Подготовка к егэ. Неполные предложения Чем связаны между собой эти два изображения

06.10.2023

Текст, его признаки и типы

Способы и средства связи предложений в тексте

Королева Ольга Олеговна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №1354»
ЮЗАО г. Москва

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания.
Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Текст – особая единица языка и речи

Основные признаки текста:
Информативность
Цельность - тематическое и композиционное единство всех его частей;
Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
Завершенность - относительная законченность.

Основная мысль (идея) текста

Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки.
Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Проблема

Проблема – это сложный вопрос,
требующий изучения, разрешения
В тексте может быть несколько проблем
Проблема может быть сформулирована
двумя способами:
Одним словом или словосочетанием (проблема чего?): Проблема экологии
В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?

Темы широкие и узкие

Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными.
Например: Охрана природы-широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка - узкая.
Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.

Микротема

Микротема– часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему.
Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте.
По количеству абзацев можно определить количество микротем.
В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

Таблица «Строение абзаца»

Грамматическая часть абзаца

Роль грамматической части в тексте

Форма грамматической части в тексте

Особенности использования в тексте

1. Абзацный зачин

1. Краткое содержание новой информации

1. Первое предложение абзаца

1. Все абзацные зачины в тексте должны быть логически связаны

2. Комментирующая часть

2. Развернутое содержание новой информации

2. Одно или несколько предложений после абзацного зачина

2. В некоторых случаях может отсутствовать без ущерба для информации

Абзац – часть текста между двумя отступами,
которая служит для выделения основных мыслей,
для перехода от одной мысли к другой.
Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью.
Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.

Слайд №10

Тип речи-

это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач:
статически изобразить действительность, описать ее (описание);
динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование);
отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).

Слайд №11

Таблица «Типы речи»

Цель высказывания

Композиция

Особенности композиции

Особенности содержания

Повествование
Вопрос - что произошло?

Раскрытие последовательности событий

завязка
развитие событий
кульминация
развязка

Последовательность:
- прямая
- обратная
- прямая с отступлением

говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим. Глаголы, употреблёны в совершенном виде прошедшего времени, могут употребляться и глаголы несовершенного вида прошедшего времени для изображения длительности действия.

Описание
Вопрос- какой?

Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия

1. общее описание
2. конкретное описание
3. оценка автора

Единство изображения
- единство взгляда
- описание внешнего и внутреннего состояния

даны одновременные признаки предмета. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени.

Рассуждение
Вопрос - почему?

Объяснить или раскрыть причину явления или события

тезис
доказательство
вывод

Логическая связь
-использование вводных слов

объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод.

Слайд №12

Способы связи предложений в тексте

Цепная связь

Параллельная связь

Слайд №13

Параллельная связь

Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
Схема параллельной связи: 1
2 – 3 – 4 – 5 …
Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Слайд №14

Цепная связь

Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.
Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…(Ю. Куранов)

Слайд №15

Лексические средства

Грамматические средства

Слайд №16

Лексические средства связи:

Однотематическая лексика
Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:
- Как этот человек мог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.

Слайд №17

Лексические средства связи:

Лексический повтор, однокоренные слова
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.(В. А. Сухомлинский)

Слайд №18

Лексические средства связи:

Синонимы(в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться людей.
Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.

Слайд №19

Лексические средства связи:

Антонимы(в том числе и контекстуальные)
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.

Слайд №20

Лексические средства связи:

Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Слайд №21

Союзы (преимущественно сочинительные)
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.

Слайд №22

Грамматические средства связи:

Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

Слайд №23

Слайд №24

Грамматические средства связи:

Частицы(же, ведь, и, всё-таки и другие)

В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

Слайд №25

Грамматические средства связи:

Вводные слова, указывающие на порядок явлений(мыслей) и связь между ними
Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.

Слайд №26

Грамматические средства связи:

Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Слайд №27

Грамматические средства связи:

Числительные(количественные, порядковые, собирательные)

Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.

Слайд №28

Грамматические средства связи:

Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. (Все предложения двусоставные неполные)

Слайд №29

Грамматические средства связи:

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Слайд №30

Средства связи предложений в тексте

Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств
Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. (Указательное местоимение, синоним и частица)

Слайд №31

Проверь себя!

упражнения

Слайд №32

Лингвистическая задача.

На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

Слайд №33

Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:
1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало.
2 – C Сорвали покров ночи – без покрова
3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем
4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти

Слайд №34

Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина.
3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал.
7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.

КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7

Слайд №35

Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте.


(И. С. Тургенев «Записки охотника»)

Слайд №36

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

1 текст – параллельная связь
- грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)
- лексические (слова одной тематической группы)

2 текст – цепная связь
- грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

Слайд №37

Определите средства связи предложений в тексте

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню – откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

В этом тексте использованы следующие средства:
- прямой лексический повтор (день),
- контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий),
- контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься),
-одинаковые временные формы глагола,
- синтаксический параллелизм.

