Реально переговоры проводятся для достижения результатов, которые были бы наиболее желательными и допустимыми;

· если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон?

· в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне?



Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры? какая атмосфера ожидается на переговорах? важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом?

Опытные переговорщики считают, что от данной стадии, если она правильно организована, на 50% зависит успех всей дальнейшей деятельности.

Формулировка целей Возможные результаты

отражают в максимальной степени наши

интересы наиболее желательные для нас результаты

учитывают наши интересы допустимые результаты

практически не учитывают наши интересы неприемлемые результаты

ущемляют наши интересы совершенно неприемлемые

Вторая стадия переговоров - первоначальный отбор позиции

(официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации (например, “задачи компании”, ”общий интерес”) стороны пытаются укрепить свои позиции.

Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.

Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания сторон и управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от невозможности прийти к компромиссу. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет процедурные вопросы.

Третий этап переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.

На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на ведущего, захватить инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников - добиться равновесия или небольшого доминирования.



Задача посредника на данном этапе - увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения.

Четвертый этап - завершение переговоров или выход из тупика.

К этому этапу уже существует значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.

Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.

Похожие статьи