Былины источник знаний о киевской руси презентация. Презентация "былины древней руси"

01.02.2024

«Музыка Древней Руси» - Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Русь христианская. Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка.

«Культура и быт Древней Руси» - Что такое культура? Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава». Культура (лат. culture) – возделывание, обработка, улучшение. Инициалы древнерусских книг (украшенные буквицы). Страница летописи «Повесть временных лет». Апсиды. Фрески Софийского собора в Киеве. София Полоцкая - кафедральный собор города Полоцка.

«Архитектура на Руси» - Владимиро-Суздальское княжество (12 в). В сходном по типу Дмитриевском соборе во Владимире (1193-1212) больше массивности. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика. Московское княжество. С конца 14 в. Ведущая роль в художественной культуре переходит к Москве. Псков (13-15 вв). Стены собора богато украшены резными рельефами.

«Быт и нравы Древней Руси» - Основным значением слова «дом» на Руси было - хозяйство. Положение женщины на Руси. 3. Сени – холодные переходы между строениями. 2. На Руси женщина обладала целым рядом прав. 1. И.Е. Забелин. Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. К. Е. Маковский. Быт и нравы Древней Руси.

«Культура Руси IX-XIII» - Височные кольца. Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников. Успенская церковь. Константин (Кирилл)-филосов для записи церковных текстов на славянском языке. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Бытовая культура.

«Особенности древнерусской культуры» - Изучить особенности культуры Древней Руси. Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Культура Руси. О каких событиях повествуют былины? Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством. Культура Древней Руси в домонгольский период.




Первый бой Ильи Муромца Как хватил Илья коня плёточкой, взвился Бурушка - Косматушка, проскочил полторы версты. Где ударили копыта конские, там забил ключ живой воды. У ключа Илюша сырой дуб срубил, над ключом сруб поставил, написал на срубе такие слова: " Ехал здесь русский богатырь, крестьянский сын Илья Иванович ". До сих пор льётся там родничок живой, до сих пор стоит дубовый сруб, а в ночи к ключу студёному ходит зверь - медведь воды испить и набраться силы богатырской. И поехал Илья к Киеву. Ехал он дорогой прямоезжей мимо города Чернигова. Как подъехал он к Чернигову, услыхал под стенами шум и гам: обложили город татар тысячи. От пыли, от пару лошадиного над землёю мгла стоит, не видно на небе красного солнышка. Не проскочить меж татар серому заюшке, не пролететь над ратью ясному соколу. А в Чернигове плач да стон, звенят колокола похоронные. Заперлись черниговцы в каменный собор, плачут, молятся, смерти дожидаются: подступили к Чернигову три царевича, с каждым силы сорок тысячей. Разгорелось у Ильи сердце. Осадил он Бурушку, вырвал из земли зелёный дуб с каменьями да с кореньями, ухватил за вершину да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конём врагов потаптывать. Где махнёт - там станет улица, отмахнётся - переулочек. Доскакал Илья до трёх царевичей, ухватил их за жёлтые кудри и говорит им такие слова:


Эх вы, татары - царевичи! В плен мне вас, братцы, взять или буйные головы с вас снять? В плен вас взять - так мне девать вас некуда, я в дороге, не дома сижу, у меня хлеб в тороках считанный, для себя, не для нахлебников. Головы с вас снять - чести мало богатырю Илье Муромцу. Разъезжайтесь - ка вы по своим местам, по своим ордам да разнесите весть, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси могучие богатыри, пусть об этом враги подумают. Тут поехал Илья в Чернигов - град, Заходит он в каменный собор, а там люди плачут, с белым светом прощаются. - Здравствуйте, мужички черниговские, что вы, мужички, плачете, обнимаетесь, с белым светом прощаетесь? - Как нам не плакать: обступили Чернигов три царевича, с каждым силы сорок тысячей, вот нам и смерть идёт. - Вы идите на стену крепостную, посмотрите в чистое поле, на вражью рать. Шли черниговцы на стену крепостную, глянули в чистое поле, - а там врагов побито - повалено, будто градом нива посечена. Бьют челом Илье черниговцы, несут ему хлеб - соль, серебро, золото, дорогие ткани, камнями шитые.