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные .

Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.

Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный).

Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста .

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

– О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе! ».

Пропущены могут быть:

  • подлежащее : Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как измениласяТатьяна! );

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть! ) (Н.В. Гоголь);

  • дополнение : А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );
  • сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );
  • сразу несколько членов предложения , в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem? )

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений : Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи , в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.


– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье.
(А.С. Пушкин)

Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы.

1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

Например:

- На перевязку иди.
- Убьют.
- Ползком.
- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).


2. Предложения-ответы
различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Ты кто такой?
- Проходящий... странствующий...
- Ночуешь или жить?
- Погляжу там...
(М. Г.);

- Что у вас в узле, орлы?
- Раки, - ответил неохотно высокий.
- Ого! Где вы их достали?
- Возле плотины
(Шол.);

Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:

- Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?
- Мои
(С. Бар.);

- А Николай Степанычу показывал? - спросил отец.
- Показывал
(С. Бар.);

- Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?
- Ничего не надо
(Пан.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Нравится или не нравится? - спросил он отрывисто.
- Нравится, - сказала он
а (Пан.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:


- Чем же вы жить-то будете?
- А голова-то, а руки-то на что?
(М. Г.)

и ответами-переспросами:


- Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.
- Предложение? Мне?
(Ч.).

Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное.

Например:

- А если во время сева они сломаются?
- Тогда в крайнем случае самодельные изготовим
(Г. Ник.).

Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др.

Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире , если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.

Например:

Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится. Например: Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

Тире ставится:

1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого в эллиптических предложениях, расчлененных паузой на два компонента – обстоятельственный и подлежащими.

Например:

Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.); За шоссе – березовый лесок (Бун.); В большой комнате на втором этаже деревянного дома – длинные столы, над которыми висят керосиновые лампы-«молнии» с пузатыми стеклами (Кав.).

Особенно стабилен этот знак препинания при структурном параллелизме частей предложения: На дворе – одиннадцать лошадей, а на стойле – сивый жеребец, злой, тяжелый, грудастый (Бун.); Широкий овраг, на одном боку – избы, на другом – усадьбишка (Бун.); Впереди – пустынный сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.).

2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.

Например:

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

Сравните возможность пропуска тире в бытовой речи: Они заговорили обе сразу, одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина (Бел.).

3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.


Например: А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.); В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей – хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой – обыкновенная водяная мельница. В пятой – обстановка хижины, где пастухи делают сыр. В шестой – просто обстановка крестьянской избы. В седьмой – обстановка избы, где ткали вот эти самые чергы и халиште. Все это воссоздано умело (Сол.).

4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – где и др.

Например: Все скважины – в строю; У микрофона – сердце!; Книга – почтой; Оценки – за знания; Вам – ключ от вуза; Вслед за рекордом – авария; Поездам – «зеленый»!; Прежде всего – деловитость.


Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета - рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека; при описании машины это будет сообщение о ее назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о ее частях, их назначении и взаимодействи и.
Цель описания - чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описання, представил его в своем сознании.
Композиция описания, наиболее характерные ее элементы: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение.
Проанализируйте композиционные особенности описания природы (пейзажа) из IJI главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Места, по которым они проезжали, (н..)могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) виднелись небольшие леса, и, усеянные редкими и низкими кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининских времен. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто (до)иоловииы раз-метанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось.

1. Где здесь передается общее представление, общее впечатление? Какие далее выделяются признаки общей картины? В каких словах выражается оценка описываемой картины?
Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.
Определите тип связи между предложениями. Как это характеризует смысловые отношения между частями текста? Укажите, чем связаны предложения между собой (лексические, грамматические, синтаксические средства).

При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.
299. Каковы тема, основная мысль и тип речи отрывка? Озаглавьте текст. Чем обеспечивается в нем единство изображения и какова последовательность изображения?
На свете, на всем белом свете - а уж на что он велик! - не было комнаты чище бабушкиной. Все, что от природі)! было блестящим,- блестело; все, что было старо и поизносилось от времени,- сияло старостью, прилежной штопкой"1 и великой чистотой. И если бы чей зоркий и недобрый глаз отыскал в комнате бабушки одиу-еднпст венную соринку, то и эта соринка оказалась бы невинной, ровненькой и чистой.
Кроме поповских чашек с золотой каймой и фигурными ручками, кроме чайника и ложки, оставшихся от семейного сервиза, были в комнате бабушки Татьяны Егоровны еше два предмета на удивленье: рабочий столик и каминные часы.
Рабочий столик, пузатый, с перламутром на крышке и бронзой по скату ножек, стоял не ради красоты. Он был всегда в действии и многих чудес был свидетелем и участником. Трудно сказать, чего не могла скроить, сшить, починить и подштопать бабушкина белая и худенькая рука. И были в сто.тике иголки всякого размера и нитки любого цвета, от грубой шерстяной до тончайшей шелковой. Было в столике столько цветных лоскутков, сколько существует видимых глазу оттенков в радуге, и пуговицы были от самых больших до самых маленьких. Еще было в столике особое отделение для писем, полученных за последний год; тридцать первого декабря эти письма перевязывались тонкой тесьмой и прятались в комод®. По правде сказать, писем было немного, с каждым годом меньше. Самое свежее письмо с заграничной маркой получено было па днях - от внука, которого бабушка не видела двадцать два года, а в последний раз видела трехлетним. Увидать же снова до. кк
п.і была именно сегодня в два часа. Поэтому и надела ба- « >¦ піка с утра новый и свежий кружевной чепчик6.
И еще, как сказано, были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром в воскресенье). Колокольчики отбивали час, полчаса п каждую четверть, все по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно доносился издалека. Как это было ус- |роено - знал только мастер, которого, конечно, давно не ныло на свете, потому что часам было больше ста лет. И все 1 го лет часы шли непрерывно, не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти.
(М. О с о р г и н. Часы.)
I Проведите синтаксический разбор второго предложения.
Найдите предложения с двумя и более рядами однородных членов, постройте их схемы с указанием знаков препинания. 3. Объясните использование дефиса, гире, двоеточия и скобок, г Найдите вставные синтаксические конструкции в первых предложениях первого и последнего абзацев.
>. Найдите в тексте вводные обороты. Чем они отличаются от вставных конструкций?
Составьте предложение со вставной конструкцией, выделив ее с двух сторон скобками или тире.
Опишите примечательные вещи в вашем доме (квартире) или интересную старую вещь, которую вам довелось видеть.
Подготовьте описание осиновой рощи и березової! (но рассказу И. Тургенева «Свидание» из «Записок охотника»), используя авторские выразительные средства, передающие зрительные и слуховые впечатления. Какие слова и обороты выражают отношение ав- юра к одной и другой роще? Какова композиционная роль описания этих двух рощ?
Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тип речи. Чем он отличается от текста М. Оеоргина в упр. 299, хотя тип речи тот ке? Проанализируйте словосочетания «существительное + прилагательное» в тексте М. Оеоргина и в данном тексте, сделайте вывод о назначении прилагательных в каждом из них. Какое это имеет отношение к типу речи и речевому стилю?
Львиную долю6 всей площади Тихого океана занимает колоссальная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков Австралии, Америки, Азии,- а местами они очерчены островными дугами и отдельными островами. Глубина впадины Тихого оке-
ала равна в среднем четырем -шести километрам. Именно эта впадина и придает нашей земле асимметрию родственных ей планет.
Прежде считалось, что гигантская круглая впадина Тихого океана однородна, она не делится па отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части величественный подводный хребет, входящий в планетарную6 систему срединных океанических хребтов. Островные дуги, окаймляющие окраины Тихоокеанской впадины и параллельные берегам материков1"; «сопряженные» с этими дугами пропасти желобов, глубина которых на несколько тысяч метров больше средней глубины впадины; архипелаги6 вулканических островов, возвышающих свои вершины над водами на два, три и даже четыре километра, и группы вулканов, лежащих на глубине нескольких километров под водой; зоны разломов и подводные хребты, расчленяющие впадину на отдельные котловины; холмы и равнины, погребенные на огромной глубине,- вот характерные черты рельефа дна Тихого океана. (...)
Обособленные подводные горы - одна из типичных черт пейзажа Тихоокеанской впадины. Л сама впадина здесь вдоль и поперек иссечена подводными валами, хребтами, поднятиями - границами океанских котловин, называемых обычно но наземным формам рельефа, поблизости от которых они находятся (Марианская, Чилийская, Панамская и г. д.). На карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных ценей. Крупные подводные хребты называются, как правило, но наименованию островов или частей материка, лежащих на противоположных концах этих хребтов.
(Л. К о и д р а т ь е в. Атлантиды пяти океанов.
Загадки затонувших материков.)
Определите стиль текста. Чем вы подтвердите свой вывод?
Выпишите термины общенаучные, географические.