Добрый молодец, русский богатырь, ты какого роду - племени? Какого отца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты иди к нам в Чернигов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе честь отдавать, тебя кормить - поить, будешь ты в богатстве и почёте жить. Покачал головой Илья Муромец: - Добрые мужички черниговские, я из - под города из - под Мурома, из села Карачарова, простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять. Стали просить Илью черниговцы хоть денёк у них перебыть, попировать на весёлом пиру, а Илья и от этого отказывается: - Некогда мне, люди добрые. На Руси от врагов стон стоит, надо мне скорее к князю добираться, за дело браться. Дайте вы мне на дорогу хлеба да ключевой воды и покажите дорогу прямую к Киеву. Задумались черниговцы, запечалились:


Эх, Илья Муромец, прямая дорога к Киеву травой заросла, тридцать лет по ней никто не езживал... - Что такое? - Запел там у речки Смородиной Соловей - разбойник, сын Рахманович. Он сидит на трёх дубах, на девяти суках. Как засвищет он по - соловьиному, зарычит по - звериному - все леса к земле клонятся, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди да лошади мёртвыми падают. Поезжай ты, Илья, дорогой окольной. Правда, прямо до Киева триста вёрст, а окольной дорогой - целая тысяча. Помолчал Илья Муромец, а потом и головой тряхнул: Не честь, не хвала мне, молодцу, ехать дорогой окольной, позволять Соловью - разбойнику мешать людям к Киеву путь держать. Я поеду дорогой прямой, неезженой! Вскочил Илья на коня, хлестнул Бурушку плёткой, да и был таков, только его черниговцы и видели!




« Богатыри » Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова,) Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова









Вольга – богатырь-оборотень

В русском фольклоре богатырь Вольга, он же князь, предводитель дружины, старейшина рода, относится к одним из самых древних персонажей. Вольга не отличался особой силой, его главное «оружие» - способность обернуться в любое живое существо. Он кудесник-оборотень, унаследовавший свои волшебные свойства от отца-змея.

Вольга - богатырь-оборотень. Худ. Г.Н.Юдин


Вольга с дружиной

Вольга собрал дружину, обучил воинов, и первый свой боевой поход он совершил в царство турецкого султана. Дружина Вольги захватила богатую добычу – много золота, серебра, драгоценных камней. Но Вольга не остался жить в Турции, а вернулся на родину, стал княжить и собирать со своих крестьян подати.

Вольга с дружиной. Худ. Г.Н.Юдин


Вольга и Микула Селянинович

Микула Селянинович – простой мужик, пахарь, который так пахал землю, что за три версты слышно, выкорчевывал корневища, выкидывал огромные валуны. Вольга понял, что Микула обладает богатырской силой, и предложил ему вступить в его дружину. Микула дал согласие, но сначала он решил проверить силу воинов Вольги, попросив их вытащить из земли соху, отряхнуть ее и забросить за ракитов куст, чтобы злые люди не позарились на его добро. Дружинники Вольги не смогли этого сделать. Только Микула одной рукой вытащил соху из земли, отряхнул ее и забросил за ракитов куст. Так простой мужик, пахарь Микула Селянинович посрамил богатырей Вольги Святославовича. Эта былина так и называется «Вольга и Микула Селянинович».

Микула Селянинович и Вольга. Худ. Г.Н.Юдин


Святогор

Русский богатырь Святогор живет в святых горах, редко спускается с них к людям. Он огромен, «выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее», его с трудом носит мать сыра земля. Он воплощает в себе могучую, исполинскую силу, но он богатырь-одиночка и сила его бесполезная. Святогор не совершил никаких подвигов, только напрасно похвалялся своей удалью, за что и пострадал. Он не смог поднять котомку переметную с земли. А пахарь Микула Селянинович легко вскинул ее на плечо и отправился своей дорогой.

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную. Худ. И.В.Симаков

Святогор. Худ. Н.К.Рерих


Илья Муромец

В образе Ильи Муромца, самого известного и любимого в народе русского богатыря, воплощены лучшие национальные черты: доброта, сила, справедливость, честность. Народная память сохранила свыше десяти былинных сюжетов о его подвигах. Илья Муромец – собирательный образ защитника земли русской.

Богатырь. Худ. В.М.Васнецов

Памятник Илье Муромцу в Муроме


Исцеление Ильи Муромца

Согласно былинам, крестьянский сын Илья родился в селе Карачарово под Муромом. С рождения не мог двигаться и дожил так до 30 лет, лежа на печи. Его исцелили старцы, калики перехожие, наделили его силой великой, сказали, что он будет жить-поживать, много воевать и смерти ему неоткуда ждать. Илья Муромец подобрал себе коня, Бурушко-косматушко, и отправился на военную службу.