Есть ли в этом тексте изобразительные средства? Укажите их.
Произведите словообразовательный анализ слов: величественный, сопряженные, поднятиями.
Произведите морфологический разбор слова называются.
Расскажите о пунктуации второго абзаца.
Объясните постановку тире во всех случаях.
302. Напишите сочинение-миниатюру - описание какого-либо художественного изделия или интерьера помещения, станции метро, употребляя причастные и деепричастные обороты. Какую роль в вашем сочинении-описании они будут выполнять?
303. Прочитайте материалы о храме Христа Спасителя: 1) нс- імрическую справку; 2) художественное описание храма перед от-крытием; 3) художественное описание в ночь после разрушения.
В чем вы видите различия (лексические, синтаксические, ком - позиционные) в научном и художественном описании храма? Чю авторы хотели передать в первом, втором и третьем описании?
1. Историческая справка. Храм Христа Спасителя «построен в память войны 1812 года. На сем месте заложен 10 октября 1839 г. Архитектор К. А. Тон. Освящен 26 мая 1883 г.».
25 декабря 1812 г. император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спаопсля в ознаменование- благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов».
«Храм сооружен по Высочайшему повелению на средства казны. Строительство велось па ежегодно отпускавшуюся казной сумму в пределах 300 ООО рублей: всего сооружение обошлось в 15 123 163 рубля 69 копеек». (...)
Возведение храма Христа Спасителя продвигалось срав-нительно медленно. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось. Толщина кирпичных стен составляла 3 м 20 см. Всего на строительство ушло сорок миллионов кирпичей. Снаружи храм был отделан мраморными плитами. Соединения мраморных частей с кирпичом заливались свинцом.
Внутри нижняя часть облицовывалась" мрамором и моза-ичным камнем. Выше должна была располагаться евяшенно- историческая живопись. Не обыкновенно делают по штукатурке - и вот, помня, что храм задуман на века и века, чтобы никогда не подвергать живопись риску отсыреть от стен, штукатурку под живопись решили делать не но кирпичу, а относным способом. (...) ІЗ сотнях и сотнях квадратных метров стен, сводов и потолка высверливались5 частые дыры в шахматном порядке, куда вколачивали деревянные пробки. В пробки забивали луженые железные костыли, чтобы они торчали над кирпичом на одинаковой высоте. Затем все это густо оплеталось луженой*" проволокой, а образовавшуюся сетку дополнительно перевивали пенькой. 11а эту сетчатую поверхность набрасывался раствор цемента. В полугора вершках1" (около 7 см) от кирпичной поверхности получился отдельный, твердый как камень, слой для будущей-" живописи. Эта огромная работа была окончена лишь в 1871 г.
На западном крыле храма была укреплена мемориальная
доска с надписью:
ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОР О М АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ. ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ
10 сентября 1839 при председателе Комиссии Д. В. Голицыне по проекту архитектора Тона. А ще не Господь созиждет дом, всуе трудшиася зиждущим. ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ, ОСВЯЩЕН ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ 26 мая 1883.
Окончен при председателе Комиссии В. А. Долгорукове архитекторами Константином Топом и Александром Резановым.
...Взорван в 1932 году.
П. Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразн и маемую2 цепь. Угадывались они в любое время года - и в бесснежные зимние сумерки, и в летние душные ночи. На ступенях вокруг храма, особенно со стороны Москвы-реки, любили сидеть и убогие, нуждающиеся в помощи и защите, и униженные. Сюда приходили и счастливые, и старики, уже готовящие себя к уходу,-- истинная красота и гармония были целителями страждущей души.
Храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы, и в особые, не известные непосвященному дни, он становился, многократно отражаясь в пространствах неба и реки, виден далеко окрест; храм зарывался своим подножием в древнюю землю московского Чертолья, хранящую тайны многих веков, изрытую давно заброшенными5 ходами; здесь в любом мрачном, полуосыпавшемся подземелье, которых достаточно сохранилось в этих местах и в наши дни, еще бродят кровавые, не обретшие покоя и до сих пор тени Ивана Грозного или Мал юты Скуратова; здесь в его глухих узилищах2 каленым железом, палаческим кнутом да дыбою,
мод хруст боярских костей созидалась и приращивалась плоть и сила Руси; здесь, взятые в железа и распятые на каменных склизких стенах, усыхали и становились прахом спесь и земное честолюбие, и светоносный храм легко и воздушно возносился на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости2 русского духа в ратоборстве, в защите отчей земли, в творческой мощи созидания и строительства, в высокой духовности помыслов и предначертаний грядущего. Устроительством храма, несмотря на его громадные, казалось бы, подавляющие размеры, стройно и мягко уравновешивалась и усиливалась стрельчатая, многоглавая, рвущаяся ввысь панорама самого Кремля...
Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. Освещенный через верхние узкие окна, облицованный" внутри до самых хоров гладким мрамором, по карнизу которого вдоль всего храма шел ряд стеариновых свечей,- храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения в момент, когда соединяющий свечи белый фитильный шнур загорался от поднесенного соборні,їм сторожем на длинной палке огня. Огонек бесшумно и быстро перебегал от свечи к свече, словно от одного, уже ушедшего поколения к другому, то ниспадая в пространстве.между свечей, то отражая бег неумолимого времени в зеркальном пространстве мраморных стен,- храм являл собою материализовавшуюся наконец соборную мощь России - прошлое, настоящее, будущее ее народа - устроителя огромной и трудной земли, народа-воина, сумевшего отстоять"", оборонить свою землю, народа-творца, стремившегося воплотить в храме высочайшую гармонию своих духовных устремлений, ощущение прекрасного в самой своей трагичности и вечности бытия. Целый пласт русской национальной культуры, казалось, навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразил мощный поток всей русской истории.
Думали, храму стоять вечно. Тысячи землекопов выбирали и вывозили землю из котлована вплоть до твердого, материкового основания, искуснейшие каменщики клали столбы, степы, пилястры, употребляя при этом вызревавшую годами в закрытых творилах известь на яичном желтке; вдохновенные художники расписывали своды, стены и арки больших и малых врат, оконные арки порталов, углы
храма, паруса несущих столбов и ниши пилонов; художники своими творениями свидетельствовали этапы становления Руси, ее воинского и строительного подвига с самого ее начала; скульпторы украшали храм множеством наружных и внутренних горельефов, устанавливая и укрепляя их мраморами и специальными железами, заливая их от порчи водами жидким свинцом. Только на исполнение горельефов понадобилось семнадцать лет.
Наступила майская ночь перед открытием храма... В легком серебристом звездном сумраке, разливавшемся по всему храму (в храме сейчас совершалось таинство соборности всей Русской земли), проступили бесчисленные тени ратников, заполнившие огромное, ставшее беспредельным пространство храма; они сошлись сюда из дали времен с копьями, мечами и щитами; с истлевшего железа на цветные мозаики из Лабрадора, шохонского порфира и цветных итальянских мраморов, выстилавших пол храма, падала густая ржавая роса, и драгоценные мозаики начали розовато светиться изнутри. Каждый на своем месте, проступили из темноты: и Александр Невский, и преподобный Сергий Радонежский, благословляющий на битву великого князя Димитрия и стоящих позади пего Пересвета и Ослябю, с мечами и препоясываниями в руках, и креститель Руси святой Владимир, и просветители славян, святые Кирилл и Мефодий, и еще множество славных мужей...
Когда к Москве подступил майский рассвет, храм уже был каким-то иным - его золотые купола, первыми загоревшиеся над Москвой в предвестии нового дня, тихо плыли в недосягаемой высоте - храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памя тью парода, вознесшего его над Москвой и землей, дабы парод по заплутался во тьме, не истощилось бы его чрево и его дух. не погиб бы он, не видя больше света впереди. Святое и великое рождается и происходит в тишине и тайне - никому не ведомый завтрашний день и самые вещие письмена запечатлены во мраке грядущих вре-мен...
Стоял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась незримая, вечная книга времен, переворачивались ее страницы, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, приходили и, отбыв свой срок, уходили поколения, сыновья сменяли отцов, внуки дедов, рождались люди с гордыней и алчностью в крови, шли по жизни, слепые от сытости, пиная умирающих от ни-
пи ты и болезней, и уходили люди такими же нагими, как и пришли, и провожали их проклятьями и стонами.
Л храм стоял, потому что каждый из приходящих па земно жаждал в душе вечности и не было человека, не подвла- ||мого чувству красоты.
...Храм стоял, овеваемый всеми ветрами, бушевали зимние метели, почти скрывая его из глаз, опять приходили весны, солнце играло в его золотых куполах, и, хотя внешняя жизнь в нем совсем прекратилась... его внутренняя, нематериальная жизнь не замирала ни на минуту; невидимые свя- пі прорастали все гуще и глубже в толщу народа, лучшие силы которого были разметаны жестокими ветрами по лику;емли...
А храм стоял, впитывая в себя с необозримых прост-ранств боль, страх, безмерную кровь и еще более безмерное горе, его мраморы и купола темнели; у колоколов его вырвали голос, они онемели, но не умерли - храм был памя- I ыо, верой народа, но даже эта его безмолвная жизиь раздражала и вызывала яростную ненависть.
И вот однажды, в самом начале осени...
(П. II р о с к у р и н.)
Г^г^ 1. Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор при описании храма.
2. Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь; составьте орфографический диктант. ."!. Найдите в толковом словаре объяснение непонятных для себя слов, встретившихся в атом тексте.
1. Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту, э. Какими смысловыми отношениями связаны предложения и абзацы в тексте? Выпишите слова, словосочетания и предложения, показывающие эту связь.
одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо. Вид был дик и страшен.
Черный силуэт уходящей в небо стрелы угла и оставленная волею судьбы в высоте арка, как лаконичная графика плаката или даже марки, четко вырисованная на лунном фоне, - создавали удручающее, гротескное настроение. Общее безмолвие лунного освещения как-то особо подчеркивалось вынужденным молчанием мертвой руины.
Облитое странным, неживым, бездвижным и мистическим светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. В эти дни стояли ясные и холодные ночи полнолуния. Черный, одинокий на голой площади, грозящей укоризной остаток собора еще долгое время высился над громадной пустой площадью, никому уже не нужной. В копне концов и этого напоминания более не стало. Площадь постепенно лишилась всего: своих скверов, лестниц, постамента, нянек и голубей... становясь необъятным пустырем..."
(ГІ. П а л а м а р ч у к.)