Болезнь Ильи Муромца. Худ. П.М. Кубеева


Илья Муромец и Соловей-разбойник

Свой первый богатырский подвиг Илья Муромец совершил во время поездки в стольный град Киев. Возле Чернигова встретился он с вражьей «черной силушкой», готовившейся захватить город. Всю ее побил и въехал в Чернигов-град. Встретили его черниговцы с радостью, предложили ему княжить у них. Отказался Илья. Ему надо ехать в Киев. Предупредили его мужики, что по прямой дороге ехать опасно, в лесу на семи дубах сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, страшное существо, пугающее всех своим жутким соловьиным свистом, змеиным шипением, звериным рычанием, от которых люди умирают. Никто не сумел победить его.

О том, кто победил Соловья-разбойника, можно прочитать в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Илья Муромец поражает Соловья-разбойника. Худ. Н.Н. Каразин


Илья Муромец и Идолище поганое

Эта былина дошла до нашего времени в нескольких вариантах. В одном говорится, что действие происходит в Киеве, в другом – в столице Византии Царьграде. Идолище поганое – это обобщенный образ иноземного врага, захватчика. Им мог быть татарский хан или печенег. Илья Муромец отправился в Царьград, чтобы освободить город от захватившего его страшного Идолища.

О победе над этим иноземным врагом говорится в былине «Илья Муромец и Идолище поганое».

Идолище поганое. Худ. П.М. Кубеева


Илья Муромец и Калин-царь

В этой былине в обобщенном виде отражена борьба русского народа против монголо-татарского нашествия. В образе Калин-царя воплощены черты предводителей татар, Мамая и Батыя.

Однажды Илья Муромец сильно поссорился с князем Владимиром Красное Солнышко. Приказал князь наказать богатыря – посадить в погреб глубокий, не давать ему ни есть, ни пить. Узнала о жестоком решении своего мужа его жена Апраксия и поняла, что большая беда может случиться, если нападут на Русь враги, не устоит Киев, попадут в полон его жители.

О том, как русский богатырь защищал родную землю, можно прочитать в былине «Илья Муромец и Калин-царь».

Илья Муромец и Калин-царь. Худ. Г.Н. Юдин


Смерть Святогора

Былинный богатырь Святогор был самый сильный, самый великий среди всех русских богатырей. Но за свою долгую жизнь он не совершил никаких достойных подвигов. Только перед смертью Святогор захотел отдать Илье Муромцу свою силу и своего коня. Однако Илья отказался. Не нужно ему излишней силы, от которой страдает мать сыра земля, не нужен и чужой чудо-конь.

Илья Муромец и Святогор. Худ. И.Я. Билибин


Добрыня Никитич

Добрыня Никитич обладал немалой силой, добивался побед в ратных делах благодаря своей ловкости и уму. Он метко стрелял из лука, ловко дрался на саблях, но он же мастерски играл на гуслях. Он был разносторонним человеком, вызывал интерес у многих людей. В былине Добрыня купается в Пучай-реке – это символ крещения и убивает Змея – уничтожает символ язычества.

Поход Добрыни Никитича против Змея лютого. Худ. Г.Н. Юдин


Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Семиглавый Змей Горыныч живет на Сорочинской горе, огнем дышит, руками-хоботами людей хватает, душит их. Много русских в плену у Змея. Добрыню Никитича предупреждала мать Амфела Тимофеевна, чтобы не ехал он на эту гору, не испытывал судьбу. Тот ее не послушался. На горе Сорочинской потоптал всех змеенышей и выпустил на волю всех пленных русских. Над рекой огнедышащей появился Змей Горыныч с двенадцатью хоботами. Добрыня не растерялся, швырнул шапку с песком прямо Змею в глаза. Ослеп Змей Горыныч, захлопал крыльями, завыл от боли и упал на землю. Добрыня хотел отрезать ножом огнедышащую голову Змею, но тот взмолился о пощаде. Добрыня ему поверил, сжалился и отпустил, но, как выяснилось, напрасно.

Бой Добрыни со Змеем. Худ. В.М. Васнецов


Добрыня Никитич и Забава Путятична

Забава Путятична – племянница киевского князя Владимира. Ее похитил Змей Горыныч после того, как его пощадил Добрыня Никитич. Очень опечалился князь Владимир, просил Добрыню освободить свою красавицу-племянницу. Богатырь опять поскакал на гору Сорочинскую, потоптал змеенышей, стал выпускать из плена захваченных русских. Разозлился Змей Горыныч и вызвал Добрыню на бой. Три дня и три ночи бились они, обессилили, ни один не победил другого. Тогда Добрыня собрал последние силы, а Змей не выдержал, споткнулся. Тут богатырь и срубил ему голову, а потом выпустил из змеиной горы Забаву Путятичну. Все благодарили Добрыню Никитича, обещали сохранить о нем память великую.