Найдите ключевые слова в данном описании.
Выпишите прилагательные и причастия из текста. Какое настроение они создают?
3. Как осуществляется связь между абзацами текста?
Найдите отрывки из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, в которых дается описание природы или портрет. Выясните, как используются сложносочиненные предложения в этих текстах.

Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
Проведите пунктуационный разбор одного из предложений.
Напишите сочинение-миниатюру «Мороз и солнце; день чудесный!». При написании сочинения подумайте, каким видам предложений (простым или сложным: сложносочиненным, сложноподчиненным, бессоюзным) вы отдадите предпочтение. Не забудьте об однородных членах и их роли в этом типе текста.
Г|^ В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.
306. Прочитайте отрывок из воспоминаний И. С. Тургенева ч I",. Г. Белинском. Какие тины речи вы находите в этом отрывке? \|>гументируйте свое мнение, указав особенности каждого из них. Правомерно ли, с вашей точки зрения, объединение двух разных типов речи в одном тексте?
Когда появилась та небольшая поэма «Параша», о которой я говорил выше, я в самый день отъезда из Петербурга г. деревню сходил к Белинскому (я знал, где он жил, по не посещал его и всего два раза встретился с ним у знакомых) и, не назвавшись, оставил его человеку один экземпляр. I) деревне я пробыл около двух месяцев и, получив майскую книжку «Отечественных записок», прочел в ней длинную статью Белинского о моей поэме. Он так благосклонно отозвался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я почувствовал больше смущения, чем радости. Я не «мог поверить», и когда в Москве покойный Киреевский (И. В.) подошел ко мне с поздравлениями, я поспешил отказаться от своего детища, утверждая, что сочинитель «Параши» не ¦л. Возвратившись в Петербург, я, разумеется, отправился к Белинскому, и знакомство наше началось. Он вскоре уехал в Москву - жениться, а возвратившись оттуда, поселился на даче в Лесном. Я также нанял дачу в первом Парголо- ве и до самой осени почти каждый день посещал Белинс-кого. Я полюбил его искренно и глубоко; он благоволил ко мне.
Опишу его наружность. Известный литографический, едва ли не единственный портрет ого дает о нем понятие неверное. Срисовывая его черты, художник почел за долг воспарить духом и украсить природу и потому придал всей голове какое-то повелительно-вдохновенное выражение, какой-то военный, чуть не генеральский поворот, неестественную позу, что вовсе не соответствовало действительности и нисколько не согласовалось с характером и обычаем Белинского/ Это был человек среднего роста, на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый. со впалой грудью и понурой6 головою. Одна лопатка заметно выдавалась больше другой. Всякого, даже не медика, немедленно поражали в нем все главные признаки чахотки, весь так называемый habitus этой злой болезни. Притом же он почти постоянно кашлял. Лицо он имел небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, как бы приплюснутый, рот слегка искривленный, особенно когда раскрывался, маленькие частые зубы; густые белокурые волосы падали
клоком на белый прекрасный, хоть и низкий лоб. Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачками, лги глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья. Голос у Белинского был слаб, с хрипотою, но приятен; говорил он с особенными ударениями и придыханиями, «упорствуя, волнуясь и спеша»" . Смеялся он от души, как ребенок. Он любил расхаживать по комнате, постукивая пальцами красивых и маленьких рук по табакерке с русским табаком. Кто видел его только на улице, когда в теплом картузе", старой енотовой шубенке и стоптанных калошах он торопливой и неровной походкой про-бирался вдоль стен и с пугливой суровостью, свойственной нервическим людям, озирался вокруг,- тот не мог составить себе верного о нем понятия, и я до некоторой степени понимаю восклицание одного провинциала", которому его указали: «Я только в лесу таких волков видывал, и то травленых!»1 Между чужими людьми, на улице, Белинский легко робел и терялся. Дома он обыкновенно носил серый сюртук на вате и держался вообще очень опрятно. Его выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение; вся его повадка была чисто русская, московская; недаром в жилах его текла беспримесная кровь - принадлежность нашего великорусского духовенства, столько веков недоступного влиянию иностранной породы.
ft) 1. У Тургенева, как вы заметили, в тексте только два абзаца. ИгЧЛ Как вы думаете, почему? А какие абзацы выделили бы вы?
2. Назовите способ связи между предложениями и абзацами в этом тексте. Какие средства связи показывают эти отношения? Выпишите их.
Подберите к выделенным словам, исходя из их текстуального значения, синонимические слова и обороты.
Что особенно подчеркивает Тургенев в портрете Белинского? А что вам больше всего запомнилось в портрете Белинского?
Сделайте полный синтаксический анализ первых двух предло-жений.
Найдите в этом тексте однородные члены; определите, какими членами предложения они являются, чем выражены: дайте их графические схемы.
307*. Прочитайте воспоминания В. А. Соллогуба о жене Л. С. Пушкина - Н. Н. Пушкиной. В чем вы видите особенности описания ее портрета? Какие изобразительно-выразительные сред- | і ва языка вы встретили в этом описании? Как вы полагаете, почему Соллогуб особо выделил слово женщиныI
На другой день отец повез меня к Пушкину - он жил в довольно скромной квартире на... улице. Самого хозяина по было дома, и нас приняла его красавица-жена. Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал и женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно2 тонкой талией, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно6 поворачивалась1" на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более; а кожа, глаза, зубы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при ее появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, во-первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал ее муж,- она бывала постоянно и в большом свете и при дворе, но ее женщины находили несколько странной.
Я с первого же раза без памяти в нее влюбился; надо сказать, что тогда не было почти пи одного юноши в Петербур-ге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьезно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею знакомых, но чуть ли никогда собственно ее даже не видавших"/1
(P^pi 1. Сочетание каких двух типов речи встречается в этом тек- Ib^-J сте? Назовите их.
2. Укажите признаки каждого из этих типов речи.
308. Напитпите сочинение-миниатюру - описание любимой вашей вещи, которой вы часто пользуетесь. Подумайте, как вы будете строить этот текст, не забудьте о главных признаках текста и правилах построения описания.