О битве со Змеем и об освобождении Забавы Путятичны говорится в былине «Добрыня и Змей».

Добрыня освобождает Забаву Путятичну. Худ. И.Я.Билибин


Невеста для Добрыни Никитича

Былины о женитьбе Добрыни Никитича встречаются в разных вариантах. В одной рассказывается о случайной встрече Добрыни в чистом поле с одним всадником, которого он вначале принял за богатыря. Немало усилий понадобилось ему, чтобы подъехать ближе и понять, что он ошибся. За богатыря он принял девушку, красавицу Настасью, дочь Микулишну, сильную, готовую дать достойный отпор любому мужчине. Очень понравилась Добрыне Настасья, к ней богатырь и посватался. Она согласилась стать его женой.


Добрыня Никитич и хан Ботиян

В былине о двух богатырях, Добрыне Никитиче и Василии Казимировиче, рассказывается о том времени в истории Руси, когда русские князья должны были платить дань Золотой Орде. Но Добрыня не захотел платить. Вместе с Василием Казимировичем он сумел умом и силой победить татарского хана Ботияна. Русские богатыри не только не заплатили хану дани, а, наоборот, заставили его заплатить им дань. И привезли они в Киев немало богатств.

Добрыня – посол князя Владимира. Худ. Г.Н. Юдин

Добрыня и татарский богатырский боец. Худ. Г.Н. Юдин


Алеша Попович

Богатыри (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович). Худ. В.М. Васнецов

Третий по значению русский богатырь, Алеша Попович, был не так силен, как два его старших собрата – Илья Муромец и Добрыня Никитич. Но он был храбр до безрассудства. Врагов на Руси побеждал не столько силой, сколько отвагой и хитростью.


Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Тугарин Змеевич. Худ. П.М.Кубеева

Однажды Алеша Попович вызвал на бой Тугарина Змеевича, который захватил Киев и правил им. Слуги его носили на золотых носилках, никому он не кланялся, ни с кем не здоровался. Алеша Попович убил басурмана-злодея, а в доказательство принес князю Владимиру голову своего врага. Об их битве рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».


Ставр Годинович

Ставр Годинович – молодой новгородский боярин, славившийся своей игрой на гуслях. В основе былины о Ставре Годиновиче использован исторический факт: в 1118 году киевский князь Владимир Мономах за какие-то провинности заточил в подземелье боярина Ставра Годиновича. В былине действие перенесено на сто с лишним лет назад, в эпоху правления другого князя, Владимира Красное Солнышко, крестителя Руси. Своего любимого мужа хитростью освободила его жена.

Ставр Годинович в подземелье. Худ. П.М. Кубеева


Женщина - богатырь

Василиса Микулишна Худ. С.С.Соломко

Василиса Микулишна – жена боярина Ставра Годиновича, которого заточили в подземелье. Она поленица – женщина-богатырь. Она была не только красивой и сильной, но и умной. Василиса Микулишна хитростью освободила из подземелья своего мужа. Об этом рассказывает былина «Хитрость поленицы».

Ставр Годинович и Василиса Микулишна Худ. Г.Н.Юдин


Соловей Будимирович

Герой русских былин богатый удалой купец Соловей Будимирович, родом из северных, новгородских земель, решил посвататься к племяннице киевского князя Владимира, красавице Забаве Путятичне. Тридцать кораблей снарядил он для этой поездки. В качестве подарков взял с собой меха черных соболей, черно-бурых лисиц, а также много золота и серебра. Вместе с дружиной молодецкой приплыл по Днепру к стольному граду Киеву.

Выдал ли Владимир-князь свою красавицу-племянницу за новгородского купца можно прочитать в былине «Женитьба Соловья Будимировича».

Соловей Будимирович и Забава Путятична. Худ. Г.Н. Юдин


Садко

Садко, богатый новгородский гость. Худ. А.П.Рябушкин

Новгородский торг. Худ. А. М. Васнецов

Садко – новгородский купец, гусляр. Прообразом былинного Садко послужила историческая личность, купец-богач Садко Сытинец, о котором в летописи сообщается, что заложил он в Новгороде каменную церковь в честь святых Бориса и Глеба.