Чтобы донести до окружающих или себя лично смысл того, что хочется сказать, люди используют текст, который может быть высказан в письменной или устной речи, вслух или мысленно. Обычно он состоит из нескольких связанных по смыслу и грамматически предложений. Русский текст по своей структуре может отличаться от изложения и построения предложений и фраз в других языках.

Понятие текста

Любой текст должен нести смысловую нагрузку и иметь четко прослеживаемую линию повествования. Тема текста - это то, о чем ведется речь. Он создается для передачи информации на любую выбранную тему, переданную в виде отдельных предложений, объединенных общим смысловым содержанием.

Каждое последующее предложение в тексте может содержать микротему, помогающую раскрыть общую тематику. В свою очередь последовательное изложение основной мысли раскрывает идею текста, то есть то, ради чего он создавался.

Тема и идея текста всегда взаимосвязаны и формируют содержание высказывания. Основная мысль может быть высказана в одном из предложений или звучать в заголовке. Чтобы текст был содержательным, существуют способы связи предложений.

Кроме этого, каждый текст имеет четкую структуру и признаки, определяющие его как лингвистическую единицу.

Признаки текста

Чтобы определить, является ли высказывание текстом, следует знать, что для него характерно:

  • Во-первых, текст всегда информативен, поэтому, какие бы ни были типы связи предложений, каждое новое предложение служит раскрытию основной темы, а не повторением одного и того же.
  • Во-вторых, связность, так как каждое последующее предложение связано по смыслу с предыдущими.
  • В-третьих, цельность, которая создается единством темы и основной мысли в рамках раскрываемого содержания.
  • В-четвертых, текст имеет завершенность, что происходит, когда основная мысль донесена до слушателя или читателя.
  • В-пятых, текст всегда можно «расчленить» на меньшие части, например, абзацы.
  • В-шестых, текст должен соотноситься с ситуацией, реальной или придуманной, которую может понять и осознать слушатель или читатель.

По этим признакам можно определить, являются ли предложения частью текста или никак не связаны друг с другом.

Строение текста

В произведении предложения связываются друг с другом с помощью:

  • локальной связи, например, по абзацам;
  • глобальной связи, которая заключается в восприятии смысла текста целиком;
  • контактной связи, когда дополняющие предложения стоят рядом;
  • дистантной связи, при которой компоненты речи разделены разъясняющими частями текста.

Еще одним показателем текста является его строение, в которое входит вступление, центральная часть и вывод (заключение).

Цепная связь предложений в тексте

Способы связи предложений делятся на лексический, морфологический, структурно-смысловой и синтаксический уровень. На структурно-смысловом уровне различают цепной и параллельный виды связи. Цепная связь между предложениями предполагает, что каждое последующее высказывание раскрывает смысл предыдущего. Происходит это с применением:

  • лексического повтора;
  • синонимов;
  • замены слов.
  • Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города. Предложения связаны с помощью лексического повтора, при котором основная мысль предыдущего высказывания раскрывается в следующем за ним.

  • Я посмотрел новый фильм. Комедия была действительно смешная. В данном виде связи используются заменяющие друг друга синонимы: фильм - комедия.
  • Я прочла интересную книгу. Она захватила мое сознание на ближайшие несколько дней. Предложения связаны с помощью замены слова книгу на местоимение она .