Садко и водяной царь

Садко и водяной царь Худ. П.М. Кубеева

Новгородский гусляр Садко разбогател благодаря помощи водяного царя, но царь не забыл о нем, зазвал к себе в подводное царство. Так и остался бы Садко на дне Ильмень-озера, если бы не подсказки Николая Угодника… О приключениях Садко в подводном царстве рассказывается в одноименной былине.

Садко в подводном царстве. Худ. И.Е.Репин


Проверь себя!

  • Кто такой богатырь-оборотень?

2. Какой богатырь живет в святых горах?

3. Какой богатырь является самым известным и любимым народом?

4. Какой первый богатырский подвиг совершил Илья Муромец?

5. Кто из богатырей за свою жизнь не совершил никаких достойных подвигов, хотя был самым сильным, самым великим?

6. Кто из богатырей бился со Змеем Горынычем?

7. С кем сражался Алеша Попович?

8. Кто такая поленица?

9. Кто еще, кроме богатырей, являются героями былин?

10. На берегу какого озера Садко играл на гуслях?



Источники

  • М.Кубеев. 100 великих легенд и мифов мира. М., «Вече», 2010.

2. Добрыня и Змей. Десять былин. М., «Дет. лит.», 1976.


Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы МОУ «Мошонская основная общеобразовательная школа»

Крючкова

Галина

Анатольевна

Тема урока: Былины – источник знаний о Киевской Руси.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал – презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы – коррекционные упражнения по теме урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение.

1. Беседа по вопросам:

Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?

В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.

Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.

Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?

Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?

2. Расположите карточки парами:

Владимир Красное Солнышко

Олег Вещий

Святослав

Игорь

Ольга

Крещение Руси

Завоевание Царьграда

Двойной сбор дани

Упорядочение сбора дани

Войны с хазарами и печенегами

    Дополните пары нужными карточками с датами:

879 год – основание Киевской Руси

988 год – принятие христианства на Руси

    Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.

Кто такие язычники?

Каких языческих славянских богов вы можете назвать?

Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?

Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.

Что он для этого сделал?

Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?

При каких обстоятельствах он сам принял христианство?

Как происходило крещение в Киеве?

Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?

    Сообщение темы и целей урока.

(Начало работы с презентацией)

Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные – дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные – летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста – песни, сказки, былины.

И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока – «Былины – источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)

    Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях – русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 – 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 – 27)

Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины – на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

    Закрепление материала.

    Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины – произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.

    Работа в тетрадях – разгадывание ребусов (слайды 34 – 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)

    Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная – утвердительный ответ, красная – отрицательный).

Вопросы-утверждения.

    Былины рассказывают нам о далёком будущем.

    Героями былин в основном являются богатыри.

    Былины рассказывали гусляры-сказители.

    Сюжеты былин основаны на вымысле.

    Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.

    Былины для нас записали собиратели народного творчества.

    В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.

    Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.

6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

7. Домашнее задание. Прочитать о былинах вы сможете на страницах вашего учебника.

Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)

Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.

Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.

Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять – соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.

Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»

Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме – земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.

Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.

1.Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.

2.Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.

3.Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).

4.Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Цели:

  1. Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.
  2. Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.
  3. Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).
  4. Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Основные знания.

Былины – источник знаний о Киевской Руси. Основные термины и понятия: Былины, побратим.

Оборудование и материалы:

Былины «Садко», «Волга и Микула Селянинович», картина Васнецова «Три богатыря».

Тип урока: Комбинированный.

  1. Организационный момент.

Мы изучаем большую тему «Киевская Русь». Узнаем когда образовалось первое славянское княжество Русь, как защищали свои земли и укрепляли свои границы, узнали много о династии Рюриковичей (первых князей).

1. Аукцион имен.

Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей.

2. Олег IX век IX - Рюрик

4. Ольга 912 г. закончил 912 г. - Олег

3. Игорь 972 г. погиб 945 г. - Игорь

1. Рюрик 945 г. погиб 950 г. - Ольга

6. Владимир 950 г. сер.Х 972 г. - Святослав

5. Святослав 988 г. крещ. 988 г. - Владимир

1. – Кто из князей объединил славянские племена?

(Варяжский князь Рюрик объединил восточных славян в первое славянское княжество – Русь. Княжество стали называться русской землей. Столицей стал город Новгород, главный город на Руси.