При замене слов чаще всего используются указательные и личные местоимения, местоименные наречия и Также часто применяются такие типы связи предложений, как словесный пропуск, например:

  • Вечерело. На небе первые звезды . Независимо от пропуска слова, смысл текста понятен и означает, что при наступлении вечера на небе появляются первые звезды.

Параллельные связи

Параллельная связь предложений в тексте подразумевает, что они полностью самостоятельны и не являются дополнением друг другу. При подобной связи они либо противопоставляются, либо сопоставляются друг с другом, либо являются перечислением чего-либо.

Этому виду связи соответствует одинаковый порядок слов, а члены предложений имеют однотипные грамматические формы. Чаще всего параллельная связь предложений применяется авторами для обрисовки более точной картины происходящего через описание. Так как каждое из предложений в таком тексте самостоятельное, они расширяют «границы» события. Это может проявляться через различные приемы.

Примеры средства связи предложений в тексте:

  1. Вот послышался первый крик петуха. Вот посветлело небо на востоке. Вот на небе осталась только одна звезда. Вот и наступило утро нового дня. Одинаковое начало каждого предложения объединяет их в единый текст, передающий описание события - это анафорический параллелизм.

  2. На асфальт упали первые капли дождя. Прохожие стали доставать зонты. В данном связь предложений в тексте осуществляется объединением одним явлением - дождем - это логический вид связи.
  3. Машина выехала из гаража. На улице еще было пусто и тихо. Солнце только поднималось над городом. Однотипные предложения объединены с помощью их соположенности.
  4. Параллельная связь предложений в тексте может сочетаться с цепной и образовывать параллельно-цепную последовательность.

    Параллельно-цепная связь

    Параллельно-цепной называется связь, когда оба эти вида применяются в одном тексте. При этом второе предложение связано с первым параллельной связью, а третье имеет отношение ко второму и связано с ним цепной связью.

    Примеры с помощью параллельно-цепного вида:

  • Самым интересным был кабинет химии. Что могло находиться в пробирках и колбах на учительском столе? Что за портреты великих ученых и таблицы с непонятными значками висят на стене - все было ново для учеников, попавших сюда впервые. Второе и третье предложения связаны между собой цепной связью с помощью одинакового начала, тогда как первое и второе связаны логической параллельной связью.
  • На улице резко похолодало. На градуснике ртуть опустилась за цифру ноль. Он показывал минусовую температуру, и это означало, что зима так просто сдаваться не собирается. Первое и второе предложения самостоятельные, и их объединяет одно явление - похолодание, тогда как третье предложение связано со вторым цепной связью с помощью замещения слов.

При таком виде связи идет более полное раскрытие описываемых событий или перечислений.

Лексическая связь предложений

При лексическом виде связи предложений русский текст перегружен повторением одних и тех же или однокоренных слов. Подобный стиль изложения текста свойственен официальному и деловому стилю, а в художественной литературе - описанию. Например:

  • Жили-были дед и баба. Не было у деда с бабой детей .
  • История - это наука о деятельности людей в прошлом. В прошлом, существовавшем до появления человека разумного, и до событий, происходивших вчера, все становится историей.

Также к лексической связи предложений относится замена слов синонимами или антонимами или их родовое взаимоотношение. Примеры средства связи предложений в тексте:

  • На горизонте показалась крепость. Цитадель становилась все более грозной по мере приближения к ней. Замена с помощью синонимов.

  • Одна из вытянутых спичек оказалась короткой. Другая - длинной. Используются антонимы.

Таким образом, предложения «цепляются» в тексте с помощью лексических связей.

Синтаксические средства связи

При этом предложения полностью идентичны в своем строении. Этот метод называется например:

- Нужно быть лучшим. Нужно быть лучше себя вчерашнего.

Соположенность предложений (объединение их в единое целое при одинаковом типовом значении) используется при параллельной связи, например:

- Утки и лебеди плавали возле берега. В полной тишине проходило ожидание, когда очередной наблюдатель бросит куски хлеба в воды озера. Начинались суета и гвалт.

При синтаксической связи часто используются слова, скрепляющие предложения в едином тексте: таким образом, как говорилось выше и тому подобные.

Морфологические средства связи

При морфологических видах связи чаще всего используют:

  • замену существительных на местоимения - В лесу много деревьев. По тому, какие преобладают, можно судить о его составе. Существительные заменяются местоимениями.
  • глаголы одного времени и вида - Неожиданно налетел шквал ветра. Зонт вырвало из рук. Глаголы страдательного вида стоят в прошедшем времени.

  • частицы и вводные слова - Он был неправ. Следовательно, друзья его не поддержали.

Морфологическая связь чаще всего применяется в описательного или повествовательного характера.

Похожие статьи