2. – Кто из князей выполнил главную свою задачу, объединил новгородские и киевские земли? (Олег хитростью захватил Киев, объединил новгородские и киевские земли. Центром Руси стал, город Киев «Мать городов русских». 879 г.

3. Догадайтесь, кому принадлежат слова: «Хочу мстить за мужа своего». Как отомстила княгиня Ольга за мужа своего, (стр. 144).

4. Кто из князей посылал врагу послания «Иду на вас». (Сын Игоря и Ольги, Святослав был сильным, мужественным. В битвах всегда одерживал победы. Когда князь шел в бой, то посылал врагам весть «Иду на вас».

5. Из чего черепа печенежский хан, приказал сделать чашу для вина, окованную золотом? Подчеркните правильный ответ: Игорь, Святослав, Олег. Святослав с дружиной возвращался на ладьях по реке Днепр из Византии. Они устали, от битв и сражений. Напали печенеги, погиб Святослав и дружинники. По приданию, князь печенегов велел из черепа Святослава сделать чашу для вина. Ее оковали золотом и на пирах он пил из нее в знак победы над русскими воинами).

6. Кого из князей в народе прозвали «Красное солнышко»? Назвать задачи которые были главными для князя:

  1. Защищать Русь от нападения врагов.
  2. Упорядочить сбор дани – полюдье.
  3. Он сумел организовать оборону страны и объединить все русские земли под своей властью.
  • Русь была укреплена: построили города – крепости, установили охрану границ страны. Но управлять такой страной, было сложно.

1) - Кто помогал Владимиру справляться с этой задачей. (Дружина). Индивидуальное задание.

Исторический диктант.

Вставить пропущенные буквы.

Главным членом в Древней Руси был к...в. У него в подчинении была д

на – это вооруженные люди, которые заставляли любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на войну, делил добычу.

2) индивидуальное задание.

  • С какими народами воевала Русь в X веке, защищая свои земли?

Венгры, хазары, печенеги, половцы, варяги, монголы.

  1. Повторение домашнее задания

Уч-ль: - Много сделал Вл. Красное солнышко для Руси, но возникали противоречия, не было полного единства среди русских людей. Князь Владимир понимал и хотел объединить всех жителей Руси.

  • при помощи чего?

Историческая азбука: печенеги, плен, полюдье, пленные, придание, половцы, поход, предсказания, Перун.

Кто такой Перун?

Религия наших предков – язычество.

Задача князя Владимира.

Объединить всех при помощи веры одного Бога и под властью одного князя.

  • Кто такие христиане?

Беседа по вопросам. Выборочное чтение.

  • Откуда пришло к нам христианство?
  • Какой нужно было совершить обряд, чтобы стать христианином?
  • Когда было принято христианство и как проходило крещение на Руси? 988г. Рабоба
  • Почему принятие стало важным событием? Зачитать.
  • Кто такой Иисус Христос, какие еще вы знаете заповеди?
  • После принятия христианства была образования Русская Церковь.
  • Кто управлял Русской Церковью. (Разбор схемы)

Как распространялось на Руси христианство, объединявшее всех жителей страны.

Словарная работа: Проповедники, христиане,

Крещение, священники, крест, молитва, Патриарх, благотворительность

Показ набора открыток. – выбрать церковь, монастырь.

  • Кто такие монахи?
  • Как возник Киево - Печерский монастырь?
  • Можно ли монаха Антония, назвать святым.
  1. Объяснение новой темы.

Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания о каком - либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем Рассказ - былину.

Сообщение темы урока:

«Былины - источник знаний о Киевской Руси»

Словарная работа: былины

  1. Рассказ - это событие, которое имело место в жизни, т.е. на самом деле.
  2. Рассказ, который основан на вымысле, фантазии, - это
  • Какие былины вы знаете?
  1. Беседа по картине «Три богатыря»

а) Назовите имена богатырей.

б) Чем занимались богатыри?

  1. Работа с дополнительным материалом «Богатырь Илья Муромец».

а) За что почитали Илью Муромца?

  1. Рассказ учителя с выборочным чтением.

а) Как изменилась жизнь Ильи Муромца.

б) Что значит стать....

в) Почему конь был верным спутником и боевым другом богатыря?

Беседа:

  1. Рассказ о Святогоре и Микуле Силяниновиче.
  2. Рассказ о Никите Кожемяке.
  • Былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами.

Подведем итог беседы:

О чем еще рассказывают былины? Зачитать.

Похожие статьи